Та́йтурка — посёлок городского типа в Усольском районе Иркутской области, на реке Белой, примерно в 20 км от районного центра. Административный центр Тайтурского муниципального образования. Станция ВСЖД Белая.
Тайтурка, по некоторым данным, в переводе с тюркского означает «яма», «углубление».
Статус посёлка городского типа — с 1963.
Население: 4946 человек (2013 год).
Почтовый индекс: 665477.
Через поселок проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, в 1 км от поселка — автодорога "Сибирь" (Р–255).
Своим появлением поселок Тайтурка обязан проведению новой московской дороги, на которой в 1734 году было расписано 16 почтовых станций через каждые 30 верст, от Илимска до Иркутска. По берегам реки Белой и ранее жили крестьяне Бадайской, Мальтинской, Узколугской деревень и Холмушинской заимки, приписанные к Иркутскому Вознесенскому монастырю. Но в 1721 году по указу императора были проведены землемерные работы, установлено количество верст от Красноярска до Иркутска (1282 версты), и в 1743 году Иркутская провинциальная канцелярия приняла меры о приискании крестьян, желающих строить почтовые станции и жить там "от Красноярска, в самых лучших местах, где никакого жительства не имеется, до Канского острогу, до Тулуну, також и до Иркуцку", но указывалось, чтобы при станциях имелись " пашни, сенокосы" и " способная вода".
В Тайтурку первые семьи были переселены с берегов Илима и Лены с разрешения Сената в 1735 году. Ну и, как это было заведено в Сибири, не знавшей крепостного права, крестьяне переселялись на новые земли самовольно. В 1755 году из Ново–Удинской слободы Балаганского уезда самовольно ушло 18 крестьянских семей в восемь почтовых станций, в том числе и в Тайтурскую. Для жителей вновь созданного "станка" отмежеваны земли из монастырских дач, а затем из земельных дач Иркутского (Усольского) соляного промысла на правом берегу реки Белой. Население стана росло быстро. Основными занятиями были ямская гоньба и содержание постоялых дворов. Причем ездки они совершали не на предписанные 30 верст, это было уделом казенных ямщиков, а гораздо дальше: Томск, Омск, Челяба.
Тайтурские ямщики были известны и своим бравым видом. Отличные кони, сбруи и дуги обшивались красными и синими лоскутками. ("Восточное обозрение", 1891 г.)
После царского указа от 26 февраля 1764 года бывшие монастырские крестьяне вышли из монастырского подчинения и стали называться "экономическими", их земли и монастырские размежевали. А сама Тайтурка была приписана к Бадайской экономической волости.
В первые годы своего существования Тайтурка заселялась вдоль левого берега реки Белой, против речки Тайтурки. В селении появились контора управителя станции, деревянная церковь. Село развивалось и все равно сохраняло свой основной вид деятельности: ямская гоньба, извоз, содержание постоялых дворов, ремонт тракта и мостов. Определялось это тем, что Тайтурский станок возник позже старинных монастырских сел на 60–70 лет, и поэтому свободных пахотных и луговых земель там было мало. Основной маршрут тайтурских ямщиков был Иркутск–Томск, расстояние 1359 верст.
В Томск везли чай и другие экзотические товары, а обратно товары, приобретенные купцами на Нижегородской ярмарке.
Значительные доходы получали содержатели постоялых дворов, через которые проходило семь–восемь тысяч лошадей и десятки тысяч путников в год. Тайтурцы возили и обозы соли из Усолья, обрабатывали землю, сажали огороды. В 1776 году на речке Курганихе иркутская купчиха Мария Брегалова построила две мельницы. После того, как окрепли хозяйства тайтурских крестьян, наиболее зажиточные из них взяли в аренду содержание мельниц. Это были Фрол и Николай Кудрявцевы, Федор Донской и его наследники. Содержали однопоставные мельницы Александр Чанцев и Федор Семенов. Тайтурцы заготовляли и поставляли дрова на усольские соляные варницы, занимались гонкой дегтя и рыбалкой. Кроме того, как и крестьяне других сел, исполняли повинности: расчищали дороги, содержали в порядке мосты, налаживали бичевник по левому берегу реки Ангары для провода судов от Усолья до Иркутска.
По сословности тайтурцы делились на крестьян–ссыльнопоселенцев, отставных военных, духовенство и мещан. Все они записывались в метрическую книгу Петропавловской церкви.
Пришлые в основном русские люди – выходцы из Поморья, Урала, сибирских селений – составляли большинство населения. Потом начали селиться татары, их было немного и они не отличались постоянством места жительства. В конце 20–х годов XIX века, в царствование императора Николая Павловича, в Тайтурку было сослано 13 семей сектантов–субботников. В 1843–1849 годах в селе после отбывания наказания начали селиться поляки, участники бунтов 1830-х годов. С разрешения "Иркутской экспедиции о ссыльных" им выдавались годичные билеты на право временного жительства и приискания работы на Хайтинской фарфоровой фабрике. В Тайтурке поляки не прижились.
Известный путешественник Алексей Мартос записал в своем дневнике:
"5 декабря 1825 года в 12 часов в 25 верстах от станка Половинного, среди пространного поля, лежит село Тайтурка с изрядною церковью. Окрестности мне понравились. Спустились на реку Белую, и проехав пять верст, достигли богатейшего села Мальта, имеющую каменную церковь и величественно раскинувшегося на левом обрывистом берегу реки Белой, которая протекает в славную Ангару. Здесь ловятся: стерлядь, осетры, таймени, сиги, пескари и многие другие рыбы".
В начале 1900 года в Тайтурке проживало свыше 1500 человек. Село являлось третьим по величине и количеству жителей в Тельминской волости после Усолья и Тельмы. С прокладкой Транссибирской железной дороги доходы от извоза резко ушли вниз, но началось промышленное развитие села. Тайга, возможность лесосплава, железнодорожная магистраль – все это привлекло внимание отставного генерал–майора железнодорожных войск Алексея Александровича Кислякова. В 1902 году он начал строительство лесопильного завода: установил локомобиль, пилы и начал выпускать пиломатериалы. Но Кисляков жил в Питере, где и проводил все время, а финансовыми делами занимался управляющий Черняшин, который, благополучно разорив Кислякова, купил вместе с инженером путей сообщения Н.А. Васильевым, завод.
В 1911 году лесопильный завод покупает тайтурский богатей Иван Демьянович Кудрявцев. В это же время Черняшин в районе села Глубокий Лог начинает производство огнеупорного кирпича. В Тайтурке появляется оптовый лесной склад, второй лесопильный завод, открытый крестьянином Орловской губернии Я.Д. Мосоловым и тайтурскими жителями Г.С. Васильевым и И.Д. Кудрявцевым, который являлся управляющим лесопильным заводом "Лесное товарищество".
Начавшаяся Первая мировая война потребовала перестройки производства под военные заказы. Иркутские купцы Мойсельман, Кузнецов и Самойлов перекупили завод и на его базе создали "Тайтурское торгово–промышленное предприятие". В период правления Колчака завод был реконструирован: обновлено оборудование, вдвое увеличено количество работников, построен железнодорожный подъездной путь длиной в 1800 метров. Объем и ассортимент выпускаемых материалов был увеличен в несколько раз.
В 1919 году вступил в строй третий лесопильный завод в Тайтурке, построенный Ангаро–Байкальским казенным пароходством. К окончательному установлению Советской власти в Тайтурке действовало три лесопильных завода, на которых было 73 рабочих. Выпуск продукции составлял около 300 тысяч кубометров в год.
Тайтурское училище построено на личные средства почетного блюстителя Гавриила Спиридоновича Васильева в 1880 году, за что он награжден малой серебряной медалью на грудь на ленте. Купец второй гильдии. ("Восточное обозрение", 1888 г.)
В 1896 году на Тайтурку обрушился мор. С ранней весны начались болезни: корь, скарлатина, дифтерит. Каждый день умирают 2–3 ребенка. В селе нет врача: фельдшер – самоучка, из отставных солдат.
В 1903 году в Тайтурке создается сельский банк с основным капиталом пять тысяч рублей, что позволило не брать займов и избежать кабалы.
В 1908 году на Белой от Медвежьей пади сплавляли 50 700 бревен и до тысячи саженей дров.
Церковь свв. Апостолов Петра и Павла (1765)
Деревянная церковь была сооружена в 1765 году на средства иркутского купца М.И. Глазунова. Имела два престола: главный холодный храм – во имя свв. Апостолов Петра и Павла, теплый придел — во имя преподобного Михаила Клопского Новгородского Чудотворца. Колокольня первоначально стояла отдельно от храма, но в 1865 году во время большого пожара, когда в селении выгорело 80 дворов, она была тоже уничтожена огнем. Церковь же уцелела и после обновления 9 августа 1866 была вновь освящена. Возможно, в это время над папертью ее надстроили новую колокольню.
Церковь закрыли в 1935 году. От двухэтажного деревянного храма сохранился лишь один этаж под новой кровлей, которая придала постройке вид барака. Здесь размещается сельская библиотека. Первоначальное убранство фасадов утрачено. Сейчас стены обшиты вагонкой, а увеличенные оконные проемы обрамлены новыми наличниками. О первоначальном культовом назначении сооружения напоминает лишь крупная пятигранная апсида.
Интернет:
Оператор | мин. скорость | макс. скорость |
---|---|---|
ЗАО "Байкалвестком" | 128 Кб/с | 3000 Кб/с |
ОАО "МТС" | 256 Кб/с | 4 Мб/с |
ОАО "МегаФон" | 256 Кб/с | 2 Мб/с |
ОАО "Ростелеком" | 256 Кб/с | 1000 Мб/с |
Мобильная связь:
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей