Бадмаев, Петр Александрович

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
П.А. Бадмаев, 1870-е.
П.А. Бадмаев, 1870-е.
Автор: Не известен
Источник: rubur.ru
П.А. Бадмаев с учениками школы на Поклонной горе
П.А. Бадмаев с учениками школы на Поклонной горе
Источник: rubur.ru
П.А. Бадмаев в своем кабинете на Литейном проспекте, 16
П.А. Бадмаев в своем кабинете на Литейном проспекте, 16
Автор: Не известен
Источник: rubur.ru
П.А. Бадмаев, 1914.
П.А. Бадмаев, 1914.
Автор: Не известен
Источник: pribaikal.ru

Пётр Александрович Бадмаев (Жамсаран; 1851(?) — 1920) — врач тибетской медицины, крестник императора Александра III. Лечил членов семьи Николая II и Григория Распутина. Убеждал российских императоров включить в состав России Тибет, Монголию и Китай.

По происхождению бурят. Его отец вёл кочевой образ жизни в Агинской степи Забайкалья. Год рождения П.А. Бадмаева неизвестен. Без всяких оснований в энциклопедии Брокгауза и Ефрона годом рождения указан 1849, а в современном энциклопедическом словаре дается 1851. В его следственном деле лежит справка ЧК, где указано, что он родился в 1810. В заявлении на имя председателя ЧК от 10 августа 1919 он написал:

«Я, 109 лет старик, потому только, что имею большое имя, популярное в народе, — сижу в заключении без всякой вины и причины уже два месяца».

Его дочь говорила:

«Когда я родилась (это 1907 год), отцу было сто лет».

П. А. Бадмаев был крестником императора Александра III. При принятии православия, Бадмаев выбрал себе имя в честь своего кумира — Петра I, а отчество традиционно давалось по имени царствующего лица, — так Жамсаран Бадмаев стал Петром Александровичем. Переход его в православие отнюдь не был конъюнктурным шагом: он уверовал искренне. Известно, что в 1881, собираясь в свою первую, двухлетнюю поездку на Восток, в Монголию, Китай и Тибет, он специально отправился просить благословения отца Иоанна Кронштадтского и получил его. Иоанн лично приезжал освящать знаменитый петербургский дом Бадмаева на Ярославском, 65. Именно Бадмаев лечил знаменитейшего русского священника, получившего несколько ножевых ран при втором покушении на него.

П. А. Бадмаев окончил гимназию в Иркутске. В 1871 поступил в Петербургский университет на восточный факультет. В 1875 году окончил его с отличием по монгольско-маньчжурскому разряду. В это же время был вольнослушателем в Военно-медицинской академии. С 1875 на службе в Азиатском департаменте МИД. После смерти своего старшего брата Сультима (Александра Александровича) возглавил организованную им аптеку тибетских лекарственных трав в Санкт-Петербурге. В 1877 году П. А. Бадмаев женился на русской дворянке Надежде Васильевой.

Занимался лечебной практикой (лечил травами, порошками собственного изготовления). Пользовался доверием императора Александра III и Николая II. Долгое время лечил цесаревича Алексея. Выступал против Григория Распутина. На Поклонной горе имел дом, при котором находился огород, на котором он выращивал целебные травы.

Создал торговый дом «П. А. Бадмаев и Ко», действовавший в 1893-1897 в Забайкалье. Целью торгового дома была торговля с бурятами. В здании торгового дома «П. А. Бадмаев и Ко» в Чите с 1895 издавалась первая частная газета Забайкалья «Жизнь на восточной окраине». Газета издавалась на монгольском и русском языках без контроля цензуры. Улучшил местную породу лошадей благодаря покупке Торговым домом Бадмаева чистокровных английских скаковых лошадей. Содействовал миссионерской деятельности Забайкальской духовной епархии. В 1909 организовал «Первое Забайкальское горно-промышленное товарищество» для разработки золотых приисков.

В 1893 после нескольких экспедиций в Монголии, Китаю и Тибет, Бадмаев-дипломат написал и подал императору Александр памятную записку «О задачах русской политики на азиатском Востоке». План Бадмаева был грандиозным и предусматривал добровольное присоединение к России Монголии, Китая и Тибета. Он предсказывал, что дни маньчжурской династии в Китае сочтены, и предупреждал: если туда не придем мы, придут англичане. (Он не ошибся: после смерти Александра III англичане ввели войска в Тибет.) Бадмаев утверждал, что в Китае нет навыка самоуправления, страна привыкла к диктатуре и оттого встретит русских с покорностью и даже благодарностью. Император наложил на письмо резолюцию:

«Все это так ново, необычайно и фантастично, что с трудом верится в возможность успеха».

За представленный труд Петр Александрович получил генеральский чин — действительного статского советника.

Строившаяся при Александре III Транссибирская железнодорожная магистраль способствовала быстрому экономическому развитию дальневосточной окраины империи, до этого оторванной от центра. В своем докладе императору Бадмаев предлагал сменить экономическую ориентацию России с востока на юг — на Тибет, построив для этого еще одну железную дорогу к городу Ланчжоу-фу, расположенному в 1500 верстах от границы Российской империи и являющемуся, по мнению Бадмаева, ключом к Тибету. «Ланчжоу-фу — ключ в Тибет, Китай и Монголию. Вся торговля Китая попадет в наши руки, — убеждает он императора. — Европейцы не в состоянии с нами конкурировать… С проведением этой линии начнется финансово-экономическое могущество России».

Перспективы, описанные в докладе, заинтересовали министра финансов Витте. В сопроводительной записке к докладу тот пишет императору, что взгляды Бадмаева представляются ему «весьма серьезными» и «устанавливающими новую точку зрения в практических вопросах политики… По своему географическому положению Тибет, с точки зрения интересов России, имеет важное политическое значение. Значение это особенно увеличилось в последнее время ввиду настойчивых стремлений англичан проникнуть в эту страну и подчинить ее своему политическому влиянию».

Больше повезло Бадмаеву с Николаем II. На этот раз он воздействовал на царя с помощью Распутина. 1 января 1904 года Бадмаев пишет императору:

«Корень русской политики на Востоке лежит не в Китае, а именно в Тибете. Неужели истинно русский человек не поймет, сколь опасно допущение англичан в Тибет; японский вопрос — нуль по сравнению с тибетским».

Не прошло и двух дней со дня написания письма, как по личному распоряжению императора на Тибет отправился подъесаул Уланов. Он получил двойное задание: во-первых, разузнать, что там делается, во-вторых, постараться настроить тибетцев против англичан. Начавшаяся через три недели война с Японией поставила крест на попытках Бадмаева установить контроль над тибетскими ущельями.

В 1911 и 1916 вместе с П. Г. Курловым и Г. А. Манташевым выступил с проектами железнодорожного строительства в Монголии. Именно он первым внятно высказался за строительство Сибирской магистрали, впоследствии известной под именем БАМ.

В 1917 после февральской революции П. А. Бадмаев был выслан в Хельсинки. Зимой 1919-1920 находился в заключении в Петербургской городской тюрьме и в Чесменском лагере. Умер в июле 1920. Похоронен 1 августа 1920 на Шуваловском кладбище в Петрограде.

Среди эзотериков ходят слухи, что П. А. Бадмаев якобы был членом тибетского мистического общества Зелёный дракон. Из-за отсутствия какой-либо официальной документации в тайных организациях, аргументы «против» этого или «за» —- безосновательны.

Племянник Бадмаева, Николай, возглавлял клинику тибетской медицины в Кисловодске, потом в Ленинграде; лечил Горького, Алексея Толстого, Бухарина, Куйбышева и прочую элиту. Он был арестован и в 1939 расстрелян.

Вдова Бадмаева, Елизавета Федоровна, провела 20 лет в лагерях, но выжила и сохранила архив, который находится сейчас у ее внуков, которые добиваются реабилитации бадмаевской памяти: изданы книги о нем, переиздан перевод «Жуд-Ши», выдвигшается идея назвать именем целителя одну из улиц Улан-Удэ. В том же архиве лежит неизданная третья часть «Жуд-Ши» — практические рекомендации по изготовлению лекарств.

Родственники Бадмаева продолжают заниматься тибетской медициной.

В 1991 по постановлению Президиума Академии наук был издан однотомник трудов Петра Бадмаева "Основы врачебной науки Тибета «Жуд-Ши».

Сочинения

  1. Проект включения Тибета, Монголии и Китая в Российскую империю «О задачах русской политики на азиатском Востоке». — 1893 г.
  2. Главное руководство по врачебной науке Тибета «Жуд-ши». — СПб, 1903. — 159 стр.; М.: Наука, 1991.
  3. Ответ на неосновательные нападки членов медицинского совета на врачебную науку Тибета. — СПб, 1911. — 72 стр.

Читайте в Иркипедии: П.А. Бадмаев и проблемы бурятского населения в конце XIX века

Литература

  1. Гусев Б. Доктор Бадмаев. – М. : Русская книга, 1995.
  2. Лобанов В. Г. Старая Чита. Документальный рассказ. Издание второе, исправленное и дополненное. — Чита: Степанов М. А., 2003. — 336 с.
  3. Кузьмин Ю.В. Кто вы, доктор Бадмаев? Восточные миражи доктора Бадмаева. — Улан-Батор, 2006. — 137 с.
  4. Кузьмин Ю.В. Восточные проекты доктора П.А.Бадмаева. — Иркутск, Изд-во БГУЭП, 2006. — 184 с.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия / Русская Википедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 16 апреля 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.