Воздушный транспорт на дальних и сверхдальних расстояниях осуществляет пассажирские связи региона с городами европейской части страны, Сибири и Дальнего Востока, а на менее дальних расстояниях внутри региона – с изолированными в транспортном отношении районами и пунктами, не имеющими других видов регулярного сообщения.
Преобладающая по площади часть территории, обслуживаясь преимущественно воздушным и вездеходным видами транспорта, до сих пор остается труднодоступной в транспортно-экономическом отношении.
Транспорт Байкальского региона (без трубопроводного) перевозит ежегодно около 230 млн т грузов (2006 г.). Подавляющая часть отправленных грузов приходится на автомобильный транспорт всех видов деятельности (58,6 %) и железнодорожный транспорт общего пользования (40,0 %), тогда как доля внутреннего водного транспорта незначительна (1,4 %).Однако в общем объеме грузооборота (транспортной работы), достигающем 208 млрд т/км, безоговорочно доминирует железнодорожный транспорт – 97,8 %, в то время как роль автомобильного и водного транспорта относительно малозначима – соответственно 1,6 и 0,6 %, а роль воздушного транспорта – ничтожна. В формировании грузопотоков (отправлении грузов) лидирует экономически более развитая Иркутская область (76 %), второе место принадлежит Забайкальскому краю (15 %), третье – Республике Бурятия (9 %).
Основное значение в общем объеме отправления пассажиров – 285 млн чел. (2006 г.) – имеет в регионе автомобильный транспорт (85,8 %), ему заметно уступает железнодорожный (14,0 %), незначительна доля водного и воздушного транспорта (0,1 %). В пассажирообороте (10,1 млрд пасс./км) на первое место выходит железнодорожный транспорт (70,4 %) с учетом перевозок пассажиров поездами дальнего следования, второе место принадлежит автомобильному (28,2 %), затем следует воздушный (1,2 %) и водный (0,2 %). В формировании пассажиропотоков также ведущую роль играет Иркутская область (71 %).
Воздушным транспортом региона в 2006 г. было отправлено свыше 600 тыс. пассажиров, в том числе 155 тыс. в местном сообщении. Подавляющий объем перевозок (свыше 90 %) выполняют четыре международных аэропорта – Иркутск, Чита, Улан-Удэ и Братск, относящиеся к 62 крупнейшим аэропортам России (Транспорт…, 2007). Исключительно из этих четырех аэропортов осуществляются сейчас магистральные авиаперевозки – как международные (в города Китая и Таиланда), так и внутренние межрегиональные (прежде всего в Москву, а также в другие города европейской части страны, Сибири и Дальнего Востока). Однако объем перевозок относительно невелик и составляет всего 2,3 % общего отправления пассажиров из крупнейших аэропортов страны. Даже лидирующий в регионе аэропорт Иркутск находится по объему формирования пассажиропотока лишь на 15-м месте в России, уступая не только трем аэропортам Москвы, аэропортам Санкт-Петербурга, ряда городов-«миллионеров» (Екатеринбург, Новосибирск, Самара и Уфа), главных курортных центров (Сочи и Краснодар), но и аэропортам Красноярска, Хабаровска, Сургута и Владивостока (Транспорт…, 2007).
Намного меньше объем пассажирских перевозок на местных воздушных линиях, связывающих столицы субъектов РФ – Иркутск, Улан-Удэ и Читу – с центрами труднодоступных и отдаленных северных районов – Ербогачёном, Мамой, Бодайбо, Усть-Кутом, Киренском, Казачинским, Нижнеангарском, Таксимо, Багдарином и Чарой. Из Нижнеудинска авиарейсы осуществляются на посадочные площадки поселений Тофаларии, изолированной в горах Восточного Саяна. В начале 1990-х гг. в регионе на местных линиях работало свыше 100 аэропортов, однако впоследствии 46 из них были переведены в эпизодически функционирующие посадочные площадки, а 40 – полностью закрыты.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей