Матвей Николаевич Хангалов (1858, улус Закулей, Унгинское ведомство, Балаганский уезд Иркутской губернии – 17 февраля 1918, улус Бильчир, Иркутская губерния) — известный бурятский этнограф, фольклорист, исследователь сибирского шаманизма, автор первого учебника бурятско-русского языка.
Родился в семье состоятельного бурята Олзоевского рода в улусе Закулей Унгинского ведомства Балаганского уезда, ныне Нукутского района Иркутской области (Усть-Ордынского Бурятского округа). С 1866 по 1869 получал начальное образование в Балаганском инородческом училище. В 1871 поступил в Иркутскую губернскую гимназию. В 1873, не окончив гимназии (сказалась слабая начальная подготовка и недостаточное владение русским языком, дефект, от которого Хангалов не сумел полностью избавиться до конца своей жизни), при содействии некоторых преподавателей поступил в учительскую семинарию, которую окончил в 1876, став одним из первых выпускников семинарии. Получил звание учителя начального училища и был определен учителем Кудинского инородческого приходского училища. Еще во время учебы в семинарии написал труд «Обряд теломытия у шаманов». Сочинение получило высокую оценку правителя дел Восточно-Сибирского Отделения РГО Н. Н. Агапитова, который преподавал педагогику в семинарии. В 1881 Хангалов и Н. Н. Агапитов организуют экспедицию для изучения шаманства у байкальских, кудинских и балаганских бурят. Материалы экспедиции были изданы в «Известиях ВСОРГО» под названием «Материалы для изучения шаманства Сибири. Шаманство у бурят Иркутской губернии». Труд получил малую золотую медаль Российского географического общества (РГО).
Известно, что Хангалов еще в 1878 составлял учебник для бурятской школы — первую учебную книгу бурятско-русского языка. В 1902 он завершил составление букваря для бурятских детей. Однако эти работы не были изданы. М.Н.Хангалов, хорошо понимая положение народа, думал и страстно мечтал о преодолении им своей темноты и отсталости. Он прилагал немало сил и энергии для организации новых очагов культуры в бурятских селениях. За период его работы, начиная с 1902, в улусах Бильчирского ведомства по инициативе и настоянию Матвея Николаевича было открыто семь бурятских училищ, а Бильчирское училище стало двухклассным.
В 1883 Хангалов оставляет должность учителя. В 1888 по рекомендации Н. Потанина и Н. Н. Агапитова он избирается действительным членом РГО. Хангалов изучает материальную и духовную культуру, юридические обычаи, семейный быт, общественный строй, шаманство и фольклор бурят. Исследовал археологические памятники Бурятии.
С 1889 по 1903 год Хангаловым было издано три сборника бурятского фольклора. Издания готовил Г.Н. Потанин.
В 1891 женился на Дарье Егоровне Данчиновой. С 1902 Хангалов работал заведующим и учителем Бильчирского приходского училища. В 1902 участвовал в приеме и проведении экспедиции французского академика этнографа Поля Лаббе. Хангалов и Лаббе совместно изучали шаманство унгинских бурят. В 1903 Хангалов получил от Министерства народного просвещения и изящных искусств Франции диплом о присвоении ему звания лауреата. В 1907 при участии Д. А. Клеменца Хангалов установил связи с Русским музеем в Санкт-Петербурге. Музей субсидировал полевые работы, проводимые Хангаловым, и приобретал собранные им коллекции. В 1908 при помощи музея Хангалов смог поработать в Балаганском уезде, Нельхайском, Унгинском, Куйтунском, Аларском и Ныгдинском ведомствах. В 1908 участвовал в подготовке съезда бурятских учителей. В 1913 принимал участие в организации бурятского этнографического вечера в Иркутске, участвовал в составлении и редактировании бурятско-русского букваря. Летом 1917 по командировке Восточно-Сибирского Отделения РГО провел экспедиции по изучению шаманства в Цугульской и Шулундинской волостях Читинского уезда Забайкальской области и в Ангинской и Ленской волостях Верхоленского уезда Иркутской области. Умер 17 февраля 1918 в улусе Бильчир, ныне Боханского района Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
В Музее истории Бурятии, который носит имя М.Н. Хангалова, хранятся его личные вещи. В селе Бильчир Боханского района Иркутской области есть дом-музей его имени.
В литературном наследии М.Н. Хангалова значительное место занимают фольклорные записи, многие из которых были опубликованы еще при жизни ученого. В различных сборниках и изданиях Русского географического общества им напечатаны десятки образцов устного и поэтического творчества бурят. Среди них произведения разных жанров: легенды и предания, улигеры и сказки, приметы и поверья, песни и благопожелания. Лучшим прижизненным изданием, знакомившим Русского читателя с народной поэзией бурят, является «Балаганский сборник». В сборнике собраны улигеры, генеалогические предания, сказки, приметы, поверья, исторические песни.
Наиболее значительным произведением в собрании ученого является «Абай-Гэсэр-богдо-хан» («Гэсэр»). Сводный текст улигера был опубликован в книге Г.Н. Потанина «Тангутско-Тибетская окраина Китая и Центральная Монголия», часть – в «Балаганском сборнике» М.Н. Хангалова.
1. Собрание сочинений: В 3-х т. / Под ред. Г.Н.Румянцева; АН СССР. Сиб. отд-ние. БКНИИ.– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958–1961.
Т. 1.– 1958.– 551 c.
Т. 2.– 1959.– 444 c.
Т. 3.– 1961.– 421 c.
Многие труды М.Н.Хангалова, вошедшие в собрание сочинений, опубликованы впервые. Включены также все работы, печатавшиеся ранее как отдельными изданиями, так и в составе различных сборников.
Рец.: Михайлов Е. Энциклопедия бурятской жизни // Байкал. – 1964. – № 4. – С. 152–154.
Отдельные произведения М.Н. Хангалова. История бурятского народа
2. Генеалогические предания // Собр. соч. – Т.3. – С. 101–114.
Содерж.: Племена бурят; Булагат и Эхирит и их потомки; Булагат и Эхирит и их потомки (второй вариант); Барга-батур; Хоредой-мэргэн; Сэгэндэ и Барто; Такши и его потомки; Кости Ользон и Баянда; Обогон.
3. Исторические предания // Собр. соч.– Т.3.– С. 85–96.
Содерж.: Гора Монгото-ула; Шоно-батор; Хур; Чингис-хан; Предания о Гэнэн-худакте и Сухэр-нойоне.
4. Мои предки // Собр.соч.– Т.1.– С. 122–148.
Рассказ о предках М.Н.Хангалова.
5. Улигеры // Собр. соч.– Т.3.– С. 117–290.
Содерж.: Война Абай-Гэсэр-богдо-хана с Лобсоголдой харама-нгатхаем; Война Абай-Гэсэр-богдо-хана с Гал-Долмо-ханом; Отрывки из повести об Абай-Гэсэр-богдо-хане; Ута-Саган-батар; Эрэ-Тохоло-мэргэн; Гарьюлай-мэргэн; Алтан-Сэсэк и его сестра Эрмэльжин-гохон-абаха; Хан-Гужир; Царь Баян-Хара; Ангахай-Мэргэн.
6. Предания и поверья унгинских бурят // Шаманские поверья инородцев Восточной Сибири. – Иркутск, 1890. (Зап. ВСОРГО по этногр.– Т. 2, Вып. 2.)
Запись предания о происхождении племени арганут и племени эхирит, о первом столкновении эхирит с русскими казаками около современного Верхоленска. Запись предания о выходе сартолов (селенгинских бурят) из Монголии.
Образ жизни, Быт, обряды и обычаи бурят
7. Блюдо // Собр. соч.– Т.1.– С. 148–149
Описание старинного блюда, найденного около р.Оса.
8. Зэгэтэ-аба у кудинских бурят // Собр. соч.– Т.1.– С. 96–100.
Общественная охота (облава на зверей).
9. Зэгэтэ-аба — облава на зверей у древних бурят // Собр. соч.– Т.1.– С. 11–32.
10. Молочное хозяйство у бурят // Изв. ВСОРГО.– 1900 (1901).– Т. 31, № 1–2.– С. 118–149; То же // Собр. соч.– Т.1.– С. 226–252.
Древнее звероловное и скотоводческое хозяйство. Общинное скотоводство и последующая смена его частным хозяйством. Развитие земледелия западных бурят во второй половине XIX в., производительность скота. Приготовление молочных продуктов, способы доения коров, способы получения различных продуктов из молока. Влияние русских на развитие хлебопашества у бурят.
11. Национальный праздник у бурят//Изв. ВСОРГО.– 1880.–Т. 11, № 3–4.– С. 30–34. Напечатана без подписи; То же // Собр. cоч.– Т.1.– C. 275–280.
Описание праздника стрельбы (хурхарбаха) у бурят.
12. Национальный танец “хатарха” // Собр. cоч.– Т.1.– C. 281–286.
13. Некоторые нормы обычного права // Собр. соч.– Т.1.–C. 199–202.
14. Несколько данных для характеристики быта северных бурят//Этногр. обозрение.– 1891.– Т.10, № 3.– С. 144–160; То же //Собр. cоч.– Т.1.– C.205–225.
Описаны жилище, одежда и обувь, оружие и конская сбруя, традиционные продукты питания, посуда и различные орудия. Отдельная глава посвящена обычаям и обрядам: родинным, свадебным, похоронным.
15. Нижнеудинские буряты: Этнографические заметки // Собр. соч.– Т.2.– C. 15–47.
Охота. Выделка кожи. Изделия из бересты у нижнеудинских бурят. Родовой состав нижнеудинских бурят.
16. О бурятах,населяющих Иркутскую губернию. Каких они племен и чем занимаются в настоящее время, а также чем занимались прежде // Собр. cоч.– Т.1.– С. 101–113.
17. Обосинские таежные охотники // Собр.соч.– T.2.– С. 48–55.
18. Общественные охоты у бурят // Собр. соч.– Т.1.– С. 33–95.
19.Общественные охоты у бурят.(Зэгэтэ-аба — охота на россомах)//Материалы по этногр.– 1910.– Т.1.– С. 117–154. В соавт. с Д.А.Клеменцем.
Общий очерк коллективной охоты в разных странах. Исторический очерк облав у монгольских племен. Описание зэгэтэ-аба и ее социально-экономическое значение. Культовое значение зэгэтэ-аба. Зэгэтэ-аба и фольклор. Обрядовая сторона зэгэтэ-аба.
Исследование написано на основании материалов, собранных и написанных М.Н.Хангаловым. В подстрочном примечании к статье заметка Д.А.Клеменца о М.Н.Хангалове.
20. Подвижная школа // Собр. cоч.– T.2.– С. 327–333.
О необходимости увеличения числа и более удобном расположении народных училищ для бурятских детей.
21. Рыболовство у бурят и Ухан-хат // Собр. соч.– Т.1.– С. 114–121.
22. Свадебные обряды и обычаи у верхне-кудинских бурят Верхнеленского уезда // Собр. соч.– Т.1.– С. 265–274.
23. Свадебные обряды кудинских бурят // Собр. соч.– T.2.–С. 92–108.
24. Свадебные обряды нижнеудинских бурят // Собр. cоч.– T.2.– С. 109–114.
25. Свадебные обряды у бурят // Cобр. соч.– Т.1.– С. 253–264.
26. Свадебные обряды унгинских бурят // Собр. соч.– T.2.– С. 56–91.
27. Этнографические заметки // Собр. соч.– Т.3.– С. 366–374.
Содерж.: Год; Названия пальцев; Пальцы-воры; Зарывание последа; Детские игры; Суд старух.
28. Юридические обычаи у бурят // Этногр. обозрение.– 1894, № 2.– С. 100–141.
Статья составлена по материалам местных архивов, содержит сведения о мерах наказания, налагаемых за каждое преступление, о бурятских родоначальниках и об обществе зэгэтэ-аба, об учреждении степных контор, выборах главного тайши, правах бурятских родоначальников и об их жестоком обращении с рядовыми бурятами. Вопрос о том, является ли должность тайши наследственной. Распри внутри ведомства в связи с выборами тайши.
Легенды, предания, сказки
29. Абай-Гэсэр-богдо-хан // Собр. cоч.– T.2.– С. 229–324.
Бурятская сказка, записанная со слов рассказчиков Петкова-Тушимилова и Николая Хангалова — отца Матвея Николаевича.
30. Балаганский сборник: Сказки, поверья и некоторые обряды у северных бурят / Ред. Г.Н.Потанин//Тр.ВСОРГО.– Томск, 1903. Т. 5.– 289 с.
31. Бурятские народные сказки / Сост. Л.Е.Элиасов.– 2-е изд., доп.– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1973.– С. 77, 92–93, 92–93, 108–117, 140–144, 151–156, 161–177, 195–226.
32. Бурятские сказки/Сост., вступ. ст. и примеч. Л.Е.Элиасова.– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1959.– Т.1.– С. 184–190, 197– 207, 246–280.
33. Бурятские сказки и поверья, собранные Н.М.Хангаловым, О.Н.Затопляевым и другими // Зап. ВСОРГО по отделению этногр.– Иркутск, 1889.– Т.1, Вып. 1.– 314 с.
34. Великий Гэсэр: Бурятское сказание / Вариант улигершина Пеохона Петрова; Поэтич. пер. А.Преловского.– М.: Акад. поэзии, Московский писатель, 1999.– С. 356–364, 372–374.
35. Легенды // Собр. соч.– Т.3.– С. 360–364, 377–390.
Содерж.: Царство девиц; Собачье царство; Кость Икинат; Кость Нарат; Утка-человек; Моль и клон; Старик нищий; Кость
Манхалют; Кость Енгут; Кость Зунгар; Муруй; Племя Ноед; Бото-Бумал; Буха-Нойон; Харята утха; Семь сыновей Баина; Из прошлого бурят; Откуда взяли и как сеяли хлеб на северной стороне Байкала.
36. Легенды о животных и растениях //Собр. соч.– Т.3.– С. 23–32.
Содерж.: Цари животных; Медведь; Медведь; Хун-горохон; Волки; Верблюд; Крылатый конь; Заяц; Бурундук; Собака; Собачий пай в хлебе; Кукушка; Турпан; Филин; Птица тутэ; Дятел; Орел; Поверье о лебедях, воронах и коршунах; Щука; Налим; Табак.
37. Мифы космогонические и этиологические //Собр. соч.– T.3.– С. 7–22.
Содерж.: Сотворение мира и человека; Первая чета; Небо и земля; Открытие дверей неба; Млечный путь; О луне; Затмение луны; Солбон; Долон-эбэгэд; Хохосо-мэргэн; Цари земли; О потопе; Поверье о землетрясении.
38. Сказания бурят, записанные разными собирателями.– Иркутск: Тип. К.И.Витковской, 1890.– 159 c.– (Зап. ВСОРГО по этногр.– Т. 1, вып.2).
Записи исторических преданий, сделанные в том числе М.Н.Хангаловым.
39. Сказки // Собр. соч.– Т. 3.– С. 293–346.
Содерж.: Старик Уханай; Девица Тэбэк-Ногон-абаха; Старуха Хэрхэн; Тенехон; Му-Монто; Охотник; Старик с дочерью; Бохон хобун; Доной; Богатырь царь Бадма; Охотник.
40. Сказки о животных // Собр.соч.– Т. 3.– С. 349–357.
Содерж.: Желто-серый волк и лисица-самка; Хинхуна-багин; Девица Хонхинур.
Верования бурят. Шаманизм
41. Девять священных бубнов: Поэзия бурятского шаманства / Пер. А.Преловского; Науч. консультант переводов Р.А.Шерхунаев.– М.: Моск. Парнас, 1999.– 126 с.
42. Духи-людоеды у бурят// Собр. соч.– T. 2.– С. 202–212.
43. Душа // Собр. соч.– T. 2.– С. 193–199.
44. Материалы для изучения шаманства в Сибири. Шаманство у бурят Иркутской губернии // Собр. соч.– Т. 1.– С. 289–402.
45. Материалы для изучения шаманства в Сибири. Шаманство у бурят Иркутской губернии // Изв. ВСОРГО. – 1883.– Т. 14, № 1–2.– С. 1–61, с тремя табл. рис. на вкл. л. и фотографией шамана. В соавт. с Н.Агапитовым.
Верховные божества бурят-шаманистов, священные изображения и идолы, жертвоприношения и гадания. Шаманы, история их появления, внешний облик, одежда и принадлежности, ритуалы посвящения шамана и его похорон.
46. Несколько слов о шамане //Собр. соч.– T. 2.– С. 140–156.
47. Новые материалы о шаманстве у бурят //Зап. ВСОРГО по этногр.– Иркутск, 1890.– Т.2, вып. 1.– (I), 144, IIС. ; То же // Собр. соч.– Т. 1.– С. 403–543.
Исследование является продолжением статьи о шаманстве у бурят Иркутской губернии, написанной совместно с Н.Н.Агапитовым. Описаны главные божества у бурят, почитаемые камни и другие предметы поклонения, шаманистические обряды и жертвоприношения.
48. О теломытии шамана // Собр. соч.– T. 2.– С. 157–178.
49. О шаманстве у бурят // Собр. соч.– T. 2.– С. 117–139.
50. Поверья и приметы // Собр. соч.– Т. 3.– С. 55–82.
Содерж.: Небесные и атмосферные явления; Огонь; О человеке; О детях; О покойниках; О сновидениях; О доме и домашних предметах; О кладах; Вино; Домашний скот; Собака; Мышь; Лисица; Волк; Сурок; Перелет птиц; Птица буха-шубун; Журавль; Лебедь и гусь; Ласточка; Птица утаргалжин; Удод; Турпан; Черная галка; Сорока; Коршун; Ворон; Пчела; Муравей; Человек-рыба (хун-загахан); Рыба; Лягушка; Черви; Змеи; Поверья о деревьях; Летающие орехи и хлебные зерна; Дерево с огнем и холодное дерево; Боярышник; Травы; Трава хун-хорhин; Никола-бурхан.
51. Суд заянов над людьми // Собр. соч.– T. 2.– С. 215–217.
52. Таинственные силы шаманов и шаманок //Собр. соч.– T. 2.– С. 179–192.
53. Шаманские легенды // Собр. соч.– Т. 3.– С. 35–52.
Содерж.: Старик Хоредой; Му-шубун; Филин; Шаман-дерево; Хур; О духах; Ада; Заяши; Доля; Душа человека; Смерть; О могилах; Людоеды; Похороны скупого хозяина.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей