Николай Михайлович Ядринцев (18 [30] октября 1842, г. Омск, Российская империя — 7 [19] июня 1894, г. Барнаул Томской губернии, Российская империя) — писатель, учёный, публицист и общественный деятель. Исследователь Сибири, археолог, этнограф, деятель сибирского областничества.
Родился в купеческой семье. В 1851 родители переехали в Томск. Н.М. Ядринцев учился в частном пансионе, а с 1854 в томской гимназии. В 1860, не закончив курса, отправился в Петербург, поступил вольнослушателем на естественный факультет университета. Познакомился с Г.Н. Потаниным, вместе создали сибирское землячество. Познакомились с деятелями общества «Земля и воля». В журнале «Искра» в 1863 появились первые фельетоны Н.М. Ядринцева. В связи с тем, что университет после студенческих волнений долгое время был закрыт, Н.М. Ядринцев возвратился в Сибирь, работал в Омске домашним учителем, читал лекции на тему общественной жизни Сибири, пропагандировал необходимость открытия сибирского университета. Возмущение местной буржуазии его острыми выпадами заставляет Н.М. Ядринцева выехать в Томск, где жил Г.Н. Потанин. Тайные собрания, чтение нелегальной литературы, связи с польскими ссыльными, просветительские лекции областнического уклона, публикация в «Томских губернских ведомостях» нескольких статей Н.М. Ядринцева вызвали недовольство начальства. В мае 1865 Ядринцев и Потанин арестованы, их обвинили в попытке создать независимую Сибирь. Три года длилось следствие в Омске. Ядринцев осуждён на бессрочную ссылку в Архангельскую губернию. Арест не помешал творческой работе Н.М. Ядринцева. В Омском остроге он ведёт дневник, печатается в журналах «Искра», «Сибирский вестник», «Женский вестник». В Шенкурске Архангельской губернии продолжает сотрудничать со столичными журналами. В 1872 выходит его книга «Русская община в тюрьме и ссылке», повесть «На чужой стороне». В 1874 Н.М. Ядринцев был освобождён и переехал в Петербург. Работал над книгой «Сибирь как колония», начал издавать частную газету «Восточное обозрение» (1882). В 1887 вместе с газетой переехал в Иркутск. Многое ему удалось в Иркутске, вокруг газеты собирались литераторы, политические ссыльные. Сам Н.М. Ядринцев писал множество фельетонов на темы местной жизни, среди его героев символический Кондрат, «тип сибирского воротилы, фантастически разбогатевшего, фантастически осатаневшего». В 1894 Н.М. Ядринцев задумал новую книгу, чтобы осуществить замысел, переехал в Барнаул, где писал воспоминания, публиковал мемуары о своем друге С. С. Шашкове. Однако провинциальная атмосфера, трагическое положение России и его родины – Сибири, безнадежность, поселившаяся в его душе, приводят Ядринцева к духовной драме. Будучи в возбужденном состоянии, он принимает большую дозу опиума.
Родился в Омске в купеческой семье. Отец его был управляющим золотыми приисками в Сибири, мать - выкупленной на волю крепостной. Ядринцев учился в Томской гимназии, затем поступил в Петербургский университет, который не закончил из-за несогласия с вновь введенными порядками. В 1860-61 сблизился с Г.Н. Потаниным, входил в кружок сибирских областников, был одним из его идеологов. Областники обсуждали идеи независимости Сибири, ее культурной и хозяйственной освоения, основания университета, проведения буржуазных реформ.
…Впоследствии я убедился, как слабо проявлялась вообще областная идея и областное единение в Европейской России. Оно живо выражено было только на окраинах. В Великороссии же всегда господствовала идея централизации, и это наложило историческую, традиционную и наследственную печать на русскую интеллигенцию и на центральную столичную печать. Впоследствии эта привычка рассматривать народную жизнь с централистической точки зрения перешла и в либеральные, оппозиционные, народнические и революционные теории. Централисты-бюрократы сменяются централистами-культуртрегерами, централистами, идущими в народ, централистами-якобинцами и т. д. Интеллигенция давно приучалась смотреть на народ, область, провинцию свысока и мнит распоряжаться его судьбами, производить реформы, перевороты из какого-либо центра, заставляя народ подчиняться тем или другим направлениям. Физическая сила централистов может смениться какой-либо организацией, бюрократической или партийной, но не изменить своего характера и тенденции. Пример – Франция. Центральная, великорусская, московская Россия долго, вероятно, останется централистской, и областные течения ей останутся непонятны. (Н.М.Ядринцев «К моей автобиографии»)
В 1861–1863 Н.М. Ядринцев — сотрудник журнала "Искра". В 1863 возвращается в Омск, читает ряд публичных лекций, пропагандировавших областнические идеи. В 1865 арестован, провел в тюрьме и ссылке 9 лет на севере Европейской России. На основании наблюдений и собранного материала опубликовал исторический очерк "Русская община в тюрьме и ссылке" (1872). Один из инициаторов открытия Томского университета, создания Западно-Сибирского отделения Российского географического общества.
С 1878 по 1881 по приглашению генерал-губернатора Западной Сибири Николай Ядринцев работал в Омске, собирая этнографический и статистический материалы. В 1878 совершил первую комплексную экспедицию на Алтай (как член Западно-Сибирского отдела Российского географического общества), изучал постановку переселенческого дела, собрал этнографический и ботанический материалы.
Изучение Сибири Ядринцев связывал с практической борьбой за удовлетворение нужд местного населения.
С 1882 издавал в Петербурге и редактировал газету "Восточное обозрение" и приложение к ней "Сибирский сборник" - первое периодическое издание по сибиреведению. В 1888 перевел газету в Иркутск. В литературных сочинениях тяготел к лирико-публицистическим жанрам, в частности, к путевым очеркам, которые нередко носили обличительный характер.
Выступал как критик и литературовед: статьи "Судьба сибирской поэзии и старинные поэты Сибири", "Начало печати в Сибири", о творчестве Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.И. Наумова, С.Я. Елпатьевского и др.
В 1894 Ядринцев был назначен заведующим статистическим отделом Управления Алтайского горного округа. Прибыв в Барнаул, 7 июня скоропостижно скончался.
Именем Ядринцева названы улицы в Иркутске, Омске, Новосибирске и Барнауле.
По окончании ссылки, в Санкт-Петербурге Николай Ядринцев женится на корреспондентке «Камско-Волжской газеты» Аделаиде Барковой. Молодая журналистка покорила душу 32-летнего Николая Ядринцева.
Ты хотела, чтоб таланты
Я свои не зарывал.
Показал тебе жар сердца,
Смелость духа показал.
Аделаида Фёдоровна выросла в семье золотопромышленника. «Уже в то время, когда Аделаида Федоровна была невестой Н.М. Ядринцева, – пишет в работе «Великий радетель Сибири» исследователь жизненного пути Николая Ядринцева Виталий Зеленский, – они ездили с ней в Нижний Новгород устраивать дела погибавшей «Камско-Волжской газеты» и задумывали новое издание провинциальных сборников. Так, в Казани вышел сборник «Первый шаг» со статьями и стихами Ядринцева. Женясь, он был бедняком-литератором, жившим случайным редакционным заработком, но подругу его не остановила будущая бедность, она разделяла только лучшие цели и стремления мужа приносить пользу обществу и родине».
Своей жене Николай Михайлович посвятил стихотворение «Карым»:
Нам мечтались острова,
Где, свершив тяжелый путь,
В ярких листьях и цветах
Сладко будет отдохнуть.
Может, в гавани другой,
Ждет нас счастье и покой…
Отчего, однако, грудь
Так сжимается тоской?
…Руль в руках я крепко сжал,
В даль грядущего глядя,
И с мольбою тихий взор
Опустился на тебя.
Слышишь ли ты ветра свист,
Видишь ли, как вал снует?
Оботри же, милый друг,
Мне на лбу холодный пот.
Ещё работая в «Томских губернских ведомостях», Ядринцев назвал местную литературу «фонарной». Это другая крайность – совсем уйти от общечеловеческих проблем к описанию только собственных луж на улицах, общечеловеческие вопросы должны быть сведены в пределы местных условий. Он подчеркивает, что газете необходимо соответствовать своим топографическим, этнографическим, экономическим особенностям. Избегая категоричности, теоретик малой прессы пишет:
«Я не говорю, чтобы она совсем не посвящала себя вопросам мировым и государственным, но она должна из них изредка делать краткие сводки, указывая те источники, где они разрабатываются, но при этом главный вопрос в газете – областной. А воспитательное значение провинциальной прессы в том, чтобы указать на связь маленькой общины, деревни, городка с высочайшими интересами человечества».
Освещая вопросы областные, провинциальная печать дает информацию также и правительству России, это способ подтолкнуть его на решение назревших проблем, способ непосредственного общения и гласности. Пример областного органа печати являла собой «Камско-Волжская газета». Именно она сумела привлечь к себе внимание столичной журналистики. Ядринцев, выступая на ее страницах, на равных вел полемику об основных принципах местной печати со столичными публицистами и в этой полемике был победителем. Полемика переросла рамки журналистики, и в момент обсуждения встал вопрос централизации умственной жизни в России.
Н.М. Ядринцев спорил с мнениями столичных критиков С.С. Шашкова, Д.Л. Мордовцева, считавших, что только в центре страны личность может развивать талант, а население периферии обречено на духовное и экономическое рабство.
Удаленность от центральной России рождала настоящий произвол цензуры. Работая в первой бесцензурной газете, издававшейся в Петербурге для Сибири и Востока — «Восточном обозрении», — Н.М. Ядринцев наиболее проявил свои организаторские способности, редакторское умение. Он создал развитую сеть корреспондентов по всей стране, сумел провести в жизнь свои идеи относительно приоритета местной тематики в провинциальной газете, и звучали они не местнически, а были отражением назревших проблем в России. Целью этого издания была консолидация интеллигенции края, формирование профессиональных журналистов.
«Восточное обозрение» было направлено на переустройство экономического уклада жизни Восточной Сибири. Оно выражало мнение различных социальных групп по проблемам хозяйственного устройства края. А вторая задача – формировать политические настроения разных слоев населения. Поэтому типичным было наложение арестов на номера, приостановление выпусков и другие репрессивные меры. Что только не придумывали журналисты, чтобы отстаивать гласность печати. Издание одной сибирской губернии критиковало администрацию другой, таким образом обходя произвол органов власти по отношению к печатным изданиям. После закрытия «Сибири» «Восточное Обозрение» в 1887 году было ведущим органом сибирской периодики.
"Восточное обозрение" — газета литературная и политическая, выходила в Санкт-Петербурге с апреля 1882 еженедельно. Её задачей было "дать по возможности правдивую картину жизни Востока в ее многообразных проявлениях, попытаться определить роль русской национальности на азиатском Востоке и ее общечеловеческое призвание, а также выразить нужды и потребности русского общества на окраине".
Сотрудниками газеты были: профессор В.П. Васильев, И.П. Минаев, В.В. Радлов, И.Я. Фойницкий, Д.Н. Анучин, С.В. Максимов, Д.И. Завалишин, С.Я. Капустин, Н.И. Наумов, M.С. Знаменский, С.С. Шашков, M.В. Малахов, О.К. Думберг, M.В. Певцов, Г.H. Потанин, А.В. Адрианов и другие. Газета неоднократно терпела цензурные взыскания: 27 октября 1882 ей было дано первое предостережение; 10 июля 1884 — второе за корреспонденции в № 1 из Читы, в № 5 из Укыра и за статью в № 11: "Съезды на Ирбитской ярмарке"; 19 сентября 1885 — дано третье предостережение за статью в № 35: "Амурские иллюзии и разочарования", с приостановлением на 2 недели, причём замечено, что газета "старается по-прежнему изображать в крайне неблаговидном свете деятельность сибирской администрации". 7 октября газета разрешена с предварительной цензурой. Наконец, 12 октября 1885 издатель судился за то, что в №№ 3-–10 за 1884 напечатал ряд статей, бросавших тень на действия высшей административной власти в Приморской области, а также по обвинению в оскорблении томского головы Михайлова, и был оправдан.
С 1888 издание переведено в Иркутск. В 1885 приложением к газете вышел "Литературный сборник. Собрание научных и литературных статей о Сибири и азиатском Востоке", а с 1886 прилагается "Сибирский Сборник. Научно-литературное периодическое издание", появляющееся 1–4 раза в год. С 1891 H.M. Ядринцев становится издателем, а редактором — В.А. Ошурков. «Издав несколько сборников в столице, мы рассчитывали, что увеличение круга читателей облегчит издание приложений и позволит увеличить выпуски. К сожалению, первые опыты не дали ожидаемых результатов, несмотря на цену в 2 рубля, – признавался издатель Николай Михайлович Ядринцев. – Тем не менее нам грустно было расстаться с первыми попытками журнального дела в Сибири. Веря и надеясь, что с развитием самого общества поднимется литературный интерес, мы не остановились перед трудностями».
Н.М. Ядринцев сумел поднять провинциальную газету до уровня центральной и сделать ее конкурентоспособной столичным изданиям, появлявшимся в Сибири с большим опозданием. Его газета была частью общедемократического движения, или правильнее сказать его специфической формой.
В ряде статей, объединенных заголовком «Провинциальные красоты», он формулирует задачи, которые, по его мнению, должны стоять перед местными органами печати. Из них важны две. Первая — знакомить общество и местное население с чисто местными вопросами и нуждами, которые сама жизнь ставит на очередь. Вторая — быть посредником между столичными изданиями и провинциальным читателем. Уметь указать ему на все лучшее, что появляется в столичной печати, сообщая в популярной форме полезные научные знания. Но при этом не нужно подражать столичной прессе, стараться в «двухвершковой газетке» поместить все, решить «охапку задач». Ядринцев доказывает, что малой прессе не нужно конкурировать со столичной. Если в столичной газете освещаются государственные вопросы, то провинциальной важнее обратить внимание на вопросы областные.
Вскоре Ядринцев ушел на покой, а в 1894 году скончался. Тираж "Восточного обозрения" резко сократился. Возможно, газета была бы закрыта, но в это время ее главным редактором стал Иван Попов — политический ссыльный, талантливый редактор и журналист. При Попове тираж неизменно рос, в 1901 году достиг 12 тысяч экземпляров, а в 1904 году — 20 тысяч. В 1905 году в свете революционных событий газету признали нелояльной к правительству и закрыли издание. Несмотря на такой финал, "Восточное обозрение" считается самым удачным журналистским проектом дореволюционного Иркутска.
В течение всей своей жизни Ядринцев продолжал интересоваться вопросами тюрьмы и ссылки; впоследствии он практически работал над переустройством тюремного дела в России в различных комиссиях, на съездах. После ссылки, проведя несколько лет в Петербурге, куда он неоднократно возвращался и позже, Ядринцев уехал в Сибирь и поступил на государственную службу, работая по вопросам колонизации Сибири и устройства «инородцев».
В 1878 он совершил первую поездку на Алтай в качестве члена Русского географического общества (Ядринцев был одним из основателей Западно-Сибирского отдела Общества); вторая поездка на Алтай состоялась в 1880 г. Кроме изучения условий колонизации Алтая (основная задача), Ядринцев наблюдал быт коренного населения Алтая и русских крестьян и ссыльных, производил археологические работы, антропометрические измерения, метеорологические наблюдения, собирал образцы минералов, почв, составлял гербарий. Перевалив через Чуйские белки, он дал подробное описание высочайшей горы Белухи, изучал катунские глетчеры. Ядринцев установил, что озеро Чаны высыхает — это было крупным научным открытием.
Из этой поездки он привез множество карт, планов, зарисовок. Но главным предметом его интереса всегда оставался человек — население Сибири, как коренное, так и пришлое. В своих алтайских поездках и в последующих экспедициях, а также в своей служебной деятельности Ядринцев собрал огромный материал по хозяйству и быту народов Сибири. Этнографическое их изучение он не отделял от постоянной борьбы за удовлетворение практических нужд населения Сибири. Этим вопросам посвящены две важнейшие его работы: «Сибирь как колония» (в 1882 издана по случаю трехсотлетия присоединения Сибири к России») и «Сибирские инородцы, их быт и современное положение» (1891).
Описывая неприглядный быт коренных народов Сибири по собственным наблюдениям и пр статистическим материалам, Ядринцев яркими красками рисует их бедственное положение под гнетом торгового капитала и чиновничества. В то же время он ставит общие вопросы развития культуры народов Азии, пытается определить место кочевого хозяйства и быта в истории культуры человечества. Еще большее внимание Ядринцев уделял русскому населению Сибири. По его мнению, оно представляет совершенно особый областной тип, который образовался вследствие того, что русские поселенцы смешались с туземцами.
Культурной роли русского народа в Сибири Ядринцев придавал огромное значение. «Недаром в Сибирь пришла самая энергическая и предприимчивая часть русских людей; недаром эти люди делали завоевания, открытия и почти три столетия работали по лесам и пустыням новой земли... Нет! все, что мог сделать народ русский в Сибири, он сделал с необыкновенной энергией, и результат трудов его достоин удивления по своей громадности. Покажите мне другой народ в истории мира, который бы в полтора столетия прошел пространство, большее пространства всей Европы, и утвердился на нем? Нет, вы мне не покажете такого народа!» Ядринцев призывал к использованию громадных запасов ценного сырья в Сибири: «Сибирь — золотой сундук наш»; он обращает внимание также на Кузнецкий каменноугольный бассейн, на развитие «хлебопашества», на возможность «акклиматизации вишен и яблок» и т.п.
В своих трудах Ядринцев связывал научную работу с живыми общественными вопросами; его интересовало изучение обычного права, в частности общины, вопросы об устройстве быта золотопромышленных рабочих и о мерах против деревенских «мироедов». Алтайские экспедиции, за которые ему была присуждена золотая медаль Русского географического общества, его выступления в столичных научных обществах и в печати выдвинули Ядринцева в ряды передовых русских этнографов и археологов. Долголетнее изучение народов Сибири пробудило в нем интерес к памятникам их древней истории. Этот интерес сказался в последних его экспедициях.
В 1886 Ядринцев по поручению Русского географического общества предпринял экспедицию в Минусинский край, на Ангару и Байкал и к верховьям Орхона. Цель экспедиции была двойная:
1. этнографические наблюдения над кочевым бытом монголов;
2. археолого-исторические изучения — направление древней колонизации по Орхону, знакомство с руноподобными письменами на камнях, о которых упоминалось не раз в литературе с XVIII в. (Страленберг, Паллас, Спасский, Кастрен и другие).
Ядринцев уже тогда ставил перед собой задачу поисков Каракорума, древней столицы Монгольской империи Чингисидов, место которой тщетно пыталась установить мировая наука. По возвращении из поисков он погрузился в изучение средневековой и современной литературы по вопросу о Каракоруме на восточных и европейских языках.
Только в 1889 г. ему удалось осуществить экспедицию в верховья Орхона, уже специально для поисков местонахождения Каракорума и изучения в связи с этим истории «угро-алтайских» племен Сибири. Экспедицией были обнаружены развалины древних городов, в том числе в 450 верстах от Кяхты в долине Далалхын-Тола развалины Хара-Балгасуна (оказавшегося впоследствии остатками уйгурского Каракорума VIII в., к юго-востоку от озера Угей-Нор), остатки крепостной стены и башни (называемые окрестными жителями Хара-Херем) и следы улиц, тянувшиеся на протяжении двух с лишним верст, которые видел до этого Падерин. Здесь были найдены памятники с «руническими» надписями, а один памятник — с параллельной надписью на китайском языке, что дало вскоре возможность дешифровки загадочных сибирских письмен.
В 70 верстах от уйгурского Каракорума были найдены у озера Цайдам в окрестностях монастыря Эрдени-Цзу развалины другого Каракорума, выстроенного Чингисидами в XIII в. и известного по посещению и описанию его путешественниками-европейцами. Здесь были обнаружены остатки построек, могильники, следы ирригации, гранитные цистерны и желоба, громадные монументы и обелиски с надписями и барельефами, отличающиеся высокой техникой скульптуры «каменные бабы» и т. п.
Ядринцев отдавал себе полный отчет в значении совершенных им открытий, но характерно, что он не был отвлечен этим от насущных нужд настоящего; в письме к Г. Н. Потанину об этой экспедиции он писал:
«Не падение варварской империи возбуждало сожаление и грусть, но то положение человека-дикаря, которое до сих пор не изменилось к лучшему. Разгадывая прошлое Монголии, нельзя было не задуматься над картиной настоящего».
Дальше он высказывает надежду, что работы ученых послужат «...к облегчению судьбы и проникновению света в отчужденную семью народов Центральной Азии».
По возвращении в Петербург Ядринцев сделал о своих открытиях несколько докладов в ученых обществах и сообщений в печати. Характерно, что среди общего хора ученых-панфиннистов, доказывавших заносное происхождение в Сибири «рунических» письмен, только Ядринцев доказывал местное азиатское и даже именно тюркское их происхождение. Скоро стало ясным, что он был более прав, чем его противники.
В 1891 на Орхон была послана экспедиция Академии наук с участием Ядринцева под начальством ориенталиста В. В. Радлова. Работы экспедиции были запроектированы на пять лет, но состоялась только одна поездка. Были произведены большие археологические раскопки и разведки и сняты эстампажи со всех памятников с письменами. Результаты экспедиции были опубликованы в «Сборнике трудов Орхонской экспедиции» (вып. V, СПБ, 1901 г.) и в «Атласе древностей Монголии» (СПБ, 1893–1899).
Вскоре после этого, в 1893-1894 гг. была произведена дешифровка и перевод найденных памятников (Томсен, Радлов). Результаты дешифровки были поразительны: оказалось, что дело идет о древнейшей в Центральной Азии самобытной письменности, получившей название «орхонской» (позже — «орхоно-енисейской»). Эта письменность принадлежала народу «тюрков» (тугю), создавших в VI—VIII вв. Огромную империю (1) в Центральной Азии и в Южной Сибири. Открытие этой древнетюркской письменности составило крупнейший этап в изучении истории народов Азии. Таким образом, находки экспедиции Ядринцева получили всемирно-историческое значение.
Имя Ядринцева, как археолога, приобрело известность в мировой науке. Однако «открыватель новых городов», как стали называть Ядринцева его сотрудники-сибиряки, не прекращал своей кипучей общественной деятельности: в 1892 г. он возглавил санитарные отряды, работавшие в Сибири по борьбе с голодом и тифом. Много забот отдавал он основанному им Обществу содействия учащимся в Петербурге сибирякам.
Ядринцев умер в Барнауле, отравившись от несчастной любви (это в 52 года). Приехал он с большими планами, но прожил всего 6 дней и похоронен на нагорном кладбище Барнаула.
Немногие иркутские улицы сохранили свои первоначальные названия. Одна из них – улица Ядринцева, хотя и её название менялось. В 1907 году, когда улица только начинала застраиваться, называлась она Ядринцевская. В границах улиц Ядринцевской и Михеевской (Красноярской) в то время велось строительство военных казарм. По завершении всех работ комплекс представлял собой автономное военное поселение, включающее все необходимые для обеспечения жизнедеятельности объекты. Это так называемые «Красные казармы».
А Г.Н. Потанин о нём написал: «Чем он только не был для своей Сибири! Он был и издатель, и публицист, и статистик, и фельетонист, и рассказчик, и сатирик, и этнограф, и археолог». В память о Н.М. Ядринцеве иркутяне решили назвать одну из новых улиц города его именем.
Улица Ядринцева проходит перпендикулярно одной из главных улиц города Иркутска – Советской, она небольшая по протяженности. На пересечении этих улиц расположено здание Сибирского института (ныне академия) прав, экономики и управления (САПЭУ).
Рядом со зданием САПЭУ (на ул. Ядринцева, 1 ж) находится один из лучших отелей города - «Звезда». На улице Ядринцева есть жилые дома, построенные в советское время. Ведется жилищное строительство и сейчас.
Достоевский в Сибири (Впервые опубликовано: "Сибирский сборник", вып. 4 Иркутск, 1897)
Женщина в Сибири в XVII и XVIII столетиях. Исторический очерк. //Женский вестник. 1867. № 8. С. 104—123.
Из путевых писем о Сибири //Восточное обозрение. 1882. № 2. С. 47-50.
Культурное и промышленное состояние Сибири. СПб., 1884.
Общественная жизнь наших городов //Томские губернские ведомости. 1865. № 19.
Русская народность на востоке //Дело. 1874. № 11. С. 297—340.
Сибирь перед судом русской литературы //Томские губернские ведомости. 1865. № 9.
Сочинения. Т. 1. Сибирь как колония: Современное положение Сибири, её нужды и потребности. Её прошлое и будущее. Тюмень, 2000. 480 с.
Читайте в Иркипедии: Полный список трудов Н. М. Ядринцева
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей