Трамвай Усолья-Сибирского — трамвайная сеть электротранспорта в городе Усолье-Сибирское, одна из последних созданных в СССР и России трамвайных систем. Эксплуатант — МУП «Электроавтотранс».
1963 — горисполком Усолья-Сибирского принял решение о строительстве в городе трамвайного пути в связи нехваткой автобусов для доставки рабочих на химкомбинат.
1967 — открыты маршрут № 1 — «Трампарк — 9 столовая» и маршрут № 2 «9 столовая — Рынок». Первоначально использовались трамваи КТМ-2/ КТП-2, их салоны до сих пор используются, в количестве двух штук, в качестве зданий для силовых станций в трампарке, ещё один вагон стоял вплоть до конца 1990-х годов во дворе местного Института. К началу 1980-х КТМ-2 были окончательно вытеснены КТМ-5, Усолье—Сибирское стал первым городом в Иркутской области, где появились трамваи КТМ-5.
1974 — открыта трамвайная линия до Привокзального района, продлён маршрут № 2 — «9 столовая — Привокзальный», открыты маршрут № 3 — «Трампарк — Привокзальный».
1976 — маршрут № 2 продлен до Химфармкомбината. Открыт маршрут № 4 «9 столовая — Привокзальный».
1985 — запускался экспериментальный маршрут № 5 Трампарк — ХФК (Трампарк — Кинотеатр «Кристалл» — «Юбилейный» — Гостиница — Ленина — Институт — Магистральная — База оборудования — Управление — Большая база — ПЗО — ТЭЦ — 11, Лужки, - ХФК)
В советское время планировалось продлить трамвайную линию от остановки «Привокзальный» до вокзала и далее по проспекту Космонавтов вокруг 8-го микрорайона к соединению с основными путями, однако этот проект не был реализован.
2000 — трамвайная линия до ХФК закрыта
2006 — построено разворотное кольцо по ул. Магистральная, открыт маршрут № 4 «ул. Магистральная — Привокзальный»
2008 - начато строительство линии от остановки "Привокзальный" до Ж/д вокзала (400 метров) с разворотным кольцом.
2010 - 1 октября открыт новый участок трамвайной линии к железнодорожному вокзалу.
В городе Усолье-Сибирское эксплуатируются трамваи моделей:
71-605 — 38 штук, из них 6 штук работают по системе многих единиц.
71-605А — 3 штуки, из них 2 штуки работают по системе многих единиц.
71-605РМ — 2 штуки.
71-608К — 1 штука.
71-608КМ — 1 штука.
71-619КТ — 2 штуки.
По состоянию на декабрь 2010 года в эксплуатации находится 47 линейных и 7 служебных трамваев.
Трамвайная система в Усолье-Сибирском была создана для доставки рабочих на ПО «Химпром». Сегодня, несмотря на то что «Химпром» переживает упадок, трамвай является основным, успешно фунцкционирующим видом городского транспорта. Трамваи поддерживаются в надлежащем состоянии, производится реконструкция вагонов. С лета 2008 года велась прокладка линии от микрорайона Привокзальный до ж/д станции "Усолье-Сибирское" с разворотным кольцом (400 метров). В июле 2009 года она была приостановлена из-за нехватки финансов. С мая 2010 года строительство трамвайной линии до ж/д вокзала возобновлено. 1 октября 2010 года по линии "Привокзальный - Вокзал" открыто движение трамваев. Также подняты до нормативных величин трамвайные рельсы на пересечении с автодорогой М-53. С января 2009 года стоимость проезда в усольском трамвае составляет 12 рублей.
На декабрь 2010 года в городе организованы следующие трамвайные маршруты:
№ маршрута | Маршрут | Примечание |
---|---|---|
1. | Трампарк — Кинотеатр «Кристалл» — «Юбилейный» — Гостиница — Ленина — Институт — Магистральная — База оборудования — Пождепо — 9 столовая | Работает в часы пик |
2. | Железнодорожный вокзал - Привокзальный — Стадион — Усольмаш — Р.Люксембург — Дом ветеранов — Военкомат — Рынок — Швейная фабрика — Куйбышева — Ленина — Институт — Магистральная — База оборудования — Пождепо — 9 столовая — Управление — Большая база — ПЗО | Работает в часы пик и выходные |
3. | Трампарк — Кинотеатр «Кристалл» — «Юбилейный» — Гостиница — Ленина — Куйбышева — Швейная фабрика — Рынок — Военкомат — Дом ветеранов — Р.Люксембург — Усольмаш — Стадион — Привокзальный - Железнодорожный вокзал | |
4. | Железнодорожный вокзал - Привокзальный — Стадион — Усольмаш — Р.Люксембург — Дом ветеранов — Военкомат — Рынок — Швейная фабрика — Куйбышева — Ленина — Институт — Магистральная | Работает вместо маршрута № 2 в обычные часы |
В 1980-е годы маршрут имел схему Привокзальный — 9 столовая. Привокзальный — Стадион — Усольмаш (ЗГО)- Р.Люксембург — Дом ветеранов (ФСК Байкал)- Военкомат (Спорттовары, до этого Химпромстрой)- Рынок — Швейная фабрика — Куйбышева — Ленина — Институт — Магистральная — База оборудования — Управление — Пождепо — 9 столовая. Ходил в утренние и вечерние часы.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей