Новости

Восточно-Сибирская транспортная прокуратура

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Положение о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 года
Положение о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 года
Источник: Восточно-Сибирская транспортная прокуратура
Прокуратура  ВСЖД
Прокуратура ВСЖД
Постоянно действующая  выставка об истории прокурорского надзора
Постоянно действующая выставка об истории прокурорского надзора
В музее Восточно-Сибирской транспортноы прокуратуры
В музее Восточно-Сибирской транспортноы прокуратуры
Источник: Восточно-Сибирская транспортная прокуратура
Экспонат, переданный первым Восточно-Сибирским транспортным прокурором Георгием Яковлевичем Барским
Экспонат, переданный первым Восточно-Сибирским транспортным прокурором Георгием Яковлевичем Барским

Восточно-Сибирская транспортная прокуратура — единая система органов, действующих в пределах территорий республик Бурятия и Саха (Якутия), Забайкальского края, Амурской и Иркутской областей, главной задачей которой является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства на воздушном, железнодорожном, морском и внутреннем водном транспорте, а также в таможенной сфере. Восточно-Сибирская транспортная прокуратура является звеном системы межрегиональных транспортных прокуратур на правах прокуратур субъектов РФ. Восточно-Сибирский транспортный прокурор — Игорь Анатольевич Мельников.

Общие сведения

Восточно-Сибирская транспортная прокуратура образована с 1 июня 2007 приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 11 мая 2007 № 82 в целях совершенствования надзора за исполнением законов на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, а также в таможенной сфере. 

Аппарат Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры дислоцируется в г. Иркутске и имеет подразделения в г. Чите (заместитель Восточно-Сибирского транспортного прокурора и отдел по надзору за исполнением законов, процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью) и г. Якутске (заместитель Восточно-Сибирского транспортного прокурора).

В состав Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры входят: Байкало-Ангарская транспортная прокуратура (г. Иркутск), Байкальская транспортная прокуратура (г. Северобайкальск, Республика Бурятия), Благовещенская транспортная прокуратура (г. Благовещенск), Борзинская транспортная прокуратура ( г. Борзя, Забайкальский край), Братская транспортная прокуратура (г. Братск, Иркутская область), Бурятская транспортная прокуратура (г. Улан-Удэ), Даурская транспортная прокуратура (пос. Забайкальск, Забайкальский край), Иркутская транспортная прокуратура (г. Иркутск), Могочинская транспортная прокуратура (г. Могоча, Забайкальский край), Нижнеудинская транспортная прокуратура (г. Нижнеудинск, Иркутская область), Осетровская транспортная прокуратура (г. Усть-Кут, Иркутская область), Свободненская транспортная прокуратура (г. Свободный, Амурская область), Сковородинская транспортная прокуратура (г. Сковородино, Амурская область), Тайшетская транспортная прокуратура  (г. Тайшет, Иркутская область), Читинская транспортная прокуратура (г. Чита), Якутская транспортная прокуратура (г. Якутск).

Восточно-Сибирская транспортная прокуратура действует с 1 августа 2007 в пределах территорий Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия) (за исключением участков Дальневосточной железной дороги, расположенных на территории этой республики), включая примыкающие к Республике Саха (Якутия) внутренние морские воды и территориальное море, Амурской (за исключением участков Дальневосточной железной дороги, расположенных на  территории этой области), Иркутской (за исключением участков Красноярской железной дороги, расположенных на территории этой области) областей, Забайкальского края.

Восточно-Сибирская транспортная прокуратура и подчиненные ей транспортные прокуратуры на местах осуществляют следующие полномочия:

  1. надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, в таможенной сфере территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами Следственного комитета Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, органами внутренних дел на транспорте и таможенными органами, коммерческими и некоммерческими организациями, их должностными лицами, органами управления и руководителями, а также за соответствием законам издаваемых ими  правовых актов;
  2. надзор за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов; уголовно-процессуальной деятельностью органов Следственного комитета Российской Федерации.
  3. координацию деятельности правоохранительных органов, действующих на железнодорожном, воздушном, морском и внутреннем водном транспорте, в таможенной сфере, по борьбе с преступностью;
  4. участие в соответствии с требованиями процессуального законодательства в рассмотрении судом уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

История 

XVIII-XIX

12 января 1722 Петр I издал Указ  об образовании прокуратуры. В нём отмечалось:

"Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору".

Суть самой должности прокурора ее основатель Пётр I выразил такими словами:

"Сей чин яко око наше, стряпчий по делам государственным".

Специализированный прокурорский надзор в таможенной сфере и за путями сообщения стал осуществляться в лице прокурора Коммерц-коллегии Сената  и прокурора Камер-коллегии Cената, учрежденных в 1718. Коммерц-коллегия ведала торговлей, морскими и пограничными таможнями, а также устройством путей сообщения, сухопутных и водных. В подчинении Камер-коллегии, ведавшей в целом государственными доходами, до 1740 находились внутренние таможни. Она также ведала строительством казенных дорог и мостов.  В 1740 руководство всеми таможенными органами стала осуществлять только Коммерц-коллегия. Рядом вопросов деятельности Иркутского адмиралтейства, ведавшего казенным флотом на Байкале, а также  доставки грузов, оборудования и снаряжения по сухопутным и водным путям Восточной Сибири для  порта Охотск и дислоцировавшихся там судов ведала Адмиралтейств-коллегия.

На местах за деятельностью органов губернского управления, которые ведали таможенными вопросам и путями сообщения, надзирали территориальные губернские прокуроры. В Сибири прокуратура была создана уже после смерти Петра I. Первым Сибирским прокурором стал отставной армейский капитан П.А. Челищев, который занимал эту должность в 1734-1741. Он дислоцировался в Тобольске, откуда в то время осуществлялось управление Сибирской губернией. Через Тобольск проходил основной путь, связывающий европейскую Россию с Сибирью. В то же время, вопросами Сибири с 1730 начал ведать воссозданный Сибирский приказ. В 1734 по представлению Сената императрица утвердила должность прокурора Сибирского приказа и назначила на нее капитана В. Римского-Корсакова. Прокурор приказа  был непосредственно подчинен генерал-прокурору Сената. В 1736  входившая в состав Сибирской губернии под управлением особого вице-губернатора Иркутская провинция была выведена из подчинения Сибирского губернатора и передана в непосредственное подчинение Сибирского приказа. В подчинении Сибирского губернатора осталась только Тобольская провинция. Таким образом, прокурорский надзор по вопросам, касающимся управления Иркутской провинцией, то есть всей Восточной Сибирью, стал непосредственно осуществлять находившийся в Москве прокурор Сибирского приказа. Сибирский приказ в то время ведал кадровой политикой и контролем за деятельностью местной администрации. Ему также были переданы от Камер-коллегии вопросы  внутренних сибирских доходов.  Однако вопросы  внешней торговли с Китаем и пограничной таможенной политики Сибирский приказ решал совместно с Коммерц-коллегий. Соответственно в этой части  прокурор Коммерц-коллегии и прокурор Сибирского приказа по вопросам прокурорского надзора должны были взаимодействовать друг с другом.

В это время вопросам транспортного сообщения с Сибирью и функционирования там таможенных органов придавалось исключительно важное значение, что связано было с  ее возрастающей экономической ролью и расширением под контролем государства торговых связей с Китаем. В 1727 в результате заключения Кяхтинского договора началась торговля с Китаем на границе, в специально построенной для этого Кяхтинской слободе, где была образована таможня. В 1738 началось государственное судоходство на Байкале: построен в Иркутске для плавания по Байкалу первый казенный бот. В 1740 начато строительство Сибирского сухопутного тракта от Томска до Иркутска, которое длилось более 20 лет. К середине XVIII главной сибирской таможней стала Кяхтинская, обеспечивавшая торговые операции с Китаем. До 1792 также  действовала и Иркутская таможня.

В 1763 было принято решение о расширении не только центральной прокуратуры, но и местной. Помимо губернских прокуроров были учреждены должности провинциальных прокуроров. 14 апреля 1764 работа по подбору кандидатов на вновь учрежденные прокурорские должности была закончена и список представлен на утверждение императрице. По Сибирской губернии к назначению на  должности прокурора Енисейской провинции был представлен находившийся не у дел секунд-майор Иван Зуев, прокурора Иркутской провинции — Якутского пехотного полка секунд-майор Иванов.

К этому времени Сибирский приказ был ликвидирован, а вместе с ним и должность прокурора приказа. Вновь назначенные провинциальные прокуроры Сибири стали непосредственно подчиняться Генерал-прокурору. В том же 1764 должность  прокурора Иркутской провинции была преобразована в должность губернского прокурора, поскольку была образована Иркутская губерния.

Советские годы

В Положении о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 предусматривались должности военных прокуроров при военно-транспортных трибуналах. Такие прокуроры назначались в регионах, в которых территориальные — губернские прокуратуры еще не были созданы, либо там, где транспорт был выведен из-под их надзора. С 1 января 1923 введено в действие Положение о судоустройстве РСФСР. В нем, наряду с единой судебной системой, было предусмотрено «временное» существование специальных судов, в т. ч. и военно-транспортных трибуналов, которые в основном рассматривали уголовные дела, расследовавшиеся транспортными отделами (ТО) ГПУ. В Сибири военно-транспортный трибунал был образован при Сибирском округе путей сообщения в г. Омске. При нем была образована прокуратура Сибирского округа путей сообщения.  Во вновь образованном Верховном Суде СССР первоначально действовала военно-транспортная коллегия, однако в 1926 она была упразднена. В новом Положении о судоустройстве РСФСР от 19 ноября 1926 военно-транспортные трибуналы уже не были предусмотрены.

В связи с упразднением специальных судов на транспорте временно прекратили свое существование и транспортные прокуратуры. Прокурорский надзор в сфере транспорта в полном объеме был возложен на территориальные прокуратуры.

Вновь необходимость в специализированном прокурорском надзоре на транспорте возникла в начале 1930-х в ходе начавшейся индустриализацией страны и резко возросшей роли железнодорожного и водного транспорта. 27 ноября 1930 в целях усиления борьбы с преступлениями на железных дорогах, в том числе злостными нарушениями трудовой дисциплины, правил эксплуатации и движения железнодорожного транспорта, выпуском в эксплуатацию некачественно отремонтированного подвижного состава и иного транспортного оборудования, простоями вагонов, ЦИК и СНК СССР постановил образовать при краевых (областных) судах по месту дислокации дирекций железных дорог железнодорожные линейные суды. Для расследования дел данной категории соответствующими краевыми (областными) прокуратурами выделялись специальные следователи, а для надзора за следствием — специальные прокуроры. Руководство деятельностью этих прокуроров возлагалось на Прокуратуру Верховного суда Союза ССР (так называлась союзная прокуратура – предшественница Прокуратуры Союза ССР). Во вновь образованном в то время Восточно-Сибирском крае с центром в Иркутске (в него входили территории, относящиеся в настоящее время к Красноярскому краю, Иркутской области и Забайкальскому краю) действовала Забайкальская железная дорога от ст. Иннокентьевская до ст. Сковородино. Поскольку дирекция дороги располагалась в Чите, там был создан железнодорожный линейный суд и прокуратура Забайкальской железной дороги в составе прокуратуры Восточно-Сибирского края. Прокуратуру Забайкальской железной дороги возглавлял Можай М.А. Кроме этого, в составе  краевой прокуратуры были образованы прокуратуры двух эксплуатационных участков (Красноярского и Нижнеудинского) Томской железной дороги, также проходившей по территории края.

В ходе первой пятилетки железнодорожной транспорт с трудом справлялся с возложенными на него задачами, как по причине технической отсталости, так и в силу недостаточной организации его работы, нехватки квалифицированных кадров, их большой текучести. Для устранения этих недостатков в 1932-33 был принят ряд мер по изменению системы управления железными дорогами, закреплению кадров и укреплению трудовой дисциплины. При этом железные дороги Сибири и Дальнего Востока (Томская, Забайкальская и Уссурийская) стали военизированными. Это потребовало изменений и в организации работы транспортных прокуратур. 3 января 1933 постановлением ЦИК и СНК в изъятие из постановления от 27 ноября 1930 железнодорожные линейные суды и транспортные прокуратуры на Уссурийской и Забайкальской железных дорогах были упразднены, а вместо них образованы военные железнодорожные трибуналы и военные прокуратуры, входящие в систему военных трибуналов и военных прокуратур Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). На основании данного постановления была образована Военная прокуратура Забайкальской железной дороги. В связи с этим ранее возглавлявший прокуратуру Забайкальской железной дороги Можай М.А. был освобожден от занимаемой должности и назначен прокурором г. Красноярска. Военным прокурором вновь образованной Амурской железной дороги в 1936-37 был бригвоенюрист (1936г)  Лапидус  Р.Б., который 20.09.37 был уволен, работал юристом, а 2 августа 1939 арестован и приговорен Особым Совещанием при НКВД 29 ноября 1939 как социально-опасный элемент (СОЭ) к 5 годам ИТЛ. Реабилитирован 5 августа 1967 по определению Военного Трибунала ДВО за отсутствием состава преступления.

С 7 июля 1933 действие вышеуказанного постановления было распространено и на Томскую железную дорогу.

Изменения на железнодорожном транспорте коснулись и других транспортных прокуратур железных дорог, действовавших на основании постановления ВЦИК и СНК от 27 ноября 1930 27 августа 1933 было принято решение о  выведении их  из состава территориальных прокуратур  и включении непосредственно в систему вновь образованной 20 июня 1933 Прокуратуры Союза ССР. Согласно утвержденному в декабре 1933 «Положению о Прокуратуре Союза ССР» в качестве структурных подразделений в Прокуратуру Союза ССР вошли военная прокуратура и транспортная прокуратура. Систему транспортной прокуратуры составляла Главная транспортная прокуратура (в 1936 преобразована в Главную прокуратуру железнодорожного транспорта) и подчиненные ей транспортные прокуратуры железных дорог. Таким образом, в этот период сложились и действовали вплоть до начала Великой Отечественной войны две самостоятельных системы транспортных прокуратур железных дорог: транспортные прокуратуры, подчиненные Главной транспортной прокуратуре, и военные транспортные прокуратуры, подчиненные Главной военной прокуратуре, в которой действовал транспортный отдел.

В марте 1934 Томская и Забайкальская железные дороги были разукрупнены и образована Восточно-Сибирская железная дорога (от ст. Мариинск до ст. Мысовая) с дирекцией в Иркутске.

В силу своего стратегического значения ВСЖД также стала военизированной, то есть, возглавлялась военным начальником дороги, и все военнообязанные лица, работавшие на ней, приравнивались к военнослужащим РККА со всеми вытекающими из этого последствиями.

Для осуществления прокурорского надзора за деятельностью вновь образованной железной дороги и борьбы с преступностью на ней была создана военная прокуратура Восточно-Сибирской железной дороги. Первоначально прокуратуру возглавлял бригвоенюрист Корецкий Георгий Степанович, а в 1937-39 — Коробченко Павел Яковлевич. 20 июля 1939 приказом Главного военного прокурора РККА на должность военного прокурора ВСЖД был назначен военный юрист 3 ранга Горшков Иван Яковлевич. Согласно секретному приказу Прокурора Союза ССР № 124/57с был издан приказ Главного военного прокурора РККА Розовского от 29 июня 1939, которым военный прокурор ВСЖД Коробченко П.Я. был  снят с должности и назначен военным следователем Военной прокуратуры Томской железной дороги.

Аналогичным образом проходило реформирование системы управления водным транспортом и организация на нем прокурорского надзора. В 1931 согласно постановлению ЦК ВКПб и СНК СССР  было образовано 15 пароходств. В том числе — Енисейское речное пароходство. Прокурорский надзор за их деятельностью возлагался на специально созданные в составе краевых прокуратур водные транспортные прокуратуры.  В подчинении Восточно-Сибирского краевого прокурора находилась располагавшаяся в г. Красноярске транспортная прокуратура Енисейского водного бассейна. Поскольку управление водным транспортом на некоторых территориях Дальнего Востока было военизировано, соответственно были образованы и военные прокуратуры водного транспорта. Так, 14 октября 1933 вышеназванное постановление ВЦИК и СНК от 3 января 1933 было распространено на Амурское речное пароходство, в связи с чем была образована Военная прокуратура Амурского речного пароходства (с 1936 — военные прокуратуры Нижне-Амурского (в Хабаровске) и Верхне-Амурского речных пароходств (в Благовещенске). Военную прокуратуру Верхне-Амурского речного пароходства до января 1938 возглавлял военюрист 1 ранга Чокло Абрам Гдалиевич (1900-1938), который был  незаконно репрессирован и 9 апреля 1938 расстрелян.

7 июня 1934 ЦИК и СНК СССР принято постановление об образовании самостоятельных транспортных прокуратур морских и речных бассейнов. Наиболее важные из них комплектовались и подчинялись непосредственно Прокуратуре Союза ССР, для чего из Главной транспортной прокуратуры был выделен самостоятельный сектор водного транспорта - водная прокуратура. Остальные  водные транспортные прокуратуры находились в системе прокуратур союзных республик. Так, были образованы прокуратуры Восточно-Сибирского (Иркутск), Ленского (Якутск), и Селенгинского (Улан-Удэ) речных бассейнов, подчинявшиеся Прокуратуре РСФСР. Последние две были расформированы в 1936 с передачей полномочий соответственно прокуратуре Якутской АССР и прокуратуре Восточно-Сибирского бассейна, которая впоследствии стала называться прокуратурой Ангарского и Байкало-Селенгинского бассейнов. Транспортная прокуратура Ленского водного бассейна была вновь образована в 1941 и действовала до 1957.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1936 все водные транспортные прокуратуры были переданы в непосредственное подчинение Прокуратуры Союза ССР, где была образована Главная прокуратура водного транспорта (в дальнейшем — Главная прокуратура морского и речного флота). На всех работников водных транспортных прокуратур распространялся порядок наложения дисциплинарных взысканий, установленный для работников водного транспорта. Ставки заработной платы были приравнены к ставкам соответствующих работников наркомата водного транспорта. Это постановление не распространялось на военные прокуратуры водного транспорта, которые входили в систему  военной прокуратуры  и подчинялись Главной военной прокуратуре.

Во время Великой Отечественной войны все транспортные прокуратуры стали военными и подчинялись Главной военной прокуратуре железнодорожного транспорта и Главной военной прокуратуре морского и речного флота. В этот период военным транспортным прокуратурам в Сибири и на Дальнем Востоке приходилось выполнять важные задачи по обеспечению средствами прокурорского надзора бесперебойной работы  железнодорожного и водного транспорта, поддержания на нем надлежащей трудовой дисциплины, а также борьбе с преступностью, особенно — хищениями. Наиболее важное значение имело обеспечение транспортировки воинских эшелонов с личным составом и военной техникой с востока страны (особенно в 1941 — для обороны Москвы), а также техники, оборудования и материалов, поставлявшихся по ленд-лизу из США, Англии и Канады через Тихий океан на Дальний Восток, а оттуда по железной дороге на запад страны (по этому маршруту было поставлено почти половина общего объема товаров; исключение составляла авиационная техника, которая перегонялась своим ходом по созданному  авиационному маршруту Аляска — Сибирь). Около 3% товаров, поставлявшихся по ленд-лизу, было перевезено Северным морским путем. Также, одним из самых сложных был период лета 1945 из-за осуществлявшейся массовой переброски войск, военной техники, боеприпасов и снаряжения в Забайкалье и на Дальний Восток и проведения военной операции по разгрому Квантунской армии.

Состав военных прокуратур  на транспорте был, как правило, малочисленным. Так, в военной прокуратуре ВСЖД было всего около 20 прокурорско-следственных работников, в том числе непосредственно в аппарате — 5. Из такого же числа работников состоял аппарат управления Военной прокуратуры Ангарского и Байкало-Селенгинского бассейнов.

Военную прокуратуру ВСЖД в военный период возглавляли подполковник юстиции Горшков Иван Яковлевич, а с 1943 – подполковник юстиции Зельфа Александр Александрович (кадровый военный, на командных должностях в армии с 1919). В декабре 1945 его сменил на этой должности майор юстиции Альшевец Яков Семенович, который проработал до 1950. Затем прокурором стал Фомин Ефим Фомич.

Помимо надзора за деятельность ВСЖД военная прокуратура  ВСЖД в военный и послевоенные период осуществляла надзор за  деятельностью Управления строительства № 12, которое строило стратегически важную, дублирующую КБЖД, перевальную железную дорогу Иркутск-Слюдянка, а также  руководила деятельностью прокуратур железнодорожных бригад Управления строительства № 12.

В 1948  все транспортные прокуратуры перестали быть военными, в связи с чем, было произведено увольнение из Вооруженных Сил СССР в запас военнослужащих, проходивших в них службу. Лицам, продолжившим службу в транспортных прокуратурах взамен воинских званий были присвоены классные чины.

Раздельно прокуратуры железнодорожного и водного транспорта работали до 1953. 24 июня 1953 был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об объединении линейных судов железнодорожного и водного транспорта, прокуратур железнодорожного и водного транспорта, а также железнодорожной коллегии и водно-транспортной коллегии Верховного Суда СССР». В связи с чем все транспортные прокуратуры были объединены в единую систему Главной транспортной прокуратуры в составе Прокуратуры Союза ССР.

В июле 1953 была образована объединенная Иркутская транспортная прокуратура (на правах областной прокуратуры), которую возглавил советник юстиции Орешкин Геннадий Прокопьевич.

В  1955 после перевода Орешкина Г.П. в Свердловскую транспортную прокуратуруа  Иркутским транспортным прокурором стал участник Великой Отечественной войны, советник юстиции Малаев Виктор Григорьевич.

Его заместителем работал участник войны с Японией Блинников Иннокентий Филиппович, служивший в органах прокуратуры с 1928, в т. ч., в системе органов транспортной прокуратуры – с 1939.

Воевали на фронтах Великой Отечественной войны, а затем служили в прокуратуре ВСЖД и Иркутской транспортной прокуратуре на должностях следователей - Седов Иван Петрович  и Алябьев Алексей Гаврилович, в должности помощника прокурора –Потапов Анисим Петрович.

В 1958 после приема в постоянную эксплуатацию в состав ВСЖД была включена дорога Тайшет-Лена (в период временной эксплуатации она находилась в подчинении Красноярской железной дороги). В связи с этим действовавшая на магистрали транспортная прокуратура Заярского участка (Вихоревского участка) была передана из Красноярской транспортной прокуратуры в Иркутскую транспортную прокуратуру. Прокуратуру Заярского участка возглавлял советник юстиции  В. Трилль. Прокуратура осуществляла надзор не только на железнодорожном, но и на водном транспорте. В частности ей была поднадзорна пристань Заярск Восточно-Сибиирского речного пароходства.

В 1960 Главная транспортная прокуратура и нижестоящие транспортные прокуратуры в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1960 были упразднены. Прокурорский надзор в сфере транспорта вновь передан в территориальные органы прокуратуры. Однако в Указе отмечалось, что в необходимых случаях по решению Генерального прокурора СССР на железнодорожном и водном транспорте могут создаваться самостоятельные прокуратуры на правах районных прокуратур с подчинением их соответствующим территориальным прокурорам.

Приказом прокурора Иркутской области  от 30.05.60 № 71 бывший Иркутский транспортный прокурор Малаев В.В. был назначен с 01.06.60 г. на должность начальника отдела по надзору за рассмотрением в судах уголовных дел.

В Восточно-Сибирском регионе возрождение транспортных прокуратур районного уровня началось в середине 70-х годов в условиях бурного роста транспортных перевозок и развития транспортной системы, а также ухудшения криминальной обстановки на транспорте. В Иркутской области в 1974, в связи с началом строительства БАМа, была создана Усть-Кутская транспортная прокуратура, в 1976 - Иркутская транспортная прокуратура, которую возглавил участник Великой Отечественной войны Бутлицкий Рахмил Давидович.

Приказом Генерального прокурора СССР от 03.01.75 г. № 14-л образована Улан-Удэнская транспортная прокуратура (на правах районной) с подчинением прокуратуре Бурятской АССР. Приказом ГП СССР от 5.05.76 г. № 245-л Улан-Удэнская транспортная прокуратура была переименована в Бурятскую транспортную прокуратуру и из нее выделена Байкальская транспортная прокуратура с дислокацией в г. Севербайкальске Бурятской АССР.

С 1979 по 1983 год Тайшетскую транспортную прокуратуру возглавлял ныне действующий Генеральный прокурор Российской Федерации Чайка Юрий Яковлевич.

В 1976-79 ряд транспортных прокуратур на правах районных был сформирован также в Якутской АССР, Читинской и Амурской областях. Так, в соответствии с приказом Прокурора РСФСР № 706-ш от 10.09.76 г. в составе прокуратуры Амурской области образована Свободненская транспортная прокуратура. В ноябре 1976 г. в составе прокуратуры Якутской АССР образована Якутская транспортная прокуратура.

30 ноября 1979 принят закон «О прокуратуре СССР», в котором было зафиксировано, что в систему органов прокуратуры СССР, наряду с территориальными, входят и транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей, районным и городским прокуратурам. Этот закон явился правовым основанием для возрождения единой системы транспортных прокуратур.

1 октября 1980 была образована межрегиональная Восточно-Сибирская транспортная прокуратура и Забайкальская транспортная прокуратура. В зоне БАМа начала действовать Байкало-Амурская транспортная прокуратура (в 1997 г. она была расформирована, а входившие в ее состав транспортные прокуратуры районного уровня переданы в состав соответственно Восточно-Сибирской и Дальневосточной транспортных прокуратур).

С момента образования Восточно-Сибирскую транспортную прокуратуру возглавил один из опытнейших прокурорских работников, проработавший к тому времени в органах прокуратуры почти 30 лет, бывший заместитель прокурора Иркутской области Барский Георгий Яковлевич. Первоначально в его подчинении находилось 3 транспортных прокуратуры районного уровня (Иркутская, Тайшетская и Бурятская), а в последующем их число возросло до 11 (в республиках Бурятия и Саха (Якутия), Иркутской и Читинской областях (БАМ). За короткий промежуток времени после образования Восточно-Сибирская транспортная прокуратура стала флагманом в системе транспортных прокуратур, сформированных на территории Советского Союза. Многие ее сотрудники были поощрены за успешную работу приказами Генерального прокурора СССР, стали Почетными работниками органов прокуратуры, а особо отличившимся были присвоены звания Заслуженного юриста РСФСР и Заслуженного юриста Российской Федерации (Барский Г.Я., Бутлицкий Р.Д. и др.)

Современная история

В 1990-92 Восточно-Сибирской транспортной прокуратурой руководил Чайка Юрий Яковлевич, затем Плешивцев Александр Алексеевич, а с 1996 по 2001 — Андриянов Валерий Николаевич.

Забайкальским транспортным прокурором 22 октября 1980 был назначен Казанов Владимир Феодосьевич, который проработал в этой должности до ухода на пенсию по выслуге лет в 1997.

После этого прокуратуру возглавил один из опытнейших прокурорских работников — Михайлин Геннадий Степанович, ранее работавший заместителем прокурора Архангельской области, прокурором Калининской и Брянской областей, Таджикской ССР, Байкало-Амурским транспортным прокурором. Прокуратура осуществляла надзор в пределах территорий Амурской, Читинской областей, а в течение первых 2-х лет после образования — и Якутской АССР.

В январе 2001 Генеральной прокуратурой Российской Федерации принято решение о переподчинении транспортных прокуратур, приравненных к прокуратурам районов, прокурорам субъектов Российской Федерации и о ликвидации транспортных прокуратур вышестоящего уровня, в том числе Восточно-Сибирской и Забайкальской транспортных прокуратур.

Вновь Восточно-Сибирская транспортная прокуратура образована с 1 июня 2007 приказом Генерального прокурора Российской Федерации Чайки Ю.Я. от 11.05.2007 г. № 82 и начала осуществлять свои полномочия с 1 августа 2007. Восточно-Сибирским транспортным прокурором назначен государственный советник юстиции 2 класса, заслуженный юрист Российской Федерации Мерзляков Анатолий Николаевич, ранее возглавлявший прокуратуру Иркутской области. 

В сферу ее деятельности включены территории республик Бурятия и Саха (Якутия), включая примыкающие к Республике Саха (Якутия) внутренние морские воды и территориальное море, Забайкальского края, Амурской и Иркутской областей. В пределах этих территорий на нее возложено: организация и непосредственное осуществление надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности железнодорожного (Восточно-Сибирская и Забайкальская железные дороги), воздушного, морского, внутреннего водного транспорта, в таможенной сфере, а также надзора за деятельностью органов внутренних дел на транспорте, таможенных органов, органов Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (с 01.09.2007 г.) по профилактике, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на транспорте и в таможенной сфере; участие в рассмотрении судом уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

Подразделения Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры 

Амурская область

  • Благовещенская транспортная прокуратура

  • Свободненская транспортная прокуратура

  • Сковородинская транспортная прокуратура

Забайкальский край

  • Борзинская транспортная прокуратура

  • Даурская транспортная прокуратура

  • Могочинская транспортная прокуратура

  • Читинская транспортная прокуратура

Иркутская область

Республика Бурятия

  • Байкальская транспортная прокуратура

  • Бурятская транспортная прокуратура

Республика Саха (Якутия)

  • Якутская транспортная прокуратура

Музей

В целях сохранения исторического наследия прокуратуры России, развития ее традиций и воспитания молодого поколения в Восточно-Сибирской транспортной прокуратуре создана постоянно действующая  выставка об истории прокурорского надзора на транспорте и в таможенной сфере Восточной Сибири.

Решение о создании исторической выставки было принято в 2011 в рамках подготовки к празднованию 290-летия образования Российской прокуратуры. В сборе экспонатов, а в последующем — содействии в пополнении и расширении экспозиций приняли активное участие ветераны Забайкальской и Восточно-Сибирской транспортных прокуратур.  В январе 2012 началось непосредственное оформление экспозиций выставки.

17 января 2012 в Восточно-Сибирской транспортной прокуратуре состоялось торжественное открытие постоянно действующей  выставки об истории прокурорского надзора на транспорте и в таможенной сфере Восточной Сибири.

Экспонаты постоянно действующей в Восточно-Сибирской транспортной прокуратуре выставки рассказывают об истории прокурорского надзора на транспорте и в таможенной сфере Восточной Сибири, которая началась в 1722 после образования Петром  I Российской прокуратуры. Особое внимание уделено прокурорам, участвовавшим в Великой Отечественной войне. Период 50-70-х годов 20 века представлен в виде «рабочего места прокурора» того времени с подлинными экспонатами и документами. На отдельных стендах – история Забайкальской и Восточно-Сибирской транспортных прокуратур, действовавших в 1980-2001х. На выставке имеются экспонаты, переданные первым Восточно-Сибирским транспортным прокурором Георгием Яковлевичем Барским, а также экспонаты, относящиеся к периоду, когда Восточно-Сибирскую транспортную прокуратуру возглавлял Юрий Яковлевич Чайка. 

Контакты

Адрес: 664011, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 7А.

Тел.: (3952) 28-04-00.

Ссылки

  1. Новости Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры // Генеральная прокуратура Российской Федерации: официальный сайт

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 26 марта 2021

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.