Иркутский троллейбус — троллейбусная система города Иркутска. Количество маршрутов — 10, количество троллейбусов — 72. Стоимость проезда — 12 рублей, на маршрутах 6 и 6а — 13 рублей (оплата при выходе — водителю). Эксплуатант — МУП «Иркутскгорэлектротранс».
В настоящее время в Иркутске действуют 11 троллейбусных линий.
№ 1. Солнечный — Академгородок — ул. Жуковского
№ 3. Солнечный — Байкальский — Сквер им. Кирова — рынок Фортуна — Предместье Марата
№ 4. Сквер им. Кирова — ул. Советская — Аэропорт
№ 5. Сквер им. Кирова — Байкальский — Солнечный (проспект им. Жукова)
№ 6. Ул. Жуковского — Академгородок — ул. Ширямова — Аэропорт (остановка Аэропорт для маршрутов № 4 и № 6 расположена раздельно)
№ 6а. Ул. Жуковского — Академгородок — Байкальский — ул. Волжская
№ 7. Сквер им. Кирова — Байкальский — Академгородок — Первомайский
№ 7к. Первомайский — Мельниково — Маршала Конева
№ 8. Сквер им. Кирова — Байкальский — Юбилейный (по часовой стрелке)
№ 10. Маршала Конева — Мельниково — Академгородок — Юбилейный (против часовой стрелки).
Иркутский троллейбус начинает работу в 6.00 и заканчивает в 22.51, перевозя более 30 тыс. пассажиров ежедневно. В будние дни на линию выходят 56 троллейбусов, а в выходные и праздничные дни — 53. Износ подвижного состава составляет 12,5% (9 троллейбусов с истекшим сроком амортизации и 11 троллейбусам требуется проведение капитального ремонта).
Движение троллейбусов в Иркутске было открыло 6 ноября 1970 года. Первый троллейбусный маршрут соединял остановки «Сквер им. Кирова» и «Поселок Энергетиков» (через плотину ГЭС). Первые шесть дней курсировало всего два троллейбуса, но уже 12 ноября их число выросло до двенадцати. Длина маршрута составила 12,6 километров в одну сторону и столько же в другую. В 1972 году первый маршрут был продлен до остановки «Жуковского». К 1979 году протяженность троллейбусных линий Иркутска составляла 58 километров, и на линиях работало 84 троллейбуса. В 2009 году троллейбусы перевезли 12,1 млн пассажиров принеся в городскую казну 86 млн рублей.
Хронология развития маршрутной сети:
1972 — маршрут № 1 продлен до ул. Жуковского (Сквер им. Кирова — ул. Жуковского)
1974 — маршрут № 4. Сквер им. Кирова — Аэропорт
1979 — маршрут № 3. Сквер им. Кирова — предместье Марата
1985 — маршрут № 5. Сквер им. Кирова — микрорайон Солнечный
1989 — маршрут № 6. Аэропорт — ул. Ширямова — Жуковского
1991 — маршрут № 7. Сквер им. Кирова — микрорайон Первомайский
1993 — маршрут № 8. Сквер им. Кирова — микрорайон Юбилейный (по часовой стрелке)
1995 — маршрут № 10. Волжская — микрорайон Синюшина гора
2004 — маршрут № 7к. микрорайон Первомайский — микрорайон Синюшина гора
2004 — маршрут № 10к. микрорайон Юбилейный (против часовой стрелки) — микрорайон Синюшина гора
2010 — маршрут № 6а. Волжская — Жуковского
2011 — с 1 января маршрут № 1 изменил движение (ул. Жуковского — микрорайон Солнечный); маршрут № 3 изменил движение (предместье Марата — микрорайон Солнечный); маршрут № 10к переименован в № 10.
Также в городе действовали следующие маршруты, в настоящее время закрытые:
№ 2. Сквер им. Кирова — Посёлок Энергетиков;
№ 2. Аэропорт — ул. Советская — Жуковского (позднее);
№ 3. Рынок Фортуна — Аэропорт (маршрут менялся несколько раз, с момента запуска ходил по маршрутам: микрорайон Байкальский — предместье Марата, Рынок Фортуна — Аэропорт, предместье Марата — Аэропорт);
№ 9. Аэропорт — ул. Советская — Юбилейный;
№ 10. Волжская — Байкальский — Академгородок — Мельниково — Маршала Конева;
№ 10к. переименован в № 10;
№ 11. Сквер им. Кирова — Плотина ГЭС;
№ 12. Волжская — Жуковского;
№ 12. Солнечный — Жуковского (позднее, ещё позднее работал также под номером 11);
Маршрут № 6 некоторое время выполнялся с заездом в Солнечный;
В конце 2009 буквально на несколько дней вводился маршрут № 8 к: Юбилейный (против часовой стрелки) — Первомайский.
В советское время существовали планы прокладки троллейбусной линии в микрорайон Ново-Ленино и междугородной линии «Алюминиевый завод — Сквер им. Кирова», которые не были реализованы.
АКСМ-101
ВМЗ-170
ВМЗ-5298
ЗИУ-682
ЗИУ-683
ЗИУ-6205
СТ («Сибирский троллейбус»)
Тролза-52642
ЛиАЗ-52803
Согласно генеральному плану развития города до 2020 года развитие линий троллейбусного транспорта предусматривается практически во всех районах города:
прокладка троллейбусной линии в микрорайон Ново-Ленино и перенос туда троллейбусного депо;
прокладка линии по ул. Стасова (0,9 км);
прокладка линии по ул. Пискунова (2,0 км).
Строительство Академического моста через р. Ангару предусматривает пропуск по нему троллейбусного движения, обеспечивающего хорошую транспортную связь Свердловского округа с центральной частью города. Планируется переработать схему движения, в частности маршруты «Сквер им. Кирова — Юбилейный» и «Первомайский — Сквер им. Кирова» пустить по новому мосту. В настоящее время проводится подготовка к запуску, запланированному на 2011-2012 годы.
Троллейбусное депо МУП Иркутскгорэлектротранс находится по адресу: ул. Академическая, д. 1, тел. 42-55-20 (диспетчер по выпуску).
До 2009 существовали диспечерские пункты МУП Иркутскгорэлектротранс.
Ранее диспетчерские выполняли роль столовых и пунктов отдыха для водителей. В настоящее время водители всех маршрутов (кроме № 4 и 5) на обеденные перерывы следуют в депо, что ведет к увеличению интервала движения и к увеличению «пустых» прогонов.
Варутин С. Корабли иркутских улиц // Автомаркет+Спорт : газета. — 2004. — № 37.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей