Авиаремонтный завод 403 гражданской авиации

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Авиаремонтный завод 403 гражданской авиации — предприятие, специализирующееся на ремонте авиационной техники. Расположен в Иркутске.

Авиаремонтный завод 403 гражданской авиации: энциклопедическая справка

Это предприятие было создано на базе ремонтных мастерских общества «Добролет» в сентябре 1928. После технического рейса Иркутск – Якутск – Иркутск был произведен ремонт первого самолета «Добролет», который велся под руководством будущего конструктора вертолетов Н. И. Камова. В Иркутске начали действовать ремонтные мастерские по обслуживанию самолетов. С этих мастерских и начинался завод 403. В первые годы ремонт производился под открытым небом, потребность в запасных частях удовлетворялась лишь на 25 %, сложно было с жильем, с кадрами, не хватало оборудования, инструментов. В районе Красных казарм началось строительство производственных зданий, и уже в 1930 в авиамастерских было отремонтировано 17 самолетов и 60 авиамоторов. В этих достижениях немалая заслуга Ф. П. Башкирцева – начальника авиамастерских, Н. И. Петровского – бригадира цеха, лучшего рационализатора. Он впервые в стране произвел оковку пропеллеров, в результате чего их ресурс увеличился вдвое. По методу и технологии, разработанным Петровским, Центральные мастерские в Москве организовали массовую оковку воздушных винтов.

Рост авиаперевозок в Восточной Сибири во многом обеспечивался ударной работой иркутских авиамастерских. В течение 1933–1934 этим коллективом было отремонтировано 50 самолетов и 197 моторов, а в 1936–1937 – 73 самолета и 382 авиамотора. В начале 1934 по заданию правительства коллектив мастерских готовил самолеты Л-42, ПС-4, предназначенные для спасения челюскинцев и вывоза их из ледового лагеря экипажами Слепнева, Доронина, Водопьянова, работавших в то время в Иркутском авиапредприятии и ставших первыми Героями СССР.

Важной заслугой ремонтников является проектирование и постройка нового самолета в северном варианте. Инициативную группу возглавил А. И. Злоказов, прибывший в Иркутск в 1930. Главное управление ГВФ, рассмотрев представленные иркутянами материалы, выдало задание на самостоятельное проектирование арктического самолета АРКЗ-1 (Арктический, Злоказова-I). Техник И. Белослудцев сделал расчет фюзеляжа. Выпускник Ирк. политехникума В. М. Стуков рассчитал и спроектировал крыло, В. Чайванов – жесткое управление оригинальной схемы.

Летом 1935 самолет АРКЗ-1 был построен. Он имел 5100 кг полетного веса с новейшим двигателем М-34 и мог перевозить 10–12 пассажиров или тонну грузов на расстояние 1000 км. Максимальная скорость его была 250 км/ч., посадочная – 60–70 км/ч. После окончания летных испытаний А. Мансветов, Т. Анисимов и А. Злоказов доставили самолет в Москву на государственные испытания. Самолет их прошел, но в серию не попал.

В годы Великой Отечественной войны мастерские были преобразованы в авиационно-ремонтную базу – АРБ 403 ГВФ. Коллектив работал по-фронтовому. Коллективу авиаремонтников пришлось не только восстанавливать, но и строить новые самолеты. Фронту в районы Карелии, Ленинграда требовались самолеты-амфибии Ш-2, которые выпускались в Ленинградских авиамастерских АРМ-21. Они были эвакуированы из Ленинграда в Иркутск и размещены на территории АРБ-403. Эшелон прибыл в окт. 1941 вместе со специалистами. К концу 1942 выпустили первый Ш-2, испытания к-рого провели начальник ВСУ ГВФ П. Н. Чулков и контрольный мастер Л. Н. Копач. В АРБ создали санитарный вариант летающей лодки: сзади пилотской кабины смонтировали еще одну, в к-рой устанавливались носилки с ранеными.

Несмотря на нехватку специалистов, трудности в материально-техническом снабжении, работники АРБ в теч. 1942–1945 построили для фронта около 150 амфибий, отремонтировали 286 самолетов и 884 авиационного мотора. И после войны основная масса иркутских Ш-2 почти до конца 1950-х обслуживала нужды народного хозяйства страны и населения. В марте 1944 решением бюро Иркутского ГК ВКП(б) АРБ была занесена на общегородскую Красную доску почета. А в июне 1944 начальник АРБ А. М. Сухоруков был награжден орденом Красной Звезды.

В послевоенные годы завод успешно развивался, став монополистом по ремонту самолетов «АН» всех модификаций: в Иркутск ремонтировать «Аннушки» присылали все авиапредприятия от Камчатки до Смоленска, выполнялись заказы на ремонт самолетов из зарубежных стран. Перестройка, изменения в системе авиаперевозок отразились на объемах производимых ремонтных работ, они значительно уменьшились, сократился штат работников завода. В 2008 завод прекратил свое существование как авиаремонтное предприятие.

Авиация в Иркутской области. Читайте в Иркипедии

  1. Авиационный транспорт в Сибири
  2. Зарождение гражданской авиации в Иркутской области
  3. Гражданская авиация в Иркутской области: история
  4. Иркутское отделение всероссийского аэроклуба
  5. Первый иркутский аэродром
  6. Иркутский гидропорт
  7. Первый полет над Усть-Ордой
  8. Кальвиц, Отто Артурович — пионер авиации Приангарья
  9. С камерой в историю. Аэродром // Берестенёв Р.Г. Фотообразы времени
  10. Баранов, Юрий Иванович — автор гимна дальней авиации
  11. Иркутский военный авиационный инженерный институт
  12. Аэропорт Иркутск: главные сведения
  13. Иркутск-Восточный (аэродром)
  14. Иркутск-Новый (аэропорт)

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркутск. Историко-краеведческий словарь. - Иркутск, 2011 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.