Байкальская военная флотилия — боевое соединение речных кораблей на озере Байкал во время гражданской войны 1917-1922 годов. Создана на базе Сибирской военной речной флотилии, расформирована 1 августа 1922. Командовал флотилией Л.М. Власов.
26 января 1918 В.И. Ленин подписал декрет «О национализации торгового флота», а 28 января было принято постановление Комитета советских организаций Восточной Сибири о национализации имущества Ангарского, Байкальского и Селенгинского пароходств. Постановление относилось и к Байкальской паромной железнодорожной переправе.
В конце июня 1918 положение советской власти в Иркутске значительно осложнилось из-за наступления войск Чехословацкого корпуса и выступления белых. 11 июля большевики потеряли Иркутск. Красные постепенно отходили к востоку вдоль Кругобайкальской железной дороги, прилегающей к южной части Байкала. В этих условиях большое значение приобретала поддержка красноармейцев со стороны озера. 17 июля последовал приказ советского Сибирского военного командования войскам Прибайкальского фронта о мобилизации водного транспорта.
Приказом РВСР от 29 декабря 1919 была создана Сибирская военная речная флотилия. В мае 1920 после выхода частей 5-й Армии к границам ДВР и Монголии часть Сибирской военной речной флотилии была перебазирована на озеро Байкал. Главная база находилась в Иркутске, штаб – в посёлок Лиственичное, где велись ремонт судов и подготовка их к навигации. Командовал флотилией Л.М. Власов.
Из воспоминаний члена Центросибири В.В. Рябикова:
"...дело осложнялось не только нехваткой вооружений. В составе бойцов флотилии практически не было знающих премудрости морского боя.
И все-таки воевала флотилия успешно.
Пулеметным и артиллерийским огнем флотилия уничтожила заслон и могла занять и Большое Голоустное, и Кадильный мыс, но ни достаточных сил для сохранения этих позиций, ни надобности в этом теперь уже не было. После поражения передовых частей под Мурино враг, не упуская момента, идя по пятам отступающих, развил бешеное наступление на Танхой..."
В навигацию 1920 Байкальская военная флотилия находилась в оперативном подчинении РВС 5-й Армии. Суда несли охрану туннельного участка Кругобайкальской железной дороги, дозорную службу, занимались транспортными перевозками. В июле 1920 флотилия участвовала в подавлении кулацкого мятежа в Баргузинском уезде. 12 февраля 1921 была реорганизована в Байкальский дивизион в составе 2 канонерских лодок и 4 сторожевых катеров, расформированный 1 августа 1922.
В состав Байкальского отряда входили 3 канонерские лодки, 13 катеров, вспомогательные суда. В частности, суда Байкальской паромной переправы: «Байкал», «Ангара», «Кругобайкалец», «Малыгин» (переименован в «Лейтенант Шмидт»), катер «Волна» и частные пароходы «Михаил», «Граф Муравьев-Амурский» и «Иннокентий»(переименован в «Трудящийся»). Ледоколы предназначались для боевых действий, «Кругобайкалец» и «Волна» — для сторожевой службы, остальные — для транспортных операций. На ледоколе «Байкал» была установлена 152-миллиметровая мортира, на «Ангаре» установлены два 76-миллиметровых орудия и по 4 пулемета. Остальные имевшиеся на озере суда надлежало привести в негодность, однако последнее действие, являвшееся директивой штаба фронта, никто не выполнил.
Ледокол «Байкал» погиб в боях у Посольской, когда чехи, установив на пароходы дальнобойные орудия, подошли к Мысовой и были по ошибке приняты за своих. Пока «Байкал» разворачивался, пытаясь открыть ответный огонь, он был забомбардирован зажигательными снарядами, вызвавшими сильнейший пожар.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей