Байкал (бывшая автодорога М51, М53, М55)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Федеральная автомобильная дорога М51, М53, М55 «Байкал» — устаревшее название автодорог федерального значения Р-255 "Сибирь" и Р-258 «Байкал». Входит в состав азиатского маршрута AH6. Часть дороги от Челябинска до Омска относится также к европейскому маршруту E 30. Часть дороги М51 проходит по территории Казахстана, которую можно миновать по объездной через Ишим.

М51 Челябинск — Курган — Ишим — Омск — Новосибирск

Протяженность: 1528 км

Дорога на всем протяжении имеет асфальтобетонное покрытие с шириной проезжей части 7-8 м.

Средняя температура января изменяется по трассе от -14°С до -20°С.

Опасными для движения являются участки:

  1. с крутым спуском (234 км),

  2. с крутыми поворотами (790 км, 871 км, 890 км, 956 км),

  3. с ограниченной видимостью (15 км, 234 км, 890 км).

Дорога пересекает значительные реки: Тобол, Иртыш, Ишим, Обь.

Все мосты имеют грузоподъемность 60-80 т.

Данные сервисного обслуживания (расстояния до объектов даны в км от начала дороги):

  1. Пункты мед помощи: 859, 904, 942(1), 1316(3), 1399(3), 1415(6).

  2. Посты ГАИ: 27, 95, 126, 171, 207, 295, 396, 443, 763, 812, 832, 997.

Пункты питания расположены на трассе в среднем через 100-125 км.

Через Северный обход г. Новосибирска автодорога переходит в М53, на протяжении 27 км от поста ДПС на Северном обходе г. Новосибирска до п. Сокур — четыре полосы (по две полосы в каждую сторону с разделением потоков, действует с 10 ноября 2011).

Дорога проходит по территории Челябинской, Курганской, Омской и Новосибирской области (часть дороги (190 км) по территории Казахстана)1.

М53 Новосибирск — (Томск —) Кемерово — Красноярск — Иркутск

Протяженность: 1860 км

Проходит по территории Новосибирской, Кемеровской, Иркутской областей, Красноярского края.

Покрытие дороги асфальтобетонное с шириной проезжей части 7 м.

Вначале трасса дороги проходит в условиях равнинной местности.

Климат континентальный с жарким летом и умеренно суровой малоснежной зимой.

Ряд участков дороги является опасным для движения и требует особого внимания водителя:

  1. с крутыми спусками и подъемами (60 км, 139 км, 242 км, 305 км, 655 км, 809 км, 1470 км, 1575 км);

  2. с крутыми поворотами (41 км, 227 км, 482 км, 548 км, 1364 км, 1464 км, 1487 км);

  3. с ограниченной видимостью (235 км, 346 км,483 км).

Дорога пересекает значительные реки: Томь (у г. Кемерово), Кию (у г. Мариинска), Чулым(у г. Ачинска), Енисей (у г. Красноярска), Кан (у г. Канска), Бирюсу (у г. Тайшета), Уду (у г. Нижнеудинска),Оку (у г. Зимы) и Иркут (у г. Иркутска).

Встречаются мосты грузоподъемностью 40 т — через р. Пойму (1167 км), Тулун (1464 км), на 1478 км и 1517 км.

Остальные мосты на дороге имеют грузоподъемность 60 и более тонн.

Данные сервисного обслуживания (расстояния до объектов даны в км от начала дороги. В скобках даны удаления объектов от магистрали в км)

Пункты мед.помощи: 23, 36, 52, 57(3), 82, 158(12), 176(1), 199(7), 206(1), 226(5), 245(4), 382, 402(3), 427(4), 447(4), 481(3), 506(4), 543, 583, 645(3), 690(2), 713, 775(2), 798, 812(3), 845, 931(5), 1049(3), 1103, 1370, 1441, 1487(4), 1623(5), 1754(3), 1800(5), 1815, 1840(1).

Посты ГАИ: 56, 126, 245, 295, 653, 755, 808, 845, 931, 1049, 1372, 1626, 1811, 1834.

Пункты питания расположены по трассе в среднем через 50-60 км.

Автодорога начинается в Новосибирске, выездом в северном направлении, на город Томск. Не заходя в Томск — для этого существует отдельный подъезд, также именуемый «М-53» — автодорога «Байкал» без особых проблем доходит до города Кемерово, центра Кемеровской области.

Далее дорога продолжается в сторону города Красноярска, проходя через города Мариинск Кемеровской области и Ачинск Красноярского края.

Участок Кемерово — Мариинск начинается серпантином среди мариинской тайги, затем дорога выравнивается, вторая половина проходит ровно и спокойно.

Участок Мариинск — Ачинск также утомительно-спокоен, что опять же требует постоянного внимания. Примерно посередине — пост ДПС «Боготол», комплекс кафе и мотелей. В Ачинске, помимо продолжения автодороги М-53 в сторону Красноярска, начинается автодорога в южном направлении — в Хакасию, выводящая на трассу М-54.

Участок Ачинск — Красноярск оживлённее предыдущих — чувствуется приближение большого города. От посёлка Козулька (районный центр) дорога расширяется, качество дорожного покрытия заметно улучшается. Недалеко от Красноярска на круговом перекрёстке первый поворот направо уходит в сторону трассы М-54 «Енисей» Красноярск — Кызыл. Следующий выезд с перекрёстка — на Красноярск.

Трасса М-53 проходит Красноярск по северному краю, и уходит дальше на восток в направлении Иркутска, где собственно и начинается раллийный участок федеральной трассы.

В сентябре 2013 года с опережением сроков был сдан участок трассы М-53 «Байкал» с 1465-го по 1469-й км: гравийка превратилась в шикарную 9-метровую дорогу с идеально ровным асфальтом. В этом году специалисты «Труда» продолжают облагораживать федеральную трассу в Тулунском районе на участке 1443-й — 1454-й км. Специально для того, чтобы заасфальтировать участок протяженностью более 10 км, «Труд» установил здесь асфальтобетонный завод.6

М55 Иркутск — Улан-Удэ — Чита

Краткий маршрут

0 км — Иркутск

110 км — Слюдянка

147 км — Байкальск

276 км — Бабушкин

447 км — Улан-Удэ

491 км — Тарбагатай (Бурятия)

652 км — Петровск-Забайкальский

794 км — Хилок

1113 км — Чита

Протяженность: 1113 км.

Дорога проходит по территории Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края.

На основном протяжении дорога имеет асфальтобетонное покрытие с шириной проезжей части 7 м (встречаются участки с цементобетонным и щебеночным покрытием).

Климат по трассе резко-континентальный, с длительной холодной зимой(средняя температура января -24 °С и коротким жарким летом (средняя температура июля +20 °С).

Ряд участков дороги является опасным для движения и требует особого внимания водителя:

  1. с крутыми спусками и подъемами (34 км, 40 км, 52 км, 55 км, 243 км, 670 км 1029 км, 1081 км);

  2. с крутыми поворотами (15 км, 29 км, 41 км, 52 км, 105 км, 276 км, 347 км,498 км, 703 км);

  3. с ограниченной видимостью (100 км, 400 км, 1055 км).

Дорога пересекает значительные реки: Селенгу (у г. Улан-Удэ), Хилок (у г. Хилок).

Мосты имеют грузоподъемность 60 и более т.

Данные сервисного обслуживания (расстояния до объектов даны в км от начала дороги)

Пункты мед.помощи: 19, 110, 146, 279, 362, 447, 559, 589, 604, 652, 670, 677, 904, 961.

Посты ГАИ: 10, 105, 372, 443, 556, 655, 794.

Пункты питания расположены в среднем через 40-50 км.

Автодорога начинается в Иркутске, выездом в южном направлении. Вскоре появляется город Шелехов, и через некоторое время дорога серпантином начинает подниматься на Олхинское плато. На 95-м километре с высшей точки в хорошую погоду открывается вид на Байкал, дорога серпантином спускается вниз к посёлку Култук на берегу. Здесь же располагаются ряды копчёной рыбы и сувениров, неподалёку, чуть выше дороги — кафе со стеклянными стенами.

В начале ноября 2012 на участке автодороги М-55 «Байкал» в Шелеховском районе введены в эксплуатацию дополнительные полосы. Работы по уширению дороги проводились на участке 33 – 35 км в направлении Култука, и на отрезке 39 – 42 км в сторону Иркутска. По проекту ширина полотна в этих местах достигает 10,5 метров, сообщает пресс-служба УПРДОР «Прибайкалье».

В 2014 году на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание федеральной автомобильных дорог, проходящих по территории Иркутской области, выделено 6,8 млрд рублей. По всем запланированным на нынешний год объектам ведутся работы. Особое внимание уделено самой сложной и непредсказуемой М-55 «Байкал»: из-за перепада высот и крутых поворотов дорога имеет статус аварийно-опасной и не соответствует нормативам и категорийным требованиям.5

Техническая характеристика

  1. Техническая категория — III, характеризуется сложным рельефом в плане дороги;

  2. Ширина проезжей части — 7 м;

  3. Ширина земляного полотна — 12 м;

  4. Расчётная интенсивность движения — 3 000 автомобилей в сутки;

  5. Расчётная скорость движения — 100 км/час;

  6. Протяженность — 1 113 км;

  7. Количество полос движения — две;

  8. Тип покрытия — усовершенствованный облегчённый.

История

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 октября 1970 года № 878—301 «О строительстве и реконструкции приграничных автомобильных дорог (АД) в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии.» были созданы отдельные дорожно-строительные бригады ((одсбр) в Главном военно-строительном управлении (ГВСУ) Министерства обороны СССР (МО СССР) Вооружённых Сил СССР (ВС СССР) которые были размещены и приступили в 1970 году на участках строительства и реконструкции дороги Иркутск — Чита в районах Забайкалья. Финансирование строительства и реконструкции осуществлялось за счёт капитальных вложений, выделяемых централизованно, один раз в год, на эти цели Советом Министров РСФСР. Общая протяжённость дороги от Иркутска до Читы достигала 1 172 км (с подъездами), из них 566 км составляли существующие участки с твёрдым покрытием, а 606 км предстояло построить вновь силами трёх отдельных дорожно-строительных бригад. Работы были начаты в 1970 году на трёх участках:

  1. Байкальск — Посольское протяжённостью 204,3 км;

  2. Мухоршибирь — Глинка протяжённостью 178,5 км;

  3. река Блудная — Черемхово протяжённостью 223,5 км;2

Всего на дороге Иркутск — Чита было построено и введено в эксплуатацию 606 км дороги с асфальтобетонным покрытием по нормативам III технической категории, при этом было освоено 207 000 000 рублей капитальных вложений (в сметных ценах 1969 года).2

Было построено:

  1. 103 капитальных моста;
  2. 480 водопропускных труб;
  3. 12 комплексов зданий и сооружений службы эксплуатации дороги;
  4. 8 автозаправочных станций (АЗС);
  5. 3 автобусных вокзала (автовокзал);
  6. 2 станции технического обслуживания (СТО) автомобилей и дорожных машин;[2]

По мере окончания работ на своих участках одсбр ГВСУ МО СССР перемещались на строительство АД «Чита — Хабаровск» (М58).2

Работы по строительству и реконструкции АД «Иркутск — Чита» в основном были закончены в 1981 году.2

Особенности автодороги

  1. 296 мостов.
  2. Платных участков на автодороге нет, тоннелей нет[3].

Перспективы

В сентябре 2010 г. министр транспорта заявил, что в ближайшее время на ремонт федеральной трассы М53 Красноярск — Иркутск будут направлены основные средства, предназначенные на строительство и ремонт дорог. Запланированы работы по ликвидации грунтового разрыва. Будут пересмотрены планы по финансированию оставшегося участка северной объездной дороги вокруг Новосибирска. Северный обход позволит автотранспорту следовать с запада на восток, минуя Новосибирск, в сторону Томска, затем на Красноярский край, минуя Кемерово[4].

Интересный факт

При реконструкции и строительстве АД «Иркутск — Чита» (1970—1981 года) на участке река Блудна — Черемхово ряд больших выемок был разработан с помощью мощных направленных взрывов с закладкой до 400 тонн взрывчатых веществ (ВВ) на один взрыв.2

Список главных автомобильных дорог Иркутской области

  1. Байкальский тракт (трасса М55Л)
  2. Р419 "Вилюй" (автодорога)
  3. Обход города Иркутска (автодорога)
  4. Александровский (Заангарский) тракт

Литература

  1. История дорожных войск — М.: Военное издательство, 1995. — 432 стр.

Ссылки

  1. Москва — Владивосток: только асфальт (об открытии нового участка федеральной трассы Москва — Владивосток на участке между Тулунским и Нижнеудинским районами, прежде не имевшем асфальтового покрытия) // Байкалпресс. — 13 августа 2015
  2. Байкал (автодорога) // Русская Википедия
  3. M51 M53 М55 в «Вольной энциклопедии» Антона Кротова
  4. Автодорога М-51, М-53, М-55 «Байкал» на «Живых дорогах Сибири»

Примечания

  1. Rutrassa.ru
  2. История дорожных войск  М.: Воениздат, 1995.  432 стр.
  3. База данных дорог международной азиатской сети
  4. Трассе «Байкал» уделят особое внимание // сайт газеты «Гудок»
  5. Александр Антоненко Дорожная модернизация/ Губерния: газета - 15 июля 2014
  6. Виктория Шолохова На трассе М-53 произошли перемены // Пятница: газета № 28 - 18 июля 2014 года

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия / Русская Википедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 12 августа 2015

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Русская Википедия | Библиотека по теме "Экономика"