Литературный Иркутск гордится многими писательскими именами, без которых сегодня нельзя представить историю и настоящее отечественной литературы.
Писательские традиции огромного региона сибирской земли уходят своими корнями в глубь времени, к хроникам воеводских канцеляристов, к бытописательству деловых и учёных людей. Из культуры бытописательства иркутских купцов, чиновников, натуралистов и офицеров выросла наша краеведческая, вначале хроникально достоверная, а затем художественная литература.
Первый сибирский роман, «Дочь купца Жолобова» Ивана Тимофеевича Калашникова, написан в Иркутске. Автор — иркутянин, и он рассказал о безжалостной войне, которая велась между чиновниками и купцами города в конце восемнадцатого века за винные откупа.
Первый советский роман, «Два мира», тоже написан и издан в Иркутске. Его автор Владимир Зазубрин, редактор газеты «Красный стрелок» политотдела Пятой армии, изгнавшей из Сибири чехов, англичан, французов, поляков и японцев. По сценарию Владимира Зазубрина был снят первый на берегах чудо-озера фильм «Избушка на Байкале».
Ещё в восьмидесятые годы здравствовали некоторые жители Култука и Слюдянки, участники массовок на тех съёмках. Первую детскую коллективную книгу не только Сибири, но и России, написали иркутские гимназисты в 1835 году, ещё при жизни Александра Сергеевича Пушкина. В своей книге они описывали красоты родного прибайкальского края, его лесов, гор и рек — Ангары, Иркута, Ушаковки и Каи, Саянских гольцов и тайги у Байкала. Первая детская коллективная книга советского времени также написана в Иркутске — это знаменитая «База курносых», авторов которой, детей школы-интерната № 6, писатель Молчанов-Сибирский, Иван Иванович в 1934 году возил в Москву, в гости к Горькому, и они стали участниками первого учредительного съезда Союза советских писателей.
Зарождение литературы в Сибири
Истоки литературной жизни Сибири восходят к началу семнадцатого столетия, когда стали складываться, а потом записываться первые рассказы и предания о походе Ермака и его дружины, появляется первые повествования о Сибири. До нас дошло немало письменных памятников подобного рода - "сказание о Сибирской земле", "Слово о Сибирской стране", "Описание Сибири", "История Сибирская". Во второй половине семнадцатого века был написан на сибирской материале и по личным впечатлениям от сибирской ссылки выдающийся памятник древнерусской литературы "Житие протопопа Аввакума".
В 1785 году организуется государственная типография, еще раньше в Иркутске открывается публичная библиотека. Широкую популярность приобретают частные книжные собрания. В начале XIX в славилась билиотека купца А.Е. Полевого, из семьи которого вышли позднее известные сибирнские литераторы Н.А. Полевой, К.А. Полевой и Авдеева, Екатерина Алексеевна.
Впервые в русской литературе творчество литераторов-сибиряков становится известным в 1830-е годы. В это время многие из них активно сотрудничают в провинциальной и столичной печатью. В 1830 г. в московском альманахе М.А. Максимовича "Денница" — одном из лучших альманахов пушкинской эпохи — появляется с подзаголовком "Сибирское предание" повесть Николая Полевого "Сохатый", которой было суждено стать провозвестницей нарождавшейся молодой сибирской беллетристики.
Повестью "Сохатый" открывается целая полоса сибирской беллетристики. Вскоре за ней последовали романы и повести Ивана Тимофеевича Калашникова "Дочь купца Жолобова" (1831), "Камчадалка" (1833), "Изгнанники" (1834), "Автомат" (1841). В это же время в печати одна за другой появляются повести Н.С. Щукина - "Посельщик" (1834), "Ангарские пороги" (1835), книга очерков "Поездка в Якутск" (1833). В конце 40-х гг. литератор Матвей Александров создает свой "Воздушный тарантас" — интереснейшее произведение об Иркутске, быте и нравах иркутян 1827 г. , увидевшее свет в 1875 г.
Писатели-сибиряки стремились в своих повестях, романах и очерках познакомить русского читателя с Сибирью, открыть для него эту неведомую страну. Почти все они были написаны с уклоном в краеведенье, насыщены обильным этнографическим материалом, подчас поданным без соблюдения должной меры, в ущерб художественности.
Большое влияние на всю духовную жизнь Восточной Сибири и в том числе на становление литературного движения на протяжении десятилетий оказывали политические ссыльные, начиная от А.Н. Радищева и декабристов. Ссыльные во многом определяли характер и направленность сибирской темы в русской литературе, способствовали всестороннему изучению края. Весьма внушительное количество произведений в литературе о старой Сибири посвящено было каторге и ссылке: "Сибирь и каторга" С.В. Максимова, "В мире отверженных" П.Ф. Якубовича-Мельшина, "На Карийской каторге" В.Я. Кокосова и вплоть до А.П. Чехова и В.М. Дорошевича с их нашумевшими книгами о сахалинской каторге.
Развитие литературного движения в Восточной Сибири вначале заметно сдерживалось из-за отсутствия местной печати. Хотя первая типография в Иркутске появилась еще в конце 18 века, она никак не могла удовлетворить потребности и культурные запросы края, так как печатались исключительно официальные бумаги и документы.
В 1836 г. преподаватели и учащиеся Иркутской гимназии подготовили и издали в Петербурге, в типографии Академии наук, большой литературный сборник "Прозаические сочинения учеников Иркутской гимназии, писанные под руководством старшего учителя российской словесности Ивана Поликсеньева". В сборнике участвовало более 30 авторов. Основной материал книги состовляли очерки и нравственно-философские сочинения. Рукописная литература в Восточной Сибири была особенно распространена в конце 18 в начале 19 века. Она носила преимущественно обличительно-сатирический характер. Эпиграммы, карикатуры, памфлеты - таковы ее жанровые формы.
В конце 1840-х — начале 1950-х иркутские гимназисты предпринимают выпуск рукописного журнала "Звездочка". В 1850-е годы в Иркутске были известны такие рукописные издания, как "Козуля", "Заушаковский вестник", "Мещанин" и др.
В 1857 в Иркутске начинает выходить первая газета "Иркутские губернские ведомости". В неофициальном отделе ее принимали участие ссыльные петрашевцы - М.В. Буташевич-Петрашевский, Н.А. Спешнев, Ф.Н. Львов, Р.А. Черносвитов и др. С января 1860 г. иркутяне стали издавать первую в Сибири частную газету "Амур".
В 1862 в Сибири впервые выходит литературно-художественный альманах "Сибирские рассказы". Издан он был в Иркутске в типографии штаба войск Н.С. Щукиным. В сборник вошли произведения сибирских литераторов-шестидесятников. Только в 60-е из среды иркутян вышли такие замечательные представители литературы, журналистики и культуры, как И.В. Федоров-Омулевский, Загоскин, Михаил Васильевич, Белоголовый, Николай Андреевич, В.М. Михеев. Значительную роль в литературе сыграло издание газеты "Восточное обозрение". В ней участвовали В.И. Вагин, М.В, Загоскин, фельетонист А.Н. Варенцов, поэт и публицист К.В. Дубровский, Н.В. Кириллов, Д.А, Клеменц, В.М. Крутовский, П.М. Головачев, В.М, Михеев, Н.И, Наумов, Ядринцев, Николай Михайлович, Г.Н. Потанин. На страницах появлялось немалое число литературных материалов - стихотворений, очерков, рассказов, мемуаров, литературно-критических статей и обзоров.
Перед революцией
На рубеже XIX-XX веков литературная жизнь Сибири формировалась в атмосфере общественного подъема, вызванного нарастанием революционного движения. В Красноярске, Иркутске и Чите начинают издаваться сатирические листки и журналы. В Иркутске последовательно выходили юмористические еженедельники "Овод" (1906), "Жало" (1906), "Балагур" (1907) и др. Накануне первой мировой войны в Иркутске издавался литературно-художественный и общественно-политический еженедельник "Сибирская неделя", объединяющий на своих страницах лучшие литературные силы всей предреволюционной Сибири. Редактором его был поэт и журналист П.З. Озерных, печатавшийся обычно под псевдонимом Степан Байкалов. В числе сотрудников значились В.Анучкин, Г. Вяткин, Г.Гребенщиков, В.Бахметьев, А. Новоселов, В. Шишков, А. Сорокин, М. Сиязов, Д. Илимский, М. Изюмский, С. Крайский.
Значительным событием в литературной жизни Иркутска следует признать возникновение в 1916 г. литературной группы "Иркутские вечера", объединившей целый отряд талантливых литераторов из числа политических ссыльных. В них принимали участие Владимир Пруссак, Дмитрий Глушков, Константин Журавский, Лев Повицкий, поэтессы Надежда Камова и Варвара Статьева. В 1916 группа издала поэтический альманах "Иркутские вечера".
Советская литература
Писатели Восточной Сибири объединились в организацию в начале 30-х гг. мятежного, жестокого и грандиозного по своим свершениям ХХ в. Они ощущали себя призванными к строительству царства справедливости на одной шестой части Земли и воспевали это строительство в своих произведениях.
В 1921 выходит жёсткий, правдивый роман о гражданской войне В. Зазубрина «Два мира» — первый советский роман. Примерно тогда же на страницах иркутской газеты «Красный стрелок» печатаются сатирические фельетоны Я. Гашека, ревоюционные стихи И. Славнина. В 1922 издаётся посмертный сборник ссыльного поэта-революционера и переводчика Д. Олерона (Д. И. Глушкова) «Олимпийские сонеты», проникнутый образами античного мира; в 1925-м — перевод «Трофеев» Эредиа отдельным изданием.
Одновременно (1920) в городе заявляет о себе первое литературно-художественное объединение «Барка поэтов» (А.Анчаров,Е.Титов,М. Имрей, Н. Шастина, В. Преловский, А. Мейсельман и др.). Появление «Барки» способствовало развитию литературного движения в крае. Поэтически изысканная (если не брать во внимание налёта модной декадентской развязности), но устремлённая в своём плаванье прочь от суровой и тревожной действительности,она в 1923 г. уступает место новому ИЛХО (Иркутское литературно-художественное объединение), возникшему под крылом губернской партийной газеты «Власть труда». В него входят постоянные сотрудники и руководители журнала «Красные зори» и газеты «Власть труда» — Г. Ржанов, Н. Хребтовс-кий, А. Вечерний, А. Оборин, А. Шульгин и молодёжь, принявшая «революционную новь» и готовая для неё работать. Это комсомольские поэты И. Уткин, Д. Алтаузен, Молчанов-Сибирский, Иван Иванович (Олег Имов), В. Друзин, М. Скуратов (Бельский), В. Томский и др. из кружка при Иркутском госуниверситете.
В 1931 у литераторов-иркутян появляется свой журнал. Он называется «Будущая Сибирь», редакцию возглавляет один из основателей «Сибирских огней» М. Басов. Задачи журнала были прописаны в программной статье, открывавшей первый номер: сплотить вокруг себя «талантливых людей, много видевших и переживших, знающих вдоль и поперёк Бодайбо и Алдан, скитавшихся по тайге,проживших десятки лет на Енисее, Лене и Байкале». В идейном отношении издание было проникнуто пафосом социалистического преобразования мира.
Великая Отечественная война вовлекла в бездну невзгод и страданий вместе со всем народом и писателей-сибиряков, сделав их одновременно и выразителями суровой, героической темы. Служат на Восточном фронте военными журналистами И.Молчанов-Сибирский, Ин. Луговской, К. Седых, Константин Федорович, Марков, Георгий Мокеевич, туда же, будучи студентом ИГУ, в 1943 г. призывается Сергеев, Марк Давидович. Работает в конце 30-х — начале 40-х на иркутском авиазаводе и публикует свои первые поэтические строки в местных газетах известный поэт В. Фёдоров, автор поэмы «Седьмое небо». Сразу после фронта оказывается в Иркутске также будущая знаменитость в поэзии Ю. Левитанский — здесь он выпускает первую книгу стихов «Солдатская дорога» (1948). В Иркутске начинается и литературная судьба И. Дворецкого, драматурга, добившегося успеха в 60-70-е гг. («Человек со стороны» и др. пьесы). 50-е гг. отмечены появлением первых иркутских романов о войне. Они были тепло встречены читателем. Это «Верность» В. Козловского (1957) и «Живые и мёртвые» Л. Кукуева (1959). Оба автора — фронтовики; В. Козловский — военный летчик, Л. Кукуев — сапер. Дань «производственной теме» отдаёт Л. Огневский в романах «Над нами солнце» (Ирк., 1955) и «На другой день» (Ирк., 1956, 1959, 1963). О войне — а он тоже прошел ее — напишет позже. Марина, Валентина Ивановна основательно работает над очерками о деревне («Мои знакомые». Ирк., 1954; «Опасный рейс». Ирк., 1956 и др.). А. Рубанович выводит в своих повестях образы педагогов, воспиталей («Песню нелегко сложить». Ирк., 1959; «Оксана Максимовна». Ирк., 1962). Драматург Б. Левантовская дебютирует в 1956 г. в Иркутском драмтеатре пьесой «Дмитрий Стоянов». В этом же году Иркутск показал пьесу во МХАТе по праву первой постановки. Тема труда и широко развернувшегося строительства гидростанций в Сибири становится главной в романах Ф. Таурина «На Лене-реке» (Ирк., 1954) и «Ангара» (1958), в 60-е гг. истории рабочего класса Сибири посвящено повествование «Далеко в стране Иркутской» (Ирк., 1964). Г. Марков в 50-е гг. уезжает в Москву. В 1977 г. он становится председателем Правления Союза писателей СССР и пробудет на этом посту до 1989 г. Труд его отмечен многими наградами.
60-е гг., особенно вторая половина, принесшая изменение идеологического курса в стране, стали годами прорыва в большую литературу целой плеяды молодых иркутских писателей. Открытие талантов состоялось на знаменитом Читинском семинаре 1965 г., когда из тринадцати рекомендованных в члены Союза писателей СССР семеро оказались иркутянами: Вампилов, Александр Валентинович, Л. Красовский, Г. Машкин, В. Распутин, Валентин Григорьевич, Ю. Самсонов, Дм. Сергеев, В. Шугаев и Р. Филиппов (в то время читинец). Участниками семинара были также С. Иоффе, Б. Лапин, Г. Пакулов. Так заявляла о себе «иркутская стенка». Тогда же, в 1965 г., столичный журнал «Юность» предоставил свои страницы повести Г. Машкина«Синее море, белый пароход». Посвящённая теме взаимоотношений русского и японского народов, она выдержит десятки изданий массовым тиражом в Советском Союзе, будет переведена на многие иностранные языки. В 1966 г. в Москве печатается повесть В. Шугаева «Бегу и возвращаюсь» — о становлении характера молодого героя-современника. Трижды за один год (1966) выходит в свет пьеса А. Вампилова «Прощание в июне»: в Иркутске — «Ангара», № 1; в Москве — «Театр», № 8; ВУОАП (Всесоюзн. упр-е охраны авт. прав). Вскоре пьесы иркутского драматурга широко пройдут по театрам страны (минуя пока столичные), а 1971 г. принесёт более 1000 (тысячи!) постановок «Старшего сына» в 28 театрах (отмечено в сб. «Мир Вампило-ва»).
1967-й — год появления повести В. Распутина «Деньги для Марии». Опубликованная в № 4 альманаха «Ангара», она покажет мастерство прозаика на деревенском материале ставить острые нравственные проблемы. Через год книга под таким названием выйдет в Москве, в издательстве «Молодая гвардия».
Всплеск литературной волны 1960-х в 1970-1980-е приобретает характер уверенного течения, когда заявки молодых на творчество успешно подтверждаются, прибавляются новые таланты. Иркутская писательская организация входит в число самых сильных в стране. Два имени — Вампилов и Распутин получают мировую известность.
Ярко раскрывается талант А. Зверева. В своих повестях и рассказах он заявляет о себе как писатель-фронтовик («Выздоровление». М., 1982; «Раны». М., 1983) и как писатель-«деревенщик» («Как по синему морю». Ирк., 1984), защитник природы («Лыковцы и лыковские гости», Ирк., 1980). Зверев рисует впечатляющие картины народной жизни, обнаруживая владение сочным, колоритным русским языком. Убедительно, с художественной глубиной исследовал писатель характер сибирского крестьянина в сложнейшее историческое время ХХ в. — с 30-х — коллективизации — по 80-е.
Книги фантастических повестей издаёт с конца 60-х по 80-е в Иркутске и Москве Б. Лапин («Под счастливой звездой», 1978; «Первый шаг», 1985); о разрушительном для души приспособленчестве размышляет А. Шастин, Анатолий Михайлович («Человек из поезда», 1981), а Г. Николаев рисует драматичные отношения людей на производстве в книгах «Плеть о двух концах» (Ирк., 1970), «Три опоры» (М., 1974) и др. О тружениках сибирских строек пишет Б. Костюковский,адресуя свои книги молодежи («Судьба друга: повесть о Б. Гайнули-не». М., 1963; «Земные братья». М., 1975); В. Марина находит себя в юмористической прозе («Павильон Раймонды». Ирк., 1987; «Верхотуров против Меломана». Ирк., 1999). Публикует в Москве две приключенческие повести для молодого читателя В. Киселёв; три романа — Л. Огневский. В писательский союз вступает очеркист Л. Шинкарев, известный своими книгами: «Путешествие по острову АЕ» (Новосибирск, 1967), «Сибирь: откуда она пошла и куда она идет» (Ирк., 1974) и др.
События 1990-х в. в нашей стране сопоставимы с новой революцией. Реформы, приведшие к распаду Советского Союза и смене государственного строя, оказались разрушительными. Рыночные подходы больно отозвались на культуре; литература была отодвинута на обочину жизни. Центральные издательства быстро утратили интерес к творчеству современных писателей, выбирая для печати лишь произведения занимательных жанров да те, что были под запретом в советское время. Исчезает Литературный фонд СССР... Восточно-Сибирское книжное издательство к середине 90-х фактически сняло с себя обязательство выпускать книги иркутских писателей — то, ради чего оно и было создано в 1931 г., а вскоре и совсем свернуло свою деятельность. Чем-то похожая на московский «Апрель», новая организация оформляется в 1992 г. как Иркутское региональное отделение Союза российских писателей. Этот Союз примыкает к демократическому крылу расколовшейся интеллигенции и возникает в противовес Союзу писателей России, правопреемнику СП РСФСР, стоящему на позициях патриотизма и не отвергающему советского прошлого. Сегодня можно сказать, что здесь остались основные писательские силы. В новую организацию вошли: Шастин, Анатолий Михайлович (первый ее руководитель), Ю. Самсонов, С. Иоффе, В. Захарова, А. Ко-бенков, Дм. Сергеев, М. Сергеев, Е. Жилкина, В. Марина, Б. Левантовская, Трушкин, Василий Прокопьевич. В 1992-1995 гг. в неё вступают литераторы, находившиеся на пути в писательский союз, имевшие в большинстве до 1992 г. отдельные книги. Это Ф. Боровский («Здравствуйте, эй!». Ирк., 1987; «Рыжий». М., 1990), А. Просекин («Воспитание по Станишевскому». Ирк., 1988; «Добрый мир». М., 1990), Б. Ротенфельд («Польская кукла». Ирк., 1971; «Земля доброй надежды». Ирк., 1983), Л. Бендер («Барьер высоты». Стихи. Ирк., 1973), О. Корнильцев («События». Ирк., 1982), В. Пла-меневский («Здравствуйте вечно». Стихи. Ирк., 1987; «Попросту: я вас люблю». Стихи. Ирк., 1990), критик В. Камышев, драматург Ю. Князев. Позже приходят Шманов, Алексей Николаевич, А. Богданов, Т. Андрейко, A. Харитонов, А. Сериков, B. Монахов, А. Карпачев, В. Науменко, В. Тюрин и др. С уходом из жизни представителей старших поколений, к началу 2000-х гг., организация почти полностью обновляется. При Доме литераторов им. П. П. Петрова открываются негосударственные издательства «Папирус» (Н. Есипенок), «Письмена» (А. Румянцев), Издательский центр журнала «Сибирь» (В. Козлов), затем некоммерческое объединение «Иркутский писатель» (А. Лаптев). Книги выходят на деньги авторов или найденных ими спонсоров, в отдельных случаях — на средства администраций города и области. В основном это то, что было написано раньше и ожидало печатания: Г. Машкин. «Любовь на один сезон», 1994; В. Жемчужников. «Байкальская история». Очерки, 1995; Е. Суворов. «Дом на поляне», 1995 и др.
К концу 90-х иркутские писатели постепенно начинают обретать почву под ногами. Благодаря авторитету В. Распутина и энергии ответственного секретаря А. Румянцева, удаётся привлечь внимание властей. В 1993 г. Румянцев, Андрей Григорьевич становится ответственным секретарём Иркутской организации СП России, а после 2001 г., когда на этот пост был избран А. Лаптев, выходит из неё и создаёт новую, Иркутскую областную писательскую организацию, возглавив её. Кроме А. Румянцева, сюда вошли: прозаики Балков, Ким Николаевич, Ю. Балков, Б. Лапин, поэт В. Соколов, позже — поэт И. Новокрещенных, сказочница С. Волкова. Прозаики старшего поколения, вступившие в Союз писателей в 90-е, верны теме сибирской деревни, её трудных военных и послевоенных лет: Г. Замаратский в повести «Приглашение в память» (Ирк., 2005), В. Рудых в повести «Сытая осень» (Ирк., 1991). В. Гинкулов выказывает склонность к природным зарисовкам, жизнеописательным повествованиям («Живи, тайга!» Ирк., 2006).
Именами писателей в Иркутске названо около 65 улиц, переулков, проездов. Улицы Горького и Герцена, Гончарова и Достоевского, Чехова и Чернышевского, Толстого, Пушкина, Лермонтова.
Некоторые литераторы никогда не бывали в наших краях, но в своих произведениях нередко посвящали страницы Иркутску, Байкалу, Ангаре... К примеру, великий сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин. Еще в 1946 г. иркутский профессор С.Ф.Баранов высказал идею, что одним из источников «Истории одного города» являлась «Летопись Иркутска», составленная П.И.Пежемским, которой печаталась первоначально в журнале «Современник». Или взять А.П.Чехова. Он писал об Иркутске, Сибири не понаслышке. Мемориальная доска на доме, по улице Фурье, 1, напоминает, что 6 июня 1890 г. он останавливался в здании гостиницы «Амурское подворье» на отдых, следуя на Сахалин. Город писателю очень понравился. В одном из писем он так и написал: «Из всех сибирских городов самый лучший Иркутск...» «Иркутск превосходный город. Совсем интеллигентный. Театр, музей, городской сад с музыкой, хорошие гостиницы.., Нет уродливых заборов, нелепых вывесок и пустырей с надписями о том, что нельзя останавливаться... В Иркутске рессорные пролетки. Он лучше Екатеринбурга и Томска. Совсем Европа».
В Иркутске была давняя традиция давать имена великих литераторов учебным заведениям, даже если они не в очень большой милости у власти, даже если они опальные.
Ведь факт, что, невзирая на все препоны, появились в Иркутске переулок Волконского, улицы Лермонтовская, Толстовская, Пушкинская, Гоголевская... До нашего времени сохранилось здание бывшего книжного магазина Макушина и Посохина, пионеров книгоиздательского дела в Сибири. Оба были страстными пропагандистами русской книги. Что касается здания, то служит оно исправно и сейчас, разместив в своих залах отдел природы краеведческого музея. В Белом доме бывал русский писатель И.А.Гончаров, книгами которого зачитывались горожане. Автор «Обрыва», «Обломова», после длительного путешествия на фрегате «Паллада» вокруг света, на обратном пути гостил у иркутского генерал-губернатора Восточной Сибири графа Муравьева-Амурского.
В бывшей усадьбе купцов Бревновых располагалось с 1919 английское консульство, затем гостиница и общежитие (1950-1960-е гг.) С 1978 это дом литераторов им. И. И. Петрова, здесь же разместилось иркутское отделение Союза российских писателей.
Художественную литературу Иркутска связывают с деятельностью Иркутского отделения Союза писателей. В ее рядах были такие широко известные в 30-е годы писатели, как П. Петров, К. Седых, Константин Федорович, Гольдберг, Исаак Григорьевич, И. Луговской, И. Молчанов-Сибирский, П. Маляревский. По роману К. Седых был поставлен фильм «Даурия», пьесы П. Маляревского долгие годы не сходили с театральных сцен. Позднее в литературу вошли Г. Марков, А. Кузнецова, А. Ольхон. Г. Марков, дважды Герой социалистического труда долгие годы возглавлял Союз писателей СССР и помогал становлению многих известных писателей. В 1950-е начали активно работать А. Преловский (в дальнейшем лауреат Государственной премии), П. Реутский, М. Сергеев. Самый яркий период деятельности писательской организации начинается в 60-е годы, когда в литературу приходят ставшие позднее всемирно-известными писателями и классиками русской литературы А. Вампилов, Г. Машкин, В. Распутин. Активно работают в эти годы Д. Сергеев, Е. Суворов, Г. Пакулов, В. Шугаев, Михасенко, Геннадий Павлович, А. Горбунов, М. Трофимов и другие. Иркутские писатели выходят на всесоюзную арену, их книги публикуются в центральных издательствах массовыми тиражами, и за рубежом.
В годы наиболее резкого слома прежних устоев рождается на земле Иркутской праздник под названием «Сияние России» — Дни русской духовности и культуры. Главная его часть — встречи с выдающимися писателями, деятелями культуры России. У истоков Дней в 1994 г. стояли В. Распутин, русский певец из Австралии А. Шахматов, архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим, при участии иркутских писателей.
Большое духовно-культурное значение приобрели для иркутян ежегодные Иннокентьевские чтения, проходящие при переполненных залах, в память первосвятителя Иннокентия (Кульчицкого), святые мощи которого были вновь обретены в 1990 г. На Чтениях звучат доклады на православную тему, исполняются духовные песнопения, ставятся композиции по житиям святых. Программу составляет писательница В. Сидоренко. Участники — православное священство, краеведы, историки, философы, литераторы, артисты.
В последние годы иркутские писатели принимают участие в фестивале современной драматургии им. А. Вампилова, который проводится один раз в два года на базе Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова. В. Распутин входит в оргкомитет фестиваля, в комиссию по отбору спектаклей 2003 г. были включены В. Распутин, A. Румянцев, В. Козлов.
На иркутском телевидении (ИГТРК) на средства предпринимателя В. Бронштейна шла передача «Классическая лира». Ее цель — поэтическое просвещение (беседы о творчестве М. Лермонтова, Г. Иванова, А. Прасолова, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и др.). Вместе с B. Бронштейном в передаче участвуют поэты Г. Гайда, Геннадий Михайлович и В. Козлов. Свой вклад в культуру Приангарья вносит и Иркутское региональное отделение Союза российских писателей. С 2000 г. оно проводит ежегодный Международный (или Всероссийский) фестиваль поэзии на Байкале. В Иркутске побывали: А. Грицман (США), Л. Григорьева и Р. Бухараев (Англия), А. Радашкевич (Франция); из российских поэтов— Е. Евтушенко, А. Кушнер, Е. Рейн, Ю. Кублановский, О. Хлебников, Т. Кибиров, Н. Ермакова и др. К фестивалю приурочен выход альманаха поэзии «Иркутское время».
И.Т. Калашников (1797-1863)
Сибиряк, родился в Иркутске. В 1823 г. переехал в Петербург. В 1834 г. – опубликована повесть “Изгнанники”. Романы: “Ода в похвалу прекрасного пола”, “Книга для чтения воспитанникам сельских училищ”, “Записки иркутского жителя”. Известны статьи: “Тельминская фабрика” (Казанские известия, 1817г., №15-16); ряд статей опубликовал в “Сыне отечества” в 1829-1831 гг. В 60-х гг. создал талантливые “Записки иркутского жителя”. Они были опубликованы в “Русской старине” (1905г., VII-IX). Роман “Дочь купца Жолобова” переведен на немецкий язык. Умер в Петербурге.
Н.А. Полевой (1796-1846)
Уроженец Иркутска, где и жил до 1811 г. Первая повесть “Сохатый” – восторженная картина сибирской природы. С 1817 г. началась литературная деятельность в Курске. В 1820 г. переехал в Москву и занимался литературным трудом. В 1825 г. основал журнал “Московский телеграф”. Популярными становятся его драма “Параша – сибирячка”, историческая драма “Ермак Тимофеевич или Волга и Сибирь”, “Анекдоты сибирской храбрости”. Белинский положительно оценил многие произведения Н.А.Полевого как прозаика, драматурга, историка, литературного критика. Умер Полевой, Николай Алексеевич в Петербурге.
В.И. Вагин (1823-19000
Публицист, историк и географ В.И.Вагин родился и прожил всю свою жизнь в Иркутске. В 1847г. в “Санкт-Петербургских ведомостях” напечатал статью о голоде в некоторых местах Иркутской губернии. Двухтомник “Исторические сведения о деятельности графа М.М. Сперанского в Сибири” вышел в Санкт-Петербурге в 1872 г. В 1875 г. Вагин принял на себя обязанности редактора-издателя иркутской газеты “Сибирь”. Ряд статей Вагина был напечатан в изданиях Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества. Вагин выступал в печати не только как публицист и историк, но и как прозаик и мемуарист. Воспоминания “Сороковые годы в Иркутске” – жизнь иркутского общества в 40-е гг. XIX в. Ценным историко-культурным памятником ушедшей эпохи является дневник В.И.Вагина, хранящийся в Иркутском госархиве.
И.И. Молчанов-Сибирский (1903-1958)
Родился в 1903г. во Владивостоке. В 2-х летнем возрасте привезен в Иркутск. Учился в Иркутской прогимназии (4 класса), затем в техническом училище и в железнодорожном техникуме. В 1930 г. окончил факультет советского строительства и прав в Иркутском госуниверситете. Первые стихи написал в 1924 году. В 1932 г. выходит первая книга стихов “Покоренный Согдиондон”. Последующие сборники стихов – “Рождение радости” (1934), “Стихи” (1935), “Синие Саяны” (1937), “Граница на Востоке” (1939). Книга стихов для детей “Милая картошка” (1933).
И.П.Уткин (1903-1944)
Родился 14 мая 1903г. в Хингане. В Иркутске с 13 лет. Стихотворения: “Красноармеец” (1922), “Такая жизнь” (1924), “Первая книга стихов” (1927-1931) – пять изданий, “Повесть о рыжем Мотэле” (1926), стихотворение “Соль” (1932). Погиб в авиационной катастрофе, возвращаясь с фронта.
В. Г. Распутин
Родился 15 марта 1937 г. в Усть-Уде, районном центре Иркутской области. Окончил в 1959 г. историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. Затем работал журналистом в Сибири. В 1957г. появилась первая заметка “Скучать совсем некогда” в газете “Советская молодежь”. Первый сборник рассказов “Я забыл спросить у Лешки” (1961). Повести: “Деньги для Марии” (1967), “Последний срок” (1970), “Живи и помни” 1971), “Прощание с Матерой” (1976), “Пожар” (1985) получили высокую оценку и поставили его в ряд лучших писателей своего поколения. С 1975г. входит в редколлегию журнала “Наш современник”, в 1977г. и 1987г. получил Государственные премии СССР. В 1987 г. вручена золотая медаль Героя соц. Труда и орден Ленина. В 1995 г. присвоено звание “Почетный гражданин г.Иркутска”. В 1996г. стал лауреатом международной премии “Москва-Пенне”. В 1997 г. премия фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного “За Веру и Верность”.
А. В. Вампилов (1937-1972)
Родился в поселке Кутулик Аларского района Иркутской области, где и прошли его детские и юношеские годы. В 1960г. закончил филологический факультет Иркутского госуниверситета. Его перу принадлежит шесть пьес: “Дом окнами в поле” (1963), “Прощание в июне” (1964), “Старший сын” (1965), “Утиная охота” (1967), “Провинциальные анекдоты” (первый – “Двадцать минут с ангелом” – 1962, второй – “История с метранпажем” - 1968), “Прошлым летом в Чулимске” (1971). Не так много, казалось бы. Но дарование не измеряется количеством сочинений. Вампилов создал свой театр, его драматургия вошла в репертуары театров мира, стала вехой в развитии отечественного театра. В ноябре 1972 г. А.Вампилов был награжден премией Иркутского комсомола им. И.Уткина (посмертно). В честь 50-летия драматурга 8 мая 1987г. Иркутский театр юного зрителя удостоен его имени. В его родном Кутулике созданы музей Вампилова и библиотека, фонд которой подарен Союзом писателей СССР. Она носит его имя.
Марк Сергеев (1926-1997)
Родился на Украине, в г.Енакиево 11 мая 1926 г. Но вся жизнь и творческая судьба его связаны с Иркутском. Как писатель Марк Сергеев известен своими книгами “Шпалы”, “Баллада о тополях”, “Резьба”, “Связь времен”, “Вечерние птицы”. Его перу принадлежит около 20 поэтических сборников, изданных в нашей стране и за рубежом. Как прозаик Марк Сергеев известен своими книгами “Перо поэта”, “Жизнь и злоключения Абрама Петрова – арапа Петра Великого”, “Вся жизнь – один чудесный миг”, “Подвиг любви бескорыстной” и “Несчастью верная сестра”, посвященными А.С.Пушкину и декабристам. Он был заместителем председателя Комиссии по пропаганде творчества А.С. Пушкина Пушкинского комитета Министерства культуры России. Он приложил немало сил, чтобы появились декабристские музеи в гг. Селенгинске, Петровск-Забайкальском, Чите, вместе с историками Ф.А. Кудрявцевым и С.Ф. Ковалем стоял у истоков первого в России мемориального декабристского комплекса в Иркутске, а также уникальной серии книг Восточно-Сибирского книжного издательства – “Полярная звезда”.
шкин
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей