«Барка поэтов» — первое в Восточной Сибири литературное объединение ярких и талантливых стихотворцев, о творчестве которых известно немного как любителям поэзии, так и литературоведам. Создано в 1920 году в Иркутске.
В губернской газете «Власть труда» за 6 мая этого года в разделе хроники «Иркутский день» сообщалось о регистрации только что возникшего литературного общества:
“Новое общество. Губернским внешкольным подотделом зарегистрирован устав Иркутского литературно-художественного общества, возникшего по инициативе местного кружка поэтов. Цели общества – приобщение широких масс к сокровищнице мировой литературы. Для осуществления своих заданий члены общества будут устраивать литературные вечера, на которых предполагается зачитывать доклады на литературные темы; предположено войти в контакт с рабочими клубами и другими культурно-просветительными организациями. Общество приступило к деятельности. На последнем общем собрании членов избрано временное правление в составе: Анчаров-Куле, Титов, А. Вечерний, Вяткин и Мейсельман и кандидатов: Шастина, Хребтовский и Рейхенталь”.
Обычно, особенно вначале, участники объединения собирались на квартире Артура Куле (псевдоним Анчаров), который жил на барке, стоявшей на приколе у Белого дома, бывшей резиденции генерал-губернаторов (ныне научная библиотека ИГУ). Отсюда и название ИЛХО – «Барка поэтов».
Помимо указанных в газетной статье фамилий в собраниях «Барки» в разное время участвовали А. Венедиктов, И. Славнин, В. Преловский, А. Блюменфельд, С. Алякринский, А. Шостакович, М. Имрей, К. Якобсон, Н. Подгоричани и др. Это были представители разных направлений и поэтических школ: от пролетарского (Н. Хребтовский, И. Славин) до футуристов (А. Мейсельман). Поэтому деятельность объединения на первых порах была пёстрой, шумной и разноголосной. В. П. Трушкин приводит мнение о «Барке» одного из её членов, поэта и журналиста А. Голянковского (псевдоним А. Вечерний):
«Было очень пёстро. Увлекались Александром Блоком, а ещё больше Кузьминым (крыло эстетов). Но и помимо того, чего тут только не было: и японская поэзия, и гражданские мотивы, и театр марионеток, и порнография, и ритмическая гимнастика, и философские фрагменты».
«Барка поэтов» устраивала вечера поэзии не только полузакрытые для своих членов, но и открытые, собиравшие большую аудиторию. На этих вечерах присутствовали красноармейцы, студенты, журналисты, начинающие поэты. Здесь читал свои стихи о пожаре восстаний И. Славнин, Н. Хребтовский, подражая В. Маяковскому, слал проклятия старому миру в своих стихах о революции. Но основным содержанием этих «поэзо-вечеров» было чтение стихов, далёких от реалий окружающей жизни. Подавляющее большинство участников «Барки» писали стихи, в которых было эстетское любование прошлым, культурой разных стран и народов, в них превалировала «лирика сердца» в её чистейшем виде.
Участники «Барки поэтов» сравнительно мало и редко выступали в печати, да и не могли их стихи, столь далёкие от запросов времени и так не созвучные с ним, появляться на газетных полосах, отражавших повседневную сутолоку горячей поры восстановительного периода – самоотверженную борьбу широких трудящихся масс с разрухой и голодом, налаживание жизни и быта после только что пережитых потрясений гражданской войны.
Наиболее полно творчество ведущих поэтов «Барки» было представлено в сборнике «Отзвуки», вышедшем в Иркутске в 1921 году. Он был издан в помощь голодающим Поволжья, на его страницах «работники художественного слова самых различных направлений соединили в целое по возможности лучшее из своих произведений», как сказано в предисловии к сборнику. В научной библиотеке Иркутского государственного университета хранится авторский экземпляр этой книги, принадлежавшей поэту «Барки» М. Имрею. Как отмечает В. П. Трушкин, на книге есть надпись, сделанная поэтом Е.Титовым, участником «Барки», в которой Титов возражает против отождествления сборника с идейно-эстетической платформой «Барки»:
«Сборник, — пишет Е.Титов, — собран без ведома его участников, ни в коем случае не может считаться характерным для ИЛХО, имена: Вечерний, Гаевский, Олерон, Гольдберг — к ИЛХО никакого отношения не имеют».
В декабре 1922 года в Иркутске прошёл вечер памяти А. Блока, собравший большую аудиторию. Как сообщает газета «Власть труда» от 14 декабря этого года, организован он был кружком литературы и искусства при Иркутском университете. Самое активное участие в нем приняли поэты «Барки». А. Д. Мейсельман выступил с докладом «Лирический театр Блока», Е. И.Титов прочитал реферат на тему «Блок и будущее искусства». И. Славин, А. Мейсельман, А. Шостакович, Е. Титов, В. Друзин читали свои стихи. Этот вечер стал одним из последних поэтических вечеров «Барки».
К началу 1923 года собрания «Барки» прекратились.
Жизнь развела поэтов «Барки» в разные стороны. В Москву уехали И. Славнин и Н. Хабиас, в Ленинград – В. Блюменфельд, а значительная часть поэтов отошла от литературы. И лишь изредка в периодической печати можно было встретить стихи А. Шостаковича (журнал «Будущая Сибирь», этнографические очерки Е. Титова («Сибирская живая старина»). Учёными-востоковедами стали А. Мейсельман и Н. Шастина. Многие участники «Барки» в 30-е годы пострадали от политических репрессий.
Но деятельность «Барки поэтов» оставила значительный след в литературной летописи Иркутска. Она во многом подготовила, по мнению литературоведов, рождение нового ИЛХО, поэты которого всецело опирались на опыт «Барки».
Трушкин В.П. Литературная Сибирь первых лет революции. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1967.
Римма Михеева, Анна Архипова «Распалась связь времён…» К 90-летию иркутской "Барки поэтов"
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей