Новости

Восточно-Сибирское речное пароходство

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Восточно-Сибирское речное пароходство, ныне существующее в виде открытого акционерного общества, является старейшим пароходством в Сибири. Оно ведет свою историю с появления на Ангаре и Байкале пароходства Н. Ф. Мясникова.

Общие сведения

Деятельность Восточно-Сибирского речного пароходства простирается на территории в несколько тысяч квадратных километров и связана с функционированием таких субъектов Российской Федерации, как Иркутская область, Бурятия.

Флот компании состоит из 142 самоходных судов. Порты на Ангаре: Иркутский речной порт, Братский речной порт.

Судоходство на Байкале прошло долгий путь от предпринимательства к образованию крупной компании. Уже более ста лет Восточно-Сибирское речное пароходство осуществляет пассажирские и грузовые перевозки по озеру Байкалу и реке Ангаре. Новый виток в развитии пароходство получило, войдя в 2001 г. в группу компаний «Истлэнд» (холдинг создан в 1994 г.). Основным акционером холдинговой компании является бизнесмен Сергей Ерощенко. ЗАО «Истлэнд» принадлежит около 80% акций ВСРП. Восточно-Сибирское речное пароходство в настоящее время является стабильным доходным предприятием: восстанавливает корабли, создаёт дополнительные рабочие места для населения. Почти все старые суда уже восстановлены или ожидают реконструкции. Девятый год в России действует государственная программа по судостроению и инновации флота. Она подразумевает реконструкцию судов советских времен, а также строительство нового водного транспорта на основе старых судов. К примеру, самый большой теплоход на Байкале «Империя» был построен на основе старого буксира. Такие плавучие гостиницы, как «Империя», сейчас пользуются особой популярностью у туристов, так как одновременно совмещают функции транспортного средства и отеля, со всеми видами разнообразных услуг - это новая ступень развития туризма.

Развитие Восточно-Сибирского речного пароходства после Мясникова

17 августа 1885 г. утверждено Положение Комитета Министров об организации буксирного пароходства на Ангаре. Привилегия была выдана Императором Александром III иркутскому купцу А. М. Сибирякову. Сегодня День Рождения Восточно-Сибирского речного пароходства считается именно с этой даты. Связано это с рядом причин, дело в том, что столетие пароходства выпало на военный 1944 г. и прошло незаметно, в послевоенный период также было не до Юбилеев. О возрасте ВСРП вспомнили к 1985 г., тогда и решили отпраздновать столетие предприятия. Выдающимся событием в истории судоходства стало появление теплоходов. В 1903 г. Сормовский завод построил первый в мире теплоход «Вандал». В 1905 г. на озере Байкал были построены первые суда — паром «Байкал» и ледокол «Ангара» для обеспечения сквозного движения по Транссибирской магистрали. Советская история ВСРП началась в 1918 г. Был принят Декрет о национализации флота, все суда принадлежащие частным компаниям были переведены в собственность государства. Первое предприятие речного транспорта Восточной Сибири возглавил один из видных революционеров Лука Михайлович Власов. В 1930-е годы речники пароходства осуществляли большую программу по созданию мощной материально-технической базы пароходства. За короткое время были построены Иркутские и Усольские судоремонтные мастерские и судоверфь в посёлке Листвянка. В это же время строятся пристани: Иркутск, Зарянск, Макарьево, Улан-Удэ и порт Байкал. В эти же годы начались перевозки для Монгольской Народной Республики по рекам: Селенга, Орхон, озеру Косоюл. Был построен специальный флот для загранперевозок. Планы дальнейшего развития речного транспорта были прерваны Великой Отечественной войной. Тысячи речников ушли на фронт. Подвиг А.Матросова повторил на Курильской гряде Николай Вилков. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза, его именем назван теплоход порта Братск. Также именем Героя Советского Союза – Николая Клыпина, был назван теплоход пароходства. За успешное выполнение перевозок грузов для фронта через пристань Заянск в Северо-Восточную часть страны боевыми наградами была отмечена группа работников пароходства, среди них бывший капитан парохода «М.Фрунзе» Алексей Фёдорович Наумов. В послевоенные годы продолжились работы по созданию нового и перевооружению действующего флота, строительству береговых сооружений. Строительство гидроузлов на Ангаре создало глубоководные пути на Братском, Иркутском, Илимском водохранилищах — это позволило начать использовать крупнотоннажный современный флот. В эти годы были построены порты Братск и Свирск. Восточно-Сибирское речное пароходство стало пионером в доставке грузов на Север. За короткое время было построено 15 барж грузоподъёмностью 1300тн, 6 теплоходов. С началом строительства Байкало-Амурской магистрали судами порта Байкал для БАМа было перевезено свыше 840 тысяч тонн грузов, большая группа работников пароходства была награждена медалями. В 1960-1970 гг. был полностью заменён паровой флот на Байкале на металлический несамоходный флот, появились суда с комплексной автоматизацией.

Новейшая история Восточно-Сибирского речного пароходства

Судоходство на Байкале прошло долгий путь от предпринимательства к образованию крупной компании. Уже более ста лет Восточно-Сибирское речное пароходство осуществляет пассажирские и грузовые перевозки по озеру Байкалу и реке Ангаре. Новый виток в развитии пароходство получило, войдя в 2001 г. в группу компаний «Истлэнд» (холдинг создан в 1994 г.). Основным акционером холдинговой компании является бизнесмен Сергей Ерощенко. ЗАО «Истлэнд» принадлежит около 80% акций ВСРП. Восточно-Сибирское речное пароходство в настоящее время является стабильным доходным предприятием: восстанавливает корабли, создаёт дополнительные рабочие места для населения. Почти все старые суда уже восстановлены или ожидают реконструкции. Девятый год в России действует государственная программа по судостроению и инновации флота. Она подразумевает реконструкцию судов советских времен, а также строительство нового водного транспорта на основе старых судов. К примеру, самый большой теплоход на Байкале «Империя» был построен на основе старого буксира. Такие плавучие гостиницы, как «Империя», сейчас пользуются особой популярностью у туристов, так как одновременно совмещают функции транспортного средства и отеля, со всеми видами разнообразных услуг - это новая ступень развития туризма.

Туризм на Байкале

Одно из наиболее перспективных направлений развития водного транспорта в Иркутской области - это туристическая отрасль. Сейчас количество туристических судов исчисляется сотнями. Причем речь идет не только о круизах или водных экскурсиях по Байкалу - прогулочные суда курсируют и по Ангаре и Иркутскому водохранилищу. Наибольшим спросом пользуются именно водные прогулки, иногда, включающие в себя пикник или фуршет. Люди с удовольствием совершают поездки по Ангаре на речных трамвайчиках, на Байкале наиболее популярны направления таких прогулок в бухту Песчаная, Листвянку, поселок Большие Коты, порт Байкал, к Кругобайкальской железной дороге. Круизы по Байкалу особо востребованы среде людей с определенными интересами, например, увлекающихся рыбалкой или дайвингом, желающих отпраздновать какое-либо событие. Но и это направление развивается достаточно активно - особенно теперь, когда туристические фирмы начали координировать свои действия, создавая комбинированные группы из разных городов. Однако существуют некоторые проблемы, препятствующие развитию водного туризма на Байкале. Главная заключается в том, что парк судов активно растет, а вот количество причалов в поселке Листвянка, откуда стартует большинство круизных и экскурсионных маршрутов по Байкалу, остается прежним. И пока никем внимания решению данной проблемы не уделяется. Развитие региона, а в частности, туризма на Байкале, может породить изменения водных маршрутов, адаптация их под новые цели туристов. Туристическое направление, выбранное Восточно-Сибирским речным пароходством как наиболее перспективное, даёт положительный эффект как для самого предприятия, так и для региона в целом. Пароходство ведет разработку новых круизных и экскурсионно-прогулочных маршрутов по озеру Байкал и реке Ангаре. Организация Объединённых Наций в конце 1996г. объявила Байкальский регион участником Мирового Наследия, тем самым, признав его великой ценностью. Туристический поток из разных стран возрастает ежегодно, растёт и качество обслуживания. Самое глубоководное в мире озеро Байкал и самый многоводный приток Енисея река Ангара с давних времён составляли единую судоходную систему. Только благодаря водным путям в промышленность дикого Прибайкальского края получила должное развитие. Для экономического подъёма малонаселённых земель, богатых природными ресурсами, необходимо было паровое сообщение всех прибрежных пунктов Байкала с центрами торговли.

Литература

  1. Винокуров М.А Экономика Сибири  / М.А. Винокуров, А.П. Суходолов. — Новосибирск, 1996. — 204-208.
  2. Водный транспорт // Чернигов А. К. Иркутские повествования. Т. 1. — Иркутск, 2003. — С. 353-368.
  3. Геевский А. А. Это было недавно, это было давно: Записки вашего современника.— Иркутск: Обл. тип. № 1, 2005. — С. 64-106.
  4. Подшивалов И. По волнам славного моря // СМ Номер один. — 2004. — 2 сент.
  5. Гузенков С. Страницы истории пароходства М. М. Коковина / С. Гузенков // Земля Иркутская. — 2004. — № 3. — 44-46.

Ссылки

  1. Официальный сайт ОАО «Восточно-Сибирское Речное пароходство»

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): cbs.irkutsk.ru | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.