Александр Сергеевич Шипицын (29 января 1938, г. Иркутск) — иркутский художник, график, офортист. С 1967 — член союза художников России. 1976-1991 — доцент и заведующий кафедрой рисунка, живописи и скульптуры Иркутского государственного Технического университета. Заслуженный художник России, профессор кафедры ИЗО, лауреат премии губернатора Иркутской области.
Иркутский художник Александр Шипицын родился 29 января 1938 окончил Иркутское художественное училище 1960 года. Окончил Московский полиграфический институт, отделение Художественно-техническое оформление печатной продукции (ХТОПП) в 1970.
Член СХ СССР с 1967. С 1967 по 1976 преподавал в Иркутском училище искусств. Среди его учеников — С. П. Назаров, Л. Н. Назарова, А. Н. Лодянов, О. В. Беседин, В. И. Соколов. С 1975 преподает в Иркутском политехническом институте на архитектурном факультете. С 1978 заведует кафедрой «Рисунок, живопись и скульптура» ИПИ. С 2001 профессор, зав. кафедрой «Рисунок, живопись и скульптура» Иркутского педагогического университета.
Таже в частных коллекциях Иркутска и других городов России, Греции, Японии, Италии, Германии, Франции, Австрии, США, Англии.
1964 – выставка в доме художника Иркутск.
1968 – Иркутск, Академгородок.
1974 – Академгородок.
1982 – в Политехническом институте.
1982 – в картинной галерее Иркутска.
1982 – в Доме актера, Иркутск.
1987 – в Доме дружбы, Иркутск.
1988 – в картинной галерее Саянска
1999 – Юбилейная — 60 лет ИОХМ.
2001 – «Классик Банк», Иркутск.
2003 – ИГПУ, Иркутск.
2004 – Музей Рогаля, Иркутск.
2006 – Выставка-галерея Палитра, Иркутск.
2008 – выставка офортов, ИОХМ, Иркутск.
1975 – Выставка иркутских художников в МНР, Улан-Батор.
1978 – Выставка иркутских художников в ГДР, Карл-Маркс-Штадт.
1987 – Выставка Иркутских художников в Карл-Маркс-Штадте.
1990 – Выставка Иркутских графиков в Юджин США.
1990 – Выставка акварели иркутских художников во Франции Тонон-ле-Бен.
1991 – Выставка акварели иркутских художников во Франции Фонтенбло.
1991 – Выставка акварели во Франции Париж.
1992 – Выставка Иркутских графиков в Канаде.
1995 – Групповая выставка в Германии Пфорцхайм Штунгарт.
2011 – Международная выставка «Любимый Иркутск середина земли». Ноябрь, Покровка, 37.
1963 – Выставка к открытию Дома художников.
1964 – Первая зональная, Новосибирск.
1966 – Групповая Иркутских художников Иркутска, институт иностранных языков.
1967 – Вторая зональная Сибирь социалистическая, Омск.
1969 – Третья зональная выставка Сибирь социалистическая, Красноярск.
1970 – Областная. 50 лет Советского государства, Иркутск.
1970 – Юбилейная выставка произведений. Иркутский художественный музей.
1971 – Выставка «Художники Урала, Сибири и Дальнего Востока», Москва.
1972 – Третья областная молодежная, Иркутск.
1972 – Областная. 50 лет образования СССР.
1973 – Выставка Иркутских художников в МНР.
1974 – Выставка произведений художников Иркутской области, Иркутск.
1975 – Областная художественная выставка, Иркутск.
1975 – Четвертая зональная выставка Сибирь социалистическая, Томск.
1979 – Вторая Всероссийская выставка эстампа.
1979 – Республиканская «Мы строим БАМ».
1980 – Художественная выставка «Память Сибири», Москва.
1980 – Пятая зональная «Сибирь социалистическая», Барнаул.
1980 – Шестая Республиканская «Советская Россия», Москва.
1981 – Республиканская «По родной стране», Москва.
1982 – Всесоюзная графика, фестиваль «Голубые дороги Родины».
1983 – Всероссийская «По одной стране».
1983 – Областная осенняя выставка, Иркутск.
1983 – Художники селу, Бурятский национальный округ, Усть-Орда.
1983 – Выставка Иркутских художников в Афганистане.
1984 – Областная «Фонд мира».
1984 – Республиканская «По родной стране», Красноярск.
1984 – Республиканская «БАМ построен», Чита.
1985 – «Советская Россия», Москва.
1985 – Мир отстояли, мир сохраним, Москва.
1985 – Седьмая зональная выставка, Кемерово.
1985 – Республиканская «50 лет комсомолу».
1986 – Республиканская эстампа Ростов-на-Дону.
1987 – Советская Россия.
1988 – Республиканская эстампа, Москва.
1989 – Выставка иркутских художников в Ленинграде.
1989 – Совместная выставка Иркутских и Американских художников в Иркутске.
1991 – Региональная выставка «Сибирь», Красноярск.
1995 – Выставка, посвященная 170-летию восстания декабристов ИОХМ.
1995 – Выставка 50-летия Победы.
1996 – Выставка ЦДХ, Москва.
1997 – Групповая выставка Иркутских художников, Улан-Удэ.
1997 – Областная осенняя, Иркутск.
1998 – Региональная, посвященная 150-летию В.И.Сурикова.
2000 – Осенняя областная, Иркутск, ИОХМ.
2001 – Осенняя областная, Иркутск, ИОХМ.
2004 – 25 Иркутских художников Москва-Иркутск.
2004 – 70 лет Иркутскому региональному отделению союза художников.
2005 – Фестиваль современного искусства, «Иркутск – Середина земли».
2006 – Вторая кафедральная выставка ИГПУ, дом Рогаля.
2006 – Республиканская выставка графики, посвященная 50-летию союза художников России, Иркутск.
2007 – «Графика век XX – век XXI», посвященная 50-летию союза художников России, Иркутск-Москва.
2008 – десятая региональная выставка, Новосибирск.
2008 – Четвертая кафедральная выставка в доме Рогаля.
2009 – Выставка Иркутских художников в ЦДХ Москвы.
2009 – Пятая кафедральная выставка, Иркутск.
2010 – Выставка Иркутские художники, Москва.
2011 – Всероссийская выставка «Пастель России», Омск.
2011 – «Времена года» Иркутская галерея современного искусства. Дом художника.
2011 – Юбилейная панорама город-дизайн Иркутск. Сибэкспоцентр, июнь 2011.
2011 – Всесибирская выставка автопортрета прямая речь. Кемерово, ноябрь. 2011.
2011 – Выставка «Художники городу».
А. С. Шипицын — один из признанных графиков Иркутска как в сфере станковой гравюры, так и в области иллюстрации и оформления книги, но нередко его обращение к живописи и декоративно-прикладному искусству. Круг тем художника довольно обширен — зачастую это разговор современника о современности, исполненный оценочного отношения к событиям действительности,— здесь и колхозная деревня, и проблемы Байкала, и Байкало-Амурская магистраль, и впечатления от поездок по стране. Уже в начале творческого пути Шипицын привлекал внимание поэтичностью, тонкостью восприятия жизненных явлений. Его эволюция отличается последовательностью: постепенное, от работы к работе, наращивание и совершенствование мастерства, приобретение знаний и жизненного опыта. Велика дистанция от его дипломной работы — ксилографии, выполненных к произведениям А. Вознесенского «Стрела в стене», «Портрет Плисецкой», «Доктор осень», «Напряжение» (1970), до серий цветных офортов середины 80-х г: «Художники на Байкале», «Сельский спортивный праздник Сурхарбан», представленных на республиканской выставке «Советская Россия» в 1985 К раннему периоду творчества Шипицына относятся произведения, созданные им во время поездки на Север и в Среднюю Азию. В основном они выполнены в технике линогравюры. Конечно, в этих произведениях заметно увлечение художник;» экзотикой края, вместе с тем наблюдается пристальное овладение натурные материалом, внимательное его освоение и переработка с элементами фантазии и гротеска.
Вторая половина 70-х г стала важным этапом в искусстве Шипицына. Он обращается к теме строительства Байкало-Амурской магистрали. Техника графики благодаря своей мобильности позволила художнику быстро откликнуться на происходящие события. Было создано десять листов, сконцентрировавших в себе напряженную атмосферу стройки. Подспудно, параллельно оказались затронутыми проблемы экологические и нравственные. Офорты «Поселок Гранитный», «Сквозь тайгу и горы», «Байкальский туннель» заняли достойное место на республиканской как выставке «Мы строим БАМ» (1979).
Свидетельством общественной активности художника стала работа над графическими листами, посвященными труженикам села. В них Шипицын чутко подмечает перемены, происшедшие как в укладе жизни современного колхозника, так и в нем самом в связи с механизацией сельскохозяйственного труда и значительным влиянием города на нынешнюю деревню. Тем не менее проглядывается несколько ироничное отношение интеллигента к человеку физического труда. Байкал художник воспринимает и трактует в нескольких аспектах: как олицетворение красоты природы вообще, как символ постижения художником этой красоты к как объект нашей общей заботы, нуждающийся в особо бережном отношении. Свою» концепцию он выражает в серии «Художники на Байкале». Мощь природы с ее естественной монументальной образностью сопоставлена с силой творческого духа художника, способного раскрыть тайны красоты посредством искусства, что нашло воплощение в офортах «Жемерикин на этюдах» и «Башарин рисует». Уме. Умело вводя вводе» в графику цвет: глубокая синева воды помогает передать ощущение тишины и первозданности байкальского ландшафта. Каждый лист цикла проникнут своим настроением. Так, «Башарин рисует» привлекает доброжелательным юмором. Рисующий художник — не сторонний наблюдатель, явившийся изучать природу, он одной плоти с ней, порождение самой природы. И зритель принимает эту меру условности, фантастичности и волшебства, поверив во всемогущество творчества. Листы «Байкальская нерпа» и «На берегу» наполнены обличающим смыслом, в них художник протестует против жажды наживы и хищнического отношения к природным богатствам.
Продолжением начатой еще в 1960-е г темы освоения национального искусства и культуры малых народов (Средняя Азия, Чукотка, Тува, Эвенкия, Хакасия) стала серия цветных офортов «Сельский спортивный праздник Сурхарбан», посвященная байкальским бурятам — коренным жителям Сибири. Для ее создания потребовалось глубокое изучение этнографического материала и многократные натурные наблюдения: «Скачки», «Стрельба из лука», «Борьба».
С большим профессиональным мастерством Шипицын владеет эстампом, он всегда помнит о границах жанра, который избрал для себя, и неукоснительно соблюдает его законы, строгие законы графики. Особенно это касается книжной иллюстрации. Художником оформлено и проиллюстрировано свыше тридцати книг для Восточно-Сибирского книжного издательства и издательства «Советская Россия». В целом графика А. С. Шипицына на фоне современного искусства может показаться слишком рациональной, каждая линия в ней, каждый гравюрный штрих предусмотрен художником, прочерчен во исполнение рассчитанного и сформулированного им закона. Но внимательный взгляд непременно увидит, что это мастер с необычайно одухотворенным миром, с тонкой и чуткой душой.
Много лет преподает, стаж педагогической работы - 44 года. Из них 19 лет с перерывом – в Иркутском художественном училище, 15 лет – в Иркутском политехнической институте, 10 лет – в педагогическом университете. В 1976 году создал кафедру рисунка, живописи и скульптуры в политехническом институте на архитектурном факультете. В 2001 году создал кафедру изобразительного искусства в педуниверситете.
Работы находятся в музеях России и частных коллекциях Японии, Германии, Греции, Италии, США, Франции, а также в Королевском музее Англии.
Автор серий офортов и акварелей на различные темы. Его графический альбом, посвященный деревянной и каменной архитектуре старого Иркутска, пронизывает зрителя щемящим ностальгическим настроением: это уходящая натура, запечатленная рукой мастера и освещенная теплом и трепетом его души.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей