Тайтурка

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Та́йтурка — посёлок городского типа в Усольском районе Иркутской области, на реке Белой, примерно в 20 км от районного центра. Административный центр Тайтурского муниципального образования. Станция ВСЖД Белая.

Тайтурка: общие сведения

Тайтурка, по некоторым данным, в переводе с тюркского означает «яма», «углубление».

Статус посёлка городского типа — с 1963.

Население: 4946 человек (2013 год).

Почтовый индекс: 665477.

Через поселок проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, в 1 км от поселка — автодорога "Сибирь" (Р–255).

История

Своим появлением поселок Тайтурка обязан проведению новой московской дороги, на которой в 1734 году было расписано 16 почтовых станций через каждые 30 верст, от Илимска до Иркутска. По берегам реки Белой и ранее жили крестьяне Бадайской, Мальтинской, Узколугской деревень и Холмушинской заимки, приписанные к Иркутскому Вознесенскому монастырю. Но в 1721 году по указу императора были проведены землемерные работы, установлено количество верст от Красноярска до Иркутска (1282 версты), и в 1743 году Иркутская провинциальная канцелярия приняла меры о приискании крестьян, желающих строить почтовые станции и жить там "от Красноярска, в самых лучших местах, где никакого жительства не имеется, до Канского острогу, до Тулуну, також и до Иркуцку", но указывалось, чтобы при станциях имелись " пашни, сенокосы" и " способная вода".

В Тайтурку первые семьи были переселены с берегов Илима и Лены с разрешения Сената в 1735 году. Ну и, как это было заведено в Сибири, не знавшей крепостного права, крестьяне переселялись на новые земли самовольно. В 1755 году из Ново–Удинской слободы Балаганского уезда самовольно ушло 18 крестьянских семей в восемь почтовых станций, в том числе и в Тайтурскую. Для жителей вновь созданного "станка" отмежеваны земли из монастырских дач, а затем из земельных дач Иркутского (Усольского) соляного промысла на правом берегу реки Белой. Население стана росло быстро. Основными занятиями были ямская гоньба и содержание постоялых дворов. Причем ездки они совершали не на предписанные 30 верст, это было уделом казенных ямщиков, а гораздо дальше: Томск, Омск, Челяба.

Тайтурские ямщики были известны и своим бравым видом. Отличные кони, сбруи и дуги обшивались красными и синими лоскутками. ("Восточное обозрение", 1891 г.)

После царского указа от 26 февраля 1764 года бывшие монастырские крестьяне вышли из монастырского подчинения и стали называться "экономическими", их земли и монастырские размежевали. А сама Тайтурка была приписана к Бадайской экономической волости.

В первые годы своего существования Тайтурка заселялась вдоль левого берега реки Белой, против речки Тайтурки. В селении появились контора управителя станции, деревянная церковь. Село развивалось и все равно сохраняло свой основной вид деятельности: ямская гоньба, извоз, содержание постоялых дворов, ремонт тракта и мостов. Определялось это тем, что Тайтурский станок возник позже старинных монастырских сел на 60–70 лет, и поэтому свободных пахотных и луговых земель там было мало. Основной маршрут тайтурских ямщиков был Иркутск–Томск, расстояние 1359 верст.

В Томск везли чай и другие экзотические товары, а обратно товары, приобретенные купцами на Нижегородской ярмарке.

Значительные доходы получали содержатели постоялых дворов, через которые проходило семь–восемь тысяч лошадей и десятки тысяч путников в год. Тайтурцы возили и обозы соли из Усолья, обрабатывали землю, сажали огороды. В 1776 году на речке Курганихе иркутская купчиха Мария Брегалова построила две мельницы. После того, как окрепли хозяйства тайтурских крестьян, наиболее зажиточные из них взяли в аренду содержание мельниц. Это были Фрол и Николай Кудрявцевы, Федор Донской и его наследники. Содержали однопоставные мельницы Александр Чанцев и Федор Семенов. Тайтурцы заготовляли и поставляли дрова на усольские соляные варницы, занимались гонкой дегтя и рыбалкой. Кроме того, как и крестьяне других сел, исполняли повинности: расчищали дороги, содержали в порядке мосты, налаживали бичевник по левому берегу реки Ангары для провода судов от Усолья до Иркутска.

По сословности тайтурцы делились на крестьян–ссыльнопоселенцев, отставных военных, духовенство и мещан. Все они записывались в метрическую книгу Петропавловской церкви.

Пришлые в основном русские люди – выходцы из Поморья, Урала, сибирских селений – составляли большинство населения. Потом начали селиться татары, их было немного и они не отличались постоянством места жительства. В конце 20–х годов XVIII века, в царствование императора Николая Павловича, в Тайтурку было сослано 13 семей сектантов–субботников. В 18431849 годах в селе после отбывания наказания начали селиться поляки, участники бунтов 1830-х годов. С разрешения "Иркутской экспедиции о ссыльных" им выдавались годичные билеты на право временного жительства и приискания работы на Хайтинской фарфоровой фабрике. В Тайтурке поляки не прижились.

Известный путешественник Алексей Мартос записал в своем дневнике:

"5 декабря 1825 года в 12 часов в 25 верстах от станка Половинного, среди пространного поля, лежит село Тайтурка с изрядною церковью. Окрестности мне понравились. Спустились на реку Белую, и проехав пять верст, достигли богатейшего села Мальта, имеющую каменную церковь и величественно раскинувшегося на левом обрывистом берегу реки Белой, которая протекает в славную Ангару. Здесь ловятся: стерлядь, осетры, таймени, сиги, пескари и многие другие рыбы".

В начале 1900 года в Тайтурке проживало свыше 1500 человек. Село являлось третьим по величине и количеству жителей в Тельминской волости после Усолья и Тельмы. С прокладкой Транссибирской железной дороги доходы от извоза резко ушли вниз, но началось промышленное развитие села. Тайга, возможность лесосплава, железнодорожная магистраль – все это привлекло внимание отставного генерал–майора железнодорожных войск Алексея Александровича Кислякова. В 1902 году он начал строительство лесопильного завода: установил локомобиль, пилы и начал выпускать пиломатериалы. Но Кисляков жил в Питере, где и проводил все время, а финансовыми делами занимался управляющий Черняшин, который, благополучно разорив Кислякова, купил вместе с инженером путей сообщения Н.А. Васильевым, завод.

В 1911 году лесопильный завод покупает тайтурский богатей Иван Демьянович Кудрявцев. В это же время Черняшин в районе села Глубокий Лог начинает производство огнеупорного кирпича. В Тайтурке появляется оптовый лесной склад, второй лесопильный завод, открытый крестьянином Орловской губернии Я.Д. Мосоловым и тайтурскими жителями Г.С. Васильевым и И.Д. Кудрявцевым, который являлся управляющим лесопильным заводом "Лесное товарищество".

Начавшаяся Первая мировая война потребовала перестройки производства под военные заказы. Иркутские купцы Мойсельман, Кузнецов и Самойлов перекупили завод и на его базе создали "Тайтурское торгово–промышленное предприятие". В период правления Колчака завод был реконструирован: обновлено оборудование, вдвое увеличено количество работников, построен железнодорожный подъездной путь длиной в 1800 метров. Объем и ассортимент выпускаемых материалов был увеличен в несколько раз.

В 1919 году вступил в строй третий лесопильный завод в Тайтурке, построенный Ангаро–Байкальским казенным пароходством. К окончательному установлению Советской власти в Тайтурке действовало три лесопильных завода, на которых было 73 рабочих. Выпуск продукции составлял около 300 тысяч кубометров в год.

Тайтурское училище построено на личные средства почетного блюстителя Гавриила Спиридоновича Васильева в 1880 году, за что он награжден малой серебряной медалью на грудь на ленте. Купец второй гильдии. ("Восточное обозрение", 1888 г.)

В 1896 году на Тайтурку обрушился мор. С ранней весны начались болезни: корь, скарлатина, дифтерит. Каждый день умирают 2–3 ребенка. В селе нет врача: фельдшер – самоучка, из отставных солдат.

В 1903 году в Тайтурке создается сельский банк с основным капиталом пять тысяч рублей, что позволило не брать займов и избежать кабалы.

В 1908 году на Белой от Медвежьей пади сплавляли 50 700 бревен и до тысячи саженей дров.

Церковь свв. Апостолов Петра и Павла (1765)

Деревянная церковь была сооружена в 1765 году на средства иркут­ского купца М.И. Глазунова. Имела два престола: главный холодный храм – во имя свв. Апостолов Петра и Павла, теплый придел — во имя преподобного Михаила Клопского Новгородского Чудотворца. Коло­кольня первоначально стояла отдельно от храма, но в 1865 году во вре­мя большого пожара, когда в селении выгорело 80 дворов, она была то­же уничтожена огнем. Церковь же уцелела и после обновления 9 авгус­та 1866 была вновь освящена. Возможно, в это время над папертью ее надстроили новую колокольню.

Церковь закрыли в 1935 году. От двухэтажного деревянного храма со­хранился лишь один этаж под новой кровлей, которая придала построй­ке вид барака. Здесь размещается сельская библиотека. Первоначальное убранство фасадов утрачено. Сейчас стены обшиты вагонкой, а увели­ченные оконные проемы обрамлены новыми наличниками. О первона­чальном культовом назначении сооружения напоминает лишь крупная пятигранная апсида.

Связь

Интернет:

Оператор мин. скорость макс. скорость
ЗАО "Байкалвестком" 128 Кб/с 3000 Кб/с
ОАО "МТС" 256 Кб/с 4 Мб/с
ОАО "МегаФон" 256 Кб/с 2 Мб/с
ОАО "Ростелеком" 256 Кб/с 1000 Мб/с

Мобильная связь:

  1. ЗАО "Байкалвестком"
  2. ОАО "МТС" 900/1800
  3. ОАО "МегаФон"

Источники

  1. Земля Усольская / авторы–составители: А. Ильинский, В. Скороход. — Усолье–Сибирское, 2005. — С. 32–35.
  2. Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии XVII– начало XX в. — М., 2000. — С. 376–377.
  3. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Иркутской области // Иркутскстат
  4. Публичный реестр инфраструктуры связи и телерадиовещания РФ

Читайте в Иркипедии:

  1. На севере Усольского района ищут белогвардейское золото

Ссылки

  1. Городское поселение Тайтурского муниципального образования

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015