Как видим, некоторые из ныне действующих машиностроительных предприятий возникли на базе небольших цехов и ремонтных мастерских, организованных еще в дореволюционный период (например, станкостроительный завод и завод тяжелого машиностроения). Другие предприятия появились в предвоенные и военные годы на основе производств, эвакуированных из западных районов страны (авиационный завод, завод радиоприемников и др.).
Машиностроительный комплекс Иркутской области традиционно формировался с ориентацией на обслуживание базовых отраслей экономики региона. Входившие в его состав предприятия освоили выпуск горно-обогатительного, лесопильного, химического, металлургического и другого оборудования. Были созданы судостроительные мощности и налажен ремонт всех видов транспортных средств — речных судов, авто- и авиатранспорта, железнодорожного подвижного состава.
Вместе с тем наряду с этими традиционными для региона производствами строились ускоспециализированные машиностроительные предприятия, ориентированные на выпуск продукции, потребляемой в других регионах страны. Например, в Приангарье были размещены (и получили общесоюзную специализацию) предприятия авиастроения, станкостроения, тяжелого машиностроения, электро- и радиотехнических отраслей.
К настоящему времени в области сформировалось четыре основных центра машиностроения, каждый из которых специализируется на производстве оборудования и обслуживании «своих» отраслей народного хозяйства — горнодобывающей промышленности, металлургии, транспорта (водного, железнодорожного, воздушного), химической промышленности, военно-промышленного комплекса и т.д.
Иркутск. Это старейший и самый крупный центр машиностроительной промышленности области. На его долю приходится больше половины валовой продукции комплекса. В городе представлены почти все развитые в области виды машиностроения и металлообработки (авиастроение, тяжелое машиностроение, станкостроение, приборостроение, радиотехническая промышленность и др.).
Предприятия областного центра специализируются на выпуске современных боевых и многоцелевых самолетов, различных машин и оборудования для горнорудной, химической и радиоэлектронной про-мышленности.
Ангарск. Этот сравнительно молодой город тоже стал центром машиностроения и металлообработки. Данные отрасли первоначально создавались здесь для обслуживания строительства крупного нефтехимического комплекса и нового города, В дальнейшем они приобрели самостоятельное значение, а их продукция стала пользоваться спросом в других районах страны. Ныне машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия Ангарска ориентированы на выпуск электротехнического и химического оборудования.
Усолье-Сибирское. Для этого старинного города машиностроение является сравнительно новой отраслью. Здесь расположен завод горного оборудования, вступивший в строй в 1956 г. и сразу же получивший союзное значение. Завод выпускает главным образом обогатительное оборудование, оборудование для цветной металлургии и горнорудной промышленности.
Черемхово и Свирск. Эти два небольших города находятся в непосредственной близости друг от друга, в Черемховском углепромышленном районе, что и определило специализацию их машиностроительных производств, ориентированных на ремонт угледобывающей техники (свирский завод) и горнопроходческого оборудования для шахт и разрезов (черемховский завод).
Кроме четырех перечисленных центров можно назвать еще несколько городов, где размещены машиностроительные производства. Например, предприятия по ремонту оборудования для лесной промышленности расположены в Братске, Тайшете и Алзамае, На ряде крупных станций ВСЖД имеются мощности по ремонту подвижного состава. На крупных реках области Ангаре (Иркутск, Братск) и Лене (Качуг, Жигалово, Усть-Кут и Киренск), а также на оз. Байкал (пос. Листвянка) действуют судостроительные верфи, на которых строятся и ремонтируются разного типа озерно-речные суда.
Таблица 20.1. Динамика производства некоторых видов продукции в Иркутской области
Продукция |
1990 |
1995 |
---|---|---|
Устройства комплексные низковольтные, тыс. шт. Аккумуляторы свинцовые (автомобильные), тыс. шт. Провод (по массе меди), тыс. т Бронекабель, тыс. км Устройства радиоприемные, тыс. шт. Станки деревообрабатывающие, шт. Станки металлорежущие, шт. Рамы лесопильные, шт. Доменное и сталеплавильное оборудование, млн. дол. Прокатное оборудование, млн. дол, Обогатительное оборудование, млн. дол. Оборудование для цветной металлургии, млн. дол. Химическое оборудование и запасные части к нему, млн. дол. Технологическое оборудование для перерабатывающих отраслей АПК и запчасти к нему, млн. дол. Приборы и средства автоматизации, млн. дол, Запасные части к автомобилям и тракторам, млн. дол, Насосы центробежные, шт. Несамоходные суда, ед. Литье чугунное, тыс. т Литье стальное, тыс. т Литье цветное, т Штамповки, т Котлы отопительные, МВт Радиаторы, тыс. кВт Металлоконструкции сварные, тыс. т Посуда алюминиевая штампованная, тыс. шт. Слюда обработанная, т |
103 1830 89 14 95 56 196 450 3,6 3,4 4,1 7,2 3,4 0,8
5,3 8,5 7495 23 58, 25 1790 3062 6434 3018 190 594 149 |
9 183 32 10 32 16 22 30 2,8 1,1 1,9 6,3 3,0 0,1
1,5 0,6 614 3 9 7 717 568 378 44 48 34 25 |
В перспективе, при создании новых современных машиностроительных производств, а также модернизации и расширении существующих, наиболее подходящими территориями окажутся промышленно освоенные районы Иркутской области, прежде всего Иркутско-Черемховский, который лучше других обеспечен квалифицированными трудовыми ресурсами, имеет более выгодные транспортное и экономико-географическое положение, располагает благоприятными возможностями для кооперирования. Поэтому именно сюда следует направлять основные капитальные вложения, предназначенные для развития машиностроения.
Перед революцией машиностроительный комплекс давал 5 % всей промышленной продукции губернии, в начале 1940-х гг. этот показатель возрос до 30 %, а к 1955 г. — до 48 %. После создания в Приангарье мощных предприятий электроэнергетики, нефтехимии, цветной металлургии и целлюлозно-бумажной промышленности доля машиностроительного комплекса в экономике области сократилась до 8%.
В докризисный период почти половина всего объема продукции машиностроения направлялась на нужды базовых отраслей промышленности, остальное вывозилось за пределы области. При этом имеющиеся производственные мощности не обеспечивали полностью потребности хозяйства в машинах и оборудовании. Значительное количество их завозилось из других регионов страны или из-за рубежа.
По характеру производственных взаимосвязей предприятия машиностроительного комплекса можно разделить на две большие группы.
К первой следует отнести крупные и средние узкоспециализированные производства, поставляющие продукцию в основном за пределы области. Они создавались еще в рамках общесоюзного разделения труда, имели очень широкие производственные связи и вывозили 90-100 % своей продукции за пределы области, преимущественно в европейские районы СССР, на Урал, в Казахстан, Среднюю Азию, на Украину. В данную группу можно включить Иркутское авиационное производственное объединение, Иркутский завод тяжелого машиностроения, Иркутский станкостроительный завод, Ангарский электро-механический завод, Свирский завод аккумуляторов и некоторые другие предприятия,
Вторая группа машиностроительных производств обслуживает прежде всего региональные потребности. В основном это ремонтные предприятия, заводы металлоконструкций, металлоизделий, предприятия металлообработки местной промышленности и бытового обслуживания.
Машиностроительные предприятия региона, традиционно работавшие в жестких условиях плановой экономики и имевшие гарантированный сбыт своей не всегда конкурентоспособной продукции, оказались совершенно не готовыми к работе в новых экономических условиях. С переходом к рыночным отношениям они резко сократили объемы производства. С исчезновением стабильных госзаказов директора заводов еще несколько лет продолжали ждать привычной помощи «сверху».
В результате за годы реформ выпуск продукции уменьшился в 6 раз (сейчас ее стоимость оценивается примерно в 500-600 млн. дол.). Некоторые предприятия (завод карданных валов и др.) совсем прекратили свое существование. Их производственные корпуса (расположенные в центре Иркутска) переоборудованы теперь в крупные современные торговые залы.
Называется множество причин глубокого кризиса машиностроения, среди которых, на наш взгляд, можно выделить несколько наиболее существенных:
К началу реформ техническая оснащенность многих заводов существенно отставала от зарубежного уровня. Прежде всего это касалось передовых технологических процессов, комплексно автомати-зированных производств и робототехнических комплексов, которые и определяют качество и конкурентоспособность конечной продукции,
В настоящее время спад производства привел к оттоку с промышленных предприятий высококвалифицированных кадров (конструкторов, технологов, проектировщиков и др.). Снизилась привлекательность машиностроительных предприятий для потенциальных инвесторов, отечественных и зарубежных.
Каковы пути выхода из кризиса? Необходима государственная программа развития отечественного машиностроения, предусматривающая комплекс мер по возрождению его отдельных отраслей и наиболее значимых предприятий. Очень важно широкое использование опыта успешно работающих машиностроительных производств, как зарубежных, так и российских (такие уже есть в современной России), В качестве одного из путей выхода из кризиса предлагается следующий: при создании различных финансово-промышленных корпораций и консорциумов (региональных, общероссийских и международных) включать в их состав профильные машиностроительные предприятия. Исключительную роль в подъеме производства будут играть высокопрофессиональные кадры, способные работать в новых условиях и связывающие свое будущие с Россией. Именно им предстоит возродить этот важный для экономики страны комплекс.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей