Павел Григорьевич Маляревский (8 [21] января 1904, г. Тобольск, Российская империя – 4 марта 1961, г. Москва, РСФСР, СССР) — драматург, историк театра, лауреат Сталинской премии (1952). Преподаватель ИГУ в 1932–1937.
Родился в семье инспектора народных училищ в Тобольске (в то время епархиального наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты) Г.Я. Маляревского. Павел, как и все дети Маляревских, любил литературу, театр, увлекался сочинительством стихов и семейными спектаклями. В 1921 окончил школу и два года работал библиотекарем, затем, ухал учиться в далекий Иркутск, и обратно на родину уже не вернулся. Образование получил в 1923–1927 на факультете права и хозяйства Иркутского государственного университета (ИГУ), по специальности юрист.
В 1927–1932 Маляревский работал в Иркутской окружной Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). В 1932–1937 преподавал в ИГУ. В студенческие годы Маляревский писал либретто самодеятельной оперетты, сценарии героических представлений и массовых зрелищ, которые в кон. 1920-х ставились на площадях Иркутска, выступал в газете с фельетонами и статьями, с начала 1930-х активно публикует стихотворения, пьесы, стихи на страницах журнала «Будущая Сибирь». В 1937 им по мотивам бурятского фольклора была написана пьеса «Счастье», поставленная на сценах театров Иркутска, Бурятии и Монголии. За нею последовали «Кот в сапогах», «Падение острова Блютенбайль», «Меч Китая», «Чудесный клад», «Не твое, не мое, а наше», «Репка», «Конек-Горбунок», «Новогодний сон» – серия пьес для детей, созданных на основе известных литературных произведений и фольклорных сюжетов. Для взрослого театра предназначались пьесы «Костер», «Крутые перекаты», «Поэма о хлебе», «Камень-птица», «Модель инженера Драницына». Маляревским были написаны также повесть «Здравствуй, жизнь!» (1953) и большая театроведческая работа «Очерк из истории театральной культуры Сибири», посвященная столетней истории иркутского театра (1957).
Иркутский филолог Н. Антипьев написал:
«Павел Григорьевич Маляревский обладал редким для драматурга даром перевоплощаться в своих героев. Он до зримой осязаемости, точно представлял себе, как его герой думает, чувствует, говорит. И это было всегда, будь то русская сказка, монгольская, бурятская или китайская легенда.
...В литературе всегда есть авторы, которых хочется назвать благородным словом “сеятели”. Они выходят рано, до звезды, чтобы “рукою” чистой и безвинной бросать живительное семя в плодоносящие бразды».
Лучшей сказкой и вместе с тем вершиной творчества драматурга стала пьеса «Чудесный клад». Ее постановка была восторженно встречена не только детским, но и взрослым зрителем.
Однажды Центральный детский театр попросил П.Г. Маляревского инсценировать сказку Ершова «Конек-Горбунок». Земляк знаменитого поэта создал оригинальное произведение, так как считал, что простое переложение сказки Ершова не даст должного сценического эффекта. Сказка была поставлена в ЦДТ знаменитым режиссером М.О. Кнебель, роль Иванушки играл молодой Олег Ефремов. Сказка затем была поставлена во многих театрах страны, шла она и в Тобольске. По ней создан мультфильм. Позже она вдохновила молодого тогда композитора Р. Щедрина на создание балета, премьера которого состоялась в 1960 в Большом театре Союза ССР.
Пьеса П.Г. Маляревского «Канун грозы», поставленная на сцене иркутского драматического театра, была удостоена Сталинской премии за 1952. Казалось бы, неоспоримое признание. Однако в иркутском архиве сохранились 40 листов машинописи – письмо в редакцию газеты «Правда» (копия – К. Ворошилову) от 3 марта 1952 за подписями М. Лебедева, члена ВКП (б) с 1914, и П. Подзасадникова, члена ВКП (б) с 1912, участников забастовочного комитета Ленских приисков в 1912, где они камня на камне не оставляют от пьесы Маляревского. Время было непростое, а обвинения настолько серьезные, что сложно сказать, почему драматург остался цел... Но с каким достоинством П. Маляревский отвечает авторам, и его 34 машинописных листа аргументированно отбивают все нападки.
И еще один эпизод. К. Седых пишет письмо в ССП СССР и настаивает на приеме в члены ССП П. Маляревского, который уже 9 лет является лишь кандидатом. Спустя два года после обращения К. Седых драматург становится членом писательского союза.
Так что не все просто было в его жизни.
Многие годы Маляревский был завлитом Иркутского драматического театра, определял его репертуар, проявляя высокий вкус и смелость. Его произведения неоднократно издавались.
Павел Григорьевич Маляревский, судя по заполненным им анкетам, никогда не состоял в ВЛКСМ и ВКП (б), не воевал, имел медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», избирался депутатом Иркутского городского совета. Он преподавал западно-европейскую литературу и драматургию в театральной студии. Стоял у истоков рождения Иркутского театрального училища. Был счастливо женат на Екатерине Павловне Юхневой, чей уход из жизни глубоко и затаенно переживал. В его кабинете висел портрет Екатерины Павловны, написанный художником Жибиновым. В 1935 у Екатерины и Павла родился наследник, сын Александр ... Все современники отмечали его удивительную работоспособность, энциклопедичность знаний, юмор, понимание сердцевины театрального процесса. Отмечали его особую скороговорку, огромный кожаный портфель, его умение сочинять стихи к юбилеям...
Скончался драматург в подмосковном Доме творчества писателей Малеевка, прах его захоронен в Иркутске.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей