Николай Иванович Исцеленнов (31 мая 1891, Иркутск – 24 февраля 1981, Париж) — архитектор, иконописец, график, живописец.
Родился в Иркутске в семье купца 2-й гильдии Ивана Федоровича Исцеленнова (иркутского городского головы в 1907-1910) и Натальи Николаевны, урожденной Пятидесятниковой. В 1901-1909 учился в губернской мужской гимназии, по окончании которой поступил на архитектурное отделение императорской Академии художеств. С самого начала обучения увлекся древнерусской архитектурой.
В 1911 был помощником архитектора по реставрации Ипатьевского монастыря в Костроме. В 1914 по его проекту, лично одобренному Николаем II, был построен храм Николая Чудотворца в Петербурге. В том же году ему был заказан проект храма на корабле для Общества трезвости (проект осуществлен). В 1911-1912 по заданию петербургской Археологической комиссии занимался фотографированием церковных зданий в Иркутске. Его снимки были опубликованы в 50 выпуске "Известий" Археологической комиссии, посвященном памятникам Иркутской губернии. (Выполненный Исцеленновым фотоальбом "ЦерквиИркутска", состоящий из 36 фотографий, хранится ныне в архиве Ленинградского отделения Института археологии в фонде Археологической комиссии, шифр — Q 459). Три акварели Исцеленнова ("Японская ваза", "Уголок храма" и "Проект памятника трехсотлетия Дома Романовых") демонстрировались на благотворительной художественной выставке в Иркутске, состоявшейся в апреле - мае 1915
В декабре 1917 за проект "Военно-исторического музея в столице" был удостоен звания "художника-архитектора". По окончании Академии художеств, в связи со смертью отца (1916) и переездом матери в Москву, поселился в Москве. Был членом-основателем кружка "Decenium", активным членом Живскульптарха — Комиссии по разработке вопросов живописно-скульптурно-архитектурного синтеза, образованной в мае 1919 при отделе ИЗО Наркомпроса. В октябре — декабре 1920 работы членов Живскульптарха, в том числе и Исцеленнова, экспонировались на XIX Государственной выставке, организованной Всероссийским выставочным бюро Наркомпроса в Москве.
В феврале 1920 Исцеленнов покинул Россию, перебравшись в Финляндию. В Хельсинки женился на художнице Марие Александровне Лагорио (1893-1979). В мае 1921 вместе с женой уехал в Германию, недолго жил в Дрездене, затем в Берлине. Был членом берлинского союза деятелей русской литературы и искусства "Дом искусства". В 1922 вместе с А.А.Лагорио (сестрой М.А.Лагорио) организовал в Берлине художественное издательство "Трирема", которым были выпущены его альбомы литографий "Moskauer Typen" и "Berliner Typen" ("Московские типы" и "Типы берлинских улиц"), а также книга А.Ремизова "Пляс Иродиады". Текст поэмы Ремизова был исполнен Исцеленновым от руки древним русским шрифтом и иллюстрирован многочисленными рисунками. В 1923 Исцеленнов и Лагорио устроили совместные выставки своих произведений в Мюнхене и Берлине. На них экспонировались многочисленные миниатюры художников, оригинальная и книжная графика, живопись восковыми красками на древнерусские сюжеты. В 1924 переехал в Прагу, в декабре 1924 - январе 1925 там состоялась новая совместная выставка Исцеленнова и Лагорио. В 1925 подарил Русскому культурно-историческому музею в Праге выполненный акварелью проект панно "Град Китеж" на тему оперы Н.А. Римского-Корсакова.
С сентября 1925 жил в Париже. Был активным членом основанного русскими эмигрантами общества "Икона", с 1952 по 1979 его председателем. Занимался проектированием храмов и иконостасов, писанием икон и картин, связанных с церковной тематикой, писанием статей (в частности, известна серия его статей, опубликованных в 1950-е в парижском литературно-политическом журнале "Возрождение" /10, с.65/). Был участником Брюссельской выставки 1928 и, по всей видимости, выставок общества "Икона" в Париже. Своим главным произведением в церковной области Исцеленнов считал храм-памятник в Брюсселе, воздвигнутый в 1934 "в память Царя-Мученика Николая II и всех Русских людей, богоборческой властью в смуте убиенных". Им же были написаны иконы для иконостаса храма (совместно с княгиней Е.С.Львовой) и выполнена стенная роспись "Богоматерь Оранта" в алтарной части. В конце 1960-х – начале 1970-х Исцеленнов занимался устройством колоколов брюссельского храма-памятника, которым был придан звон ростовского стиля. Другим известным архитектурным сооружением Исцеленнова стала церковь во имя Св.Александра Невского и Св.Серафима в Льеже (Бельгия). Участвовал также в строительстве башни "Мэн-Монпарнас" в Париже. Кроме того, им были выполнены проекты иконостасов для храма Знамения Божией Матери в Париже и для домовой церкви Монбельярского замка.
Скончался в Париже, похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
Архив Исцеленнова и ряд его художественных произведений хранятся в парижском обществе "Икона". Две графические работы 1919 под названием "Архитектурная фантазия" находятся в Третьяковской галерее в Москве.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей