Федеральная автомобильная дорога М51, М53, М55 «Байкал» — устаревшее название автодорог федерального значения Р-255 "Сибирь" и Р-258 «Байкал». Входит в состав азиатского маршрута AH6. Часть дороги от Челябинска до Омска относится также к европейскому маршруту E 30. Часть дороги М51 проходит по территории Казахстана, которую можно миновать по объездной через Ишим.
Протяженность: 1528 км
Дорога на всем протяжении имеет асфальтобетонное покрытие с шириной проезжей части 7-8 м.
Средняя температура января изменяется по трассе от -14°С до -20°С.
Опасными для движения являются участки:
с крутым спуском (234 км),
с крутыми поворотами (790 км, 871 км, 890 км, 956 км),
с ограниченной видимостью (15 км, 234 км, 890 км).
Дорога пересекает значительные реки: Тобол, Иртыш, Ишим, Обь.
Все мосты имеют грузоподъемность 60-80 т.
Данные сервисного обслуживания (расстояния до объектов даны в км от начала дороги):
Пункты мед помощи: 859, 904, 942(1), 1316(3), 1399(3), 1415(6).
Посты ГАИ: 27, 95, 126, 171, 207, 295, 396, 443, 763, 812, 832, 997.
Пункты питания расположены на трассе в среднем через 100-125 км.
Через Северный обход г. Новосибирска автодорога переходит в М53, на протяжении 27 км от поста ДПС на Северном обходе г. Новосибирска до п. Сокур — четыре полосы (по две полосы в каждую сторону с разделением потоков, действует с 10 ноября 2011).
Дорога проходит по территории Челябинской, Курганской, Омской и Новосибирской области (часть дороги (190 км) по территории Казахстана)1.
Протяженность: 1860 км
Проходит по территории Новосибирской, Кемеровской, Иркутской областей, Красноярского края.
Покрытие дороги асфальтобетонное с шириной проезжей части 7 м.
Вначале трасса дороги проходит в условиях равнинной местности.
Климат континентальный с жарким летом и умеренно суровой малоснежной зимой.
Ряд участков дороги является опасным для движения и требует особого внимания водителя:
с крутыми спусками и подъемами (60 км, 139 км, 242 км, 305 км, 655 км, 809 км, 1470 км, 1575 км);
с крутыми поворотами (41 км, 227 км, 482 км, 548 км, 1364 км, 1464 км, 1487 км);
с ограниченной видимостью (235 км, 346 км,483 км).
Дорога пересекает значительные реки: Томь (у г. Кемерово), Кию (у г. Мариинска), Чулым(у г. Ачинска), Енисей (у г. Красноярска), Кан (у г. Канска), Бирюсу (у г. Тайшета), Уду (у г. Нижнеудинска),Оку (у г. Зимы) и Иркут (у г. Иркутска).
Встречаются мосты грузоподъемностью 40 т — через р. Пойму (1167 км), Тулун (1464 км), на 1478 км и 1517 км.
Остальные мосты на дороге имеют грузоподъемность 60 и более тонн.
Данные сервисного обслуживания (расстояния до объектов даны в км от начала дороги. В скобках даны удаления объектов от магистрали в км)
Пункты мед.помощи: 23, 36, 52, 57(3), 82, 158(12), 176(1), 199(7), 206(1), 226(5), 245(4), 382, 402(3), 427(4), 447(4), 481(3), 506(4), 543, 583, 645(3), 690(2), 713, 775(2), 798, 812(3), 845, 931(5), 1049(3), 1103, 1370, 1441, 1487(4), 1623(5), 1754(3), 1800(5), 1815, 1840(1).
Посты ГАИ: 56, 126, 245, 295, 653, 755, 808, 845, 931, 1049, 1372, 1626, 1811, 1834.
Пункты питания расположены по трассе в среднем через 50-60 км.
Автодорога начинается в Новосибирске, выездом в северном направлении, на город Томск. Не заходя в Томск — для этого существует отдельный подъезд, также именуемый «М-53» — автодорога «Байкал» без особых проблем доходит до города Кемерово, центра Кемеровской области.
Далее дорога продолжается в сторону города Красноярска, проходя через города Мариинск Кемеровской области и Ачинск Красноярского края.
Участок Кемерово — Мариинск начинается серпантином среди мариинской тайги, затем дорога выравнивается, вторая половина проходит ровно и спокойно.
Участок Мариинск — Ачинск также утомительно-спокоен, что опять же требует постоянного внимания. Примерно посередине — пост ДПС «Боготол», комплекс кафе и мотелей. В Ачинске, помимо продолжения автодороги М-53 в сторону Красноярска, начинается автодорога в южном направлении — в Хакасию, выводящая на трассу М-54.
Участок Ачинск — Красноярск оживлённее предыдущих — чувствуется приближение большого города. От посёлка Козулька (районный центр) дорога расширяется, качество дорожного покрытия заметно улучшается. Недалеко от Красноярска на круговом перекрёстке первый поворот направо уходит в сторону трассы М-54 «Енисей» Красноярск — Кызыл. Следующий выезд с перекрёстка — на Красноярск.
Трасса М-53 проходит Красноярск по северному краю, и уходит дальше на восток в направлении Иркутска, где собственно и начинается раллийный участок федеральной трассы.
В сентябре 2013 года с опережением сроков был сдан участок трассы М-53 «Байкал» с 1465-го по 1469-й км: гравийка превратилась в шикарную 9-метровую дорогу с идеально ровным асфальтом. В этом году специалисты «Труда» продолжают облагораживать федеральную трассу в Тулунском районе на участке 1443-й — 1454-й км. Специально для того, чтобы заасфальтировать участок протяженностью более 10 км, «Труд» установил здесь асфальтобетонный завод.6
Краткий маршрут
0 км — Иркутск
110 км — Слюдянка
147 км — Байкальск
276 км — Бабушкин
447 км — Улан-Удэ
491 км — Тарбагатай (Бурятия)
652 км — Петровск-Забайкальский
794 км — Хилок
1113 км — Чита
Протяженность: 1113 км.
Дорога проходит по территории Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края.
На основном протяжении дорога имеет асфальтобетонное покрытие с шириной проезжей части 7 м (встречаются участки с цементобетонным и щебеночным покрытием).
Климат по трассе резко-континентальный, с длительной холодной зимой(средняя температура января -24 °С и коротким жарким летом (средняя температура июля +20 °С).
Ряд участков дороги является опасным для движения и требует особого внимания водителя:
с крутыми спусками и подъемами (34 км, 40 км, 52 км, 55 км, 243 км, 670 км 1029 км, 1081 км);
с крутыми поворотами (15 км, 29 км, 41 км, 52 км, 105 км, 276 км, 347 км,498 км, 703 км);
с ограниченной видимостью (100 км, 400 км, 1055 км).
Дорога пересекает значительные реки: Селенгу (у г. Улан-Удэ), Хилок (у г. Хилок).
Мосты имеют грузоподъемность 60 и более т.
Данные сервисного обслуживания (расстояния до объектов даны в км от начала дороги)
Пункты мед.помощи: 19, 110, 146, 279, 362, 447, 559, 589, 604, 652, 670, 677, 904, 961.
Посты ГАИ: 10, 105, 372, 443, 556, 655, 794.
Пункты питания расположены в среднем через 40-50 км.
Автодорога начинается в Иркутске, выездом в южном направлении. Вскоре появляется город Шелехов, и через некоторое время дорога серпантином начинает подниматься на Олхинское плато. На 95-м километре с высшей точки в хорошую погоду открывается вид на Байкал, дорога серпантином спускается вниз к посёлку Култук на берегу. Здесь же располагаются ряды копчёной рыбы и сувениров, неподалёку, чуть выше дороги — кафе со стеклянными стенами.
В начале ноября 2012 на участке автодороги М-55 «Байкал» в Шелеховском районе введены в эксплуатацию дополнительные полосы. Работы по уширению дороги проводились на участке 33 – 35 км в направлении Култука, и на отрезке 39 – 42 км в сторону Иркутска. По проекту ширина полотна в этих местах достигает 10,5 метров, сообщает пресс-служба УПРДОР «Прибайкалье».
В 2014 году на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание федеральной автомобильных дорог, проходящих по территории Иркутской области, выделено 6,8 млрд рублей. По всем запланированным на нынешний год объектам ведутся работы. Особое внимание уделено самой сложной и непредсказуемой М-55 «Байкал»: из-за перепада высот и крутых поворотов дорога имеет статус аварийно-опасной и не соответствует нормативам и категорийным требованиям.5
Техническая категория — III, характеризуется сложным рельефом в плане дороги;
Ширина проезжей части — 7 м;
Ширина земляного полотна — 12 м;
Расчётная интенсивность движения — 3 000 автомобилей в сутки;
Расчётная скорость движения — 100 км/час;
Протяженность — 1 113 км;
Количество полос движения — две;
Тип покрытия — усовершенствованный облегчённый.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 октября 1970 года № 878—301 «О строительстве и реконструкции приграничных автомобильных дорог (АД) в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии.» были созданы отдельные дорожно-строительные бригады ((одсбр) в Главном военно-строительном управлении (ГВСУ) Министерства обороны СССР (МО СССР) Вооружённых Сил СССР (ВС СССР) которые были размещены и приступили в 1970 году на участках строительства и реконструкции дороги Иркутск — Чита в районах Забайкалья. Финансирование строительства и реконструкции осуществлялось за счёт капитальных вложений, выделяемых централизованно, один раз в год, на эти цели Советом Министров РСФСР. Общая протяжённость дороги от Иркутска до Читы достигала 1 172 км (с подъездами), из них 566 км составляли существующие участки с твёрдым покрытием, а 606 км предстояло построить вновь силами трёх отдельных дорожно-строительных бригад. Работы были начаты в 1970 году на трёх участках:
Байкальск — Посольское протяжённостью 204,3 км;
Мухоршибирь — Глинка протяжённостью 178,5 км;
Всего на дороге Иркутск — Чита было построено и введено в эксплуатацию 606 км дороги с асфальтобетонным покрытием по нормативам III технической категории, при этом было освоено 207 000 000 рублей капитальных вложений (в сметных ценах 1969 года).2
Было построено:
По мере окончания работ на своих участках одсбр ГВСУ МО СССР перемещались на строительство АД «Чита — Хабаровск» (М58).2
Работы по строительству и реконструкции АД «Иркутск — Чита» в основном были закончены в 1981 году.2
В сентябре 2010 г. министр транспорта заявил, что в ближайшее время на ремонт федеральной трассы М53 Красноярск — Иркутск будут направлены основные средства, предназначенные на строительство и ремонт дорог. Запланированы работы по ликвидации грунтового разрыва. Будут пересмотрены планы по финансированию оставшегося участка северной объездной дороги вокруг Новосибирска. Северный обход позволит автотранспорту следовать с запада на восток, минуя Новосибирск, в сторону Томска, затем на Красноярский край, минуя Кемерово[4].
При реконструкции и строительстве АД «Иркутск — Чита» (1970—1981 года) на участке река Блудна — Черемхово ряд больших выемок был разработан с помощью мощных направленных взрывов с закладкой до 400 тонн взрывчатых веществ (ВВ) на один взрыв.2
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей