Памятник императору Александру III был заложен 22 июня 1903 в честь окончания постройки Транссибирской железнодорожной магистрали. Его поставили на середине Сибирского отрезка рельсового пути, на берегу реки Ангары, в городе Иркутске, против улицы Большой (ныне ул. К. Маркса).
По замыслу, должны были быть воздвигнуты три памятника Александру III – один должен был стоять в начале рельсового пути в Петербурге, на площади перед Московским вокзалом, другой – в середине сибирского отрезка железнодорожной магистрали, в Иркутске, третий – в самом конце пути на привокзальной площади во Владивостоке. Но памятник, который назывался «Лицом к Востоку», был воздвигнут только в Иркутске.
Строительство железной дороги – Великого Сибирского пути – явилось как бы вторым после казаков-первопроходцев открытием Сибири, и император Александр III считался в придворных кругах покровителем Сибирской стройки.
Земельный участок для будущего памятника был выбран на правом берегу Ангары строго по оси улицы Большой. По противоположному берегу располагается железная дорога и отчетливо видны здания и сооружения Иркутского вокзала.
Недостаток отведенного места заключался в том, что он спускался к реке и во время паводков размывался водой. Предохранительный земляной вал не спасал, и было решено соорудить новую защитную дамбу, постепенно засыпая землёй склон и небольшую протоку Ангары. Была расширена общая площадь, уровень площади был поднят на 1 аршин ~ 72 см, для этого подвозили земли с ближайшего острова.
Так же важен был вопрос – как установить памятник на месте, в какую сторону должна быть повернута бронзовая фигура императора?
Рассуждали так: при постановке фигуры лицом к городу и спиной к реке терялась как бы основная мысль сооружения памятника – именно на этом месте, на берегу Ангары, против проходящего Великого Сибирского пути. При обращении статуи лицом к реке и спиной к городу оправдывалась основная мысль, но со стороны города памятник многое терял, и столица Сибири была бы как бы обижена таким обращением к ней царя, призывавшего весь край к новой жизни. При постановке фигуры в профиль разрешались удовлетворительно обе задачи. Таким образом, решили поставить статую царя профилем с поворотом левого плеча к городу.
В 1902 году был объявлен Всероссийский конкурс на сооружение памятного монумента и получили разрешение на сбор пожертвований по всей России, так как оказалось, что для столь грандиозного строительства казна не имела средств.
В числе участников конкурса был академик Роберт Романович Бах, который прославился памятником А. С. Пушкину для Царскосельском; парком и памятником М. И. Глинке в Москве. Его проект и получил I премию, которая оценивалась в две тысячи рублей.
Проект академика Баха был одним из самых простых по реализация идеи и недорогих по затратам. Всё дело в том, что академик Бах с самого начала понял свою задачу. Он задумал памятник не столько царю, сколько великому историческому делу. Его проект почти не требовал доработок, за исключением того, что ему было предложено увеличить фигуру самого императора Александра III почти на 1,5 метра. Император был представлен не в парадной царской одежде, а в атаманском мундире сибирских казаков, в широких шароварах, заправленных в сапоги. Высота всего памятника должна была составить 15,5 аршина (~11 м), а высота фигуры – 7'/4 аршина (~5 м).
Академик P. P. Бах создал прекрасную архитектурно-скульптурную композицию на тему исторического прошлого Сибири, которая явилась подлинным шедевром. Отливали памятник в Санкт-Петербурге, и выполнен он был не хуже известных всей России столичных монументов. Фасад памятника украшали с четырех сторон гербы столичных городов Сибири.
На северо-западном углу помещён герб Енисейской губернии. На нём изображён лев, который держит в лапах лопату и серп; на юго-западном углу помещён герб нашего города – изображён бабр, несущий в зубах соболя. Соболь олицетворяет богатство нашего края. На северо-восточном углу вписан бронзовый герб Якутска. Изображён орёл, несущий соболя.
На юго-восточном углу помещён общесибирский герб, который появился в конце XVII в., когда впервые был составлен Государственный герб России. На нём изображены два соболя, поддерживающие царскую корону, и лук с перекрещенными стрелами.
Все изображения выполнены в технике плоского рельефа и помещены на геральдических щитах. Идея значения Великого Сибирского пути в деле единения Сибири решалась символически с помощью размещённых по периметру пьедестала цепей и гирлянд, которые и соединяли эти гербы.
С трёх сторон – южной, западной и северной в нишах установлены архитектурные портреты людей, оставивших неизгладимый след в истории Сибири: Ермака, графа М. М Сперанского и генерал-губернатора Н. Н. Муравьева-Амурского.
Почему?
Ермак первым продвинулся вглубь Сибири за Урал и положил начало заселению края русскими.
Граф Сперанский оказал серьезное влияние на судьбу города. По его инициативе Сибирь была разделена на два генерал-губернаторства: Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское. При нем Иркутск стал административным центром территории от Енисея до Тихого океана.
Генерал-губернатор Муравьев-Амурский – главные моменты в его разносторонней деятельности: Амурская эпопея, заключение Айгунского договора с Китаем о присоединении левого берега Амура к России и организация экспедиции Невельского, в результате которой был установлено, что Сахалин является островом.
Закладка фундамента состоялась 22 июня 1903 г. и представляла собой торжественный молебен с крестным ходом, сбором войск местного гарнизона в присутствии многочисленных жителей города. В основание фундамента былиположены несколько камней и серебряная доска с надписью о закладке памятника.
Работы по устройству фундамента были организованы так, что, в сущности, не прекращались ни на один день. После окончания работ по фундаменту остро встал вопрос о сооружении пьедестала.
Решение вопроса пришло неожиданно. В январе 1904 г. иркутский генерал-губернатор П. И. Кутайсов находился в Петербурге. Там к нему обратились представители общества «Гранит», фирмы по изготовлению изделий из финского гранита, известной своей добросовестностью и качеством. Но начало русско-японской войны и революционные события последующих лет надолго затормозили работы над памятником. Пришлось на неопределённое время просить фабриканта Гоне сохранить все скульптуры у него на складе. Получив согласие фабриканта, всё застраховали и законсервировали. Ситуация круто изменилась в 1906 г., когда вновь был утверждён проект договора с обществом «Гранит» о сооружении пьедестала, причём на все работы предполагалось затратить не более года. Пьедестал в целом был готов в начале 1908 г. Он был помещён на квадратный ступенчатый цоколь. Сам постамент был выложен финскими мастерами из полированного гранита. Он имел шероховатую поверхность и был составлен из отдельных небольших блоков, его цоколь, наоборот, имел неполированную поверхность и был выполнен из крупных гранитных блоков. Находился он в небольшой излучине речного берега и очень интересно воспринимался при подходе к нему вдоль набережной Ангары, но лучше всего – при подходе с ул. Большой.
Открытие памятника было назначено на 30 августа 1908 года. Разработанный церемониал был выполнен с точностью, поэтому торжество прошло на высочайшем уровне. Тот раут, посвященный открытию памятника державному основателю Великого Сибирского железнодорожного пути, проводило руководство железной дороги, инженеры путейсообщения, интеллигенция того времени. С 8 часов утра население города было оповещено о предстоящем торжестве пятью пушечными выстрелами. К 9 часам утра все войска, которые участвовали в параде, заняли свои места. Учебные заведения собирались у Собора Богоявления, откуда в часов вышел крестный ход, следуя по улицам Амурской \ Большой. Во время шествия войска по пути его следования отдавали установленную честь.
По прибытии крестного хода на площадь перед памятником состоялся молебен. Во минуты исполнения певчими «Вечной памяти» с памятника была опущена завеса. Затем войска отдали честь, после чего был произведён салют из орудий, на колокольнях всех церквейраздался колокольный звон. После этого архиепископ обошёл вокруг памятника и окропил его святою водой, после этого был исполнен гимн и возложены венки. Так как отношение к открытию было разным, заранее принимались меры предосторожности. Площадь и подходы к ней были оцеплены нарядами полиции и воинскими патрулями, была введена особая пропускная система по пригласительным билетам. Лишние на открытие не допускались.
Ограда у памятника появилась позже – в 1912 году, она была изготовлена в Петербурге в виде чугунной решётки с замысловатым рисунком с растительными мотивами и многочисленным повторением изображения Георгия-Победоносца, герба Московского княжества. На гранитных столбах по углам были установлены чугунные фонари. Ажурные решётки в сочетании с угловыми фонарями на фигурных столбах придавали ограде классическую законченность.
Но этому памятнику, строившемуся на века, была уготована короткая жизнь. Через 12 лет, с установлением Советской власти, в Иркутске начались преобразования, в ходе которых пострадал и памятник. В первомайский праздник 1920 года с пьедестала свергли статую императора Александра III.
Сведения о судьбе бронзовой скульптуры достаточно противоречивы. Достоверно известно только, что сразу после снятия с постамента ее поместили во дворе здания музея Восточно-Cибирского отдела императорского Русского географического общества. По некоторым сведениям, верхняя часть скульптуры долго хранилась во дворе музея, вся остальная часть была пущена на переплавку.
Уже 7 мая 1920 года местная газета "Власть труда" опубликовала сообщение, что на развенчанный пьедестал памятника предполагается установить статую рабочего – «символ русской революции», и в скором времени будет объявлен всероссийский конкурс проектов.
В конце того же года постановлением президиума Иркутского городского совета от 3 ноября 1920 года среди прочих переименован Александровский сквер – он стал сквером им. Парижской коммуны.
После смерти В. И. Ленина широко распространилась идея создания монументов, достойных великого вождя. Не стал исключением и наш город, где с огромным, вполне искренним энтузиазмом обсуждались формы воплощения замыслов. В среде иркутских художников и скульпторов развернулась, в том числе на страницах губернской газеты «Власть труда», полемика, в центре которой находился развенчанный пьедестал памятника Александру III. Некоторые из художников предлагали после окончательного удаления с него всех старых символов и соответствующей переделки деталей установить статую В. И. Ленина. Другие категорически им возражали и требовали возводить памятник совершенно заново, чтобы бюст Ильича не стоял «на месте старого самодержавного тирана». Были среди них и реалисты-прагматики, которые быстро и старательно лепили из подручных средств модели новых деталей к постаменту и предлагали их власть имущим организациям для немедленной реализации. Дальше всех в этом направлении, по-видимому, продвинулся известный иркутский художник и скульптор К. И. Померанцев, в то время – автор многочисленных бюстов и статуэток В. И. Ленина для советских учреждений. Было предложено у подножия постамента поставить фигуры рабочего, крестьянина, красноармейца и работницы, а горельефы генерал-губернаторов заменить изображениями героев этапов революции – Халтурина, Плеханова и Свердлова.
Когда статуя Ильича, отлитая из бронзы в полный рост, прибыла в Иркутск, то, к счастью, от установки на этом месте отказались, так как размеры её оказались слишком малы. Эту статую вообще увезли в г. Бодайбо. Таким образом, этот проект, к счастью, реализован не был.
Как известно, в годы Великой Отечественной войны в массовом сознании произошла серьезная переоценка духовных ценностей, связанных с русской историей. Современники Великой победы по-иному стали относиться к деятелям русской истории, прекратилось огульное шельмование замечательных россиян только за то, что они служили царям и императорам. В 1947 году широко отмечалось 200-летие со дня рождения Г. И. Шелихова, признаны его заслуги в деле освоения Русской Америки. В Иркутске, где находится могила русского землепроходца, была высказана идея о возведении ему памятника. В период избирательной кампании в местные советы депутатов трудящихся избиратели города Иркутска дали Городскому совету наказ о сооружении памятника в связи со 155-летием со дня смерти знаменитого отважного мореплавателя. Открытие памятника планировалось к 1950 году, оговорилось даже финансирование – 400,0 тысяч рублей для отливки и установки скульптуры Шелихова. Однако скульптура в Иркутск не поступила, а была передана Министерством культуры для установки в другой город. Так завершилась еще одна инициатива по приспособлению постамента памятника к новым историческим реалиям. На протяжении 43 лет пьедестал был приспособлен для установки прожекторов, которые освещали аллеи и площадки сада имени Парижской коммуны, который продолжал принимать многочисленных посетителей. За вход в него, как и прежде, взималась плата.
Позже, 2 октября 1964 года, по проекту архитектора В. П. Шматкова на пьедестал был водружен обелиск, или шпиль. Монумент приобрёл новое обиходное название – памятника покорителям Сибири, который в принципе нес изначально заложенную идею: отметить образами выдающихся государственных деятелей вехи Сибирской истории.
В обществе этот обелиск вызывал неоднозначные мнения. Многие называли этот монумент вопиющим несоответствием двух частей памятника, материальным воплощением столкновения двух эпох.
Вот как описал этот памятник Евгений Шободоев:
«Прекрасный пьедестал венчает ныне безобразный, похожий на бетонную сваю обелиск, наспех сооруженный, а потому абсолютно чуждый классическим формам монумента. Вопиющее несоответствие двух частей памятника – материальное воплощение столкновения двух эпох. А нынешнее состояние – итог сокрушительного удара победившего строя по старым символам».
Идея воссоздания памятника Александру III впервые зародилась в начале 1990-х годов. Она как бы витала в воздухе, и первая робкая попытка воплотить ее в жизнь была предпринята ОАО «Ермак».
Затем фирма «СибАтом», и ее генеральный директор В. В. Бронштейн, вплотную подошла к решению этого вопроса. Но отношение к личности императора, именно к личности, а не к памятнику, в руководстве Городской думы было неодинаковым. Верх взяла точка зрения, что памятник возрождать не нужно, дабы не нарушить спокойствия в обществе. Многих также пугало и то, что памятник будет восстановлен на частные средства. Но поле, если говорить образно, было уже вспахано. Свою роль сыграли и средства массовой информации, и общественные организации. Изменилось общественное мнение, и изменилось отношение городской администрации.
В 2001 году в рамках празднования столетия окончания основных работ на Транссибирской магистрали, когда по всей стране проходили мероприятия, была поддержана инициатива МПС и ВСЖД по восстановлению памятника. 24 апреля 2002 года было принято решение о восстановлении памятника. За это время были составлены письма на имя мэра города, неоднократно собирался общественный совет.
После принятия положительного решения Иркутской городской думой при поддержке руководства ВСЖД началась работа «Иркутскжелдорпроекта». Стали решаться технические вопросы восстановления памятника.
Параллельно были проведены все инженерные обследования.
В ходе последнего обследования было установлено, что общее состояние пьедестала памятника и оштукатуренного по сетке шпиля в целом удовлетворительное, отсутствуют дефекты и повреждения, свидетельствующие об исчерпании ими несущей способности. Но в то же время имеются признаки ожидаемого снижения долговечности металлических конструкций шпиля и их эксплуатационных качеств. Происходит отслоение штукатурного слоя шпиля, стыки между гранитными блоками составляют от 15 до 30 мм, что превышает проектные в десять раз. Стыки не прочеканены раствором, и через них вовнутрь проникает влага. Выражаясь научным языком, гранитные блоки пьедестала и плинта разошлись от своей первоначальной геометрии из-за увлажнения и развития процессов морозной деструкции.
Общее состояние внешних архитектурно-конструктивных элементов памятника на время первоначального осмотра специалисты признали удовлетворительным, за исключением поврежденной на момент осмотра северо-восточной угловой секции ограды. Не подлежало в то время визуальному обследованию состояние внутренних архитектурно-конструктивных элементов. Поэтому их оценили как условно удовлетворительные. Полированные блоки гранита цокольной части имеют просадку нижних блоков, частично выветрился раствор в швах кладки, а также существуют незначительные сколы. Отмостка внутри ограды, выполненная в виде гранитной брусчатки темно-серого и черного цвета на цементно-песчаном растворе, по своему состоянию была признана неудовлетворительной.
Летом 2002 года руководство проектного института «Желдорпроект» поручило научно-исследовательской проектной реставрационной мастерской «Традиция» выполнить натурные исследования пьедестала памятника императору Александру III. Графических материалов для воссоздания скульптуры было явно недостаточно, в основном это дореволюционные открытки, опубликованные в книге С. И. Медведева «Иркутск на почтовых открытках». Эти открытки отражали общий характер монумента, а нужны были явно видимые детали, как на самой скульптуре император, так и на пьедестале. И такая фотография нашлась! Большая, наклеенная на картон подлинная, не переснятая фотография памятника была обнаружена в фондах Иркутского областного краеведческого музея, и это оказало в исследовании неоценимую помощь. На фотографии подробно видны детали мундира императоpa, выражение его лица, ордена – все, вплоть до обручального кольца на безымянном пальце правой руки и кокетливо завернувшегося ремня упругой кожи. По имеющимся фотографиям было сделано подробное описание деталей памятника, которые будут хорошо видны на восстановленном монументе. В первую очередь это касается элементов военной формы конца царствования императора Александра III, которые в полной мере должны соответствовать прототипу. Архитектурные обмеры на месте были выполнены осенью 2002 и весной 2003 года, также были проведены историко-архивные и библиографические исследования, фотофиксация фрагментов пьедестала, утверждены генеральный план, проект воссоздания монумента.
При реконструкции памятника нельзя было допускать никаких упрощений, схематизма, пренебрежения к мелочам. Для авторского воссоздания творения известного в прошлом скульптора Р. Р. Баха требовалось найти равного ему по таланту и близкого по творческому почерку скульптора. Это было непросто. После неудачных переговоров в Москве поиски привели в Санкт-Петербург (родина оригинальной скульптуры императора). Выбор скульптура также был трудной задачей, в результате он пал на скульптора из Санкт-Петербуга А. С. Чаркина. В итоге скульптура, изготовленная по модели Р. Р. Баха, была прекрасно проработана и не вызывала никаких замечаний со стороны caмых взыскательных знатоков и критиков.
Также в ходе работы и сам пьедестал, и все бронзовые отливки на постаменте были отреставрированы, очищены от старой краски там, где она имелась, и закрашены заново. Швы гранитных блоков зачеканены свинцом и специальными модифицированными морозостойкими мастиками. Отреставрирована ограда памятника – элементы кованой стальной и литой чугунной. Был возвращен, в соответствии с выявленными архивными данными, первоначальный цвет решетки – под старую бронзу. Для большей конструктивной прочности верхний камень постамента, куда устанавливалась статуя, был выполнен из цельного гранитного блока.
Открытие нового памятника состоялось в сентябре 2003 года. И сейчас бульвар Набережной Ангары украшает бронзовая фигура императора.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей