Новости

«Байкал», ледокол // Гольдфарб С.И. «Иркутск, Иркутск...» (2007)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

«Байкал» — паровой паром-ледокол российского флота, действовавший на озере Байкал в 1899-1918 годах.

Общие сведения

В начале ХIХ века на Байкале было довольно развитое судоходство. На навигацию в южной части озера приходилось 232 дня, в северной части 216. Кроме мелких судов, небольших флотилий существовало и довольно крупное коммерческое пароходство. Одно из них, принадлежавшее когда-то иркутскому купцу Немчинову, насчитывало 7 морских пароходов, 6 речных и 4 морских судна и 14 речных барж.

История появления ледокола

«Станция Танхой напоминала маленький морской порт с далекой морской перспективой. Красавец ледокол «Байкал», ледокол «Ангара» и другие пароходы, скопившиеся здесь, дополняли картину...»
В.В. Рябиков

На Байкале ходили и два ледокола: «Байкал» и ледокол «Ангара».

Основным ледоколом являлся «Байкал». На его главную палубу в виде закрытого коридора подавались железнодорожные вагоны. Для пассажиров были устроены специальные каюты.

История появления необычных для Байкала кораблей такова. Сроки пуска Кругобайкальского участка Транссиба затягивались. Исключительно тяжелые условия строительства (сплошные скальные породы), необходимость прокладки многочисленных тоннелей затрудняли полноценную работу Транссиба в зимнее время. Тогда было решено построить несколько специальных кораблей, которые могли бы осуществлять перевозку вагонов с пассажирами и грузовых платформ.

Как всегда, было общественное обсуждение. Вначале предполагали построить обычные деревянные корабли, но сразу стало ясно, что они не подойдут. Несмотря на дороговизну, остановились все-таки на ледоколах, способных проламывать лед за счет собственного веса. Далее события развивались следующим образом. Император Николай II подписал распоряжение о выделении 1 млн 135 тыс. рублей на устройство переправы через Байкал. 9 декабря 1895 года Управлением по сооружению Транссиба было решено разместить заказ на изготовление парома-ледокола в английской компании «В. Г. Армстронг, Витворт и К», которая располагалась в Ньюкасле. Уже 15 декабря этой компании было дано поручение и наряд на поставку ледокола-парома.

Уникальный проект "Байкала"

Сам по себе проект «Байкала» был уникален — судостроителям предстояло построить корабль, который должен был колоть очень толстый байкальский лед, иметь корпус особой прочности и к тому же совместить в себе функции корабля и парома. И англичане постарались. Было сделано все, чтобы обеспечить судну и людям безопасность. Сделали двойное дно, огромное число водонепроницаемых переборок; использовались лучшие марки сталей...

16 июля 1896 года ледокол «Байкал» в разобранном виде прибыл в Петербург, затем по железной дороге в Красноярск. Далее эту огромную конструкцию гужом притащили в Лиственичное, где окончательно собрали корабль. Сборка началась 15 января 1898 года на стапеле, специально возведенном по этому случаю. Зрелище было грандиозное — ежедневно более 400 человек выходили на работу...

В апреле 1899 года корабль уже был готов к покраске, а 17 июля 1899 года состоялся спуск первого байкальского ледокола. Газета «Восточное обозрение» писала по этому поводу:

«... По команде почти моментально убраны подпорки, в небольшом количестве все еще поддерживающие ледокол, выбиты клинья, расположенные внизу по всей длине, выброшены «стрелы», которые главным образом задерживали ледокол на месте и наконец перерублен канат в носовой части. Два смельчака забрались на дорожку, где начинались полозья саней ледокола, стали лить горячее масло. Сию минуту ледокол должен был тронуться, наступило томительное ожидание, вдруг он дрогнул, качнулся и под дружное «ура» искренне обрадованных рабочих тронулся с места...»

25 июня 1899 года по повелению императора ледоколу было присвоено название «Байкал».

«В октябре 1899 года ледокол был почти готов, на нем установили 3 машины тройного расширения по 1 250 индикаторных сил каждая... Две машины помещались на корме, были разделены продольною водонепроницаемой переборкой, служили для вращения двух кормовых винтов (диаметр 13 фут., шаг 14 фут. 6 дюймов), приводящих ледокол в движение. Третья машина помещалась в носовой части и служила для вращения носового винта (диаметр 11 фут. 6 дюймов, шаг 16 фут.), способствующего ледоколу ломать лед»[1]

Ледокол имел 15 цилиндрических котлов, балластные цистерны, которые могли принять 580 тонн воды, он развивал скорость 13,02 узла в час при водоизмещении 4 200 тонн.

Первый пробный рейс состоялся 4 января 1900 года под командой корабельного инженера и начальника строительства В.А. Заблоцкого.

24 апреля 1900 года «Байкал» был сдан в эксплуатацию.

Военная флотилия

Корабль имел как бы две палубы: нижнюю — для вагонов и верхнюю — где размещались каюты для пассажиров. Когда в 1918 году в Сибири поднялось контрреволюционное восстание белочехов, на Байкале усилиями советской власти была создана военная флотилия. Подробности дальнейших событий можно узнать из рассказа одного из членов Центросибири В.В. Рябикова:

"Но дело осложнялось не только нехваткой вооружений. В составе бойцов флотилии практически не было знающих премудрости морского боя.

И все-таки воевала флотилия успешно.

Пулеметным и артиллерийским огнем флотилия уничтожила заслон и могла занять и Большое Голоустное, и Кадильный мыс, но ни достаточных сил для сохранения этих позиций, ни надобности в этом теперь уже не было. После поражения передовых частей под Мурино враг, не упуская момента, идя по пятам отступающих, развил бешеное наступление на Танхой..."

«Байкал» трагически погиб в боях у Посольской, когда чехи, установив на пароходы дальнобойные орудия, подошли к Мысовой и были по ошибке приняты за своих.

Пока «Байкал» разворачивался, пытаясь открыть ответный огонь, он был в буквальном смысле забомбардирован зажигательными снарядами, вызвавшими сильнейший пожар...

В 1920 году после откачки воды выгоревший корпус судна был отбуксирован в порт Байкал, где простоял как минимум до 1926 года, после этого был порезан на метал. Есть вероятность что нижняя часть корпуса до сих пор находится на дне озера в устье реки Ангара.[2] Точно сохранились передние винты и часть силовой установки.

Фотоальбомы

  1. Спуск на воду ледокола "Байкал". Часть I
  2. Спуск на воду ледокола "Байкал". Часть II

Читайте в Иркипедии:

  1. Ангара (ледокол). Подробные сведения
  2. Навигация и судоходство на Байкале
  3. Создание Красной Байкальской флотилии
  4. Железная дорога на Байкале
  5. Железная дорога по льду Байкала
  6. История Ирутской области. Имперский период (1721 - 1917)

Примечания

  1. Краеведческие записки.—- Иркутск, 1997. — Вып. 4. — С. 10.
  2. А.М. Шеина История города Мысовска

Ссылки

  1. Альбом спуска на воду паромо-ледокола "Байкал". 17 июня 1899 года. Село Лиственичное
  2. Тиваненко А.В. Гибель ледокола "Байкал"
  3. Ледокол-паром "Байкал" на стапеле верфи Walker в Newcastle-upon-Tyne и на озере Байкал // Tyne & Wear Archives & Museums. - Flickr Commons

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Гольдфарб Станислав Иосифович | Источник(и): Иркутск... Рассказы из истории старого города. - Иркутск: Комсомольская правда - Байкал | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2005 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.