Сергей Демьянович Бигос (1895, г. Киев - 13 ноября 1944, Усольлаг) — художник-график, книжный иллюстратор.
В 1908-1913 учился в Киевском художественном училище. В 1915-1917 служил в российской армии (прапорщик), участвовал в боевых действиях. С конца 1917 – в Сибири. Во время Гражданской войны сражался на стороне большевиков в составе РККА.
В 1918 армейская судьба забрасывает С. Бигоса в Иркутск, где начинается новый этап его жизни.
В 1920 г. будущий художник поступает учиться в иркутскую художественную школу-мастерскую, руководимую Иваном Лавровичем Копыловым (1883 -1941).
Бигоса принимают в иркутское общество художников. Проучившись менее года, он уходит из мастерской И. Л. Копылова и становится руководителем годичной изостудии при политотделе 5-й армии («Поарм-5»). По данным Ю. П. Лыхина[1], автора обстоятельной монографии о художественной жизни Иркутска начала ХХ века, в 1921 г. художник работал недолгое время в картинной галерее областного музея, занимаясь отделением прикладных искусств. Кроме этого, в том же году он преподавал рисование и теорию искусств в 3-й советской школе 2-й ступени, в школе «Просвещение», на рабфаке Иркутского университета, а также в художественной студии 43-го стрелкового полка.
Художник становится участником художественных выставок. Ю. Лыхин отмечает, что на выставке 1924 г. «Бигос в графике представил виды Хамар-Дабана»[2].
Ю. Лыхин приводит также сообщение[3] из газеты «Власть труда» от 18 августа 1922 г. о выпускающихся «в непродолжительном времени» гравюрах Московских ворот (1811), служивших визитной карточкой Иркутску и всей Сибири. Эта гравюра в 2-х красках была создана С. Бигосом совместно с художником К. Мозылевским. Часть гравюр должна была поступить в продажу в городе, остальные намечалось послать в центр. Однако издание не было осуществлено.
С начала 1923 г. С. Бигос сотрудничал с городской газетой «Власть труда» В одном из ее номеров, в 1924 году, была опубликована фотография коллектива газеты, где рядом с главным редактором Г. Ржановым соседствуют тогдашний корреспондент, будущий известный поэт Иосиф Уткин и Сергей Бигос. Выпуск «Власти труда» от 21 января 1923 г., посвященный пятилетию существования газеты, был украшен многочисленными линогравюрами С. Бигоса и других художников. С этого времени, в течение почти двух лет, в газете часто помещались иллюстрации, многие из которых были отмечены подписью Бигоса[4].
В 1920–е годы Иркутск выходит на одно из ведущих мест в стране по выпуску литературных альманахов и сборников. В 1923 году возникает Иркутское литературно–художественное объединение (ИЛХО), куда вошли несколько журналистов газеты «Власть труда», поэты, среди которых И. Уткин, Д. Алтаузен, М. Скуратов и художники С. Бигос, К. Мозылевский.
Печатным органом ИЛХО был литературно-художественный и общественно-политический журнал «Красные зори». Он выпускался с января 1923 года, тиражом 750 экземпляров. Всего вышло 4 номера (1, 2-3, 4, 5). Обращают на себя внимание стильные, решенные в конструктивистском ключе, обложки к четвертому и пятому номерам, выполненные Бигосом.
Иркутский поэт Михаил Скуратов (1903— 1989) оставил воспоминания об этом времени. В частности, он пишет:
«Сергей Бигос, красавец собой, любил показывать на своих гравюрах современную индустрию – самолеты, заводы, трубы, подъемные краны, шахтеров, толкающих вагонетки с каменным углем (последнее не бог весть какая индустрия, но так еще было!..)» [5].
Литературовед Е. Юрьева констатирует, что «основным пафосом своей деятельности «Красные зори» объявили создание «передового социалистического искусства». Редакция журнала отрицательно относилась к эстетству, как буржуазному пережитку в искусстве и литературе»[6]. Бигос в статье «О свободе творчества», опубликованной в журнале, писал об этом же. Он полагал, что «сегодня единственный заказчик для художника – Республика и ценитель – масса…Нужно научиться быть политиком, агитатором и пропагандистом. Этого требует время… Смешно писать уютный пейзаж, когда на нем разыгрывается великая классовая борьба…»[7].
К первомайской демонстрации 1923 г. Иркутское литературно–художественное объединение выпустило стихотворный сборник «Май», украшенный линогравюрами К. Мозылевского и С. Бигоса.
В феврале 1924 года, сразу после смерти Ленина, члены ИЛХО выпустили еще один поэтический сборник - «Ильичу». Книга, оформленная Д. Болдыревым-Казариновым, К. Мазылевским и С. Бигосом, была подготовлена и оперативно, за 2– 3 недели, выпущена. В нее вошли стихи И. Уткина, А. Вечернего, М. Скуратова и других авторов.
Художник пробует силы в агитационно-политическом плакате. Известны, по крайней мере, две такие работы. Обе выполнены Бигосом в технике цветной литографии в начале 1924 года и напечатаны в первой иркутской государственной типографии тиражом по 3000 экз. Плакат, созданный по заказу губкома РКП и местного отделения МОПР [8] «Все на помощь борцам революции» призывал к духовной и материальной поддержке осужденных в Германии рабочих. Удачным следует признать композицию и цветовое решение плаката «Через самообразование к силе, к свету, к знанию».
В каталоге Иркутского областного художественного музея числятся 3 живописные работы С. Бигоса 1921-1922 годов: гуаши «Грузчики» и «Аккорд» и картина маслом «Зимой».
В середине 1924 года С. Бигос уезжает в Москву. Там он поступает учиться в высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Его учителями становятся такие мастера, как В. А. Фаворский, Н. Н. Купреянов, П. Я. Павлинов, Л. А. Бруни.
Художник ощущал духовную связь с оставшимися в Сибири товарищами, поэтому, несмотря на скудный студенческий бюджет, приехал в Новосибирск (до 1925 г. - Новониколаевск), где с 3 по 6 января 1927 г. участвовал в работе первого сибирского съезда художников.
Диплом об окончании ВХУТЕМАСа получен Бигосом в начале 1930 г.
В Москве художник проиллюстрировал и оформил более 30 книг для ведущих издательств страны.
02.11.1936 арестован, находился в Бутырской тюрьме. Приговорен ОСО при НКВД СССР 02.02.1937 ("контрреволюционная троцкистская деятельность") к 5 годам ИТЛ. Срок отбывал в Ухтпечлаге (Коми АССР). В 1940 этапирован в Усольлаг Молотовской области. Скончался от туберкулёза легких в лагере 13.11.1944, похоронен на кладбище пос. Волим Чердынского района Молотовской области (ныне — Пермского края). Реабилитирован в 1989.
Творческое наследие Сергея Демьяновича Бигоса по праву позволяет ему занять видное место среди российских графиков.
Более 140 гравюр художника находятся в собраниях ГМИИ им А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи.
[1] Лыхин Ю.П. Художественная жизнь Иркутска (первая четверть 20 века). – Иркутск, 2002. С.248
[2] Там же. Указ. соч. С. 84
[3] Там же. Указ. соч. С. 93
[4] Лыхин Ю.П. Указ. соч. С. 96
[5] Иркутский интернет-портал «Мои года». Режим доступа: http://www.moi-goda.ru/
[6] Юрьева Е.А. Первые литературные объединения в Иркутске. // Интернет - альманах «Писатель & литературовед», 2007, № 8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mineralov.ru/titul8_2007.htm
[7] Бигос С. О свободе творчества // Красные зори. Иркутск, 1923. № 2-3, С. 57-58
[8] МОПР - Международная организация помощи революционерам (1922-1947)
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей