Новости

Забайкальская железная дорога // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, связующее звено между Восточно-Сибирской и Дальневосточной железной дороги Транссибирской магистрали.

Протяжённость 3 436 км. Состоит из 3 отделений: Читинского, Могочинского, Свободненского. Важнейшие сортировочные стан­ции — Карымская, Уруша, Белогорск. Всего на дороге 191 станция, крайняя западная — Петровский Завод, крайняя восточная — Архара. Основная линия имеет ответвления, из них наиболее крупное — однопутная дорога южного направления Тарская—Забайкальск (Кайдаловская ветка) с собственными боковыми ветками Борзя—Соловьевск и Харанор—Приаргунск (имеет дополнительные ответвление Урулюнгуй—Краснокаменск). От Забайкальска существует выход на железную дорогу Китая, от Соловьевска — на железную дорогу Монголии. По основной линии Забайкальской железной дороги далее на восток действуют ветки Приисковая—Нерчинск, Куэнга—Сретенск, Укурей—Ареда, Чернышевск-Забайкальский—Букачача, Сковородино—Рейново, Белогорск—Благовещенск, Завитая—Поярково, Бурея—Райчихинск, а также серия малодеятельных веток.

Постройке дороги предшествовали изыскательные работы экспедиции О.П. Вяземского. Строительство началось в мае 1895 под руководством инженера А.Н. Пушечникова. Этот участок Транссиба проходил через многочисленные реки, гористую местность, частично в зоне вечной мерзлоты, в условиях холодной зимы (до минус 55°С) и резких температурных перепадов летом (более 20°С в течении суток). 3 июня 1899 состоялось открытие временного движения на участке Сретенск—Чита. В 1900 на вершине перевала через Яблоновый хребет установлена арка с эмблемой строительства (перекрещенные якорь и кирка) и словами «К Тихому океану». 1 июля 1900 состоялось официальное открытие ежедневного движения поездов на участке Иркутск—Сретенск. С этого времени Забайкальская железная дорога принята в эксплуатацию. В дореволюционные годы продолжалось строительство основной линии и вторых путей. В октябре 1905 открыто прямое железнодорожное сообщение С.-Петербург—Сретенск. В 1907 на ст. Мозгон построено первое в мире здание на вечной мерзлоте. Метод установки домов на вечно-мерзлом грунте использован затем не только в России, но и в Канаде, Гренландии, на Аляске.

С сентября 1920 по июль 1925 Забайкальская железная дорога была разделе­на на Забайкальскую с управлением в Иркутске и Читин­скую с управлением в Чите; при их воссоединении управление оставлено в Чите. В 1930-е гг. на дороге велось строительство вторых путей, реконструкция существующих депо и сооружение новых. С 1961 по главному ходу дороги начался переход на тепловозную тягу, в 1970-х гг. началась электрификация главного хода, завершенная в 1994. В 1999 на дороге начато сооружение волоконно-оптической связи. Дорога оборудована автоблокировкой, имеет систему централизации стрелок и сигналов. Техническое обслуживание подвижного состава осуществляется в 10 локомотивных и 13 вагонных депо.

В экономический район тяготения Забайкальской железной дороги входит примерно 3-я часть территории Республики Бурятия, а также полностью Забайкальский край и Амурская область, для которых дорога имеет системообразующее значение. Этот район в России один из важнейших по запасам полезных ископаемых, в освоении которых дорога играет определяющую роль. Среди месторождений мирового масштаба — Удоканское медное, Чинейское железно-титаново-ванадиевое, Катугинское редких металлов.

Основная доля в грузообороте Забайкальской железной дороги приходится на транзитные перевозки. Наибольший объем достигнут в 1988: грузооборот 182 473 млн т км, отправление грузов 41 057 тыс. т. В 2000 грузооборот дороги 103 592 млн т км, отправлено грузов 18 703 тыс. т. Перевозки пассажиров в 2000 составили 4 246 млн пасс./км, в 2002 — 3 940 млн. В 1976 Забайкальская железная дорога награждена орденом Трудо­вого Красного Знамени.

Лит.: 100 лет Забайкальской железной дороге. Чита, 2000; Дорога — это жизнь. К 100-летию Забайкальской железной дороги. Чита, 2000.

М.В. Константинов, А.И. Тимошенко, С.Б. Тюкавкина-Плотникова, Л.М. Ядыкин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири