Константин Иннокентьевич Померанцев (30 марта 1884, г. Красноярск – 21 мая 1945, г. Курск) — живописец, скульптор, архитектор.
К.И. Померанцев: биографическая справка
Родился в семье чиновника. В 1893–1897 учился в Красноярской мужской гимназии. В 1900 вместе с родителями переехал в Верхоленский уезд Иркутской губернии. После смерти отца (1906) вся многодетная семья перебралась в Иркутск. Померанцев окончил Иркутское горное училище (1902–1907). Параллельно занимался в классах рисования и живописи А.Ф.Лытнева. С 1908 по 1910 учился в Москве в художественном училище Ф.И.Рерберга, одновременно брал уроки скульптуры у А.С.Голубкиной. По возвращению в Иркутск служил помощником контролера в Контроле Забайкальской железной дороги (1910–1920).
Один из наиболее активных деятелей художественной жизни города. Участник дореволюционных выставок: Первой передвижной художественной выставки для Сибири (1903), 2–й (1910), 3–й (1911), 4–й (1912), 5–й (1913) и 6–й (1914) художественных выставок в музее ВСОИРГО, 1–й (1915), 2–й (1916) и 3–й (1917) выставок Иркутского общества художников, выставки картин сибирских художников в Иркутске в 1912, выставки Приамурского края "в ознаменование" 300–летия царствования дома Романовых, состоявшейся в Хабаровске в 1913 (удостоен похвального листа), VI и VIII периодических выставок Томского общества любителей художеств в декабре 1913 – январе 1914 и декабре 1915 январе 1916, благотворительной картиной выставки в Иркутске в 1915, Первой сибирской передвижной выставки живописи и скульптуры (1916) и Второй художественной выставки (1917) в Красноярске, художественной выставки, устроенной Томскими рисовальными классами в 1917 и других.
В 1914–1916 иллюстрировал выпускавшиеся в Иркутске М.Е.Стожем железнодорожные "Спутники", издания книгоиздательства "Ирисы", а также некоторые иркутские журналы ("Иркутская незабудка", "Маленький железнодорожник" и, возможно, другие).
Член–учредитель, член правления и председатель (в начале 1920–х) Иркутского общества художников. В 1920–1925 работал сначала 2–м, затем 1–м хранителем художественно–исторического отделения (картинной галереи) областного музея. Преподавал в художественной студии при Поарме–5 (1920–1922).
Участвовал в выставках: весенней и осенней выставках ИОХ в 1919, весенних выставках ИОХ в 1920 и 1922, краеведческой выставке в 1925, групповой выставке иркутских художников в 1925, Первой Всесибирской художественной выставке в 1927 В 1923 устроил в Иркутске персональную выставку.
В 1925 оформил в китайском стиле фасад и интерьер магазина "Чаеуправления" (оформление уничтожено в 1967).
В 1926 был приглашен монгольским правительством в Улан–Батор для создания памятника Сухэ–Батору (установлен в 1930). Прожил в Монголии 13 лет.
Был художником–оформителем спектаклей театральной студии Народного дома и спектаклей образованного в 1931 Государственного центрального народного театра Монголии. Преподавал рисование в школах Улан–Батора, организовал и вел художественную студию, его учениками были известные позже монгольские художники Л.Гава, О.Цэвэгжав и другие. Вместе со своей женой, художницей и скульптором Верой Ивановной Шаршун (1899, Бугуруслан – 1978, Москва), устроил несколько выставок своих работ (1928, 1934, 1937, 1938, 1939 и др.). Осенью 1939 вернулся в Иркутск, в том же году принял участие в областной выставке иркутских художников, посвященной XX–летию освобождения Сибири от колчаковщины. В феврале – марте 1940 в художественном музее состоялась выставка его произведений (совместно с В.И.Шаршун).
В 1940–1944 жил в с.Палех Ивановской области, работая директором Палехского музея и преподавателем художественного училища. Писал статьи о художественных выставках и по другим вопросам в газету "Трибуна Палеха". Член Ивановского отделения Союза советских художников (с 1941), участник областных выставок в г. Иваново.
В 1944 переехал в Курск, участвовал в областной выставке курских художников (1945).
Имел дочь Зою (в замужестве Виницкую; 1934, Улан–Батор – 1992, Москва).
Творчество К.И. Померанцева
Константин Иннокентьевич Померанцев — натура щедро одаренная. Он был в полной мере увлечен живописью и скульптурой, графикой и архитектурой, занимался исследованиями древнерусского искусства и искусства Монголии.
По инициативе и при непосредственном участии Померанцева в 1910 в Иркутске создается общество художников, которое он возглавлял в течение 13 лет и которое просуществовало все первые годы Советской власти вплоть до реорганизации творческих объединений в единый союз. Организуя работу общества, Померанцев стремился поддерживать постоянную творческую связь с Восточно–Сибирским отделением Русского географического общества, которое в свою очередь оказывало содействие художникам, помогало в этнографическом исследовании Сибири, в устройстве и проведении выставок. Передвижные выставки общества проводились в наиболее крупных сибирских городах: Иркутске, Омске, Томске, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске.
В январе 1920, после ликвидации внутренней контрреволюции, Померанцев возглавил коллектив художников по оформлению города к торжественной встрече частей 5–й Армии. Торжественная встреча состоялась 10 марта 1920, а месяцем ранее, 21 февраля 1920, иркутским революционным комитетом было принято решение о национализации картинной галереи городского головы В. П. Сукачева. Померанцев непосредственно производил прием и опись произведений, взял на себя заботу о дальнейшей их сохранности (в течение шести лет — с 1920 по 1926— он был главным хранителем галереи).
С 1926 в творчестве художника начинается новый важный этап: по приглашению правительства Монгольской Народной Республики он с семьей выезжает в МНР для художественного оформления столицы и создания музея Революции. В это же время в Монголии находился Н. Рерих. Померанцев был с ним в дружеских отношениях. Пользуясь советами признанного мастера, он написал картину «Каменная черепаха» (1926).
Померанцев много путешествовал по стране, делал зарисовки, принимал деятельное участие в просветительской работе среди населения, устраивал выставки. Он изучил монгольский язык и читал лекции по искусству. В архиве Иркутского областного художественного музея есть материалы, подробно освещающие этот период в жизни художника. Известно, что Померанцев принимал участие в археологических экспедициях. В Монголии им собран богатейший материал по истории страны, а на основании археологических данных написаны картины «Угеде» («Сын Чингисхана»), «В Каракоруте» и вышеназванная «Каменная черепаха» («Уйгуры») (1937). Работая в экспедициях, художник не только делал зарисовки археологических материалов, он изучал быт народа, его старинные обычаи. Об этом свидетельствуют картины «Перерожденец» и «Там, где хоронят».
Обращается Померанцев и к историко–революционным темам: пишет картины «Сухэ–Батор перед партизанами» и «Изгнание интервентов». Его привлекает также современная Монголия, идущая социалистическим путем развития («Украшение к Октябрю», «Кооператив в уезде», «Строительство комбината», «Парад», «Школьники»). В столице Монголии Померанцев создает скульптурный памятник Сухэ–Батору, а также большой скульптурный барельеф для фасада здания Дворца культуры им. Ленина в Улан–Баторе. Произведения К. И. Померанцева и его жены В. И. Шаршун, созданные в течение 13 лет творческого труда, были довольно полно представлены на выставке, которая состоялась сначала в Монголии (1939), а затем в Иркутске (1940). Следует отметить, что эта выставка не вызвала, как предполагалось, единодушного признания. По мнению А. П. Жибинова, «Померанцев дает яркий опоэтизированный образ природы и быта Монголии, но, к сожалению, мотивы работ и их выражение слишком экзотичны, чтобы убедить в реалистической полноценности».
Нельзя обойти вниманием и такую сферу приложения творческих сил художника, как архитектура. Многие иркутяне до сих пор помнят чайный домик на углу улиц Урицкого и Карла Маркса, построенный в середине 1920–х. Домик был выполнен в восточном стиле с причудливыми легкими крышами, углы которых по принципу волны кровель буддийских храмов плавно струились сверху вниз. Покрытие их было выполнено из трубчатых керамических черепков. С обеих сторон входов «огненно дышали» скульптурные драконы. В выполнении этого сооружения большое участие принимала В. И. Шаршун.
Более 350 картин, этюдов, рисунков, набросков Померанцева хранится в Монгольском театральном музее (г.Улан–Батор). Одна картина монгольского периода находится в минералогическом музее при Иркутском государственном техническом университете. В фондах и архиве ИОХМ более 20 произведений художника: "Иркутск. Улица" (1908), "Море (Восход на Байкале)" (1911), "Руины (Псков)" (1921), "Иркутский кремль" (1922), "Станционный домик на Байкале" (1922), "Байкал. Малое море" (1923), "Легенда о Байкале" (1924), "Каменная черепаха" (1937), "Тырульджи. Вечер" (1937–1938), "Кобдоские горы" (1939) и др.
Источники и литература
-
Лыхин Ю.П., Крючкова Т.А. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII век – 1917 год). Биобиблиографический словарь. Иркутск, 2000. С. 266–273.
-
Архив ИОХМ, личное дело К.И.Померанцева.
-
ГАИО, ф.213, оп.1, д.36, лл.27–28.
-
ГАИО, ф.213, оп.1, д.76, л.20.
-
ГАИО, ф.213, оп.1, д.81, л.2, 12, 13, 28.
-
ГАИО, ф.213, оп.1, д.85, л.200.
-
ГАИО, ф.213, оп.1, д.88, лл.40–41.
-
ГАИО, ф.213, оп.1, д.99, лл.61, 127.
-
ГАИО, ф.213, оп.1, д.108, л.31.
-
ГАИО, ф.293, оп.1, д.359, л.58.
-
ГАИО, ф.р–42, оп.1, д.119, лл.42–42 об, 48.
-
ГАИО, ф.р–42, оп.1, д.340, л.78.
-
ГАИО, ф.р–47, оп.1, д.7, лл.2, 7–11, 13.
-
ГАИО, ф.р–47, оп.1, д.138, лл.15–19.
-
ГАИО, ф.р–47, оп.1, д.139, л.11.
-
ГАИО, ф.р–47, оп.1, д.140, лл.4, 5, 8, 10, 11.
-
ГАИО, ф.р–47, оп.1, д.147 а, лл.12–15, 41, 70.
-
ГАИО, ф.р–47, оп.1, д.211, лл.1–2, 38–40.
-
ГАИО, ф.р–47, оп.1, д.223, лл.7–9.
-
ГАИО, ф.р–47, оп.1, ед.хр.224, л.52.
-
ГАИО, ф.р–47, оп.1, д.225, л.19, 79, 95, 100.
-
ГАИО, ф.р–160, оп.1, д.28 а, лл.22–23.
-
ГАИО, ф.р–160, оп.1, д.359, л.126–129.
-
ГАИО, ф.р–1860, оп.1, д.2, лл.5, 11, 12–12 об., 13, 20, 36, 41, 43.
-
ГАИО, ф.р–1860, оп.1, д.10, лл.1–1 об., 80, 91, 96, 97, 135.
-
ГАИО, ф.р–1860, оп.1, д.14, лл.38–42.
-
ГАИО, ф.р–1860, оп.1, д.16, лл.5, 20, 27, 35.
-
ГАИО, ф.р–1860, оп.1, д.18, лл.22–22 об.
-
ГАРФ, ф.5283, оп.18, д.264, лл.89–94.
-
ККГА, ф.348, оп.1, д.127, л.10 об.
-
ККГА, ф.348, оп.1, д.129, л.38.
-
ККГА, ф.348, оп.1, д.133, л.37 об.
-
ККГА, ф.348, оп.1, д.137, л.50.
-
Аниш. У постели умирающего. (Выставка картин при обществе художников) // Власть труда.– 1922.– 20 апреля.
-
Большая советская энциклопедия. Изд.1. Т.40.– (М., 1938).– Стлб.97.
-
Весь Иркутск: Адресно–справочно–телефонная книга на 1924– Иркутск, 1924.– С.80, 84, 85.
-
Власть труда.– 1920.– 16 апреля.
-
Власть труда.– 1923.– 14 марта.
-
Власть труда.– 1925.– 28 апр.
-
Вторая выставка картин Иркутского общества художников: [Каталог] – Иркутск, 1916.– С.6.
-
Выставка иркутских художников: [Каталог].– Иркутск, 1939.– С.4–5, 18–19.
-
Выставка картин // Сибирская жизнь (Томск).– 1914.– 3 января.
-
Выставка картин 1925: Каталог.– Иркутск, 1925.– С.5–7. [Рукопись (библиотека ИОХМ)].
-
Выставка произведений живописи и графики, подаренных Иркутскому областному художественному музею.– Иркутск, 1966.– С.13, 14, 19, 25.
-
Выставка произведений иркутских художников: [Каталог]. Иркутск, 1957.– С.16–17.
-
Гольдштейн М. Интересная выставка // Восточно–Сибирская правда.– 1940.– 18 февраля.
-
Дедов и Рябинин. Весенняя выставка Иркутского общества художников // Наше дело.– 1919.– 20 апреля.
-
Дедов и Рябинин. Художественная выставка в Иркутске // Иркутская жизнь.– 1916.– 19 апреля.
-
Драница Т.Г. Иркутские художники 20–30–х годов. К вопросу о типологии художественного образа // Развитие изобразительного искусства Советской Сибири. V зональная конференция, посвященная 70–летию Великой Октябрьской социалистической революции. Тезисы докладов 19–23 мая.– Красноярск, 1987.– С.12–16.
-
И.Г[ольдберг]. По выставкам // Сибирь.– 1915.– 28 марта.
-
Изобразительное искусство Сибири: Каталог выставки.– Иркутск, 1986.– С.29, 44–45.
-
Иркутская организация Союза художников России. 60 лет. 1933–1993.– Иркутск, 1993.– С.88.
-
Иркутские художники за 50 лет советской власти: Каталог.– Иркутск, 1967.– С.26, 33.
-
Иркутский областной художественный музей: Каталог. Русское и советское искусство. Живопись. Скульптура. Графика.– Л., 1961.– С.51–52, 111.
-
Иркутский областной художественный музей. Русское искусство XVIII – начала XX века: Каталог. Живопись, скульптура, рисунок и акварель.– Иркутск, 1976.– 67, 114.
-
Иркутский областной художественный музей. Советское искусство: Каталог. Живопись, скульптура, рисунок и акварель.– Иркутск, 1982.– С.112–113, ил.101.
-
Иркутский Россций. По выставкам // Сибирь.– 1916.– 27 апреля.
-
Иркутский художественный музей имени В.П.Сукачева: Живопись. Графика. Декоративно–прикладное искусство.– СПб., 1993.– С.255, ил.180.
-
Иркутское общество художников: Каталог III выставки картин 1917 года.– Иркутск, 1917.– С.10, 15.
-
Искусство (Омск).– 1921.– № 1.– С.5.
-
Искусство Палеха в собрании Иркутского областного художественного музея: [Каталог].– Иркутск, 1976.– С.12.
-
Календарь–справочник поИркутску и Иркутской губернии на 1914– Иркутск, 1914.– Отд.II, с.142.
-
Картинная выставка: Оригиналы русских и иностранных художников и лучшие копии. [Каталог] – Иркутск, 1915.– С.11.
-
Каталог выставки картин сибирских художников.– Иркутск, 1912.– С.3.
-
Каталог выставки произведений живописи и графики из частных собранийИркутска.– Иркутск, 1949.– С.12.
-
Каталог картин VIII–й периодической выставки 1915–16 года.– Томск, [б.г.].– С.6–7.
-
Каталог персональной выставки художников–скульпторов К.И.Померанцева и В.И.Шаршун.– Иркутск, 1940.– 12 с.– Машинопись (библиотека ИОХМ)
-
Каталог 1–ой Всесибирской выставки живописи, скульптуры, графики и архитектуры.– [Б.м.], 1927.– Приложение (Каталог дополнительных работ иркутских художников), с.19–20.
-
[Каталог 2–й художественной выставки в музее ВСОИРГО] – Иркутск, 1910.– Рукопись (библиотека ИОХМ)
-
Каталог 3–ей художественной выставки картин сибирских художников–любителей, устроенной В.С. отделом И.Р. географического общества.– Иркутск, 1911.– С.8–9.
-
Каталог 4–й выставки картин, рисунков, фотографий и других произведений искусства местных художников и любителей.– Иркутск, 1912.– С.10.
-
Каталог 5–й выставки картин, рисунков и других произведений искусства местных художников и любителей.– Иркутск, 1913.– С.9–10.
-
Каталог 6–й выставки картин, рисунков и других произведений искусства местных художников и любителей.– Иркутск, 1914.– С.9.
-
К.Д. На выставке картин // Сибирь.– 1911.– 14 апреля.
-
К изучению Прибайкалья // Университетское слово.– 1923.– 12 августа.
-
К.И.Померанцев: [Буклет].– Иркутск, 1970.– 8 с.
-
Колмаков Ю. Цэсовская набережная // Восточно–Сибирская правда.– 1984.– 20 октября.
-
К.П[омеранцев]. Байкальские новеллы // Стож М.Е. Иллюстрированный Спутник по Сибири и Дальнему Востоку с картою.– Иркутск, [1915].– С.196–197.
-
Курская правда.– 1945.– 23 мая.
-
Ломакина И. Изобразительное искусство социалистической Монголии.– Улан–Батор, 1970.– С.28–29.
-
Ломакина И. Посланец творческой дружбы // Творчество.– 1971.– № 6.– С.19.
-
Ломакина И. Призвание и влюбленность // Книга Братства.– М.– Улан–Батор, 1971.– С.190–191.
-
Ломакина И. Художник Померанцев // Современная Монголия.– 1967.– № 10.– С.14–15.
-
Лыхин Ю. Обломок истории // Земля Иркутская.– 1995.– № 3.– С.20–23.
-
Лыхин Ю. Степь, люди и огромное синее небо // Восточно–Сибирская правда.– 1994.– 23 августа.
-
Малакшанов К.Л. Монголия в произведениях иркутян // Исследования по культуре народов Центральной Азии.– Улан–Удэ, 1980.– С.153.
-
Мигаев, Жибинов. Выставка художников К.И.Померанцева и В.И.Шаршун // Восточно–Сибирская правда.– 1939.– 24 ноября.
-
МихайловИ. Культурное строительство в МНР. Исторический очерк.– М., 1957.– С.99, 103.
-
Монгольские мотивы в искусстве // Власть труда.– 1926.– 28 ноября.
-
На картинной выставке // Сибирь.– 1913.– 18 апреля.
-
Национализация Сукачевской галереи // Известия Иркутского губернского революционного комитета.– 1920.– 29 февраля.
-
Не–художник. Выставка картин // Голос Сибири.– 1913.– 19 апреля.
-
Новикова Н. Первый хранитель // Советская молодежь.– 1984.– 26 июня.
-
Осенняя выставка картин Иркутского о[бщест]ва художников. 1919 год: [Каталог] – Иркутск, 1919.– С.5–6.
-
Отчет Восточно–Сибирского отдела императорского Русского географического общества за 1911 год.– Иркутск, 1913.– С.106.
-
Отчет Восточно–Сибирского отдела Русского географического общества с 1 мая 1924 года по 1 октября 1925 года.– Иркутск, 1926.– С.8.
-
Очерки истории культуры МНР.– Улан–Удэ, 1971.– С.165, 411, 412.
-
Первая выставка картин Иркутского общества художников: [Каталог] – Иркутск, 1915.– С.7–8.
-
Первая сибирская передвижная выставка живописи и скульптуры сибирских художников: Каталог дляКрасноярска.– Красноярск, 1916.– С.7–8.
-
Персональные и групповые выставки советских художников. 1917–1947: Справочник. Том I.– М., 1989.– С.15, 206, 254–255 (указ. лит–ры).
-
Письмо в редакцию // Власть труда.– 1925.– 3, 5 ноября.
-
Померанцев К. Выставка картин В.Н.Буреева // Трибуна Палеха.– 1941.– 9 января.
-
Померанцев К. За новые виды изделий // Трибуна Палеха.– 1940.– 26 декабря.
-
Померанцев К. Охраняйте памятники народного творчества // Трибуна Палеха.– 1943.– 25 июня.
-
Померанцев К. Художественная выставка произведений палешан // Трибуна Палеха.– 1941.– 23 марта.
-
Померанцев К. Художники – к дню Красной Армии // Трибуна Палеха.– 1942.– 23 февраля.
-
П.Х[ороших] Первый Восточно–Сибирский краеведческий съезд и буряты // Жизнь Бурятии.– 1924.– № 6.– С.137.
-
Ринчен. Глазом художника // Унэн.– 1955.– 21 декабря.
-
Сибирь.– 1912.– 29 марта.
-
Сибирь.– 1913.– 2 мая.
-
Сибирь.– 1915.– 8 февраля.
-
Сибирь.– 1917.– 14, 18–21 января (объявления).
-
Скульптура в Сибири // Сибирь (Новосибирск).– 1925.– № 7–8.– С.6.
-
Советская живопись. Выставка новых поступлений Иркутского областного художественного музея. 1965–1970: [Каталог].– Иркутск, 1970.– С.15.
-
Содержательная выставка // Унэн.– 1955.– 6 декабря.
-
Сокольников М.П. Художники Сибири // Творчество.– 1940.– № 3.– С.16–17.
-
Сокровища Иркутского художественного музея.– Л., 1989.– С.19, 150, ил.65.
-
Сономцэрен Л. Монголия глазами художника // Новости Монголии.– 1967.– 23 декабря.
-
Сотрудничество СССР и МНР в области науки и культуры.– Новосибирск, 1983.– С.49, 50.
-
Справочник по городу Иркутску и Иркутской губернии на 1915 год.– Иркутск, 1915.– Отд.2, с.23.
-
С.С. Выставка художников в Иркутске // Советское искусство.– 1940.– 18 марта.
-
Ст.Байкалов. На выставке картин // Сибирская мысль (Красноярск).– 1916.– 3 марта.
-
Стож Д. Сердце и невежество (Иркутская жизнь). Изд.4.– Иркутск, [б.г.].– 68 с. (Рисунки К.И.Померанцева).
-
Стож Д. Смерть Музы и Ужасы войны. Изд.8.– Иркутск, [б.г.].– 78 с., раздельная пагинация.– ("Рисунки и заставки худ. К.И.Померанцева").
-
Стож М.Е. Иллюстрированный Спутник по Сибири и Дальнему Востоку. 1914–1915.– Иркутск, [1914].– 176 с.– (Рисунки К.И.Померанцева).
-
Стож М.Е. Иллюстрированный Спутник по Сибири и Дальнему Востоку. 1915– Иркутск, [1915].– 200 с.– (Рисунки К.И.Померанцева).
-
Стож М.Е. Иллюстрированный Спутник по Сибири и Дальнему Востоку. 1916–1917.– Иркутск, [1916].– 200 с.– (Рисунки К.И.Померанцева).
-
Стож М.Е. Как воспет Байкал в стихах и прозе. Часть I. Поэзия. Изд.8.– Иркутск, [б.г.].– 128 с.– ("Рисунки худ. К.И.Померанцева").
-
Стож М.Е. Путеводитель по Иркутску и его окрестностям в связи с великим Сибирским рельсовым путем на 1926– Иркутск, 1926.– 64 с.– (Рисунок на обложке К.И.Померанцева).
-
Устав Иркутского общества художников.– Иркутск, 1915.– С.12.
-
Фатьянов А.Д. Владимир Сукачев.– Иркутск, 1990.– С.179, 181, 222, 224, 233, 259, 314.
-
Фатьянов А.Д. Загадка старой картины.– Иркутск, 1974.– С.97–101.
-
Фатьянов А.Д. Иркутские сокровища.– Иркутск, 1985.– С.8, 16, 39, 40, 50, 56.
-
Фатьянов А.Д. Иркутский художественный музей.– Иркутск, 1958.– С.114–115.
-
Фатьянов А. Певец Монголии и Сибири // Восточно–Сибирская правда.– 1969.– 8 июля.
-
Фатьянов А.Д. Посланец Иркутска // Дружбы связующие нити.– Иркутск, 1982.– С.177–189.
-
Фатьянов А. Художественная выставка // Советская молодежь.– 1940.– 16 марта.
-
Фатьянов А.Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии.– Иркутск, 1995.– С.42, 68, 78, 82, 84, 85, 86–89, 102, 123, 134, 172.
-
Фатьянов А. Художник Померанцев // Ангара.– 1970.– № 6.– С.50–56.
-
Фисин. Что такое искусство // Университетский клич.– 1923.– 5 января.
-
Хороших П. Иркутское общество художников // Власть труда.– 1922.– 14 апреля.
-
Хороших П. Итоги и задачи изучения памятников изобразительного искусства бурят // Жизнь Бурятии.– 1924.– № 6.– С.87.
-
Художники Иркутска / Сост. Т.Г.Ларева.– Иркутск.– 1994.– С.23–27.
-
Шастина Н. Очерки монгольского театра // Современная Монголия.– 1935.– № 3 (10).– С.102.
Ссылки
-
Померанцев Константин Иннокентьевич // Культура Приангарья: сайт.
-
Померанцев Константин Иннокентьевич // История и культура Сибири: сайт.
-
Померанцев Константин Иннокентьевич // АртРу.инфо: сайт