Новости

Бигос, Сергей Демьянович

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
С. Бигос
С. Бигос
Иркутск. Журнал "Красные зори". Обложка. 24×17
Иркутск. Журнал "Красные зори". Обложка. 24×17
Иркутск. Журнал "Красные зори". Линогравюра. 14×20. 1923
Иркутск. Журнал "Красные зори". Линогравюра. 14×20. 1923
Марка ИЛХО. Линогравюра. 4×5. 1923
Марка ИЛХО. Линогравюра. 4×5. 1923
Плакат. Линогравюра. 44×35
Плакат. Линогравюра. 44×35
Арсеньев. "Дерсу Узала". Титульный разворот. Ксилография. 19×25. М., 1934
Арсеньев. "Дерсу Узала". Титульный разворот. Ксилография. 19×25. М., 1934
Низами. Из книги "Хосров и Ширин". Титульный разворот. Ксилография. 15×21. М., 1935
Низами. Из книги "Хосров и Ширин". Титульный разворот. Ксилография. 15×21. М., 1935
Соколова Н. "Мир искусства". Суперобложка. Ксилография. 16×12. М., 1936
Соколова Н. "Мир искусства". Суперобложка. Ксилография. 16×12. М., 1936

Сергей Демьянович Бигос (1895, г. Киев - 13 ноября 1944, Усольлаг) — художник-график, книжный иллюстратор. 

В 1908-1913 учился в Киевском художественном училище. В 1915-1917 служил в российской армии (прапорщик), участвовал в боевых действиях. С конца 1917 – в Сибири. Во время Гражданской войны сражался на стороне большевиков в составе РККА.

В 1918 армейская судьба забрасывает С. Бигоса в Иркутск, где начинается новый этап его жизни.

В 1920 г. будущий художник поступает учиться в иркутскую художественную школу-мастерскую, руководимую Иваном Лавровичем Копыловым (1883 -1941).

Бигоса принимают в иркутское общество художников. Проучившись менее года, он уходит из мастерской И. Л. Копылова и становится руководителем годичной изостудии при политотделе 5-й армии («Поарм-5»). По данным Ю. П. Лыхина[1], автора обстоятельной монографии о художественной жизни Иркутска начала ХХ века, в 1921 г. художник работал недолгое время в картинной галерее областного музея, занимаясь отделением прикладных искусств. Кроме этого, в том же году он преподавал рисование и теорию искусств в 3-й советской школе 2-й ступени, в школе «Просвещение», на рабфаке Иркутского университета, а также в художественной студии 43-го стрелкового полка.

Художник становится участником художественных выставок. Ю. Лыхин отмечает, что на выставке 1924 г. «Бигос в графике представил виды Хамар-Дабана»[2].

Ю. Лыхин приводит также сообщение[3] из газеты «Власть труда» от 18 августа 1922 г. о выпускающихся «в непродолжительном времени» гравюрах Московских ворот (1811), служивших визитной карточкой Иркутску и всей Сибири. Эта гравюра в 2-х красках была создана С. Бигосом совместно с художником К. Мозылевским. Часть гравюр должна была поступить в продажу в городе, остальные намечалось послать в центр. Однако издание не было осуществлено.

С начала 1923 г. С. Бигос сотрудничал с городской газетой «Власть труда» В одном из ее номеров, в 1924 году, была опубликована фотография коллектива газеты, где рядом с главным редактором Г. Ржановым соседствуют тогдашний корреспондент, будущий известный поэт Иосиф Уткин и Сергей Бигос. Выпуск «Власти труда» от 21 января 1923 г., посвященный пятилетию существования газеты, был украшен многочисленными линогравюрами С. Бигоса и других художников. С этого времени, в течение почти двух лет, в газете часто помещались иллюстрации, многие из которых были отмечены подписью Бигоса[4].

В 1920–е годы Иркутск выходит на одно из ведущих мест в стране по выпуску литературных альманахов и сборников. В 1923 году возникает Иркутское литературно–художественное объединение (ИЛХО), куда вошли несколько журналистов газеты «Власть труда», поэты, среди которых И. Уткин, Д. Алтаузен, М. Скуратов  и художники С. Бигос, К. Мозылевский.

Печатным органом ИЛХО был литературно-художественный и общественно-политический журнал «Красные зори». Он выпускался с января 1923 года, тиражом 750 экземпляров. Всего вышло 4 номера (1, 2-3, 4, 5). Обращают на себя внимание стильные, решенные в конструктивистском ключе, обложки к четвертому и пятому номерам, выполненные Бигосом.

Иркутский поэт Михаил Скуратов (1903— 1989) оставил воспоминания об этом времени. В частности, он пишет:

«Сергей Бигос, красавец собой, любил показывать на своих гравюрах современную индустрию – самолеты, заводы, трубы, подъемные краны, шахтеров, толкающих вагонетки с каменным углем (последнее не бог весть какая индустрия, но так еще было!..)» [5].

Литературовед Е. Юрьева констатирует, что «основным пафосом своей деятельности «Красные зори» объявили создание «передового социалистического искусства». Редакция журнала отрицательно относилась к эстетству, как буржуазному пережитку в искусстве и литературе»[6]. Бигос в статье «О свободе творчества», опубликованной в журнале, писал об этом же. Он полагал, что «сегодня единственный заказчик для художника – Республика и ценитель – масса…Нужно научиться быть политиком, агитатором и пропагандистом. Этого требует время… Смешно писать уютный пейзаж, когда на нем разыгрывается великая классовая борьба…»[7].

К первомайской демонстрации 1923 г. Иркутское литературно–художественное объединение выпустило стихотворный сборник «Май», украшенный линогравюрами К. Мозылевского и С. Бигоса.

В феврале 1924 года, сразу после смерти Ленина, члены ИЛХО выпустили еще один поэтический сборник - «Ильичу». Книга, оформленная Д. Болдыревым-Казариновым, К. Мазылевским и С. Бигосом, была подготовлена и оперативно, за 2– 3 недели, выпущена. В нее вошли стихи И. Уткина, А. Вечернего, М. Скуратова и других авторов.

Художник пробует силы в агитационно-политическом плакате. Известны, по крайней мере, две такие работы. Обе выполнены Бигосом в технике цветной литографии в начале 1924 года и напечатаны в первой иркутской государственной типографии тиражом по 3000 экз. Плакат, созданный по заказу губкома РКП и местного отделения МОПР [8] «Все на помощь борцам революции» призывал к духовной и материальной поддержке осужденных в Германии рабочих. Удачным следует признать композицию и цветовое решение плаката «Через самообразование к силе, к свету, к знанию».

В каталоге Иркутского областного художественного музея числятся 3 живописные работы С. Бигоса 1921-1922 годов: гуаши «Грузчики» и «Аккорд» и картина маслом «Зимой».

В середине 1924 года С. Бигос уезжает в Москву. Там он поступает учиться в высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Его учителями становятся такие мастера, как В. А. Фаворский, Н. Н. Купреянов, П. Я. Павлинов, Л. А. Бруни.

Художник ощущал духовную связь с оставшимися в Сибири товарищами, поэтому, несмотря на скудный студенческий бюджет, приехал в Новосибирск (до 1925 г. - Новониколаевск), где с 3 по 6 января 1927 г. участвовал в работе первого сибирского съезда художников.

Диплом об окончании ВХУТЕМАСа получен Бигосом в начале 1930 г.

В Москве художник проиллюстрировал и оформил более 30 книг для ведущих издательств страны.

02.11.1936 арестован, находился в Бутырской тюрьме. Приговорен ОСО при НКВД СССР 02.02.1937 ("контрреволюционная троцкистская деятельность") к 5 годам ИТЛ. Срок отбывал в Ухтпечлаге (Коми АССР). В 1940 этапирован в Усольлаг Молотовской области. Скончался от туберкулёза легких в лагере 13.11.1944, похоронен на кладбище пос. Волим Чердынского района Молотовской области (ныне — Пермского края). Реабилитирован в 1989.

Творческое наследие Сергея Демьяновича Бигоса по праву позволяет ему занять видное место среди российских графиков.

Более 140 гравюр художника находятся в собраниях ГМИИ им А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи.

Источник

  1. Райхин А.Д.  Сергей Бигос. Путь художника. — М., 2015. — 136 с., ил.

Примечания

[1] Лыхин Ю.П. Художественная жизнь Иркутска (первая четверть 20 века). – Иркутск, 2002. С.248

[2] Там же. Указ. соч. С. 84

[3] Там же. Указ. соч. С. 93

[4] Лыхин Ю.П. Указ. соч. С. 96

[5] Иркутский интернет-портал «Мои года». Режим доступа:  http://www.moi-goda.ru/

[6] Юрьева Е.А. Первые литературные объединения в Иркутске. // Интернет - альманах «Писатель & литературовед», 2007, № 8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mineralov.ru/titul8_2007.htm

[7] Бигос С. О свободе творчества // Красные зори. Иркутск, 1923. № 2-3, С. 57-58

[8] МОПР - Международная организация помощи революционерам (1922-1947)

Художники-графики. Читайте в Иркипедии:

  1. Адов, Владимир Алексеевич
  2. Аносов, Анатолий Иванович
  3. Анисимов, Василий Иванович
  4. Башарин, Николай Петрович
  5. Белов, Сергей Геннадьевич
  6. Вронский, Станислав Евгеньевич
  7. Залетов, Леонид Николаевич
  8. Зязин, Максим Иванович
  9. Исцеленнов, Николай Иванович
  10. Леви, Георгий Григорьевич
  11. Лобанович, Леонид Иванович
  12. Лодейщиков, Николай Васильевич
  13. Мошкин, Валерий Иванович
  14. Муравьев, Александр Михайлович
  15. Овчинников, Александр Васильевич
  16. Песков, Михаил Иванович
  17. Старцев, Петр Иванович
  18. Федоров, Валентин Павлович
  19. Шелтунов, Александр Иванович
  20. Шипицын, Александр Сергеевич
  21. Штеренберг, Давид Петрович

Литература

  1. Фатьянов А. Д. Иркутский художественный музей. — Иркутск, 1958.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Александр Райхин | Источник(и): Работа предоставлена автором специально для Иркипедии | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2016 | Дата последней редакции в Иркипедии: 08 апреля 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.