Общие сведения о машиностроении и металлообработке // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Как видим, некоторые из ныне действующих машиностроительных предприятий возникли на базе небольших цехов и ремонтных мастерских, организованных еще в дореволюционный период (например, станкостроительный завод и завод тяжелого машиностроения). Другие предприятия появились в предвоенные и военные годы на основе производств, эвакуированных из западных районов страны (авиационный завод, завод радиоприемников и др.).

Специализация и размещение

Машиностроительный комплекс Иркутской области традиционно формировался с ориентацией на обслуживание базовых отраслей экономики региона. Входившие в его состав предприятия освоили выпуск горно-обогатительного, лесопильного, химического, металлургического и другого оборудования. Были созданы судостроительные мощности и налажен ремонт всех видов транспортных средств — речных судов, авто- и авиатранспорта, железнодорожного подвижного состава.

Вместе с тем наряду с этими традиционными для региона производствами строились ускоспециализированные машиностроительные предприятия, ориентированные на выпуск продукции, потребляемой в других регионах страны. Например, в Приангарье были размещены (и получили общесоюзную специализацию) предприятия авиастроения, станкостроения, тяжелого машиностроения,  электро-  и радиотехнических отраслей.

К настоящему времени в области сформировалось четыре основных центра машиностроения, каждый из которых специализируется на производстве оборудования и обслуживании «своих» отраслей народного хозяйства — горнодобывающей промышленности, металлургии, транспорта (водного, железнодорожного, воздушного), химической промышленности, военно-промышленного комплекса и т.д.

Иркутск. Это старейший и самый крупный центр машиностроительной промышленности области. На его долю приходится больше половины валовой продукции комплекса. В городе представлены почти все развитые в области виды машиностроения и металлообработки (авиастроение, тяжелое машиностроение, станкостроение, приборостроение, радиотехническая промышленность и др.).

Предприятия областного центра специализируются на выпуске современных боевых и многоцелевых самолетов, различных машин и оборудования для горнорудной, химической и радиоэлектронной про-мышленности.

Ангарск. Этот сравнительно молодой город тоже стал центром машиностроения и металлообработки. Данные отрасли первоначально создавались здесь для обслуживания строительства крупного нефтехимического комплекса и нового города, В дальнейшем они приобрели самостоятельное значение, а их продукция стала пользоваться спросом в других районах страны. Ныне машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия Ангарска ориентированы на выпуск электротехнического и химического оборудования.

Усолье-Сибирское. Для этого старинного города машиностроение является сравнительно новой отраслью. Здесь расположен завод горного оборудования, вступивший в строй в 1956 г. и сразу же получивший союзное значение. Завод выпускает главным образом обогатительное оборудование, оборудование для цветной металлургии и горнорудной промышленности.

Черемхово и Свирск. Эти два небольших города находятся в непосредственной близости друг от друга, в Черемховском углепромышленном районе, что и определило специализацию их машиностроительных производств, ориентированных на ремонт угледобывающей техники (свирский завод) и горнопроходческого оборудования для шахт и разрезов (черемховский завод).

Кроме четырех перечисленных центров можно назвать еще несколько городов, где размещены машиностроительные производства. Например, предприятия по ремонту оборудования для лесной промышленности расположены в Братске, Тайшете и Алзамае, На ряде крупных станций ВСЖД имеются мощности по ремонту подвижного состава. На крупных реках области Ангаре (Иркутск, Братск) и Лене (Качуг, Жигалово, Усть-Кут и Киренск), а также на оз. Байкал (пос. Листвянка) действуют судостроительные верфи, на которых строятся и ремонтируются разного типа озерно-речные суда.

Таблица 20.1. Динамика производства некоторых видов продукции в Иркутской области

Продукция

1990

1995

Устройства комплексные низковольтные, тыс. шт.

Аккумуляторы свинцовые (автомобильные), тыс. шт.

Провод (по массе меди), тыс. т

Бронекабель, тыс. км

Устройства радиоприемные, тыс. шт.

Станки деревообрабатывающие, шт.

Станки металлорежущие, шт.

Рамы лесопильные, шт.

Доменное и сталеплавильное оборудование, млн. дол.

Прокатное оборудование, млн. дол,

Обогатительное оборудование, млн. дол.

Оборудование для цветной металлургии, млн. дол.

Химическое оборудование и запасные части к нему, млн. дол.

Технологическое оборудование для перерабатывающих отраслей АПК и запчасти к нему, млн. дол.

Приборы и средства автоматизации, млн. дол,

Запасные части к автомобилям и тракторам, млн. дол,

Насосы центробежные, шт.

Несамоходные суда, ед.

Литье чугунное, тыс. т

Литье стальное, тыс. т

Литье цветное, т

Штамповки, т

Котлы отопительные, МВт

Радиаторы, тыс. кВт

Металлоконструкции сварные, тыс. т

Посуда алюминиевая штампованная, тыс. шт.

Слюда обработанная, т

103

1830

89

14

95

56

196

450

3,6

3,4

4,1

7,2

3,4

0,8

 

5,3

8,5

7495

23

58,

25

1790

3062

6434

3018

190

594

149

9

183

32

10

32

16

22

30

2,8

1,1

1,9

6,3

3,0

0,1

 

1,5

0,6

614

3

9

7

717

568

378

44

48

34

25

В перспективе, при создании новых современных машиностроительных производств, а также модернизации и расширении существующих, наиболее подходящими территориями окажутся промышленно освоенные районы Иркутской области, прежде всего Иркутско-Черемховский, который лучше других обеспечен квалифицированными трудовыми ресурсами, имеет более выгодные транспортное и экономико-географическое положение, располагает благоприятными возможностями для кооперирования. Поэтому именно сюда следует направлять основные капитальные вложения, предназначенные для развития машиностроения.

Структура

Перед революцией машиностроительный комплекс давал 5 % всей промышленной продукции губернии, в начале 1940-х гг. этот показатель возрос до 30 %, а к 1955 г. — до 48 %. После создания в Приангарье мощных предприятий электроэнергетики, нефтехимии, цветной металлургии и целлюлозно-бумажной промышленности доля машиностроительного комплекса в экономике области сократилась до 8%.

В докризисный период почти половина всего объема продукции машиностроения направлялась на нужды базовых отраслей промышленности, остальное вывозилось за пределы области. При этом имеющиеся производственные мощности не обеспечивали полностью потребности хозяйства в машинах и оборудовании. Значительное количество их завозилось из других регионов страны или из-за рубежа.

По характеру производственных взаимосвязей предприятия машиностроительного комплекса можно разделить на две большие группы.

К первой следует отнести крупные и средние узкоспециализированные производства, поставляющие продукцию в основном за пределы области. Они создавались еще в рамках общесоюзного разделения труда, имели очень широкие производственные связи и вывозили 90-100 % своей продукции за пределы области, преимущественно в европейские районы СССР, на Урал, в Казахстан, Среднюю Азию, на Украину. В данную группу можно включить Иркутское авиационное производственное объединение, Иркутский завод тяжелого машиностроения, Иркутский станкостроительный завод, Ангарский электро-механический завод, Свирский завод аккумуляторов и некоторые другие предприятия,

Вторая группа машиностроительных производств обслуживает прежде всего региональные потребности. В основном это ремонтные предприятия, заводы металлоконструкций, металлоизделий, предприятия металлообработки местной промышленности и бытового обслуживания.

Современное состояние

Машиностроительные предприятия региона, традиционно работавшие в жестких условиях плановой экономики и имевшие гарантированный сбыт своей не всегда конкурентоспособной продукции, оказались совершенно не готовыми к работе в новых экономических условиях. С переходом к рыночным отношениям они резко сократили объемы производства. С исчезновением стабильных госзаказов директора заводов еще несколько лет продолжали ждать привычной помощи «сверху».

В результате за годы реформ выпуск продукции уменьшился в 6 раз (сейчас ее стоимость оценивается примерно в 500-600 млн. дол.). Некоторые предприятия (завод карданных валов и др.) совсем прекратили свое существование. Их производственные корпуса (расположенные в центре Иркутска) переоборудованы теперь в крупные современные торговые залы.

Называется множество причин глубокого кризиса машиностроения, среди которых, на наш взгляд, можно выделить несколько наиболее существенных:

  1. слабый менеджмент руководителей предприятий и низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции;
  2. потеря прежних рынков сбыта традиционной профильной продукции и падение платежеспособного спроса на нее;
  3. потеря квалифицированных кадров;
  4. отсутствие интереса со стороны инвесторов, слабое финансирование (15-25 %) технического переоснащения предприятий комплекса в рамках федеральных конверсионных программ.

К началу реформ техническая оснащенность многих заводов существенно отставала от зарубежного уровня. Прежде всего это касалось передовых технологических процессов, комплексно автомати-зированных производств и робототехнических комплексов, которые и определяют качество и конкурентоспособность конечной продукции,

В настоящее время спад производства привел к оттоку с промышленных предприятий высококвалифицированных кадров (конструкторов, технологов, проектировщиков и др.). Снизилась привлекательность машиностроительных предприятий для потенциальных инвесторов, отечественных и зарубежных.

Каковы пути выхода из кризиса? Необходима государственная программа развития отечественного машиностроения, предусматривающая комплекс мер по возрождению его отдельных отраслей и наиболее значимых предприятий. Очень важно широкое использование опыта успешно работающих машиностроительных производств, как зарубежных, так и российских (такие уже есть в современной России), В качестве одного из путей выхода из кризиса предлагается следующий: при создании различных финансово-промышленных корпораций и консорциумов (региональных, общероссийских и международных) включать в их состав профильные машиностроительные предприятия. Исключительную роль в подъеме производства будут играть высокопрофессиональные кадры, способные работать в новых условиях и связывающие свое будущие с Россией. Именно им предстоит возродить этот важный для экономики страны комплекс.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Винокуров М. А. Суходолов А. П. | Источник(и): Экономика Иркутской области: В 4 т. — Иркутск: Изд-во: БГУЭП, 1999 | Том 2 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1999 | Дата последней редакции в Иркипедии: 05 августа 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Книги | Экономика Иркутской области | Библиотека по теме "Экономика"