Хангалов, Матвей Николаевич

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Хангалов, Матвей Николаевич (1858, улус Закулей, Унгинское ведомство, Балаганский уезд 17 февраля 1918, улус Бильчир) — известный бурятский этнограф, фольклорист, исследователь сибирского шаманизма, автор первого учебника бурятско-русского языка.

Биография

Матвей Николаевич Хангалов родился в 1858 году в семье состоятельного бурята Олзоевского рода в улусе Закулей Унгинского ведомства Балаганского уезда, ныне Нукутского района Иркутской области (Усть-Ордынского Бурятского округа). С 1866 по 1869 год получал начальное образование в Балаганском инородческом училище. В 1871 поступил в Иркутскую губернскую гимназию. В 1873 , не закончив гимназии (сказалась слабая начальная подготовка и недостаточное владение русским языком, дефект, от которого Хангалов не сумел полностью избавиться до конца своей жизни), при содействии некоторых преподавателей поступил в учительскую семинарию, которую окончил в 1876 , став одним из первых выпускников семинарии. Получил звание учителя начального училища и был определен учителем Кудинского инородческого приходского училища.

Еще во время учебы в семинарии написал труд «Обряд теломытия у шаманов». Сочинение получило высокую оценку правителя дел Восточно-Сибирского Отделения РГО Н. Н. Агапитова, который преподавал педагогику в семинарии. В 1881 Хангалов и Н. Н. Агапитов организуют экспедицию для изучения шаманства у байкальских, кудинских и балаганских бурят. Материалы экспедиции были изданы в «Известиях ВСОРГО» под названием «Материалы для изучения шаманства Сибири. Шаманство у бурят Иркутской губернии». Труд получил малую золотую медаль Российского географического общества (РГО).

Известно, что Хангалов еще в 1878 г. составлял учебник для бурятской школы — первую учебную книгу бурятско-русского языка. В 1902 г. он завершил составление букваря для бурятских детей. Однако эти работы не были изданы. М.Н.Хангалов, хорошо понимая положение народа, думал и страстно мечтал о преодолении им своей темноты и отсталости. Он прилагал немало сил и энергии для организации новых очагов культуры в бурятских селениях. За период его работы, начиная с 1902 г., в улусах Бильчирского ведомства по инициативе и настоянию Матвея Николаевича было открыто семь бурятских училищ, а Бильчирское училище стало двухклассным.

В 1883 Хангалов оставляет должность учителя. В 1888 по рекомендации Г. Н. Потанина и Н. Н. Агапитова он избирается действительным членом РГО. Хангалов изучает материальную и духовную культуру, юридические обычаи, семейный быт, общественный строй, шаманство и фольклор бурят. Исследовал археологические памятники Бурятии.

С 1889 по 1903 год Хангаловым было издано три сборника бурятского фольклора. Издания готовил Г.Н. Потанин.

В 1891 женился на Дарье Егоровне Данчиновой. С 1902 Хангалов работал заведующим и учителем Бильчирского приходского училища. В 1902 участвовал в приеме и проведении экспедиции французского академика этнографа Поля Лаббе. Хангалов и Лаббе совместно изучали шаманство унгинских бурят. В 1903 Хангалов получил от Министерства народного просвещения и изящных искусств Франции диплом о присвоении ему звания лауреата.

В 1907 при участии Д. А. Клеменца Хангалов устанавил связи с Русским музеем в Санкт-Петербурге. Музей субсидировал полевые работы, проводимые Хангаловым, и приобретал собранные им коллекции. В 1908 при помощи музея Хангалов смог поработать в Балаганском уезде, Нельхайском, Унгинском, Куйтунском, Аларском и Ныгдинском ведомствах. В 1908 участвовал в подготовке съезда бурятских учителей. В 1913 принимал участие в организации бурятского этнографического вечера в Иркутске, участвовал в составлении и редактировании бурятско-русского букваря. Летом 1917 по командировке Восточно-Сибирского Отделения РГО провел экспедиции по изучению шаманства в Цугульской и Шулундинской волостях Читинского уезда Забайкальской области и в Ангинской и Ленской волостях Верхоленского уезда Иркутской области.

Умер 17 февраля 1918 в улусе Бильчир Боханского района Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Память

В Музее истории Бурятии, который носит имя М.Н. Хангалова, хранятся личные вещи М. Н. Хангалова. В селе Бильчир Боханского района Иркутской области есть дом-музей его имени.

Литературное наследие М.Н. Хангалова

В литературном наследии М.Н. Хангалова значительное место занимают фольклорные записи, многие из которых были опубликованы еще при жизни ученого. В различных сборниках и изданиях Русского географического общества им напечатаны десятки образцов устного и поэтического творчества бурят. Среди них произведения разных жанров: легенды и предания, улигеры и сказки, приметы и поверья, песни и благопожелания. Лучшим прижизненным изданием, знакомившим Русского читателя с народной поэзией бурят, является «Балаганский сборник». В сборнике собраны улигеры, генеалогические предания, сказки, приметы, поверья, исторические песни.

Наиболее значительным произведением в собрании ученого является «Абай-Гэсэр-богдо-хан» («Гэсэр»). Сводный текст улигера был опубликован в книге Г.Н. Потанина «Тангутско-Тибетская окраина Китая и Центральная Монголия», часть – в «Балаганском сборнике» М.Н. Хангалова.

Труды М.Н. Хангалова

1. Собрание сочинений: В 3-х т. / Под ред. Г.Н.Румянцева; АН СССР. Сиб. отд-ние. БКНИИ.– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958–1961.

Т. 1.– 1958.– 551 c.

Т. 2.– 1959.– 444 c.

Т. 3.– 1961.– 421 c.

Многие труды М.Н.Хангалова, вошедшие в собрание сочинений, опубликованы впервые. Включены также все работы, печатавшиеся ранее как отдельными изданиями, так и в составе различных сборников.

Рец.: Михайлов Е. Энциклопедия бурятской жизни // Байкал. – 1964. – № 4. – С. 152–154.

Отдельные произведения М.Н. Хангалова. История бурятского народа

2. Генеалогические предания // Собр. соч. – Т.3. – С. 101–114.

Содерж.: Племена бурят; Булагат и Эхирит и их потомки; Булагат и Эхирит и их потомки (второй вариант); Барга-батур; Хоредой-мэргэн; Сэгэндэ и Барто; Такши и его потомки; Кости Ользон и Баянда; Обогон.

3. Исторические предания // Собр. соч.– Т.3.– С. 85–96.

Содерж.: Гора Монгото-ула; Шоно-батор; Хур; Чингис-хан; Предания о Гэнэн-худакте и Сухэр-нойоне.

4. Мои предки // Собр.соч.– Т.1.– С. 122–148.

Рассказ о предках М.Н.Хангалова.

5. Улигеры // Собр. соч.– Т.3.– С. 117–290.

Содерж.: Война Абай-Гэсэр-богдо-хана с Лобсоголдой харама-нгатхаем; Война Абай-Гэсэр-богдо-хана с Гал-Долмо-ханом; Отрывки из повести об Абай-Гэсэр-богдо-хане; Ута-Саган-батар; Эрэ-Тохоло-мэргэн; Гарьюлай-мэргэн; Алтан-Сэсэк и его сестра Эрмэльжин-гохон-абаха; Хан-Гужир; Царь Баян-Хара; Ангахай-Мэргэн.

6. Предания и поверья унгинских бурят // Шаманские поверья инородцев Восточной Сибири. – Иркутск, 1890. (Зап. ВСОРГО по этногр.– Т. 2, Вып. 2.)

Запись предания о происхождении племени арганут и племени эхирит, о первом столкновении эхирит с русскими казаками около современного Верхоленска. Запись предания о выходе сартолов (селенгинских бурят) из Монголии.

Образ жизни, Быт, обряды и обычаи бурят

7. Блюдо // Собр. соч.– Т.1.– С. 148–149

Описание старинного блюда, найденного около р.Оса.

8. Зэгэтэ-аба у кудинских бурят // Собр. соч.– Т.1.– С. 96–100.

Общественная охота (облава на зверей).

9. Зэгэтэ-аба — облава на зверей у древних бурят // Собр. соч.– Т.1.– С. 11–32.

10. Молочное хозяйство у бурят // Изв. ВСОРГО.– 1900 (1901).– Т. 31, № 1–2.– С. 118–149; То же // Собр. соч.– Т.1.– С. 226–252.

Древнее звероловное и скотоводческое хозяйство. Общинное скотоводство и последующая смена его частным хозяйством. Развитие земледелия западных бурят во второй половине XIX в., производительность скота. Приготовление молочных продуктов, способы доения коров, способы получения различных продуктов из молока. Влияние русских на развитие хлебопашества у бурят.

11. Национальный праздник у бурят//Изв. ВСОРГО.– 1880.–Т. 11, № 3–4.– С. 30–34. Напечатана без подписи; То же // Собр. cоч.– Т.1.– C. 275–280.

Описание праздника стрельбы (хурхарбаха) у бурят.

12. Национальный танец “хатарха” // Собр. cоч.– Т.1.– C. 281–286.

13. Некоторые нормы обычного права // Собр. соч.– Т.1.–C. 199–202.

14. Несколько данных для характеристики быта северных бурят//Этногр. обозрение.– 1891.– Т.10, № 3.– С. 144–160; То же //Собр. cоч.– Т.1.– C.205–225.

Описаны жилище, одежда и обувь, оружие и конская сбруя, традиционные продукты питания, посуда и различные орудия. Отдельная глава посвящена обычаям и обрядам: родинным, свадебным, похоронным.

15. Нижнеудинские буряты: Этнографические заметки // Собр. соч.– Т.2.– C. 15–47.

Охота. Выделка кожи. Изделия из бересты у нижнеудинских бурят. Родовой состав нижнеудинских бурят.

16. О бурятах,населяющих Иркутскую губернию. Каких они племен и чем занимаются в настоящее время, а также чем занимались прежде // Собр. cоч.– Т.1.– С. 101–113.

17. Обосинские таежные охотники // Собр.соч.– T.2.– С. 48–55.

18. Общественные охоты у бурят // Собр. соч.– Т.1.– С. 33–95.

19.Общественные охоты у бурят.(Зэгэтэ-аба — охота на россомах)//Материалы по этногр.– 1910.– Т.1.– С. 117–154. В соавт. с Д.А.Клеменцем.

Общий очерк коллективной охоты в разных странах. Исторический очерк облав у монгольских племен. Описание зэгэтэ-аба и ее социально-экономическое значение. Культовое значение зэгэтэ-аба. Зэгэтэ-аба и фольклор. Обрядовая сторона зэгэтэ-аба.

Исследование написано на основании материалов, собранных и написанных М.Н.Хангаловым. В подстрочном примечании к статье заметка Д.А.Клеменца о М.Н.Хангалове.

20. Подвижная школа // Собр. cоч.– T.2.– С. 327–333.

О необходимости увеличения числа и более удобном расположении народных училищ для бурятских детей.

21. Рыболовство у бурят и Ухан-хат // Собр. соч.– Т.1.– С. 114–121.

22. Свадебные обряды и обычаи у верхне-кудинских бурят Верхнеленского уезда // Собр. соч.– Т.1.– С. 265–274.

23. Свадебные обряды кудинских бурят // Собр. соч.– T.2.–С. 92–108.

24. Свадебные обряды нижнеудинских бурят // Собр. cоч.– T.2.– С. 109–114.

25. Свадебные обряды у бурят // Cобр. соч.– Т.1.– С. 253–264.

26. Свадебные обряды унгинских бурят // Собр. соч.– T.2.– С. 56–91.

27. Этнографические заметки // Собр. соч.– Т.3.– С. 366–374.

Содерж.: Год; Названия пальцев; Пальцы-воры; Зарывание последа; Детские игры; Суд старух.

28. Юридические обычаи у бурят // Этногр. обозрение.– 1894, № 2.– С. 100–141.

Статья составлена по материалам местных архивов, содержит сведения о мерах наказания, налагаемых за каждое преступление, о бурятских родоначальниках и об обществе зэгэтэ-аба, об учреждении степных контор, выборах главного тайши, правах бурятских родоначальников и об их жестоком обращении с рядовыми бурятами. Вопрос о том, является ли должность тайши наследственной. Распри внутри ведомства в связи с выборами тайши.

Легенды, предания, сказки

29. Абай-Гэсэр-богдо-хан // Собр. cоч.– T.2.– С. 229–324.

Бурятская сказка, записанная со слов рассказчиков Петкова-Тушимилова и Николая Хангалова — отца Матвея Николаевича.

30. Балаганский сборник: Сказки, поверья и некоторые обряды у северных бурят / Ред. Г.Н.Потанин//Тр.ВСОРГО.– Томск, 1903. Т. 5.– 289 с.

31. Бурятские народные сказки / Сост. Л.Е.Элиасов.– 2-е изд., доп.– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1973.– С. 77, 92–93, 92–93, 108–117, 140–144, 151–156, 161–177, 195–226.

32. Бурятские сказки/Сост., вступ. ст. и примеч. Л.Е.Элиасова.– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1959.– Т.1.– С. 184–190, 197– 207, 246–280.

33. Бурятские сказки и поверья, собранные Н.М.Хангаловым, О.Н.Затопляевым и другими // Зап. ВСОРГО по отделению этногр.– Иркутск, 1889.– Т.1, Вып. 1.– 314 с.

34. Великий Гэсэр: Бурятское сказание / Вариант улигершина Пеохона Петрова; Поэтич. пер. А.Преловского.– М.: Акад. поэзии, Московский писатель, 1999.– С. 356–364, 372–374.

35. Легенды // Собр. соч.– Т.3.– С. 360–364, 377–390.

Содерж.: Царство девиц; Собачье царство; Кость Икинат; Кость Нарат; Утка-человек; Моль и клон; Старик нищий; Кость

Манхалют; Кость Енгут; Кость Зунгар; Муруй; Племя Ноед; Бото-Бумал; Буха-Нойон; Харята утха; Семь сыновей Баина; Из прошлого бурят; Откуда взяли и как сеяли хлеб на северной стороне Байкала.

36. Легенды о животных и растениях //Собр. соч.– Т.3.– С. 23–32.

Содерж.: Цари животных; Медведь; Медведь; Хун-горохон; Волки; Верблюд; Крылатый конь; Заяц; Бурундук; Собака; Собачий пай в хлебе; Кукушка; Турпан; Филин; Птица тутэ; Дятел; Орел; Поверье о лебедях, воронах и коршунах; Щука; Налим; Табак.

37. Мифы космогонические и этиологические //Собр. соч.– T.3.– С. 7–22.

Содерж.: Сотворение мира и человека; Первая чета; Небо и земля; Открытие дверей неба; Млечный путь; О луне; Затмение луны; Солбон; Долон-эбэгэд; Хохосо-мэргэн; Цари земли; О потопе; Поверье о землетрясении.

38. Сказания бурят, записанные разными собирателями.– Иркутск: Тип. К.И.Витковской, 1890.– 159 c.– (Зап. ВСОРГО по этногр.– Т. 1, вып.2).

Записи исторических преданий, сделанные в том числе М.Н.Хангаловым.

39. Сказки // Собр. соч.– Т. 3.– С. 293–346.

Содерж.: Старик Уханай; Девица Тэбэк-Ногон-абаха; Старуха Хэрхэн; Тенехон; Му-Монто; Охотник; Старик с дочерью; Бохон хобун; Доной; Богатырь царь Бадма; Охотник.

40. Сказки о животных // Собр.соч.– Т. 3.– С. 349–357.

Содерж.: Желто-серый волк и лисица-самка; Хинхуна-багин; Девица Хонхинур.

Верования бурят. Шаманизм

41. Девять священных бубнов: Поэзия бурятского шаманства / Пер. А.Преловского; Науч. консультант переводов Р.А.Шерхунаев.– М.: Моск. Парнас, 1999.– 126 с.

42. Духи-людоеды у бурят// Собр. соч.– T. 2.– С. 202–212.

43. Душа // Собр. соч.– T. 2.– С. 193–199.

44. Материалы для изучения шаманства в Сибири. Шаманство у бурят Иркутской губернии // Собр. соч.– Т. 1.– С. 289–402.

45. Материалы для изучения шаманства в Сибири. Шаманство у бурят Иркутской губернии // Изв. ВСОРГО. – 1883.– Т. 14, № 1–2.– С. 1–61, с тремя табл. рис. на вкл. л. и фотографией шамана. В соавт. с Н.Агапитовым.

Верховные божества бурят-шаманистов, священные изображения и идолы, жертвоприношения и гадания. Шаманы, история их появления, внешний облик, одежда и принадлежности, ритуалы посвящения шамана и его похорон.

46. Несколько слов о шамане //Собр. соч.– T. 2.– С. 140–156.

47. Новые материалы о шаманстве у бурят //Зап. ВСОРГО по этногр.– Иркутск, 1890.– Т.2, вып. 1.– (I), 144, IIС. ; То же // Собр. соч.– Т. 1.– С. 403–543.

Исследование является продолжением статьи о шаманстве у бурят Иркутской губернии, написанной совместно с Н.Н.Агапитовым. Описаны главные божества у бурят, почитаемые камни и другие предметы поклонения, шаманистические обряды и жертвоприношения.

48. О теломытии шамана // Собр. соч.– T. 2.– С. 157–178.

49. О шаманстве у бурят // Собр. соч.– T. 2.– С. 117–139.

50. Поверья и приметы // Собр. соч.– Т. 3.– С. 55–82.

Содерж.: Небесные и атмосферные явления; Огонь; О человеке; О детях; О покойниках; О сновидениях; О доме и домашних предметах; О кладах; Вино; Домашний скот; Собака; Мышь; Лисица; Волк; Сурок; Перелет птиц; Птица буха-шубун; Журавль; Лебедь и гусь; Ласточка; Птица утаргалжин; Удод; Турпан; Черная галка; Сорока; Коршун; Ворон; Пчела; Муравей; Человек-рыба (хун-загахан); Рыба; Лягушка; Черви; Змеи; Поверья о деревьях; Летающие орехи и хлебные зерна; Дерево с огнем и холодное дерево; Боярышник; Травы; Трава хун-хорhин; Никола-бурхан.

51. Суд заянов над людьми // Собр. соч.– T. 2.– С. 215–217.

52. Таинственные силы шаманов и шаманок //Собр. соч.– T. 2.– С. 179–192.

53. Шаманские легенды // Собр. соч.– Т. 3.– С. 35–52.

Содерж.: Старик Хоредой; Му-шубун; Филин; Шаман-дерево; Хур; О духах; Ада; Заяши; Доля; Душа человека; Смерть; О могилах; Людоеды; Похороны скупого хозяина.

Литература о жизни и трудах М.Н. Хангалова

54. Александров Н.Крупный ученый-этнограф, талантливый исследователь // Сельская правда.– Бохан, 1983.– 24 мая.

55. Александров Н.Педагог и просветитель: (К 130-летию со дня рождения М.Н.Хангалова) // Сельская правда.– Бохан, 1988.– 30 нояб., 3 дек.

56. Александров Н. Педагог и просветитель бурятского народа: (К 130-летию со дня рождения М.Н.Хангалова) // Знамя труда, Оса, 1988.– 2 дек.

57. Александров Н. Ученый и педагог// Знамя Ленина.– 1988.– 6, 10 дек.

58. Александров Н. Ученый-этнограф, исследователь: (К 130-летию со дня рождения М.Н. Хангалова) // Знамя труда.– Оса, 1988.– 17 дек.

59. Александров Н. М.И.Хангалов — замечательный педагог и просветитель бурятского народа // Знамя труда.– Оса, 1983.– 23 апр.

60. Андреев В.И. История бурятской школы (1804–1962 гг.).– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1964.– С. 226, 295, 283–302.

61. Андреев В.И. Хангалов как учитель и деятель просвещения//Выдающиеся учителя и просветители Бурятии.– Улан-Удэ, 1961.– С. 72–92.

62. Балдаев С. П. Избранное.– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1961.– С. 15, 24, 48, 51, 53, 149.

63. Балдаев С. П. М.Н.Хангалов — фольклорист // Правда Бурятии.– 1958.– 16 сент.

64. Балдунников А.И. Матвей Николаевич Хангалов: К 100-летию со дня рождения // По заветам Ильича.– 1958.– 5, 16 июля.

65. Балдунников А.И. Подвижник науки// Знамя Ленина.– 1968.– 3 марта.

66. Балин А. За чтением сборника легенд Хангалова // Балин А.И. Возвращение: Стихи.– Иркутск, 1966.– 142 с.

67. Баранникова Е.В. Бурятская сатирическая сказка.– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1963.– С. 9, 33, 47–48, 49, 60, 68, 71, 119, 122, 130.

68. Баранникова Е.В. Бурятские волшебно-фантастические сказки.– Новосибирск: Наука (Сиб. отд-ние), 1978.– С. 31, 220.

69. Баранникова Е.В. О бурятских народных сказках// Бурятские народные сказки. Волшебно-фантастические / Сост. Е.В.Баранникова, С. С. Бардаханова, В.Ш.Тунгаров.– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1981.– С. 13–14.

70. Бардаханова С.С. Бурятские сказки о животных.– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1974.– С. 3, 7, 8, 20, 21, 24, 25, 32, 33, 34, 54.

71. Бескодаров Г.Г. Выдающийся труженик науки: О жизни и деятельности М.Н.Хангалова // Знамя Ленина.– 1958.– 9 февр.

72. Бескодаров Г.Г. По хангаловским местам // Этногр. сб. ВКНИН СО АН СССР.– 1962.– Вып. 3.– С. 152–153.

73. Болотов Х.Д. Атеистические взгляды М.Н.Хангалова //Тр./Вост.-Сиб. технол. ин-т.– 1971.– Сер.: Обществ. науки, вып. 47.– С. 223–235.

74. Болотов Х.Д. Мировоззрение М.Н. Хангалова и его роль в развитии духовной культуры бурятского народа: Автореф. дис. … канд. филос. наук.– Алма-Ата, 1980.– 20 С.

75. Болотова А. Народный просветитель // Знамя труда.– Оса, 1978.– 5 дек.

76. Бурчина Д.А. Гэсэриада западных бурят: Указатель произведений и их вариантов.– Новосибирск: Наука (Сиб. отд-ние), 1990.– С. 12, 14, 15, 38, 48, 53, 66, 68, 70–114, 446.

77. Бурятская фольклористика.– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1962.– С. 4, 11, 214, 304–316, 319, 320, 322–325, 329, 333, 334, 337, 357–387, 409, 424, 441, 442, 444, 445.

78. Бурятские волшебные сказки / Сост. Е.В.Баранникова, С.С.Бардаханова, В.Ш.Тунгаров.– Новосибирск: ВО “Наука”, Сибирская издательская фирма, 1993.– (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).– С. 10.

79. Бутуханов Д.Б. Хангалов Матвей Николаевич (1858–1918)// 50 просветителей Бурятии.– Улан-Удэ, 1998.– С. 22–84.

80. В отделе истории и этнографии//Краткое сообщ./ БКНИИ.– 1959.– Вып. 1.– С. 166–167.

81. Выдающийся бурятский этнограф и просветитель: К столетию со дня рождения М.Н.Хангалова: Темат. страницы // Правда Бурятии.– 1958.– 16 сент.

82. Выдающийся этнограф: К 110-летию со дня рождения М.Н.Хангалова//Календарь знаменательных и памятных дат на 1968 год по Бурятии/Сост. Д.Г.Бажеев и др.– Улан-Удэ, 1968.– С. 100–103.

83. Вяткина К.В. Задачи советской этнографической науки и некоторые вопросы этнографического изучения бурятского народа//Этногр. сб.– 1960.– Вып.1.– С. 6–10.

84. Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят.– Л.: Наука, 1969.– С. 18, 24, 48, 49, 51, 54, 55, 57, 61, 77.

85. Егунов Н.П. Прибайкалье в древности и проблема происхождения бурятского народа.– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1984.– Ч.1.– 25, 28, 29, 115, 137, 138, 140, 141, 229, 230, 232, 244, 260, 283.

86. Залкинд Е.М. Памяти М.Н. Хангалова // Этногр. сб.– 1969.– Вып. 5.– С. 180–199.

87. Залкинд Е.М. М.Н.Хангалов.– Улан-Удэ: Бурят.-Монг. гос. изд-во, 1945.– 63 с.

88. Залкинд Е.М., Хаптаев П.Т. М.Н. Хангалов.– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1983.– 116 с.

89. Иванова Е. Из истории просвещения района //Земля нукутская: Сб./Сост. А.Г. Сморжевский.– Иркутск, 1997.– С. 109–110.

90. Ильин К. Видный бурятский фольклорист и этнограф Матвей Николаевич Хангалов // Знамя Ленина.– 1957.– 26 апр.

91. Ильин К. Матвей Николаевич Хангалов: К 100-летию со дня рождения // Усть-Ордын Унэн.– 1958.– 13 сент.

92. История Бурят-Монгольской АССР: В 2-х т.– 2-е изд., испр. и доп./ Ред. коллегия: П.Т.Хаптаев (гл. ред.) и др.– Улан-Удэ: Бурят.-Монг. кн. изд-во, 1954.– Т.1.– С. 344, 356–357.

93. История бурятской советской литературы / Ред. коллегия: А.И.Уланов (гл. ред.) и др.– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1967.– С. 331, 391.

94. История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа / Отв. ред. Л.М.Дамешек.– М.: Прогресс, 1995.– С. 35, 65, 129, 133, 141, 255–257, 286, 303, 305, 306, 325–328, 330, 333, 535.

95. История Сибири: В 5-ти т. / Гл. ред. А.П.Окладников.–Л.: Наука, 1968.– С. 385, 429, 515.

96. Кузьмина Е.Н. Женские образы в героическом эпосе бурятского народа.– Новосибирск: Наука (Сиб. отд-ние), 1980.– С. 4, 26, 58, 59, 158.

97. Малакшинов П.И. Матвей Николаевич Хангалов//Усть–Ордын Унэн.– 1958.– 5 июля.

98. Малакшинов П.И. Наша гордость//Усть-Ордын Унэн.– 1958.– 30 сент.

99. Малакшинов П.И. Памяти Матвея Николаевича Хангалова// Знамя Ленина.– 1958.– 28 сент.

100. Малакшинов П.И. Талантливый краевед Сибири: К 100-летию со дня рождения // Знамя Ленина.– 1958.– 16 апр.

101. Мантатов В.В., Болотов Х.Д. К вопросу о мировоззрении М.Н.Хангалова: [Этнограф-фольклорист, 1858–1918 ] // Современность и традиционная культура народов Бурятии.– Улан-Удэ, 1983.– С. 129–140.

102. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: История, структура и социальные функции: Автореф. дис… д-ра ист. наук.– М., 1988.– С. 9.

103. Михайлов Т.Н. Бурятский шаманизм: История, структура и социальные функции.– Новосибирск: Наука (Сиб. отд-ние), 1987.– С. 14, 17, 19, 20, 29, 39, 47, 74, 80, 98, 99, 105, 107–109, 111–113, 116, 163, 155, 174, 184, 190, 203, 233, 265, 273, 276.

104. Михайлов Т.Н., Хороших П.П. Бурятский шаманизм: Указ. лит. (1774–1971 гг.).– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1973.– С. 13, 19, 46, 53–55.

105. Михайлов Т.Н. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен до XVIII в.).– Новосибирск: Наука (Сиб. отд-ние), 1980.– С. 19, 21–24, 27, 53, 58, 62–64, 72–74, 75, 81, 83, 86–90, 91, 98, 103, 107, 121, 146–148, 153–154, 158, 187, 189, 243, 256, 266, 283, 290, 305, 310.

106. Найдаков В.Ц. Традиции и новаторство в бурятской советской литературе.– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1976.– С. 109, 152, 154, 171.

107. Окладников А.П. История и культура Бурятии: Сб. статей.– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во: 1976.– С. 86, 89, 127, 158, 159, 171, 211.

108. Очерк истории бурятской советской литературы /Ред. коллегия: Л.Е. Элиасов (гл. ред.) и др.– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1959.– С. 32–34.

109. Очерки истории культуры Бурятии.– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1972.– Т.1.– С. 52, 53, 302, 306, 317, 357, 361–362, 442–445.

110. Панчуков А.П. Народный учитель, этнограф М.Н.Хангалов: (К 100-летию со дня рождения) //Тр./Кяхт. отд. Геогр. о-ва СССР.– 1959.– Т.17, вып.1.– С. 88–96.

111. Панчуков А.П. Педагогические взгляды и деятельность М.Хангалова: (К 100-летию со дня рождения)//Учен. зап./БГПИ, 1958.– Вып. 16.– С. 15–22.

112. Преловский В. М.Н.Хангалов // Знамя Ленина.– 1952.– 30 янв.

113. Соктоев А.Б. Становление художественной литературы

Бурятии дооктябрьского периода.– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1976.– С. 130, 132, 133, 135, 216–229, 267, 269, 282, 484.

114. Станевич В. Собиратель онгонов // Вост.-Сиб. правда.– 1979.– 15 марта.

115. Станевич В.М. М.Н.Хангалов — этнограф-краевед // Иркутское краеведение 20-х: взгляд сквозь годы: Материалы регион.науч.–практ.конф. “Золотое десятилетие” иркутск. краеведения: 1920-е годы”, Иркутск, 11–13 янв. 2000 года.– Иркутск, 2000.– Ч.2.– С. 98–101.

116. Трушкин В.П. Слово о собирателях фольклора /Вступ. ст.// Шерхунаев Р.А. У истоков мудрости народной.– Иркутск, 1994.– С. 3,4.

117. Тугутов И. Закулейский чародей //Знамя Ленина.– 1992.– 13, 18, 20, 25 июня.

118. Тугутов И. Улигершин//Земля нукутская: Сб./(Сост. А.Г. Сморжевский.– Иркутск, 1997.– С. 125.

119. Тугутов И. Ученый // Знамя Ленина.– 1988.– 9 февр.

120. Тугутов И. Ученый с мировым именем: (К 135-летию со дня рождения М.Н.Хангалова) // Знамя Ленина.– 1993.– 23, 25 нояб.

121. Тугутов И. Учитель и этнограф. Многогранная деятельность // Знамя труда.– Оса, 1991.– 21 февр.

122. Тугутов И. Учитель и этнограф: Фильм о Хангалове в Будапеште // Знамя труда.– Оса, 1992.– 26 февр.

123.Тулохонов М.И. Бурятские исторические песни.– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1973.– 15, 16, 21, 25, 27, 30, 118, 137, 141.

124. Тулохонов М.И.Бурятский героический эпос “Аламжи Мэргэн” //Бурятский героический эпос/ Сост. М.И.Тулохонов.– Новосибирск: Наука (Сиб. отд-ние), 1991. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).– С. 15, 16, 304.

125. Тулохонов М. М.Н. Хангалов //Бурятский фольклор.–Улан-Удэ, 1968.– С. 3–40.

126. Тулохонов М. Матвей Хангалов // Выдающиеся бурятские деятели /Сост. Ш.Б.Чимитдоржиев, Т.М.Михайлов.– Улан-Удэ, 1994.– Вып.1.– С. 74–78.

127. Турунов А. М.Н.Хангалов//Этногр.бюл.– 1923.– № 3.– С. 1–3.

128. Уланов А. Бурятские улигеры.– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1968.– С. 17, 20, 21.

129. Уланов А. Бурятский героический эпос. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1963.– С. 9–10.

130. Уланов А. Бурятский фольклор и литература: Статьи и заметки.– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1959.– С. 18, 133.

131. Уланов А. Древний фольклор бурят.– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1974.– С. 19, 26, 28, 71, 75.

132. Уланов А. К характеристике исторического эпоса бурят.– Улан-Удэ: Бурят-Монг. кн. изд-во, 1957.– С. 145.

133. Флоренсов В.Н. Монголо-бурятская сказка о Мэргэн-Зорикто.– Иркутск. 1927.– С. 3.

134. Хамаганов М.П. История бурятской фольклористики: Автореф. дис… д-ра филолог. наук.– М., 1968.– С. 12-17.

135. Хамаганов М.П. М.Н.Хангалов как этнограф-фольклорист (1858–1918) // Сов. этнография.– 1959.– № 5.– С. 98–108.

136. Хамаганов М.П. Фольклористические воззрения М.Н.Хангалова //Бурятская фольклористика.– Улан-Удэ, 1962.– С. 357–387.

137. Хамаганов М.П. Формирование бурятской советской фольклористики.– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1977.– С. 17, 18, 19, 20, 64, 65, 68.

138. Хангаев Т. М.Н.Хангалов: К 30-летию со дня смерти//Знамя Ленина.– 1948.– 20 марта.

139. Хангалов Матвей Николаевич //БСЭ.– 3-е изд.– М., 1978.– Т.28.– Ст. 184.

140. Хангалова С. М. Воспоминания об этнографе М.Н.Хангалове // Вопросы краеведения Бурятии.– Улан-Удэ, 1975.– Вып. 8.– С. 175–179.

141. Хомонов М.П. Бурятский героический эпос “Гэсэр”: Эхирит-Булагатский вариант.– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1976.– С. 4, 28, 37, 39, 51,53, 62.

142. Хороших П.П. Научно-литературное наследство М.Н.Хангалова: (Библиогр. обзор печатных трудов)// Этногр. бюл.– 1923.– № 3.– С. 3–5.

143. Чагдуров С. Ш. Происхождение Гэсэриады: Опыт сравнительно-исторического исследования древнего словарного фонда.– Новосибирск: Наука (Сиб. отд-ние), 1980.– С. 163, 207, 208, 212, 218, 219, 220, 225, 233.

144. Чимитдоржиев Ш.Б. Российские монголоведы (XVIII–XX вв.).– Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1997.– С. 96–99.

145. Шаракшинова Н.О. Бурятский фольклор.– Иркутск: Кн. изд-во, 1959.– С. 14–23.

146. Шаракшинова Н.О. Бурятское народное поэтическое творчество.– Иркутск, 1975.– С. 23–28, 232, 233.

147. Шаракшинова Н.О. Героический эпос бурят.– Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1968.– С. 106–108, 128, 146, 158.

148. Шаракшинова Н.О. Героический эпос о Гэсэре.– Иркутск, 1969.– С. 3, 5, 18, 326.

149. Шаракшинова Н.О. Певцы улигеров//Гэсэриада: Прошлое и настоящее: Сб./ Сост. Ю.И.Будаев, Б.С. Дугаров.– Улан-Удэ, 1991.– С. 11.

150. Шаракшинова Н.О. Улигеры как память духовной культуры бурят: Автореф. дис… д-ра филолог. наук.– Новосибирск, 1972.– С. 7, 8.

151. Шерхунаев Р.А. Бурятские народные сказители.– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1986.– Ч.1.– С. 4, 28, 29, 30, 147, 163–164, 167–168, 188–189.

152. Шерхунаев Р.А. Бурятские народные сказители.– Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1987.– Ч.2.– С. 95, 141.

153. Шерхунаев Р.А. Бурятские народные сказители.– Иркутск, 1998.– Ч.3.– С. 95, 98, 103, 126–127, 138.

154. Шерхунаев Р.А. Бурятский фольклор в газетах Восточной Сибири// Журналистика в Сибири.– Иркутск, 1967.– Вып.1.– С. 114.

155. Шерхунаев Р.А. Бурятское сказание о Шоно-Баторе// Шоно-Баатар.– 2-е изд.– Улан-Удэ, 1990.– На бурят. яз.– С. 6.

156. Шерхунаев Р.А. Бурятское сказание о Шоно-Баторе // Фольклор и современная культура: Сб. науч. тр. – Якутск, 1991.– С. 23–28.

157. Шерхунаев Р.А. Выдающийся деятель бурятской культуры (М.Н.Хангалов) // У истоков мудрости народной.– Иркутск, 1994.– С. 12–32.

158. Шерхунаев Р.А. О чем поет хур?– Иркутск, 1999.– С. 22.

159. Шерхунаев Р.А. Он пел улигер (Сказитель Сагадар Шанар-шеев).– Усть-Ордынский, 1993.– С. 6, 8, 37, 39.

160. Шерхунаев Р.А. Певец земли бурятской: Очерк жизни и деятельности П.М. Тушемилова.– Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1973.– С. 14, 17, 60–61, 80, 113–114, 117, 138, 140, 213.

161. Шерхунаев Р.А. Певцов благородное племя.– Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1977.– С. 39, 40, 118, 238, 263.

162. Шерхунаев Р.А. Печать и устно-поэтическое творчество народов: В помощь изучающим теорию и практику советской журналистики.– Иркутск, 1974.– С. 96.

163. Шерхунаев Р.А. Предбайкалья знатные люди: (О проблемах мемуарной литературы в Западной Бурятии).– Иркутск, 1995.– С. 4–5, 16, 21, 110.

164. Шерхунаев Р.А. Сказитель Пеохон Петров: Очерк жизни и творчества.– Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1969.– С. 31–32, 33–34, 36–37, 63–64.

165. Шерхунаев Р.А. Сыны славные Бурятии: Статьи и заметки.– Иркутск, 1999.– С. 61, 100, 183, 288, 305, 320.

166. Шерхунаев Р.А. П.Тушемилов и эпосопение у бурят// Мастерство современных бурятских сказителей.– Улан-Удэ, 1978.– С. 8,17.

167. Шерхунаев Р.А. У истоков мудрости народной. Храни свои корни// Знамя Ленина.– 1990.– №№ 58, 61, 62, 65, 67, 69.

168. Шерхунаев Р.А. Учитель, ученый, гражданин // Вост.-Сиб. правда.– 1990.– 15 авг.

169. Элиасов Л.Е. Сибирская фольклористика и ее задачи//Фольклор народов Сибири.– Улан-Удэ, 1965.– С. 15, 16.– (Тр. Бурят. компл. НИИ СОАН СССР; Вып. 18).

Ссылки

  1. М.Н.Хангалов: Биографические сведения : основные даты жизни и деятельности.
  2. М.Н. Хангалов : биография, труды, библиография.
  3. Маргарита Ихенова В Осинском районе готовятся к юбилею Матвея Хангалова // Окружная правда : газета. — 10 апреля 2008.
  4. Лариса Босхолова Белых пятен в ситории бурят стало меньше // Окружная правда : газета. — 30 октября 2008.
  5. Матвей Хангалов // ИОГБУК "Центр культуры коренных народов Прибайкалья" : сайт.
  6. Раднай Шерхунаев Хангалов, Матвей Николаевич — этнограф, востоковед, пионер просвещения Бурятии // Матвей Николаевич Хангалов (1858–1918): Биобиблиогр. указ. / Сост. Р.А. Шерхунаев, Н.Д. Игумнова, Т.А. Хитуева. Иркутск, 2001.32 с.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 02 сентября 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Персоналии: исторические личности | Усть-Ордынский бурятский округ | Персоналии: историки | Историки и краеведы | Ученые и преподаватели | Члены ВСОИРГО - ВСОРГО - ИООРГО | Персоналии по теме "Искусство" | Персоналии по теме "Народы вокруг Байкала. Этнография" | Персоналии по теме "Наука. Техника. Технологии" | Иркипедия | Персоналии по теме "Культура" | Персоналии по теме "Образование" | Боханский район | Нукутский район | Родились: 1858, Закулей, Нукутский район | Скончались: 17 февраля, 1918, Бильчир, Осинский район | Жили или бывали в: Куда | Учились: Балаганское инородческое училище, Иркутская губернская мужская гимназия, Иркутская учительская семинария | Имели специальность: Фольклористы, Этнографы | Работали: Кудинское инородческое приходское училище, Русское географическое общество | Награждены: Награждённые малой золотой медалью Императорского Русского географического общества | Дополнительно: Авторы учебников, Исследователи фольклора бурят, Исследователи шаманизма
Загрузка...