Совершенно неожиданно для себя несколько деревень на севере Усольского района оказались в центре внимания кладоискателей–любителей. В октябре 2007 года в деревнях Тайтурка и Холмушино появились два энтузиаста из Иркутска, которые утверждали, что в одной из холмушинских пещер, не обозначенной на картах, может находиться часть знаменитого золотого запаса Колчака. В золото Колчака местные верят с трудом, но, к слову, вспоминают легенды о других кладах, которые могут находиться где–то поблизости.
В двадцатых числах октября два человека среднего возраста появились в Тайтурке. Они сначала обратились к директору средней школы Тайтурки Валентине Егоровой с вопросом, не осталось ли в деревне стариков, которые могут помнить про золото Колчака. Валентина Михайловна ничего подобного никогда не слышала, поэтому порекомендовала им задать этот вопрос одному из преподавателей школы, директору краеведческого музея Татьяне Лисовой.
– Они пришли, представились, сказали, что туристы–любители и хотят составить туристические маршруты по пещерам Иркутской области, чтобы водить по ним людей. Для этого, мол, один из них пишет путеводитель, – вспоминала Татьяна Борисовна. – Он сказал, что у него есть какие–то исторические документы о том, что часть золота Колчака может быть спрятана в холмушинских пещерах. Еще сказал, что это привлечет к нам туристов.
Кладоискатель рассказал, что в документах есть данные о том, что где–то в этом районе колчаковцы перегрузили на подводы часть золота из знаменитого впоследствии бесследно пропавшего поезда, что до сих пор остается легендой. После этого подводы через Тайтурку двинулись в сторону Холмушино и дальше. Местные жители в это не особо верят. Дело в том, что холмушинские пещеры давно подробно описаны, в них постоянно бывают туристы. Разночтение, оставляющее возможность для предположений о спрятанном золоте, только одно: хорошо известна только одна пещера, а в некоторых старых описаниях пещер Иркутской области говорится о нескольких пещерах на Холмушинской горе. Но никаких других пещер местные краеведы не находили.
– От нас до Холмушино около десяти километров. Если проехать за село еще километра полтора–два, то будет небольшой подъем, оттуда хорошо видно одну пещеру. Она протяженностью около пятнадцати метров, и мы всю ее излазили вдоль и поперек. Мы с ребятами из школы бываем там каждое лето, но ничего там не находили, – рассказывает Татьяна Борисовна. – Я читала книгу автора Хороших, написанную еще в пятидесятые годы, там дано описание пещер Восточной Сибири, и у него пещера описана не так, как мы видим. И холмушинцы нам объяснили, что в семидесятых годах пещеру подорвали, так как все лазили, а она в глубине нависла и могла обвалиться. В книге говорилось, что вход узкий и гладкий, на стенах есть наскальные рисунки. Но мы ничего такого уже не видели. Этих иркутских кладоискателей мы тоже свозили в пещеры, они походили, ничего, конечно, не нашли, ни кладов, ни новых пещер, и уехали.
Татьяна Лисовая сказала, что теоретически это возможно: через Тайтурку в те времена действительно проходил основной (или торговый) тракт, и часть золота могли разгрузить где–нибудь в Половине и провезти через Тайтурку и реку Белую или дальше по тракту в сторону Мальты либо в направлении Холмушино. Однако никто этих подвод с золотом ни в Тайтурке, ни в Холмушино не видел. Во всяком случае, старожилы не помнят... Опять же, Колчак сам никогда в Тайтурке не был, но в двадцатых годах через нее проходили части его армии.
– Вы сами посудите: если золото прятать в пещере, то сразу понятно, что ребятишки будут лазить, рано или поздно кто–нибудь наткнется. Так что если и спрятали часть золота Колчака где–то за Холмушино, то пещеру наверняка завалили, – считает Татьяна Борисовна.
– Легенд в наших местах ходит много. Одна даже подтвердилась, – с улыбкой вспоминает Татьяна Борисовна. – Например, у нас на окраине села, около Московского тракта, стояли дома попа и дьячка. А на другом конце села, около берега реки Белой, стоит старинная церковь – храм святых апостолов Петра и Павла, построенный в 1765 году. И старики рассказывали, что под всем селом вдоль старого тракта шел подземный ход – такой широкий, что в него въезжала подвода.
В Тайтурке и ее окрестностях раньше было очень много разбойников, и в царское время, и после революции купцов, едущих с товаром по тракту, часто грабили. И рассказывают, что купцы на ночь прятали подводы в Тайтурке: въезжали в село, а у дома попа караван подвод пропадал – купцы загоняли его в подземный ход, сами ночевали у попа или дьяка. А утром подводы появлялись во дворе церкви, переправлялись через Белую и шли дальше, через Мальту в Иркутск. Церковь много лет стояла разрушенная. И когда ребятишки лазили, они находили подземные ходы и какие–то старые захоронения под храмом.
В золото Колчака ни в Тайтурке, ни в Холмушино не верят, но есть другая, более достоверная, легенда о кладе белогвардейцев. Когда школьный отряд краеведов из Тайтурки исследовал верховья реки Белой, проводник отряда Николай Суржиков рассказывал о нехорошей славе горы Костино, с которой течет ручей, дающий начало Белой.
– Мы поднимались все время по ручью вверх, я ругалась, говорила, мол, Костя описался. А Николай сказал, что название горы не от имени Костя, а от слова "кости", – рассказала Татьяна Лисовая. – Я читала, что сам Каппель отступал через Байкал. Но отдельные отряды шли через наши места. Говорят, что каппелевцы не зверствовали, а я видела недалеко от Бельска две могилы: на одной написано "расстрелянные каппелевцами", на другой – "замученные каппелевцами". Так что крови было много. Когда они проходили Тайтурку, повесили старика Пеньковского, его именем у нас названа улица. А повесили за то, что он доставлял сыновьям–партизанам продукты.
Как выяснили юные краеведы Тайтурки, когда армию Каппеля разбили, основная ее часть отступала в направлении Иркутска, но небольшой отряд во время боев отбился и уходил сам по себе через Тайтурку и Холмушино. Бабушка Сутупова помнит, что, когда каппелевцы уходили, они так бесчинствовали, что во всех домах родные прятали молодых девчонок в ямах, куда ссыпают картошку для скота. Она и сама так пряталась, в то время ей было четырнадцать лет. А ее отца каппелевцы забрали с собой, вместе с его лошадью и подводой. Они прошли через Холмушино и пошли дальше вдоль реки Белой.
Отец Сутуповой сумел сбежать – в темноте просто упал плашмя с телеги, его и не заметили. Потом он рассказывал, что на подводах везли не только раненых, но и большой груз награбленного по дороге. А отряд каппелевцев поздней осенью дошел до истоков реки и засел на горе Костино в охотничьих зимовьях.
– Мы предполагаем, что они хотели уйти в Монголию через Саяны. Во всяком случае, местное население знало об этих планах. Видимо, они готовились к походу, забирали в деревнях теплые вещи, какое–то еще необходимое в дальнем переходе имущество, охотничье снаряжение. Но осенью горы уже перекрыты снегом, и охотники знают, что перейти их в это время года невозможно, – рассказывает Татьяна Борисовна. – Охотники не ходили на гору Костино около пяти лет – так боялись каппелевцев.
Местные рассказывали впоследствии, что белогвардейцы расстреляли тех людей, которых захватили с подводами в селах, и расстреливали всех, кто появлялся на горе той осенью. Поэтому гору и назвали Костино. Много лет спустя там находили человеческие кости расстрелянных, а возможно, и самих каппелевцев, умерших от ран или болезней. Через несколько лет, когда охотники осмелились появиться в тех местах, на озере за горой Костино стали находить землянки, в которых каппелевцы некоторое время отдыхали и собирались в дальнюю дорогу. Охотники выяснили, что отряд не остался на зимовку и, скорее всего, погиб в дороге.
– На озере еще долго находили сабли, наганы, винтовки, много другого снаряжения белогвардейского отряда. И конечно, сразу начали искать золото – не могли они уйти с пустыми руками, – вспоминает Татьяна Лисовая. – Но никто ничего не нашел – там достаточно мест, где золото можно спрятать очень надежно. В золото Колчака я не верю, а вот этот клад вполне может существовать.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей