Новости

Исцеленнов, Николай Иванович

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Николай Иванович Исцеленнов

Источник: http://www.artrz.ru/
Источник: http://www.artrz.ru/
Источник: http://www.artrz.ru/
Источник: http://www.artrz.ru/
Источник: http://www.artrz.ru/

Николай Иванович Исцеленнов (31 мая 1891, Иркутск – 24 февраля 1981, Париж) — архитектор, иконописец, график, живописец.

Родился в Иркутске в семье купца 2-й гильдии Ивана Федоровича Исцеленнова (иркутского городского головы в 1907-1910) и Натальи Николаевны, урожденной Пятидесятниковой. В 1901-1909 учился в губернской мужской гимназии, по окончании которой поступил на архитектурное отделение императорской Академии художеств. С самого начала обучения увлекся древнерусской архитектурой.

В 1911 был помощником архитектора по реставрации Ипатьевского монастыря в Костроме. В 1914 по его проекту, лично одобренному Николаем II, был построен храм Николая Чудотворца в Петербурге. В том же году ему был заказан проект храма на корабле для Общества трезвости (проект осуществлен). В 1911-1912 по заданию петербургской Археологической комиссии занимался фотографированием церковных зданий в Иркутске. Его снимки были опубликованы в 50 выпуске "Известий" Археологической комиссии, посвященном памятникам Иркутской губернии. (Выполненный Исцеленновым фотоальбом "ЦерквиИркутска", состоящий из 36 фотографий, хранится ныне в архиве Ленинградского отделения Института археологии в фонде Археологической комиссии, шифр — Q 459). Три акварели Исцеленнова ("Японская ваза", "Уголок храма" и "Проект памятника трехсотлетия Дома Романовых") демонстрировались на благотворительной художественной выставке в Иркутске, состоявшейся в апреле - мае 1915

В декабре 1917 за проект "Военно-исторического музея в столице" был удостоен звания "художника-архитектора". По окончании Академии художеств, в связи со смертью отца (1916) и переездом матери в Москву, поселился в Москве. Был членом-основателем кружка "Decenium", активным членом Живскульптарха — Комиссии по разработке вопросов живописно-скульптурно-архитектурного синтеза, образованной в мае 1919 при отделе ИЗО Наркомпроса. В октябре — декабре 1920 работы членов Живскульптарха, в том числе и Исцеленнова, экспонировались на XIX Государственной выставке, организованной Всероссийским выставочным бюро Наркомпроса в Москве.

В феврале 1920 Исцеленнов покинул Россию, перебравшись в Финляндию. В Хельсинки женился на художнице Марие Александровне Лагорио (1893-1979). В мае 1921 вместе с женой уехал в Германию, недолго жил в Дрездене, затем в Берлине. Был членом берлинского союза деятелей русской литературы и искусства "Дом искусства". В 1922 вместе с А.А.Лагорио (сестрой М.А.Лагорио) организовал в Берлине художественное издательство "Трирема", которым были выпущены его альбомы литографий "Moskauer Typen" и "Berliner Typen" ("Московские типы" и "Типы берлинских улиц"), а также книга А.Ремизова "Пляс Иродиады". Текст поэмы Ремизова был исполнен Исцеленновым от руки древним русским шрифтом и иллюстрирован многочисленными рисунками. В 1923 Исцеленнов и Лагорио устроили совместные выставки своих произведений в Мюнхене и Берлине. На них экспонировались многочисленные миниатюры художников, оригинальная и книжная графика, живопись восковыми красками на древнерусские сюжеты. В 1924 переехал в Прагу, в декабре 1924 - январе 1925 там состоялась новая совместная выставка Исцеленнова и Лагорио. В 1925 подарил Русскому культурно-историческому музею в Праге выполненный акварелью проект панно "Град Китеж" на тему оперы Н.А. Римского-Корсакова.

С сентября 1925 жил в Париже. Был активным членом основанного русскими эмигрантами общества "Икона", с 1952 по 1979 его председателем. Занимался проектированием храмов и иконостасов, писанием икон и картин, связанных с церковной тематикой, писанием статей (в частности, известна серия его статей, опубликованных в 1950-е в парижском литературно-политическом журнале "Возрождение" /10, с.65/). Был участником Брюссельской выставки 1928 и, по всей видимости, выставок общества "Икона" в Париже. Своим главным произведением в церковной области Исцеленнов считал храм-памятник в Брюсселе, воздвигнутый в 1934 "в память Царя-Мученика Николая II и всех Русских людей, богоборческой властью в смуте убиенных". Им же были написаны иконы для иконостаса храма (совместно с княгиней Е.С.Львовой) и выполнена стенная роспись "Богоматерь Оранта" в алтарной части. В конце 1960-х – начале 1970-х Исцеленнов занимался устройством колоколов брюссельского храма-памятника, которым был придан звон ростовского стиля. Другим известным архитектурным сооружением Исцеленнова стала церковь во имя Св.Александра Невского и Св.Серафима в Льеже (Бельгия). Участвовал также в строительстве башни "Мэн-Монпарнас" в Париже. Кроме того, им были выполнены проекты иконостасов для храма Знамения Божией Матери в Париже и для домовой церкви Монбельярского замка.

Скончался в Париже, похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Архив Исцеленнова и ряд его художественных произведений хранятся в парижском обществе "Икона". Две графические работы 1919 под названием "Архитектурная фантазия" находятся в Третьяковской галерее в Москве.

Художники-графики. Читайте в Иркипедии:

  1. Адов, Владимир Алексеевич
  2. Аносов, Анатолий Иванович
  3. Анисимов, Василий Иванович
  4. Башарин, Николай Петрович
  5. Белов, Сергей Геннадьевич
  6. Вронский, Станислав Евгеньевич
  7. Гаращук, Светлана Николаевна
  8. Залетов, Леонид Николаевич
  9. Зязин, Максим Иванович
  10. Леви, Георгий Григорьевич
  11. Лобанович, Леонид Иванович
  12. Лодейщиков, Николай Васильевич
  13. Мошкин, Валерий Иванович
  14. Муравьев, Александр Михайлович
  15. Овчинников, Александр Васильевич
  16. Песков, Михаил Иванович
  17. Старцев, Петр Иванович
  18. Федоров, Валентин Павлович
  19. Шелтунов, Александр Иванович
  20. Шипицын, Александр Сергеевич
  21. Штеренберг, Давид Петрович

Литература

  1. ГАИО, ф.293, оп.1, д.333, л.44.
  2. РГИА, ф.789, оп.13, 1909, д.118, личное дело Н.И.Исцеленнова.
  3. Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-1932. — Берн - М., 1993. — С.764, ил.621-622.
  4. Дом искусств в Берлине // Бюллетени Дома искусств (Берлин). — 1922. — № 1-2. — С.22, 23.
  5. "Дом искусств" в Берлине // Новая русская книга (Берлин). — 1922. — № 1. — С.34.
  6. Известия императорской Археологической комиссии. Вып.50. — СПб., 1913. — С.107, 109-113, 116-117, 120-121.
  7. Картинная выставка. Оригиналы русских и иностранных художников и лучшие копии: [Каталог]. — Иркутск, 1915. — С.9.
  8. Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия: История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920-1970). — Paris, 1971. — С.211.
  9. Лыхин Ю. Древнее лучезарное искусство // Верую (Иркутск). — 1998. — № 7. — С.4-5.
  10. Лыхин Ю. Николай Иванович Исцеленнов: возвращение из забытия // Земля Иркутская. — 1998. — № 10. — С.60-65.
  11. Лыхин Ю.П. Общество "Икона" в Париже. — Иркутск, 1998. — 24 с.
  12. Новая русская книга (Берлин). — 1923. — № 1. — С.16, 38.
  13. Ремизов А.М. Неизданный "Мерлог" // Минувшее: Исторический альманах. Кн.3. — Paris, 1987. — С.219, 252-253.
  14. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932): Справочник. — СПб., 1992. — С.88.
  15. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Художники русской эмиграции (1917-1941). — СПб., 1994. — С.224 (указ. лит-ры).
  16. Среди коллекционеров (Москва). — 1922. — № 11-12. — С.31.
  17. Среди коллекционеров (Москва). — 1923. — № 1-2. — С.33.
  18. Среди коллекционеров (Москва). — 1923. — № 11-12. — С.28.
  19. Фицхелаурова М. Беседа с архитектором Н.И.Исцеленновым — специалистом по церковной архитектуре // Русская мысль (Париж).- 1971.- 21 октября (№ 2865).- С.7.
  20. Хан-Магомедов С. Живскульптарх // Декоративное искусство СССР. — 1978.— № 5.— С.32-35.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Лыхин Ю. П., Крючкова Т.А. | Источник(и): Иконописцы мастера и художники Иркутска (XVII век – 1917 год). Биобиблиографический словарь, Иркутск, 2000 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2000 | Дата последней редакции в Иркипедии: 02 января 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.