Банзаров, Доржи Банзарович

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Доржи Банзарович Банзаров (около 1822, Кутетуев-Джидинский район Забайкальской области, ныне Джидинский район Бурятии – 27 февраля 1855, Иркутск) — известный монголист XIX века, знаток истории и этнографии народов Центральной Азии, первый бурятский ученый, чиновник особых поручений Главного управления Восточной Сибири (ГУВС).

Доржи Банзаров: биографическая справка

Родился в семье бурятского казака. Начальное образование получил в Троицкосавской войсковой русско-монг.ольской школе. Монгольский язык и историю Монголии Банзаров изучал в Казанском университете (1842–1846) на восточном факультете.

Банзаров как ученый сформировался под влиянием востоковедов и монголоведов: О. М. Ковалевского, А. А. Бобровникова, И. Н. Березина, Гомбоева, В. В. Григорьева, П. С. Савельева, а также передовых представителей русской общественной мысли: В. Белинского, А. И. Герцена. После окончания университета в 1846 Банзаров подготовил кандидатскую диссертацию «Черная вера, или Шаманство монголов», написанную на основе глубокого изучения монгольских рукописей, китайских источников и материалов русских и западноевропейских путешественников. Это основной труд ученого, в нем дан анализ шаманизма – идеолого-философской системы монгольского общества в период родового строя и феодализма. По мнению Банзарова, шаманизм – простейшая форма верования, появившаяся самостоятельно у монгольских народов, а не заимствованная у других народов Азии.

В 1846 Банзаров опубликовал научно-популярную статью «Белый месяц. Празднование Нового года у монголов» (в газете «Казанские губернские ведомости»), в которой обосновывает мысль о народном происхождении и характере этого праздника.

В 1847–1848 Банзаров занимался научными исследованиями в Азиатском музее в Петербурге. В 1849 опубликовал статьи: «О происхождении имени «Монгол», «Об ойратах и уйгурах», «О происхождении имени Чингис», «О названии Эрдэнэ-хот». В 1850–1855 Б. служил чиновником при ген.-губернаторе в Иркутске, занимался науч. исследованиями. Короткая жизнь не позволила в полной мере раскрыться его таланту.

Научное наследие составляют 15 изданных работ и 3 рукописи.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. Иркутск, 2011. С. 52.  

Родился в 1822 в семье сибирских пограничных казаков. Отец его, Банзар Боргонов, был уряд­ником пятидесятником (офицером) бывшего Ашехбатского полка, веро­исповедания буддийского. В 9-летнем возрасте Доржи закончил за один год Харанцайское приходское училище. Затем он три года обучался в Троицкосавской войсковой русско-монгольской школе. По ходатайству тайши Селенгинской степной думы Н. Вампилова в 1835 Банзаров был направлен на учебу в первую Казанскую гимназию, в которой обучался с 1836 по 1842 За период учебы в гимназии он проявил блестящие способности. В совершенстве овладел, кроме родного и русского языков, монгольским, маньчжурским, калмыцким, тибетским и немецким язы­ками. Хорошо разбирался в латинском, тюркском, французском и английском языках. В 1842 совет гимназии за отличные успехи в учебе наградил Банзарова золотой медалью.

С 1842 по 1846 в стенах Казанского университета он форми­ровался как ученый. Обучаясь на восточном отделении философского факультета Банзаров написал для своих соплеменников «Всеобщую геогра­фию» и «Грамматику монгольского языка», перевел на монгольский язык с французского «Странствования китайского буддиста IV в. по имени Фа-сян», с маньчжурского «Путешествие Тулишеня Аюб хану».

Первые публикации молодого ориенталиста были восторженно встречены в кругах востоковедов. Его статья «Белый месяц. Празд­нование нового года у монголов» была опубликована в «Казанских губернских ведомостях» в № 30 за 1846.

Кандидатская диссертация Банзарова «Черная вера, или шаманство у мон­голов» вышла в свет в «Ученых записках Казанского университета» (книга III, 1846). Кроме этого, в 1846 им был составлен «Маньчжурско-русско-монгольский словарь» (рукопись хранится в Восточной библиотеке ЛГУ). За весьма короткий период жизни Банзаров оставил неиз­гладимый след в науке, написав более 25 работ. Особое место в научных трудах занимает исследование такого памятника, как «Чингисов ка­мень». Этот памятник древнемонгольской письменности представлял собой плоскую гранитную плиту и был найден на берегу реки Кыркыра – одного из притоков Амура, там, где находился дворец князя Исунке, сына брата Чингисхана Хасара. В настоящее время «Чингисов камень» находится в Эрмитаже.

Самой значительной публикацией научного наследия ученого яв­ляется книга «Черная вера, или шаманство у монголов»[1] .

Окончив Казанский университет со степенью кандидата, Банзаров по Высочай­шему повелению в августе 1849 получил разрешение поступить на службу в Восточной Сибири с преимуществами, связанными с присвоением ученой степени. На основании данного разрешения Банзаров определен генерал-губернатором Восточной Сибири на должность чиновника осо­бых поручений ГУВС в 1850 и произведен в чин коллежского секре­таря.

Уже в августе 1850 он отправился из Иркутска в служебную ко­мандировку в Селенгинск для расследования жалобы Ломбоцыренова о присвоении главным тайшой Н. Вампиловым 600 рублей серебром из ссуды бурятскому населению в связи с «неурожаем трав и хлебов». Банзаров объехал улусы обширной территории Селенгинской степной думы и опросил 400 человек. По окончании следствия он привлек к судебной ответственности главу Ирино-Харанутского рода Жамбалдоржиева и ламу Туленкенова. Следствие не подтвердило жалобы на главного тайшу Н. Вампилова, который вступил на эту должность в 1835, после отставки Юмдылыка Ломбоцыренова за растрату общественных и казенных денег, Ломбоцыренов хотел вернуть себе власть, оклеветав своего преемника. Банзаров в этом деле объективно разобрался. Ломбоцы­ренов известен как автор летописи «Бичихан запискэ» (сводной хро­ники родов селенгинских, составленной по просьбе профессора О.М. Ко­валевского и хранящейся в настоящее время в научной библиотеке ИГУ) и «Летописи селенгинских бурят». В последней автор не обошел молчанием судьбу молодого ученого. Он писал: «Д. Банзаров получил образование в Казани, сдал экзамен в Петербурге и был назначен чи­новником по особо важным делам при генерал-губернаторе Восточной Сибири. В 1850 приезжал в Забайкалье, на родину. Затем вернулся в Иркутск на работу, пристрастился к вину и скончался в 50-х годах». В этих строках видно чувство обиды автора на Банзарова, объективно рас­крывшего его неправдивую жалобу[2].

После завершения этого дела Банзаров выехал в Кударинскую степную думу, чтобы проверить жалобу на главного тайшу Дамбуева. Жалоба подтвердилась и Дамбуев был привлечен к ответственности. Б. строго и ответственно вел следствие, чтобы выяснить причину и пресечь произ­вол со стороны родовой знати. В 1853 Банзаров становится титулярным со­ветником. На Банзарова в 1852 поступила жалоба. Дело по распоряжению военного губернатора Забайкальской области рассматривал Ф.А. Бе­клемишев. Результаты проверки неизвестны.

Банзаров занимался расследо­ванием серьезных дел, связанных с махинациями нойонов, лам, чи­новников и привлекал их к ответственности. С 1850 по 1855, не­смотря на занятость служебными делами, находил возможность для научных занятий. В этот период ученый выполнил ряд работ: внес ис­правления на географических картах, пояснил на карте пункты китайской границы в соответствии с российскими и маньчжурскими данными, совершил поездки в Тункинский край для исследования про­исхождения сойотов и их соседей урянхайцев (тувинцев), открыл место рождения Чингисхана в пределах России, перевел с монгольского «Путешествия Зая-Хамбы в Тибет».

Получал в 1853 жалованья 571 руб. 84 коп. в год.

В.М. Деревскова. В кн. Административно-судебная система Восточной Сибири конца XIX – начала XX веков в лицах и документах: Материалы к энциклопедии. Иркутск, 2004. С. 30-31.

Смерть

Доржи Банзаров скончался 27 февраля 1855 года в Иркутске. Соответствующая запись имеется в "Иркутской летописи 1661-1940гг." Ю.П. Колмакова:

"...27 февраля 1855 года в Иркутске скончался Доржи Банзаров – известный монголист XIX века, знаток истории и этнографии народов Центральной Азии, первый бурятский ученый, чиновник особых поручений Главного управления Восточной Сибири (ГУВС).

При смерти присутствовали его ученик Холзан Мозоев и лама. Правитель дел Сибирского отдела Русского географического общества И. С. Сельский сообщил генерал-губернатору Н. Н. Муравьеву о кончине Д. Банзарова. По распоряжению начальника края, в Верхнеудинск за Гомбо Ламой был послан нарочный.

В начале марта состоялись похороны Банзарова. Тело его было воздвигнуто на погребальные дроги в виде пышной колесницы, на которой находился в яркой одежде Гомбо-лама. Следом за катафалком в желтых одеждах, читая буддийские молитвы, шли ламы, за ними — представители местной власти, горожане и буряты. Процессия проследовала от квартиры покойного по Любарскому переулку, вышла на Ланинскую улицу и по Жандармской к Острожному мосту. Перейдя мост, направилась к горе за Иркутским тюремным замком, где находилось кладбище. После свершения религиозных церемоний тело предали земле. Вскоре могила была затеряна"...

Дань памяти 

1947 именем Доржи Банзарова назван Бурятский педагогический институт, ныне — Бурятский государственный университет.

В 1957 перед зданием института был установлен памятник работы скульпторов А. Р. Вампилова и А. И. Тимина.

Именем Доржи Банзарова названы улицы в городах: Улан-Удэ, Иркутск, Кяхта и Казань, селе Кырен (районном центре Тункинского района Республики Бурятия).

В год 170-летия, в 1992, по инициативе председателя колхоза имени XX партсъезда В. Д. Будаева был установлен памятный камень недалеко от родового гнезда Доржи Банзарова.

В декабре 2007 администрация Джидинского района учредила премию имени Доржи Банзарова для особо одарённых, талантливых учащихся района, добившихся высоких результатов в различных областях деятельности.

24 января 2008 года постановлением правительства Республики Бурятия имя Доржи Банзарова присвоено Нижне-Ичётуйской средней общеобразовательной школе Джидинского района.

11 июня 2010 года в рамках празднования 75-летия Джидинского района на месте родовой усадьбы первого бурятского ученого установлен памятник работы скульптора Геннадия Васильева.

Библиография

  1. Банзаров Д. Собрание сочинений / Отв. ред. Д.Б. Улымжиев; Предисл. В. Ц. Найдакова; РАН. Сиб. отд-ние. Бурят. ин-т обществ. наук. – 2-е изд., доп. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. – 240 с.; 30 см. – Библиогр.: с. 227-238. – 600 экз.

Примечания

  1. Санжиев Б. Доржи Банзаров. Изучение научного наследия. — Иркутск, 1998. — С. 18.
  2. Санжиев Б. Доржи Банзаров. Изучение научного наследия. — Иркутск, 1998. — С. 68.
  3. Санжиев Б. Доржи Банзаров. Изу­чение научного наследия. — Иркутск, 1998. — С. 70.

Литература

  1. Ким Н. В. Доржи Банзаров. (Биографический очерк). Улан-Удэ, 1992.
  2. Санжиев Б.С. Доржи Банзаров: Изучение научного наследия. К 175-летию со дня рождения. — Иркутск-Улан-Удэ, ОНЦ "Сибирь", 1998.
  3. Выдающиеся бурятские деятели (17-нач.20 в.): Вып. 2. Ч. 1. — Улан-Удэ, Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2001. ISBN 5852132659
  4. Нанзатова Э. П., Дамбаева Ж.Д.-Ж. Из сокровищницы бурятских мыслителей // Учебное пособие. — Улан-Удэ, Бурятский государственный университет, 2003.
  5. Хороших П. П. Первый бурятский ученый Доржи Банзаров. — Иркутск, 1922.
  6. К 100-летию со дня смерти Доржи Банзарова: Мат-лы науч. сессий и статьи. — Улан-Удэ, 1955.
  7. Первый бурятский ученый: К 150-летию со дня рождения Д. Банзарова. — Улан-Удэ, 1973.
  8. Петров Л. А. Доржи Банзаров. — Улан-Удэ, 1975.

Художественная литература

  1. Ч. Цыдендамбаев. Доржи, сын Банзара. Серия: Библиотека сибирского романа. - Новосибирское книжное издательство, 1961. 424 стр. Тираж: 75000 экз.

Ссылки

  1. Аркадий Зарубин. Установлен памятник первому бурятскому ученому / /Информ Полис онлайн 15 июня 2010.
  2. Пройдусь по улице Банзарова…

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 12 февраля 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.