Суммарный оборот розничной торговли Байкальского региона в 2007 г. составил 262,7 млрд руб., или 51,2 тыс. руб. в расчете на одного человека, что существенно ниже среднего показателя по РФ (76,5 тыс. руб.). При этом доля Иркутской области в суммарном обороте составила 57,7 %, при средней обеспеченности населения 60,3 тыс. руб. на человека, по Республике Бурятия эти показатели составили 20,7 % и 56,7 тыс. руб., по Забайкальскому краю – 21,6 % и 50,9 тыс. руб. соответственно. По показателю удельной обеспеченности населения розничной торговлей Иркутской области принадлежит 33 место в РФ, Республике Бурятия – 40, Забайкальскому краю 56 место.
Динамика показателей общего объема розничной торговли за 2000−2007 гг. свидетельствует об их неуклонном росте по всем субъектам региона (рис.1).
Рис.3. Динамика общих объемов оборота розничной торговли
Подобная тенденция роста свойственна также практически всем муниципальным образованиям Байкальского региона, за исключением ряда районов Забайкальского края – Акшинского, Балейского, Петровск-Забайкальского, Шелопугинского и Шилкинского.
Из суммарного оборота розничной торговли региона основная доля приходится на его региональные центры (54 % в 2007 г.), при этом данный показатель неуклонно возрастает (в 2000 г. был 50,8 %). Крупной концентрацией оборота розничной торговли характеризуются также г. Братск и Ангарское МО.
Для структуры оборота розничной торговли Иркутской области и Забайкальского края характерна общая тенденция постепенного снижения доли расходов на потребление непродовольственных товаров (при постоянном большем удельном весе этой составляющей в суммарном обороте) и медленное возрастание доли расходов на потребление продовольственных товаров. В Республике Бурятия картина противоположная: падает доля непродовольственных товаров при постоянном меньшем ее удельном весе в суммарном розничном товарообороте (табл. 1).
Основную часть оборота розничной торговли в Иркутской области (88,2 %), Забайкальском крае (79,2 %), Республике Бурятия (94,5 %) формируют торгующие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка). Доля продаж товаров на розничных рынках и ярмарках снизилась с 22,1 до 11,8 % в Иркутской области, с 25,5 до 10,8 % – в Забайкальском крае и с 39,3 до 5,6 % – в Республике Бурятия (2000−2007 гг.). Соответственно увеличилась доля реализации товаров торгующими организациями с применением цивилизованных форм обслуживания населения (супермаркеты, гипермаркеты, магазины-дискаунтеры), получают все большее развитие торговые сети.
Таблица 1. Структура оборота розничной торговли (в % от общего объема оборота розничной торговли)
Регион |
Продовольственные товары |
Непродовольственные товары |
||||
2000 |
2006 |
2007 |
2000 |
2006 |
2007 |
|
Россия |
46,5 |
45,3 |
45,0 |
53,5 |
54,7 |
55,0 |
Иркутская область |
41,0 |
44,3 |
42,4 |
59,0 |
55,7 |
57,6 |
Забайкальский край |
41,0 |
43,7 |
45,1 |
59,0 |
56,3 |
54,9 |
Республика Бурятия |
52,0 |
54,3 |
54,5 |
48,0 |
45,7 |
45,5 |
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей