Список авиапроисшествий в Иркутске и Иркутском районе.
31 декабря 1954 года – Ил–14 компании «Аэрофлот». Разбился после взлета. Выполнял рейс из Пекина на Кипр. Погибли 17 человек.
13 июля 1963 года – Ту–104Б компании «Аэрофлот». Разбился в 2 км от ВПП из–за преждевременного снижения. Погибли 33 человека. На борту находились сотрудники посольства Албании в Китае.
28 апреля 1969 года – Ту–104 компании «Аэрофлот». Грубая посадка, не долетел 600 м до взлетно–посадочной полосы (ВПП). Данные о жертвах неизвестны.
25 июля 1971 года – Ту–104Б компании «Аэрофлот». В результате ошибки пилота самолёт жёстко приземлился в 150 м от ВПП и загорелся. Погибли 97 человек.
4 декабря 1974 года – Ан–2Р компании «Аэрофлот» и Ан-12Б. Экипаж Ан-12 134-го летного отряда производил тренировочный полет в районе аэропорта Иркутска. Одновременно с ГВПП, расположенной в 2500 м юго-западнее ИВПП, курсом 320° выполнялись вылеты самолетов Ан-2. Самолёт Ан–2 вскоре после взлёта столкнулся с самолётом Ан–12. Удар Ан-2 под прямым углом пришелся в нижнюю часть фюзеляжа Ан-12. В результате столкновения Ан-2 разрушился. Самолёту Ан–12 удалось совершить посадку в пойме реки Ушаковка. При движении по грунту оба левых двигателя отделились от крыла, оторвался воздушный винт двигателя №3, нижняя часть фюзеляжа была разрушена. При движении самолет сбил грозоотводящую мачту, представлявшую собой металлоконструкцию высотой более 10 м. Мачта упала на фюзеляж, полностью разрушив центроплан. Самолет остановился в 220 м от места первого касания. Пожара не возникло. Экипаж Ан-12 не пострадал. Погибли все находившиеся на борту Ан-2 — 13 человек.
9 февраля 1976 года – Ту–104А компании «Аэрофлот». Сразу после взлёта, набрав высоту 30 м, самолёт наклонился вправо, перешёл в неуправляемое снижение и столкнулся с землёй в 129 м от ВПП. Погибли 24 человека.
25 августа 1988 года – Л–410М компании «Аэрофлот». Нарушение экипажем установки на барометрических высотомерах давления аэродрома привело к тому, что показания высоты отличались на 510 м, что привело к столкновению с землёй. Самолёт жёстко приземлился в 150 м от ВПП и загорелся. Жертв не было.
3 января 1994 года – Ту–154М авиакомпании «Байкал». Сразу после взлета загорелся правый двигатель. Прогорели баки с гидросмесью, питающие гидросистемы управления самолетом, самолет потерял управляемость и упал на сельскохозяйственную ферму в посёлке Мамоны под Иркутском. Погибли 116 пассажиров, 9 членов экипажа, а также 1 человек, находившийся на земле.
6 декабря 1997 года – АН–124 "Руслан" . Военно–транспортный АН–124 "Руслан" совершал рейс по маршруту Москва–Иркутск–Владивосток–Вьетнам. На его борту находилось два cамолета СУ–27 и экипаж в составе 16 пилотов и 30 техников. Самолет был полностью заправлен горючим, общий объем которого превышал 140 тонн. Через 20 секунд после взлета с аэродрома Иркутского авиазавода самолет с выключенными двигателями по неизвестной причине упал на микрорайон Иркутск II (поселок авиастроителей), полностью рассыпавшись при ударе о землю. При падении левое крыло зацепило деревянное двухэтажное здание, самолет развернуло на 180 градусов, и он рухнул на кирпичное четырехэтажное жилое строение, задев находящийся рядом детский дом. Горючее из баков самолета разлилось по земле и воспламенилось. В детском доме в это время был сон–час, все дети находились в здании. В катастрофе погибли 72 человека.
26 июля 1999 года – Ил–76ТД авиакомпании «Эльф–Эйр», рейс Тяньцзинь–Иркутск–Пермь–Домодедово. В связи со сверхнормативной загрузкой, самолёт не смог набрать высоту после взлёта, столкнулся со зданием радиомаяка и загорелся. Благодаря быстрым действиям спасательных служб аэропорта «Иркутск» все члены экипажа были извлечены из обломков до распространения пожара в кабине.
4 июля 2001 года – Ту–154М авиакомпании «Владивосток Авиа». При заходе на посадку экипаж не смог выдерживать установленную высоту в 850 метров. Чтобы исправить ошибку, второй пилот потянул штурвал на себя. Неправильные действия командира корабля лишь усугубили эту ситуацию, в результате самолет полностью потерял управление и разбился. На борту находились 136 пассажиров (в том числе 6 детей) и 9 членов экипажа. Все они погибли.
9 июля 2006 года – А–310: Airbus А310–324 авиакомпании S7 Airlines («Сибирь»), рейс Иркутск – Москва. После посадки, в процессе пробега самолёт выкатился за пределы ВПП, врезался в постройки и загорелся. Погибли 125 человек.
26 декабря 2013 года – самолет Ан-12, бортовой номер 12162, принадлежавший Иркутскому авиазаводу и перевозивший промышленный груз из Новосибирска для авиазавода, выполняя заход на посадку на аэродром Иркутск-Восточный, столкнулся с наземными предметами на территории расположенного вблизи аэродрома военного склада (109-й арсенал ГРАУ). Самолет шел на посадку на низкой высоте и задел здания военных складов, после чего упал на складские помещения Центра материального технического обеспечения, на которых хранились запасные инструменты и принадлежности к автомобильной технике, повредив крыши двух хранилищ. Взрыва не последовало, но загорелось топливо на площади 20 м2; пожар был быстро ликвидирован. Погибли 9 человек — 6 членов экипажа и 3 пассажира, сопровождавшие груз.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей