Новости

Усть-Илимский трамвай

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Усть-илимский трамвай — трамвайная система города Усть-Илимска Иркутской области, одна из немногих в России являющаяся по исполнению и именуемая официально скоростным трамваем[1], и одна из последних созданных в СССР и России трамвайных систем. Количество маршрутов — 2, тип вагона — КТМ-5.

История

Усть-Илимский трамвай открыт 15 сентября 1988 года, одним из последних в стране (более позднюю дату открытия имеют два трамвайных хозяйства: короткая линия сезонного действия в селе Молочное, открытая в 1989 году, и линия между посёлком Черёмушки и Саяно-Шушенской ГЭС, открытая в 1991 году).

Город Усть-Илимск основан в 1966 году в связи с началом строительства Усть-Илимской ГЭС на реке Ангаре. Город начал строиться на левом берегу реки, в 3 километрах южнее села Невон. Название перешло «в наследство» от старинного села Усть-Илим, располагавшегося в 30 километрах южнее и затопленного водами Усть-Илимского водохранилища. Статус города присвоен 27 декабря 1973 года. 

В 1974 году на правом берегу Ангары началось строительство гигантского лесопромышленного комплекса. Усть-Илимский лесопромышленный комплекс (ЛПК) являлся одним из крупнейших промышленных предприятий СССР, по своим масштабам он не намного меньше таких гигантов, как «КамАЗ» или Череповецкий металлургический комбинат. Одновременно с ЛПК началось строительство «Нового города» на правом берегу Ангары — комплекса современных жилых микрорайонов.

«Новый город» строился среди леса, на значительном удалении от промышленной зоны. Согласно проекту, основным видом транспорта в правобережной части Усть-Илимска должен был стать трамвай. В первую очередь должна была быть построена линия, соединяющая окраину жилого района с промышленной зоной, затем — линии, пролегающие внутри жилого района. По неподтверждённым данным, предполагалось также строительство линии к железнодорожному вокзалу (в посёлок Железнодорожный, формально не входящий в состав Усть-Илимска).

Первоначально трамвайное движение осуществлялось на участке от станции «9 микрорайон» (является конечной и в настоящее время) до станции «Агрофирма «Ангара» (на тот момент она называлась иначе). В 1992 году был открыт участок до нынешней конечной станции «Северная». С этого момента трамвайная сеть не развивалась.

В 1990-е годы Усть-Илимский трамвай продолжал стабильно работать. В 2001 году он был признан лучшим в России.

Общая характеристика

Усть-Илимский трамвай, признававшийся лучшим в России, был и пока ещё остаётся гордостью города. Протяжённость трамвайной линии от станции «9 микрорайон» до станции «Северная» составляет 15 километров. Ответвлений нет (за исключением короткой ветви в депо, в районе которого путевое развитие имеет конфигурацию треугольника). Линия на всём протяжении двухпутная. Шпалы — на всём протяжении деревянные.

Конфигурация трамвайной линии следующая: на южном участке, составляющем примерно четверть от общей протяжённости (4 км), линия проходит параллельно улице Дружбы Народов, но на значительном удалении от неё (пространство между путями и асфальтовым полотном занято автостоянкой, протянувшейся на те же 4 километра — без учёта небольших разрывов). Почти всюду линия служит границей между многоэтажной жилой застройкой (с западной стороны) и лесом (с восточной стороны). Лишь в северной части «городского» участка жилые дома находятся не только западнее, но и восточнее трамвайной линии.

Согласно существовавшему в 1980-е годы генеральному плану развития города, трамвайная линия со временем должна была оказаться в центре жилой застройки — к востоку от неё должен был появиться жилой район, по своим масштабам практически такой же, как и построенный к западу от трамвайной линии. Однако в начале 1990-х годов массовое строительство новых домов в городе прекратилось.

Трамвайная система официально считается скоростной (помимо Усть-Илимска, к категории скоростных официально относятся трамвайные сети в Старом Осколе и Мозыре, отдельные линии скоростного трамвая есть также в Киеве, Волгограде и Кривом Роге). Маршрутная скорость, по состоянию на начало 1990-х годов, составляла 26 километров в час, что значительно выше, чем у «традиционного» трамвая (15 км/час).

В связи с тем, что трамвай считается скоростным, все остановки официально называются станциями. Но в нынешней ситуации это определение вызывает лишь грустную усмешку — станции на деле выглядят как примитивные остановки, некоторые из них — обветшавшие и замусоренные. Табличек с информацией о названиях станций, сведений об интервалах движения не встретилось нигде.

В пределах Нового города действуют четыре станции: «9 микрорайон» (конечная), «Улица 40-летия Победы», «Улица Димитрова», «Улица Мечтателей» (рядом с ней находится кафе «У трамвая» — такое возможно только в Усть-Илимске!). На северной границе жилой зоны, по неподтверждённым данным, была ещё одна остановка — «Улица Героев Труда».

Между Новым городом и промышленной зоной трамвайная линия пролегает в основном параллельно автомобильной дороге (вплоть до станции «Агрофирма «Ангара»), затем отклоняется в лес. На этом участке есть два путепровода над автодорогами и один — над ведомственной железнодорожной линией. На самом удалённом участке, между станцией «Целлюлозный завод» и конечной станцией «Северная», линия вновь пролегает параллельно автодороге, а также ведомственной железной дороге.

Трамвайное депо находится почти в центре трамвайной линии, среди леса, примерно на равном удалении от «Нового города» и от промышленной зоны. К депо подходит подъездной путь широкой колеи, напрямую «переходящий» в трамвайную линию. Между «Новым городом» и депо вблизи трамвайной линии находятся садово-дачные участки.

К северу от депо протянулся «перегон» до станции «Агрофирма «Ангара» (старого конечного пункта), длина которого составляет 4,6 км. Это один из самых длинных в мире «перегонов» между трамвайными остановками.

На лесном участке, по словам водителей трамвая, привычным делом является выход на пути медведей, порой с трудом удаётся избежать наезда на них. Встреча с медведем — ситуация не каждодневная, но и не редкая. Подобное «сочетание трамвая и медведя» имеет место только в одном городе — Усть-Илимске.

Конечная станция «Северная» находится вблизи Усть-Илимской ТЭЦ. Диспетчерская здесь отсутствует (как и на южной конечной станции «9 микрорайон») — управление движением осуществляется из единственной диспетчерской, расположенной на территории депо.

Подвижной состав представлен одним типом вагонов — 71-605 (КТМ-5). По состоянию на 2001 год, насчитывалось 86 вагонов, часть из них — переоборудованы в служебные. Почти все вагоны работают на линии в виде «систем» (две единицы).

Номера маршрутов в Усть-Илимске отсутствуют. На вагонах вывешена лишь маршрутная табличка, обычно «Город» — «ЛПК» (хотя конечные станции называются иначе: «9 микрорайон» и «Северная»). Де-факто существуют два маршрута: основной, от «9 микрорайона» до «Северной», и укороченный — от «9 микрорайона» до депо. Укороченный маршрут действует в межпиковое время, на нём работает одиночный вагон (основной маршрут обслуживается двухвагонными системами). Стоимость проезда на участке город — депо составляет 12 рублей, из города в промышленную зону (дальше станции «Депо») — 15 рублей. В каждом поезде работает кондуктор.

Практически все работники предприятий промышленной зоны имеют проездные билеты, дающие право на проезд только в пиковое время: с 6:30 до 8:30 и с 15:30 до 21:00. Для пенсионеров, пользующихся трамваем для поездок на дачи, существует льготный месячный проездной билет стоимостью 180 рублей (действует только на участке «9 микрорайон» — «Депо»).

На протяжении всей своей истории трамвай имеет ведомственную принадлежность, является одним из подразделений Усть-Илимского ЛПК. По состоянию на 2009 год, официальное название хозяйства — трамвайный цех ООО «ИлимЛесТранс».

Свыше 80 процентов пассажиров трамвая (в зимнее время — почти 100 процентов) пользуются им для поездок между городом и промышленной зоной (ЛПК). Остальную часть пассажиров составляют дачники, следующие в дачные посёлки, расположенные между Новым городом и трамвайным депо. Для поездок внутри жилой зоны трамвай не используется практически никем — линия удалена от большинства жилых домов, интервалы движения в дневное время — 30 минут и больше. Для перемещения по жилому району намного удобнее использовать автобусы и маршрутные такси, стоимость проезда в которых не выше, чем в трамвае.

Специфика работы трамвая такова, что в часы пик (утром и вечером) по линии проходят десятки поездов, минимальный интервал составляет 5 минут. Производство на Усть-Илимском ЛПК — непрерывное, поэтому в выходные дни объём пиковых перевозок лишь ненамного меньший, чем в рабочие. В середине дня сохраняется движение одного вагона по укороченному маршруту («9 микрорайон» — «Депо»), им пользуются немногочисленные дачники. 

Маршруты

Линия соединяет лесопромышленный комплекс с жилыми кварталами города, проходит только по правобережной части города. Трамваи ходят с интервалом от 5 минут в пиковое время до 30 минут в межпиковое. В каждом вагоне есть кондуктор. Существует два маршрута:

  1. 1. 9-й мкр-н — ул. 40-летия Победы — ул. Димитрова — ул. Мечтателей — Дачи — Трамвайное депо — Агрофирма «Ангара» — Целлюлозный завод — Северная ТЭЦ,
  2. 1у. 9-й мкр-н — ул. 40-летия Победы — ул. Димитрова — ул. Мечтателей — Дачи — Трамвайное депо (укороченный маршрут во внепиковое время и рейсы, следующие из города в депо).

Подвижной состав

В качестве подвижного состава используются исключительно вагоны модификации КТМ-5.

Перспективы

Существует план продления южного участка сети от 9-го микрорайона до железнодорожного вокзала.

Мнение жителей города

По мнению жителй Усть-Илимска, трамвайная линия проложена неудачно, потому что она минует главную часть правобережного города, захватывая лишь северную зону. И воспользоваться трамваем можно только для поездки на работу и обратно. Кроме того, до остановок тоже не близко.[2] 

Примечания

Ссылки

  1. Усть-илимский трамвай на сайте о железной дороге Сергея Болашенко
  2. Трамвайная сеть Усть-Илимска на сайте Трамвайные и троллейбусные сети мираТ

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия / Русская Википедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Русская Википедия | Транспортный комплекс | Усть-Илимск