Новости

Иркутская таможня // Винокуров М.А., Суходолов А.П. «Экономика Иркутской области» (2008)

Вы здесь

Для регулирования внешнеторговой деятельности и реализации государственной политики в данной сфере необходим соответствующий инструмент. Таким инструментом является таможня — государственное учреждение, контролирующее экспортно-импортные операции.

В Иркутской области тоже имеется таможня. Она была создана в Приангарье в начале XVII в. Ее развитие связано с хозяйственным освоением Сибири и развитием страны в целом.

Завершая данную книгу о торговой и внешнеэкономической деятельности Иркутской области, мы расскажем об Иркутской таможне, этапах ее становления и современном состоянии.

Основные термины

Сначала познакомим читателей с основными понятиями, связанными с таможенным регулированием.

Таможня — это государственное учреждение, на которое возложено выполнение следующих основных функций:

— контроль провозимых через границу товаров (включая багаж, почтовые отправления и транзитные грузы) и реализация посредством этого государственной политики в сфере внешней торговли;

— взимание таможенных пошлин и других установленных сборов (марочного, санитарного, за сохранность и складирование товаров, за пломбирование и др.) и пополнение тем самым доходной части государственного бюджета.

Таможни располагаются на пограничных пунктах и железнодорожных станциях, в морских и речных портах, в международных аэропортах, а также в крупных промышленных центрах и регионах страны. Одним из таких регионов, где имеются подразделения российской таможни, является Иркутская область.

Таможенные пошлины — государственные денежные сборы, взимаемые таможенными учреждениями с экспортеров и импортеров, провозящих товары и ценности через границу.

Пошлины представляют собой вид косвенного налога. Они делятся на вывозные, ввозные и транзитные. Их взимание увеличивает цену импортируемых товаров, что позволяет государству защитить внутренний рынок, ограничить конкурентоспособность ввозимых товаров, регулировать объем импорта и его структуру. Низкие вывозные таможенные пошлины стимулируют экспорт. Размер пошлины определяется таможенным тарифом.

Таможенный тариф  — систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых с грузовладельцев при прохождении товаров через границу.

Таможенный тариф и пошлины являются эффективным инструментом внешнеторговой политики, формой государственного регулирования внешней торговли. Они могут ограничивать или стимулировать оборот тех или иных товаров в торговле с определенными государствами.

Таможенный кодекс — законодательный акт, регулирующий деятельность таможенных органов.

Контрабанда (от итал. contra «против» и bando «правительственный указ») — незаконный провоз через государственную границу товаров, валюты и других ценностей.

Под контрабандой понимается также товар, незаконно (с нарушением таможенного законодательства) перемещенный через границу. К контрабанде приравниваются хранение, перемещение и покупка контрабандных товаров. Контрабандные товары подлежат конфискации, а виновные лица привлекаются к ответственности. Почти во всех странах мира установлена административная или уголовная ответственность за контрабанду.

Контрабандист — лицо, занимающееся контрабандой.

Этапы становления и развития

Начальный этап. Первая таможня в Сибири была открыта на рубеже XVI-XVII вв. в самом западном сибирском городе того времени — Верхотурье. Она контролировала провоз товаров из России в Сибирь и обратно.

По мере продвижения русских на восток таможни открывались и в других сибирских городах, возникавших на освоенных сибирских территориях.

В Иркутске таможня официально была открыта в 1682 г., однако фактически таможенные сборы стали поступать в казну раньше — с момента основания Иркутского острога. Их собирали служащие так называемой приказной избы — органа исполнительной власти при воеводе. Уже в 1662 г., на второй год существования Иркутска, было собрано в качестве таможенной пошлины 2,5 тыс. соболиных шкур.

В то время все сибирские таможни подчинялись центральному органу управления регионом — Сибирскому приказу в Москве.

После подписания в 1689 г. Нерчинского договора, нормализовавшего отношения между новыми соседями — Россией и Китаем и частично установившего их совместную государственную границу, начала быстро развиваться караванная торговля с Китаем, осуществляемая через Нерчинск.

Из Иркутска в Китай первый торговый караван отправился в 1698 г. Путь из Иркутска в Пекин через монгольские степи был более коротким и удобным, чем путь из Нерчинска. Вскоре Иркутск стал центром русско-китайской торговли, оказавшейся очень выгодной и для купцов, и для государства.

К началу XVIII в. через Иркутскую таможню проходили почти все направляемые в Европейскую Россию китайские товары. Важную роль Иркутская таможня играла и в торговых отношениях с Монголией и даже с Бухарой. Еще в 1680-х гг. в Иркутск через Тункинскую долину прибыло несколько караванов (по 150 верблюдов каждый) бухарских купцов с различными грузами.

Иркутская таможня в то время входила в число главных сибирских таможен, что было обусловлено географическим положением Иркутска, через который шли торговые пути в Забайкалье, Китай и Монголию.

Период расцвета Иркутской таможни. Новый порядок сибирской внешней торговли установил Кяхтинский русско-китайский мирный договор 1727 г., в соответствии с которым вся русско-китайская торговля сосредоточивалась в Кяхте. Здесь же была открыта таможня, постепенно ставшая главной сибирской таможней. В конце XVIII в. доля русско-китайской торговли достигала 10 % во внешнеторговом обороте России и 70 % в торговле России с азиатскими странами.

Торговые пошлины в то время были установлены в размере всего 10 % стоимости ввозимого и вывозимого товара. Это стимулировало торговлю. Однако таможни могли собирать до 30 мелких платежей (мытный, складской и др.), что приводило к злоупотреблениям со стороны таможенных служащих, вызывало недовольство и жалобы торговых людей. Поэтому с 1687 г. правительство стало сокращать количество таможенных платежей в Сибири.

Из-за крайне слабой охраны русско-китайской границы процветала контрабандная торговля, в которой широко участвовали местное население и даже охранявшие границу казаки в свободное от службы время. Таможенники тоже уличались в пособничестве контрабандистам. В этих условиях необходимо было усилить заслон на пути контрабандных товаров в Россию и повысить эффективность работы таможни на востоке России.

Реорганизация таможни состоялась в 1811 г. Она перешла в ведение Министерства финансов (созданного в 1802 г.) и стала подчиняться Департаменту внешней торговли, который в 1864 г. преобразовали в Департамент таможенных сборов.

Все российские таможни в тот период объединили в таможенные округа. При этом Иркутская таможня из-за своей удаленности и важности возложенных на нее задач не вошла ни в один из них и напрямую подчинялась Департаменту таможенных сборов.

В середине XIX в. Кяхта являлась единственным центром русско- китайской торговли (с грузооборотом около 1 млн пудов в год). Однако пропускная способность этого торгового центра была недостаточной, а караванный путь очень долгим. Все больше товаров стало попадать в Центральную Россию и Европу морским путем. Перед русским правительством остро встала задача расширения русско-китайской торговли. Пекинский русско-китайский договор 1860 г. разрешил вести ее с минимальной пошлиной (10 %) вдоль всей границы и предоставил русским купцам право свободного въезда в Китай. К концу XIX в. таможенные сборы Иркутской таможни обеспечивали 15 % доходной части российского бюджета.

Кроме фискальной задачи таможен­ная служба выполняла функцию учета внешнеторгового оборота, что было необ­ходимо для выработки внешнеэкономиче­ской политики, а также для охраны эко­номических интересов на востоке России и создания благоприятных условий для формирующейся здесь промышленности. Эта задача в то время также успешно реша­лась путем повышения ввозных пошлин.

До постройки Транссибирской магистрали чай был основным товаром русско-китайской торговли и главным предметом таможенного обложения. Через Иркутскую таможню в Россию поступало до 40 % всего ввозимого в страну чая. Так, например, в 1880 г. было ввезено 16,5 тыс. т чая (в том числе около 500 т беспошлинно для нужд Туркестанского края), а также 29 т сахара, 18 т фруктов и разных фабричных товаров, кроме того, некоторые другие товары. С перечислен­ных товаров Иркутская таможня собрала пошлин в размере 2 982 тыс. р., из этой суммы 99 % пришлось на долю чая.

Активизация русско-китайской тор­говли и постепенное повышение таможен­ных пошлин на чай вывели Иркутскую таможню в число ведущих российских таможен. В те годы по объемам таможен­ных сборов она занимала четвертое и затем пятое место в Российской империи (после таможен Петербурга, Москвы, Варшавы и впоследствии Одессы). В Азиатской же России Иркутская таможня в тот период устойчиво занимала первое место (рис. 55.2 и 55.3).

Новый период в истории Иркутской таможни наступил с началом движения поездов по Транссибирской железнодорожной магистрали. К операциям по досмотру грузов, провозимых гужевым транспортом и судами через Байкал и по сибирским рекам, добавились операции по досмотру грузов и пассажирского багажа на железной дороге, а также личных вещей пассажиров и поездных бригад.

Значительно расширился и ассортимент импортируемых товаров. Помимо чая из Китая начали завозить в больших объемах шелковые ткани, обувь, вату в тюках, верблюжью шерсть, козий пух, фарфоро­вые изделия, серебро в слитках, сухофрукты, орехи, сахар-леденец, уксус и др.

Все чаще через Иркутск в Европу провозили и японские товары: платки шелковые, галантерею, плетеные изделия из соломы, веера, изделия из бисера и стекляруса, тюль, бумажные зонтики, женские платья и халаты, ширмы деревянные, гребенки, портсигары, альбомы в перламутровых обложках, ананасы и другие фрукты в герметически запаянных жестяных банках, какао и т.д.

Начало XX в. В этот период в состав Иркутской таможни вхо­дили семь участков таможенного надзора — Иркутский городской, Кяхтинский, Куретский, Лиственичный, Мысовой, Сретенский и Тункинский — и 30 таможенных постов. Зона действия этих подраз­делений простиралась от Амура на востоке до Енисея на западе, от золотых приисков Лены и Витима на севере до монгольской границы на юге.

После окончания строительства Китайско-Восточной железной дороги свободная приграничная торговля на юге Дальнего Востока была отменена. При этом в Забайкалье была создана самостоятельная таможенная служба, и зона ответственности иркутских таможенников сократилась. Изменилась и структура Иркутской таможни. В 1903 г. из ее состава был исключен Сретенский участок таможенного надзора, а также перераспределена зона ответственности ряда других таможен­ных постов.

В 1907 г., после открытая регулярного движения по Кругобай­кальской объездной железной дороге, был создан таможенный участок на ст. Слюдянка (затем его перенесли на ст. Выдрино).

К 1912 г. в структуре Иркутской таможни произошли новые из­менения. В ее состав в то время входили шесть таможенных застав — Бодайбинская, Гужирская, Лиственичная, Нохтуйская, Танхойская, Ханхинская — и три таможенных поста — Байкальский, Выдринский и Куретский. Столь частые изменения были обусловлены поисками опти­мальной структуры таможни и эффективных форм контроля внутренней таможенной линии, а также необходимостью борьбы с контрабандой.

После открытия транзитного железнодорожного сообщения по Транссибирской магистрали между Европой и азиатскими странами Иркутская таможня стала осуществлять все таможенные операции с транзитными грузами.

Послереволюционный период. Характеризуется многочисленны­ми организационными и структурными изменениями всей таможенной системы страны. За этот период Иркутская таможня несколько раз реформировалась и передавалась в ведение различных вновь создавае­мых вышестоящих инстанций, находящихся сначала в Омске, затем в Новониколаевске.

В декабре 1928 г. постановлением ЦИК и СНК СССР был утверж­ден первый Таможенный кодекс СССР, завершивший череду изменений управления таможенной системой. В связи с монополизацией внешней торговли все таможенные операции были вынесены на линию государ­ственной границы. При этом деятельность Иркутской таможни была признана нецелесообразной. В январе 1929 г. она была перенесена в Новосибирск и переименована в Новосибирскую. Основная масса слу­жащих была уволена или откомандирована в распоряжение партийных организаций с выдачей пособия в размере месячного оклада.

Только в 1931 г., после упразднения Новосибирской таможни, в Иркутске была учреждена должность уполномоченного для решения дел по контрабанде.

В 1949 г. в Иркутске был организован постоянно действующий таможенный пост, находившийся в подчинении Наушкинской таможни. В это время на монгольской границе в Восточной Сибири действовали также Кяхтинская и Мондинская (Ханхинская) таможни.

В начале 1950-х гг. штатная численность Иркутского таможенного поста, располагавшегося в иркутском аэропорту, была увеличена до 3 чел., а пост переподчинили непосредственно Главному таможенному управлению Министерства внешней торговли СССР. Данный пост осу­ществлял оформление полетов через государственную границу СССР в Китай, Монголию и Корею. Особое внимание уделялось борьбе с контрабандой, которая в те годы была типичной для всех таможенных постов СССР. Основное место среди предметов ввозной контрабанды занимали иностранная валюта, золото в изделиях и монетах, некоторые потребительские товары. Вывозную контрабанду составляли советские рубли, драгоценные камни, предметы искусства и старины, иконы.

В октябре 1952 г. Иркутский таможенный пост преобразовали в таможню III класса. В это время Иркутск становится крупным авиаци­онным транспортным узлом, воздушными воротами в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Он связан прямыми воздушными сообщениями с Улан-Батором и Пекином.

В последующие годы с экономическим развитием страны и ро­стом потока иностранных туристов объем работы Иркутской таможни стал больше. В 1980-е гг. в ее составе были созданы пассажирский и грузовой отделы, увеличен штат старших инспекторов.

В конце 1980-х гг. зона ответственности Иркутской таможни, штатная численность которой составляла 23 чел., распространялась на Омскую, Томскую, Новосибирскую, Кемеровскую области, Краснояр­ский и Алтайский края, Тувинскую АССР, где постепенно активизи­ровалась внешнеэкономическая деятельность предприятий.

К началу 1990-х гг. из Иркутской таможни были выделены Ново­сибирский и Барнаульский таможенные посты, которые преобразовали в самостоятельные таможни.

Реформа таможенной системы в 1990-х годах

После распада СССР произошла реорганизация всей системы государственной власти. 25 октября 1991 г. указом Президента России был образован Государственный таможенный комитет Российской Фе­дерации (с 1995 г. эта дата отмечается как профессиональный празд­ник — День таможенника Российской Федерации). В кратчайшие сроки была сформирована таможенная служба, ориентированная на развитие рыночной экономики, способная защищать экономические интересы нового Российского государства, стимулировать увеличение экспорт­ного потенциала. Практически заново была создана законодательная и нормативно-правовая база таможенного дела. Таможенное оформление с границ государства вновь переместилось внутрь его территории, ближе к экспортерам и импортерам продукции.

Сегодня российская таможенная служба в своей работе ориен­тируется на лучший зарубежный опыт, на принципы и нормы ВТО, улучшает организацию таможенного контроля и таможенного оформле­ния, обеспечивает прозрачность своей работы. Так, если еще несколько лет назад процедура таможенного оформления была достаточно долгой (например, до 50 % импорта обрабатывалось свыше пяти дней), то теперь картина меняется к лучшему.

Приоритетным является развитие новых таможенных информаци­онных технологий, дальнейшее совершенствование системы взимания таможенных платежей, доля которых в федеральном бюджете сейчас превышает 30 % (в 1995 г. — 25 %).

Что касается Иркутской таможни, то в этот период она тоже претерпела существенные преобразования. В начале 1990-х гг., после либерализации внешней торгов ли, многие предприятия и организации региона начали самостоятельно проводить экспортно-импортные one- рации. Руководство этих предприятий, а также главы муниципальных образований, где расположены эти предприятия, выступили с ини­циативой создания территориальных таможенных постов. В структуре Иркутской таможни были созданы подразделения, отвечающие новым потребностям экономического развития региона. В частности, были образованы Ангарский, Братский, Казачинско-Ленский, Усть-Кутский таможенные посты, а также Байкальский, Железногорский, Саянский, Чунский, Шелеховский таможенные пункты.

Образование Братской таможни. В середине 1990-х гг. на базе Братского поста Иркутской таможни была создана самостоятельная Братская таможня. В ее состав передали Магистральнинский, Усть-Илимский и Усть-Кутский таможенные посты, также являвшиеся ранее подразделениями Иркутской таможни.

Зоной ответственности Братской таможни определили города Братск, Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут, а также Братский, Бодайбин­ский, Казачинско-Ленский, Катангский, Киренский, Мамско-Чуйский, Усть-Илимский, Усть-Кутский и Нижнеилимский районы Иркутской области.

Таблица 55.1

Таможенные посты и зона ответственности Братской таможни

Таможенный пост

Район, город

Субъект РФ

Усть-Илимский

г. Усть-Илимск      

Усть-Илимский район

 

Усть-Кутский

г. Усть-Кут

Усть-Кутский район Киренский район Катангский район

 

 

 

Иркутская область

Железногорский

Нижнеилимский район

 

Магистральнинский

Казачинско-Ленский район

 

 

 

 

Северобайкальский

г. Бодайбо

Бодайбинский район Мамско-Чуйский район

 

Муйский район

Северо-Байкальский район г. Северобайкальск

 

Республика Бурятия

Каларский район

Читинская область

 

В зону ответственности Братской таможни вошли также г. Северобайкальск и несколько районов Республики Бурятия и Читинской области, прилегающих к БАМу (табл. 55.1).

Все перечисленные районы относятся к северным территориям. Здесь имеются большие запасы разнообразных полезных ископаемых, сосредоточены крупные лесные ресурсы, располагаются промышленные предприятия различных отраслей, дающие в совокупности более 40 % промышленной продукции Иркутской области. Значительная часть этой продукции экспортируется. Создание Братской таможни позволило предприятиям и организациям северных территорий более оперативно решать вопросы таможенного оформления экспортно-импортных операций.

Создание регионального управления. Процессы реформирования таможенной службы происходили во всех субъектах Восточно- Сибирского региона (ранее эта территория входила в зону ответственности Иркутской таможни). Для координации данной работы и обеспечения эффективного таможенного контроля летом 1993 г. было создано Восточно-Сибирское таможенное управление. В его подчинении стали находиться таможенные учреждения Иркутской и Читинской областей, Красноярского края, республик Бурятия, Тыва, Хакасия. При этом Иркутская таможня, войдя в состав нового управления, сохранила свои функции и подчинение ГТК Российской Федерации.

Таблица 55.2

Доля экспорта и импорта продукции, оформленной таможнями ВСР СТУ в 2003 г., %

Таможня

Экспорт

Импорт

Иркутская

46,6

21,4

Братская

41,1

57,9

Бурятская

7,0

5,9

Читинская

2,1

3,0

Забайкальская

0,5

11,8

Наушкинская

0,5

0,1

Тувинская

0,1

0,03

Всего по ВСР СТУ

100,0

100,0

 

 

Примечательно, что начальником Восточно-Сибирского управления был назначен бывший начальник Иркутской таможни, что свидетельствовало о признании высокого уровня работы иркутских таможенников.

После создания в России в 2000 г. федеральных округов, в частности Сибирского федерального округа, было сформировано Сибирское таможенное управление, зоной ответственности которого определена вся территория федерального округа, и Восточно-Сибирское таможенное управление стало его структурным подразделением с названием «Восточно-Сибирский регион Сибирского таможенного управления» (ВСР СТУ).

В настоящее время в состав ВСР СТУ входят семь таможен региона: Иркутская, Братская, Бурятская, Читинская, Забайкальская, Наушкинская и Тункинская таможни. В табл. 55.2 представлены данные о доле экспорта и импорта продукции, которая была оформлена таможнями, подведомственными ВСР СТУ.

Территориальные подразделения Иркутской таможни

В настоящее время Иркутская таможня, относящаяся к внутренним таможням, является важным звеном в структуре таможенных органов Сибирского региона. Она занимает ведущее место не только среди сибирских таможен, но и среди российских. На ее долю приходится около 40 % перечислений в федеральный бюджет, осуществляемых всеми таможнями Сибирского таможенного управления. Общий вес груза, проходящего через зону ответственности территориальных под-разделений Иркутской таможни, достигает 4,5-5,0 млн т.

В состав таможни включены 34 структурных и восемь территориальных подразделений — таможенных постов (Ангарский, Байкальский, Иркутский, Нижнеудинский, Саянский, Усольский, Шелеховский, а также таможенный пост в иркутском аэропорту).

Сложившаяся структура Иркутской таможни учитывает экономические и географические особенности территории Иркутской области, позволяет охватить крупные города и промышленные центры, оптимально осуществлять таможенный контроль и оперативно оформлять необходимые таможенные документы. Штатная численность ее на 1 декабря 2005 г. составляла 450 чел. Из этого количества более половины сотрудников заняты непосредственно таможенным оформлением и таможенным контролем.

Ангарский таможенный пост. Создан в 1993 г. в Ангарске. Сейчас это самый крупный (по всем показателям внешнеэкономической деятельности) пост в структуре Иркутской таможни. На его долю приходится более 50 % всех денежных средств, перечисляемых Иркутской таможней в федеральный бюджет.

В зону его ответственности входят г. Ангарск и Ангарский район. На данной территории расположено 350 км железнодорожных путей (с учетом подъездных) и восемь железнодорожных станций. Находящиеся здесь предприятия обладают мощнейшим промышленным потенциалом. Экспорт преобладает над импортом.

Основными экспортными товарами являются продукты нефтепереработки, химические радиоактивные элементы, лес и лесоматериалы, продукты органической и неорганической химии, минеральные удобрения, черные металлы, оборудование.

Среди импортируемых товаров выделяются продукты питания и товары народного потребления, промышленное оборудование, различные химические реагенты и др.

Байкальский таможенный пост. Создан в 1994 г. в Байкальске как таможенный пункт. Преобразован в таможенный пост в 2001 г. В зону его ответственности вошла территория, расположенная между железнодорожными станциями Андриановская (Иркутская область) и Выдрино (Республика Бурятия). Протяженность подведомственной территории вдоль железной дороги — около 140 км. На данной территории расположено ОАО «Байкальский ЦБК» — крупное промышленное предприятие, экспортирующее целлюлозную продукцию, которое и явилось инициатором образования таможенного поста, помогло с помещением, мебелью и необходимой оргтехникой. В зоне ответственности поста кроме Байкальского ЦБК зарегистрировано в качестве участников внешнеэкономической деятельности еще около 70 юридических лиц и 20 частных и индивидуальных предпринимателей.

Главными экспортными товарами на данной территории являются целлюлоза, лом черных металлов, лес и пиломатериалы. В импорте преобладают промышленное оборудование и технологическое сырье. При этом экспорт превышает импорт.

Иркутский таможенный пост. Создан в 2001 г. в результате реорганизации Иркутской таможни. При его создании на основе существовавших специализированных групп сформированы самостоятельные отделы: таможенного оформления, таможенного контроля, досмотра. Кроме того, было организовано отделение таможенного оформления и таможенного контроля в неторговом обороте, которое занимается оформлением в упрощенном льготном порядке товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами не для коммерческих целей.

Нижнеудинский таможенный пост. Создан в 1993 г. в Нижнеудинске. В зону его ответственности входят Нижнеудинский, Тулунский, Тайшетский, Чунский и Куйтунский районы. Впоследствии Куйтунский район стал подведомственной зоной Саянского таможенного поста из-за значительной удаленности Нижнеудинска от Куйтуна (около 300 км), доставлявшей неудобства хозяйствующим субъектам и сотрудникам таможенного поста.

Также чтобы исключить длительные поездки я сэкономить время участников внешнеэкономической деятельности, располагающихся в г. Тайшете (180 км от Нижнеудинска) и поселке городского типа Чуна (270 км), было организовано оформление таможенных документов непосредственно на местах.

Саянский таможенный пост. Открылся в 1992 г. как таможенный пункт, но сразу же начал работать как полноценный таможенный пост, осуществляя оформление грузовых таможенных деклараций. В 1996 г. его преобразовали в таможенный пост. Сначала в зону его ответственности были включены города Саянск и Зима, а также Зиминский, Заларинский, Балаганский и Нукутский районы, затем — Куйтунский район.

На подведомственной территории данного поста находится крупное предприятие химической промышленности ОАО «Саянскхимпласт», а также еще 240 участников внешнеэкономической деятельности.

Основными экспортными товарами данной территории являются полимерная продукция и лесопродукция. Экспорт существенно преобладает над импортом.

Усольский таможенный пост. Создан в 1995 г. в Усолье-Сибирском по инициативе крупных предприятий города и района. Сначала работал как таможенный пункт, через год (в 1996 г.) был преобразован в таможенный пост. В зону его ответственности вошли г. Усолье-Сибирское, Усольский, Черемховский, Аларскийи Заларинский районы, а также 15 железнодорожных станций.

Среди участников внешнеэкономической деятельности, находящихся в зоне ответственности поста, достаточно крупные предприятия: ООО «Усольехимпром», ООО «ТМ Байкал», СХ ОАО «Белореченское», ГУП «Сибсоль», ОАО «ПО “Усольмаш”» и др.

В структуре экспорта преобладает продукция химической и лесной промышленности, в структуре импорта — технологическое оборудование и запасные части к нему. При этом объем экспорта почти в 7 раз больше объема импорта.

Шелеховский таможенный пост. Открыт в 1994 г. в Шелехове как таможенный пункт. Через два года (в 1996 г.) реорганизован в таможенный пост. Подведомственная ему зона расположена между железнодорожными станциями Андриановская и Смоленщина. На этой территории прилегающей к Транссибирской магистрали, находятся крупные градообразующие предприятия, экспортирующие свою продукцию в страны ближнего и дальнего зарубежья, среди которых иркутские алюминиевый и кабельный заводы. Именно эти предприятия и выступили с инициативой создания данного поста, оказали содействие в обеспечении его помещением и современным оборудованием.

Основными товарами в экспорте являются алюминиевая продукция, кристаллический кремний, разнообразная кабельная продукция, лом черных металлов, древесно-стружечные плиты, промышленное оборудование и др. Экспорт преобладает над импортом.

Таможенный пост «Аэропорт Иркутск». Создан в 1995 г. на базе пассажирского отдела Иркутской таможни, размещенного в аэропорту Иркутска. Имеет статус международного воздушного пропускного пункта с круглосуточным режимом работы. Сотрудники пункта занимаются таможенным оформлением и таможенным контролем товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу в подведомственной зоне поста; радиационным контролем; контролем за соблюдением порядка перемещения валюты; пресечением провоза контрабанды, наркотиков, оружия, а также предметов, имеющих художественную, историческую и археологическую ценность; контролем за соблюдением порядка и правил перемещения физических лиц, а также сопровождаемого и несопровождаемого багажа через таможенную границу в зоне Иркутского аэропорта.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Винокуров М. А. Суходолов А. П. | Источник(и): Экономика Иркутской области: в 5 т. / М.А. Винокуров, А.П. Суходолов. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. — Т. 5. | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2008 | Дата последней редакции в Иркипедии: 11 апреля 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Книги | Иркутская область | Библиотека по теме "Экономика"