Иркутское литературно–художественное объединение пролетарских поэтов (ИЛХО)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Иркутское литературно–художественое объединение

Автор: Не известен
Источник: cbs.irkutsk.ru

ИЛХО — Иркутское литературно–художественое объединение пролетарских поэтов (1923–1926). В него входили Д. Алтаузен, И. Уткин, И. Молчанов–Сибирский, М. Скуратов, В. Друзин, художники Д. Болдырев–Казарин, К. Мозылевский, С. Бигос и др. Основные темы творчества героика гражданской войны, становление нового человека и нового быта.

ИЛХО: энциклопедическая справка

Произведения илховцев публиковались на страницах газеты «Власть труда», журнала «Красные зори», в сборнике «Май» и «Ильичу».

В середине 1920–х ИЛХО пополнилось молодыми поэтами: Е. Жилкина, В. Непомнящих, Л. Черноморцев, В. Вихлянцев. Их произведения были опубликованы в сборнике «Иркутские поэты».

ИЛХО открыло путь в литературу многим поэтам, составившим позже ядро поэтической секции Иркутского отделения Союза писателей СССР.

Иркутск. Историко–краеведческий словарь. — Иркутск : Сиб. книга, 2011.

Иркутское литературно–художественое объединение

Иркутск… 1918–1920 годы. Обычно этот период иркутской истории ассоциируется с событиями революции, гражданской войны, именами Колчака, атамана Семёнова, партизана Каландаришвили, обороной иркутского Белого дома. Между тем, несмотря на кардинальные перемены в политической  жизни страны, не замирала в городе  культурная жизнь.

В журнале «Нева» (1998, № 6) опубликованы воспоминания Александра Алексеева–Гая «В Иркутске, Нью–Йорке, Москве», детские годы которого прошли в Иркутске: «Мне, 12–летнему  гимназисту, не читающему газет, всё же бросилось в глаза в одной из них: «Великий футурист! Великий футурист! Великий футурист!» Это Давид Бурлюк проездом через колчаковскую тогда Сибирь на Дальний Восток устраивал в Иркутске выставку своих картин», – пишет автор в своих воспоминаниях.

И в годы гражданской войны, и после окончания её на предприятиях, в школах и других учебных заведениях города работали литературные кружки, а в 1920 году возникло литературное  общество поэтов, известное под названием «Барка поэтов». По сути дела, это было первое литературное объединение, организованное в Восточной Сибири в советское время. Своё оригинальное название группа получила по месту своих постоянных собраний. Один из участников группы, Артур Куле, как поэт–футурист, выступавший под псевдонимом «Анчаров», жил на барке, пришвартованной к одной из пароходных пристаней на Ангаре, неподалёку от Белого дома. Состав группы был  разнороден – от пролетарских поэтов до модернистов, участники группы придерживались разных взглядов и, как правило, не публиковали своих произведений, а читали их на вечерах, проходивших в рабфаках, в культурных организациях города. В 1921 году несколько произведений участников «Барки поэтов» были напечатаны в сборнике «Отзвуки», изданном в Иркутске. Здесь были опубликованы стихи В. Преловского, С. Алякринского, Е. Титова, А. Мейсельмана, М. Имрей, А. Шостаковича, Н. Шастиной, были включены в сборник и некоторые стихи Д. Глушкова–Олерона, а также И. Гольдберга. Собрания «Барки» прекратились к началу 1923 г. Большинство поэтов уехало из Иркутска, некоторые вообще отошли от литературной деятельности. Но «Барка» создала определённые предпосылки для дальнейшего роста литературного движения в Иркутской области, в частности, в какой–то мере подготовила возникновение и развитие ИЛХО – Иркутского литературно–художественного объединения и журнала «Красные зори». ИЛХО возникло в марте 1923 года по инициативе группы журналистов, активно сотрудничавших в газете  «Власть труда» (Г. А. Ржанов, Н. Д. Хребтовский, А. Вечерний, А. Шульгин). В объединение вошел также «Кружок молодых поэтов», работавших в это время при Иркутском государственном университете, куда входили активные комсомольцы И. Уткин, В. Друзин, М. Скуратов, Д. Алтаузен, И. И. Молчанов. В отличие от «Барки поэтов» ИЛХО сразу же при своём возникновении ориентировалось на совершенно четкую, ясную программу – «…организованную планомерную работу в коллективной борьбе за пролетарскую идеологию, литературу, культуру…».

Участники ИЛХО печатались в газете «Власть труда»,  в первом сибирском и первом в СССР литературно–художественном журнале «Сибирские огни». Издавало ИЛХО и свой журнал – «Красные зори», который  просуществовал около года (вышло 5 номеров журнала).

Основная тематика произведений, опубликованных в журнале, – борьба за Советскую власть в Сибири и преодоление последствий гражданской войны и разрухи. Грусть и сожаление пронизывают лирическое стихотворение И. Молчанова–Сибирского «Полустанок № 40». На этом полустанке оставили тяжелые следы только что отошедшие в прошлое события: «стебли кротких повилик обнимают стрелки, шпалы», «острый времени топор  беспощадно  рельсы метит». Элегическая картина запустения вызывала у читателей активные чувства  и мысли, побуждала к действию. Подобные же чувства вызывала и поэма Д. Алтаузена «Маленький босяк», кстати, весьма актуальная и в наши дни. Алтаузен сурово и прямо рассказал в поэме о бедствиях маленького, одинокого человека. Именно поэтому ему удалось создать образ яркий и трогательный. Этой же тематике посвящено и  пронзительное стихотворение И. Уткина  «Детям улицы»:

Ужасом в сердце высечен
Желтый поволжский год.
Сколько их, сколько... тысячи! –
Улицей снятых сирот.


В грязном, дырявом рубище,
В тине вечерней мглы –
Сколько их, дня не любящих...
Эй, прокричите, углы!..


Слышите крик рыдающий –
Мерьте отчаянья  прыть!
Нам ли, судьбу уздающим,
Эту тоску забыть?


В бочке, под лодкой, под срубами –
Будут ли вновь они?
Иерихонскими трубами,
Помощи голос, звени!


Сталью налитые руки
К детским протянем рукам.
Ужас голодной  муки,
Нет, позабыть не нам!


В грязном, дырявом рубище,
В тине вечерней мглы –
Сколько их, дня не любящих...
Эй, прокричите, углы!.. 

Перелистывая номера журнала «Красные зори», убеждаешься, что это был живой орган, сыгравший весьма важную роль в собирании литературных сил Восточной Сибири. ИЛХО  в 1926 году вошло в состав Сибирского Союза писателей. В 30–е годы при поддержке А. М. Горького возник новый печатный орган иркутских писателей – журнал «Будущая Сибирь», основное ядро авторов которого составили участники  ИЛХО, а имена писателей и поэтов И. Гольдберга, И. И. Молчанова–Сибирского, Д. Алтаузена, М. Скуратова, В. Друзина   вошли в историю не только сибирской, но и литературы СССР.

В 2000 году Иркутским отделением Союза  российских писателей была издана серия сборников стихов «Барка поэтов». Первый сборник серии «Мы уйдём, мы исчезнем, потонем» познакомил читателей с поэзией авторов, участников Iобъединения поэтов 20–х годов прошедшего века, ранее практически не известных. 

Централизованная библиотечная система города Иркутска

Читайте в Иркипедии:

  1. Барка поэтов
  2. Художественная литература Иркутска
  3. Литературные объединения и союзы в Иркутске
  4. Иркутская писательская организация

Литература

  1. Трушкин В. П. Литературная Сибирь первых лет революции. Иркутск, 1967.
  2. Абрамович А. ИЛХО // Литературная Сибирь. Иркутск, 1988. Т. 2.
  3. ИЛХО (1923–1926) // Литературная Сибирь: биобиблиографический словарь писателей Восточной Сибири / Сост. В. П. Трушкин, В. Г. Волкова – Иркутск, 1988. – С. 26–31
  4. ИЛХО (1923–1934) // Сибирский литературный календарь. Писатели Восточной Сибири./ Сост. В. П. Трушкин – Иркутск, 1971. – С. 109–116.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркутск. Историко-краеведческий словарь. - Иркутск, 2011 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.