Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ им. В.П. Сукачева, Иркутск.

Один из крупнейших в Сибири. Основу музейного фонда со­ставило собрание В.П. Сукачева, формировавшееся с 1870-х гг. В галерее, размещавшейся в его усадьбе в Иркутске, были представлены полотна И.Е. Репина, Л.И. Соломаткина, В.М. Максимова, Ф.А. Броннико­ва, Л.Ф. Лагорио, Г.Г. Мясоедова, К.Е. Маковского и других. В 1920 коллекция (около 100 произведений, главным образом живописные работы русских художников, современников собирателя) была национализирована и существовала на правах от­дела Музея народоведения, позднее — Иркутского музея краеведения. В 1936 отдел выведен из состава краеведческого музея и на его основе создан самостоятельный художественный музей. После национализации музейные фонды пополнились произведениями восточного искусства (деревянная скульптура Китая, фарфор, графика и другие), а также коллекциями Казанцевых (иконы, живописные работы художников Урала), полотнами из запасников Государственного фонда и музеев Центральной России (работы И.И. Левитана, П.Ф. Соколо­ва, К.А. Коровина, Б.М. Кустодиева, В.Д. Поленова и другие). В 1920-х гг. формировалось собрание фарфора, в том числе работами известных фирм Западной Европы, России, стран Восто­ка, коллекции бронзовой скульптуры; графики.

Крупные археологические открытия на территории Иркутской области позволили сформировать ценную коллекцию первобытного искусства, в которой особое место занимают так называемые палеолитные Венеры, получившие мировую известность.

Начало собранию современного искусства положили произведе­ния художников Иркутского общества художников и всероссийские выставки 1925—27. В 1950-е гг. музей приобрел полот­на С.В. Малютина, Ф.А. Малявина, С.В. Герасимова, М.С Сарьяна и других, скульптурные работы А.С. Голубки­ной, С.Т. Коненкова, Е.В. Вучетича и другие.

В 1930-е гг. создан раздел сибирского искусства дореволюционного периода (иконы, культовая деревянная скульптура, ли­тье и др.).

В начале XXI в. фонды музея насчитывали свыше 15 тыс. ед. хр. Собрание объединяет разделы русского, западно-европейского ис­кусства и искусства стран Востока. Выделяются коллекции икон сибирского письма («Богоматерь Владимирская», вторая половина XVIII в.; «Иоанн Предтеча», вторая половина XVII в.), произведения отечественных художников XVIII—XX вв., коллек­ции декоративно-прикладного искусства Китая. В основном экспозиции музея, размещающейся (с 1975) в здании мужской гимна­зии (1907), представлено русское искусство XVI—XX вв., искусство стран Западной Европы (XVII—XIX вв.), Восто­ка (XI—XX вв.). В Богоявленском соборе (1718—46) открыта экспозиция сибирского искусства XVI — начала XX в. (иконы, деревянная скульптура, портретная живопись, сибирский пейзаж и другие). Изданы каталоги советского (1952), китайского (1957), русского (XVIII — начало XX в.) искусства (1976), иркутских икон (1991), японской цветной гравюры (1990).

Лит.: Российская музейная энциклопедия. М., 2001. Т. 1.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири