Бурятия, искусство

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Искусство Бурятии. Фотогалерея

Автор: Кузнецов
Источник: ru.wikipedia.org
Автор: Не известен
Источник: uutravel.web-era.ru
Автор: Не известен
Источник: dic.academic.ru
Автор: А. Н. Федоров
Источник: dic.academic.ru
Автор: А. В. Казанский
Источник: dic.academic.ru
Автор: А. И. Тимин
Источник: dic.academic.ru
Автор: Ц. С. Сампилов
Источник: dic.academic.ru
Автор: Не известен
Источник: dic.academic.ru
Автор: Не известен
Источник: dic.academic.ru
Автор: Не известен
Источник: dic.academic.ru
20_rodina.mp3
Источник: Интерактивный Байкал. – № 7. – 1 цифровой видеодиск (DVD)
19_rodnaya_zemlya.mp3
16_vstrecha_gostya.mp3
Источник: Интерактивный Байкал. – № 7. – 1 цифровой видеодиск (DVD)
15_tunkinskie_napevy.mp3
Источник: Интерактивный Байкал. – № 7. – 1 цифровой видеодиск (DVD)
14_budaalay.mp3
Источник: Интерактивный Байкал. – № 7. – 1 цифровой видеодиск (DVD)
13_olhon.mp3
Источник: Интерактивный Байкал. – № 7. – 1 цифровой видеодиск (DVD)
12_pesnya_o_lyubvi.mp3
11_herlen.mp3
Источник: Интерактивный Байкал. – № 7. – 1 цифровой видеодиск (DVD)
10_starinnaya_zastolnaya.mp3
Источник: Интерактивный Байкал. – № 7. – 1 цифровой видеодиск (DVD)
09_baykalskaya.mp3
Источник: Интерактивный Байкал. – № 7. – 1 цифровой видеодиск (DVD)
08_gusi.mp3
07_za_gorizontom.mp3
Источник: Интерактивный Байкал. – № 7. – 1 цифровой видеодиск (DVD)
06_tvoe_dyhanie.mp3
Источник: Интерактивный Байкал. – Презент с берегов Байкала. – № 7. – 1 цифровой видеодиск (DVD)
05_o_chabanah.mp3
Источник: Интерактивный Байкал: музыкальный раздел. – Презент с берегов Байкала. – № 7. – 1 цифровой видеодиск (DVD)
03_otkuda_ona.mp3
Источник: Интерактивный Байкал: музыкальный раздел. – Презент с берегов Байкала. – № 7. – 1 цифровой видеодиск (DVD)
02_yohor_2.mp3
Источник: Интерактивный Байкал: музыкальный раздел. – Презент с берегов Байкала. – № 7. – 1 цифровой видеодиск (DVD)
01_yohor.mp3
Источник: Интерактивный Байкал: музыкальный раздел. – Презент с берегов Байкала. – № 7. – 1 цифровой видеодиск (DVD)

Республика Бурятия по праву считается одним из культурных центров Восточной Сибири. Традиционно высокий уровень отличает культуру республики, представленную пятью театрами, профессиональными союзами писателей, композиторов, художников, архитекторов.

Литература Бурятии

До Октябрьской революции буряты не имели развитой художественной литературы. С середины XVIII в. появляются записи произведений устного народного творчества, хвалебные оды-магталы, стихи, песни и поэмы. Подлинным богатством национальной духовной культуры, оказавшим влияние на формирование бурятской советской литературы, является народнопоэтическое творчество.

В песнях и благопожеланиях, легендах и преданиях, пословицах и поговорках, мифах и сказках, эпических полотнах-улигерах народ выражал свои мысли и чувства, оптимизм и стремление к светлому будущему. Вершина эпического творчества бурят — национальный героический эпос "Гэсэр", насчитывающий десятки тысяч стихотворных строк. Записи устно-поэтических произведений хранятся в рукописных фондах Ленинграда, Москвы, Иркутска, Улан-Удэ. Среди собирателей — М.Н. Хангалов, Ц.Ж. Жамцарано, С.П. Балдаев.

В период революции 1905-1907 под влиянием русской литературы возникла улусная рукописная драматургия. Зачинателями её были учащиеся-буряты Иркутска Д.А. Абашеев, С.П. Балдаев, И.В. Барлуков, И.Г. Салтыков.

В первые годы после Октябрьской революции начинается творческая деятельность основоположника бурятской советской литературы Х.Н. Намсараева (1889-1959). В одноактных пьесах, рассказах, стихах, в поэме "Исповедь старого Гэлэна" (1926) автор разоблачал эксплуататорскую верхушку бурятского общества — нойонов, богачей, чиновников, лам и шаманов, воспевал людей труда. Рассказы Намсараева 1920-х - начала 1930-х построены на основе традиционных мотивов народного творчества. Широко известны его повесть "Цыремпил" (1935), в приподнято романтических тонах изображающая борьбу трудящихся за свободу и счастье, пьеса "Кнут тайши"(1945) и роман "На утренней заре" (1950), вошедшие в золотой фонд бурятской литературы.

В 1922 вышел первый сборник стихов Солбонэ Туя (П.Н. Дамбинов, 1882-1937) "Цветостепь", в котором Октябрьская революция предстаёт как солнце, восходящее над степью, над жизнью бурятских улусов. Первые бурятские повести написал Ц. Дон (Ц.Д. Дондубон, 1905-1938): "Луна в затмении" (1932), "Отравление от брынзы" (1935); в них отображены классовая борьба в улусе, процесс коллективизации, формирование нового человека. В 1932 на сцене национального драматического театра поставлена первая пьеса Н.Г. Балдано (1907-1938) "Прорыв".

Современная бурятская литература развивается по пути социалистического реализма. В ней сложились устойчивые традиции реалистического письма во всех жанрах. Произведения писателей Б. пользуются известностью. Среди поэтов выделяются Д. Дашинимаев (1904-1937), Б. Базарон (1907-1966), Б. Абидуев (1909-1939), Ц. Галсанов (р. 1917), Ц. Дондокова (р. 1911), Д. Жалсараев (1925-1997), Н. Дамдинов (1932-1999), Д. Улзытуев (1936-1972). В числе бурятских драматургов — Ц. Шагжин (р. 1918), автор пьес: "Будамшу" (1956), "Первый год" (1956), "Совесть" (1960), "Чёрт в сундуке" (1963), "Клятва" (1969), А.И. Шадаев (р. 1899),Ц. Цыдынжапов (1905-1980) и др.

В послевоенные годы получили особое развитие прозаические жанры: выпущены десятки сборников рассказов и повестей. Популярностью пользуются рассказы и повести Ч. Цыдендамбаева (1918-1977), Ц. Галанова (р. 1932), Р. Белоглазовой. Опубликовано свыше 20 романов. Первый бурятский роман Ж. Тумунова (1916-1955) "Степь проснулась" (1949) повествует о путях трудового бурятского крестьянства к Советской власти. Один из ведущих писателей республики Ч. Цыдендамбаев — автор трилогии о первом бурятском учёном Доржи Банзарове. Опубликованы 2 части: "Доржи, сын Банзара" (1953) и "Вдали от родных степей" (1959). В 1959 издан роман о современной бурятской деревне "Хилок наш бурливый" Б. Мунгонова (1922-1989). Появление трилогии "Похищенное счастье" (1959) Д. Батожабая (1921-1977), романов "Гудит паровоз" (1960) Ж. Балданжабона (1909-1967), "Последнее отступление" (1961) и "Разрыв-трава" (1968-1969) И. Калашникова (1931-1980), "Поющие стрелы" (1962) А. Бальбурова (1919-1980), "Ночь умирает с рассветом" (1963) М. Степанова (р. 1914) и др. свидетельствует о развитии крупной эпической формы в бурятской литературе.

В области детской литературы работают писатели Д. Хилтухин, Ц. Номтоев, Ш. Нимбуев, Ц. Бадмаев, Чимитов. Книги бурятских писателей издаются на многих языках народов СССР и за рубежом.

Значительное развитие получили критика и литературоведение. Событием в научной жизни Б. является издание коллективного труда "История бурятской советской литературы" (1967).

Старейшим является союз писателей, у истоков которого стояли бурятские писатели Хоца Намсараев, Даширабдан Батожабай, Николай Дамдинов, Исай Калашников.

Печать, радиовещание, телевидение Бурятии

Первая бурятская массовая газета "Шэнэ байдал" ("Новая жизнь") вышла в Чите 20 января 1921. В 1922 в Иркутске вышел первый номер газеты "Красный бурят-монгол" на русском языке. С образованием в 1923 автономной республики было организовано Бурятское книжное издательство, начали выходить республиканское ежедневные газеты: "Бурят-Монгольская правда" (на русском языке), "Бурят-Монголой унэн" (на бурятском языке). В 1925 вышел первый номер молодёжной газеты "Бурятский комсомолец". После переименования республики в 1958 эти газеты соответственно стали называться "Правда Бурятии", "Буряад унэн" и "Молодёжь Бурятии". В 1969, кроме 3 республиканских газет, выходило 17 аймачных (районных) газет, общий годовой тираж всех газет составил более 40 млн. экземпляров. В 1969 было издано 131 название книг и брошюр, в том числе 46 на бурятском языке, общим тиражом 673 000 экземпляров. С 1955 на русском и бурятском языке издаётся общественно-политический и литературно-художественный журнал "Байкал"; всего в 1969 выходило 15 журнальных изданий общим годовым тиражом 220 000 экземпляров.

Радиовещание на бурятском языке ведётся с 1934 В 1961 начал работать телецентр в Улан-Удэ; с 1967 ретранслируются московские телепередачи через наземную приёмную станцию "Орбита". Республиканское радио и телевидение ведут передачи на русском и бурятском языках по 2 радио- и телепрограммам.

Архитектура и изобразительное искусство

В Бурятии сохранились остатки поселений эпохи палеолита и неолита, многочисленные наскальные изображения животных, людей и сцен охоты, нанесённые охрой (так называемые писаницы), памятники бронзового века — камни с высеченными фигурками бегущих оленей, плиточные могилы, ножи и кинжалы со скульптурными изображениями животных. К эпохе гуннов относится Иволгинское городище близ Улан-Удэ (I в. до н. э. — I в. н. э.) со следами валов и рвов, остатками сырцовых и глинобитных жилищ; к VI-X вв. — городища, ирригационные сооружения, могильники и писаницы Курумчинской культуры.

Жилищем бурят издавна служили юрты из войлока. В Прибайкалье строились 6- и 8-угольные деревянные юрты с покатой крышей, поддерживаемой в центре 4 столбами. С вхождением в состав России началось сооружение деревянных крепостей, каменных церквей и монастырей, усилился рост городов. В 1-й половине XIX в. в Троицкосавске (ныне Кяхта) и Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) был возведён ряд классицистических зданий (Троицкий собор в Кяхте, гостиный двор в Улан-Удэ и др.). Проникновение ламаизма вызвало в XVIII-XIX вв. строительство дацанов (монастырей), в формах которых переплетались центрально-азиатские и местные традиции. Храмы завершались 1-2 ярусами лёгких павильонов с крытыми галереями и изогнутыми крышами. Для отделки применялись резьба по дереву, яркая раскраска и роспись.

В народном декоративно-прикладном искусстве бурят развиты вышивка и аппликация по бархату, коже и сукну, резьба по кости и дереву. Разнообразна и виртуозна техника обработки металла (насечка, чеканка, чернь, гравировка). В орнаменте сочетаются криволинейные геометрические и стилизованные растительные узоры. В XIX в. в дацанах были распространены иконописание, литьё и чеканка культовых предметов, книгопечатание (с деревянных матриц).

В советское время выросли новые города и посёлки. В Улан-Удэ в 1930-1940-е были сооружены крупные общественные здания (Дом Советов, 1928-1931, архитектор А.А. Оль; Обком КПСС, 1939-1943, архитектор В.А. Сидоров; и др.). В оформлении Бурятской театра оперы и балета (1947-1952, архитектор А.Н. Федоров) использованы традиции национальной орнаментики.

Жилищное строительство в городах и колхозах, широко развернувшееся с конца 1950-х, ведётся по типовым и индивидуальным проектам. В постройках 1960-х (кинотеатры "Прогресс", 1963-1966, архитекторы А.Р. Вампилов, М.Н. Меньшиков, и "Дружба", 1966-1967, новое здание Совета Министров, 1965-1968, архитектор А.Р. Вампилов, А.Я. Галяутдинов, - в Улан-Удэ) используются железобетон, стекло, алюминий, пластики.

Современное изобразительное искусство получило развитие в советское время. Основоположником станковой живописи в Бурятии был Ц.С. Сампилов. Пейзажи бурятских художников со сценами труда и быта лиричны, проникнуты радостным мироощущением (работы Ц.С. Сампилова, А.Е. Хангалова, Р.С. Мэрдыгеева, К.И. Сергеева и др.). Выразительны портреты А.И. Тимина,Е. Павлова, Д.Д. Тудупова, Ю.А. Чиркова и др. Над историческими и жанровыми картинами работают А.А. Окладников, Д.Д. Дугаров, А.В. Казанский.

Театрально-декорационное искусство представлено работами А.И. Тимина, М.Е. Шестаковой. С конца 1950-х развивается станковая и иллюстрационная графика. В традиционных видах декоративно-прикладного искусства появляются новые сюжеты. Резные деревянные панно со сценами колхозной жизни создают С. Бодиев, Ш. Дашиев, Б. Зодбоев и др., оригинальные образцы чеканки по серебру - Базаров, Д. Бадмаев, Д. Логинова, Ц. Нимаев, С. Санжиев, Тубчинов, Д. Цыренов.

Музыка

Бурятский народ на протяжении многих веков создавал песни различных жанров — трудовые, свадебные, игровые, исторические, лирические, застольные, хвалебные, а также инструментальные наигрыши. Среди улигерных (эпических) напевов центральное место занимает героико-патриотический эпос "Гэсэр". Большим разнообразием отличаются хороводные, игровые песни. Народные песни подразделяются на два вида: ута-дун — протяжные песни импровизационно-вариационного характера со сложным ритмом, обилием орнаментики в мелодии, и богони-дун — короткие песни куплетной формы с чётким ритмом. Ладовая основа народных песен — пентатоника. Носителями народной музыкальной культуры были сказители-улигершины и народные певцы — душа-хунуд. Наиболее распространённые народные музыкальные инструменты — сур, лимба (духовые) и хур (смычковый)

В годы Советской власти большой вклад в собирание народных песен и развитие бурятской музыкальной культуры внесли русские советские композиторы. П.М. Берлинский на материале фольклора создал первую бурятскую музыкальную драму "Баир" (3-й акт написал Б.Б. Ямпилов, постановка 1940), М.П. Фролов — первую бурятскую оперу "Энхэ — Булат-батор" (постановка 1940), В.И. Морошкин — первую симфоническую сюиту на бурятские темы (1936), С.Н. Ряузов — первый бурятский балет "Свет над долиной" (постановка 1956). Выдающуюся роль в развитии бурятского музыкально-театрального искусства сыграл народный артист СССРЦ. Цыдынжапов.

Постепенно в Бурятии сложилась национальная профессиональная культура. Много сделали для её развития композиторы Б.Б. Ямпилов, Ж.А. Батуев, Д.Д. Аюшеев, С.С. Манжигеев, Ч.Е. Павлов, Б.О. Цырендашиев и др. Выдвинулась плеяда оперных и балетных артистов, дирижёров, хормейстеров, балетмейстеров, музыкантов. В их числе: оперные певцы — народный артист СССР Л.Л. Линховоин, народные артисты РСФСР Б.М. Балдаков и Н.К. Петрова, заслуженные артисты РСФСР В.П. Манкетов и В.Д. Лыгденова, заслуженный артист Бурятской АССР К.М. Базарсадаев; танцовщики — народная артистка СССР Л.П. Сахьянова, народный артист РСФСР П.Т. Абашеев, заслуженная артистка РСФСР Т.Е. Гергесова, заслуженный артист Бурятской АССР Ц.Е. Бадмаев и Ф.С. Иванов.

В республике имеются Бурятский театр оперы и балета (основан в 1948), филармония, ансамбль песни и танца "Байкал", Дом народного творчества, музыкальное и хореографическое училища, культпросвет училище (Улан-Удэ), сеть музыкальных школ.

Драматический театр

Истоки бурятского театра — в народных песнях, плясках, играх, обрядах. В дореволюционное время в Бурятии существовал любительский театр, в развитии которого большую роль сыграли русские политические ссыльные, местная интеллигенция. В 1908-1914 появились первые произведения бурятской драматургии, ставившиеся учащимися духовной и учительской семинарий, городских училищ и школ. После Октябрьской революции распространение получила театральная армейская и улусная (сельская) самодеятельность. Среди авторов первых бурятских пьес — С.П. Балдаев, И.Г. Дадуев, Х.Н. Намсараев, А.И. Шадаев.

В 1928 организована бурятская театральная студия, в 1930 на её основе — техникум искусств. В 1932 в Улан-Удэ создан Бурятский музыкально-драматический театр, в труппу которого вошли выпускники техникума. На базе драматического коллектива этого театра в 1950 создан Бурятский театр драмы им. Х. Намсараева. На сцене театра ставились пьесы национальных драматургов, посвященных вопросам современности: "Кто он?" (1933), "Рыбаки Байкала" (1942) Н.Г. Балдано, "Мэргэн" А.И. Шалаева (1937), "Снайпер"Ц. Цыдынжапова (1942), "Весенняя песня" Ц.Г. Шагжина (1957), "Доверие" Б.Г. Галсанова (1968); борьбе против угнетателей — кулаков, лам — посвящены спектакли "Один из многих" Н.Г. Балдано (1937), "Цыремпил" по повести Х.Н. Намсараева (1968). Революционное прошлое бурятского народа нашло отражение в спектаклях: "Сын народа"Ц. Цыдынжапова (1943), "Пламя" Н.Г. Балдано (1953), "Барометр показывает бурю" (1957) и "Огненные годы" (1969) Д.О. Батожабая, "В зареве революции" А.А. Бальбурова (1966). Поставлены пьесы "Энхэ — Булат-батор" Н.Г. Балдано (1940), "Будамшу" Ц.Г. Шагжина (1954), основанные на национальном эпосе, народных бурятских сказках. Образ В.И. Ленина воссоздан в спектакле "Кремлёвские куранты" Н.Ф. Погодина (1947, 1957). Среди постановок классической русской и иностранной драматургии: "Гроза" А.Н. Островского (1945), "Горе от ума" А.С. Грибоедова (1958), "Женитьба" Н.В. Гоголя (1960), "Егор Булычев и другие" (1946) и "Враги" (1955) М. Горького, "Отелло" (1938, 1947), "Король Лир" (1967) У. Шекспира. Ставятся произведения советских драматургов: "Платон Кречет" А.Е. Корнейчука (1937), "Извините, пожалуйста!" А.Е. Макаёнка (1954), "Честь семьи" Мухтарова (1954), "Портрет" А. Тажибаева (1961), "В день свадьбы" В.С. Розова (1966) и др.

В 1958 и 1969 труппа театра пополнилась актёрами — выпускниками бурятской студии при Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. Театр показывает спектакли для сельского зрителя, выезжает в бурятские округа Читинской и Иркутской областей, в промышленные центры Сибири (Братск, Ангарск, Тайшет и др.); успешно выступал в Улан-Баторе и аймаках МНР.

В Улан-Удэ работает Русский драматический театр, организованный на основе передвижной труппы под руководством режиссера Е.Н. Просветова. Значительный вклад в развитие драматического театра Бурятии внесли народные артисты РСФСР Ч.Г. Генинов, В.К. Халматов. Среди деятелей театрального искусства Бурятии (1970): народный артист СССРЦ. Цыдынжапов, народные артисты РСФСР Б.Н. Вампилов, Н.Н. Гендунова, М.Н. Степанова, заслуженные артисты РСФСР П.Н. Николаев,Ф. Лосев, С.Д. Будажапов, И.Е. Миронов, Ю.П. Шангина, заслуженные деятели искусств РСФСР Н.Г. Балдано, Ц.Г. Шагжин, народный артист Бурятской АССР Д.Д. Дондуков, заслуженный деятель искусств Бурятской АССР Б.Г. Аюшин, Ф.С. Сахиров (главный режиссёр Бурятского театра), народный художник Бурятской АССР Б.Б. Чернутов.

Широко известны имена бурятских мастеров сцены: народных артистов Лхасарана Линховоина, Ларисы Сахьяновой, Дугаржапа Дашиева, Кима Базарсадаева, Галины Шойдагбаевой. Спектакли театра оперы и балета видели жители многих регионов России, неоднократно и с большим успехом гастролировал коллектив театра и по странам ближнего и дальнего зарубежья. Отдельные творческие группы и исполнители академического театра оперы и балета много раз гастролировали в Монголии и Китае, Японии и Корее, США и Германии, Великобритании и Австрии, Италии и Греции, Испании и Португалии. На сцене Бурятского оперного демонстрировали свое искусство артисты из Китая, Кореи, Монголии, Польши и других стран.

Есть в республике и театры авангардистского направления — это Улан-Удэнский молодежный театр-студия на ул. Димитрова и театр-студия современной пластики и пантомимы"АзАрт".

Читайте в Иркипедии:

  1. Гимн Республики Бурятия
  2. Бурятская культура
  3. Борьба за сохранение памятников в Бурятии

Ссылки

  1. Бурятская Автономная Советская Социалистическая Республика, Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
  2. Искусство Бурятии // официальный сервер органов государственной власти Республики Бурятия

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркипедия | Буряты