Катастрофа Ту-154 под Иркутском 3 января 1994 года

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Катастрофа Ту-154 под Иркутском 3 января 1994 — крушение самолёта Ту-154 (бортовой номер 85656), совершавшего рейс 130 по маршруту Иркутск — Москва 3 января 1994.  Крушение произошло через 12 минут после взлета из Иркутского аэропорта, в районе поселка Мамоны. 116 пассажиров, 9 членов экипажа, а также 1 человек, находившийся на земле, погибли.

Катастрофа Ту-154 3 января 1994: последовательность событий

На высоте 300 метров сигнализация оповестила о пожаре двигателя номер 2. Экипаж выполнил разворот в сторону Иркутска и запросил экстренную посадку. Второй двигатель продолжал гореть, что привело к разрушению расположенных рядом баллонов с гидросмесью. Отказали все гидросистемы самолёта, экипаж утратил способность управлять машиной. Через 12 минут после взлёта самолёт на скорости порядка 500 км/ч, по скользящей траектории, врезался в молочную ферму в поселке Мамоны, который находится в 3 километрах от Иркутска. На земле погиб 1 человек.

Обломки самолёта были найдены в радиусе 400 метров от места падения.

Идентифицировать удалось останки 74-х человек.

Причины катастрофы

Следственная комиссия установила, что 2-й двигатель на этом самолёте отказывал не в первый раз. Летом 1993 2-й двигатель отказал при подлете к Гуанчжоу (Китай). Экипажу пришлось вырабатывать топливо и садиться на аварийную полосу. Экипаж самолёта неоднократно писал послеполётные рекламации, в которых указывали неудовлетворительную работу 2-го двигателя. В день катастрофы 2-й двигатель смогли запустить лишь со второй попытки.

Расшифровка переговоров дала следующий результат.

За две минуты до взлёта было сказано:

— Передай инженеру, который двигатели готовил, что очень плохо подготовлены двигатели, не запускаются. Двадцать минут три двигателя запускали.

За минуту до взлёта:

— Опасные обороты! Кнопку нажимаешь — и не гаснет.

— Ни...я, прогреется отключится. (КВС)

На расстоянии 4 км от аэропорта разрушился стартёр двигателя номер 2. Разрушение стартёра произошло из-за попадания постороннего предмета (предположительно обломка кожуха газосборника ВСУ) под заслонку управления стартёром. Из-за неплотно закрытой заслонки турбина стартёра продолжала раскручиваться и при значительном превышении предельно-допустимых оборотов произошло её разрушение. Части стартёра повредили систему подачи топлива, маслопроводы и трубопроводы гидравлической системы. Начался пожар второго двигателя, что и привело к катастрофе.

Переговоры экипажа в кабине

До падения — 5 минут

Бортинженер: Загорелось табло «Пожар» в мотогондоле номер 2. Второй двигатель выключил.

Командир: Илья, сирену выключи…

Штурман: Курс обратный посадочный…!!!!

Диспетчер: 656-й! Посадку разрешаю! Снижайтесь до 900.

Диспетчер: 656-й! Пожар какого двигателя?

Командир: Пожар второго двигателя! И правого…

Бортинженер: Давление в первой гидросистеме упало!…

Второй пилот: Выпускаем шасси!…

Командир: Шасси не выпускается ни х… Да не выпускается же! От второй гидросистемы давай!

Бортинженер: Да нету же давления!

Второй пилот: У нас упало давление в обеих гидросистемах!

Диспетчер: 656-й, понял! Удаление где ваше?

Штурман: 400 метров.

Командир: Ребята, не управляется! Самолет не управляется!

Диспетчер: Ниже глиссады идете! (Сработала аварийная сирена.) Работайте с посадкой!

Конец записи.

Память о погибших в авиакатастрофе

В октябре 2007 состоялось освящение храма во имя святителя Софрония, возведенного в поселке Мамоны на месте падения самолета Ту-154 3 января 1994 года. Инициатором строительства храма стал житель села Владимир Горбатов.

Авиакатастрофы в Иркутске и Иркутской области. Читайте в Иркипедии:

  1. Авиакастрофа 9 февраля 1976 года под Иркутском
  2. Авиакастрофа 1976 года: свидетельство бортпроводницы Галины Ушаковой
  3. Катастрофа Ту-154 под Иркутском: свидетельства из первых уст
  4. Катастрофа аэробуса А310 в Иркутске
  5. Катастрофа Ан-124 в Иркутске 6 декабря 1997 года
  6. Крушение «Руслана»: память о трагедии
  7. Авиакатастрофа А310 в Иркутске 9 июля 2006 года
  8. Катастрофа Bell 407 на Байкале 10 мая 2009 года
  9. Авиакатастрофы над Иркутском: один миг и целая вечность

Ссылки

  1. Материалы расследования катастрофы Ту-154М а/к "Байкал" в районе Иркутска на сайте "Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России".
  2. В Мамонах наконец-то появился храм // СМ Номер один : газета. — 2007. — № 40.
  3. Мамоны: 20 лет спустя // СМ Номер один : газета. — 9 января 2014.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): www.airdisaster.ru | http://www.airdisaster.ru/reports.php?id=17 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Обзорные статьи по теме "Чрезвычайные происшествия и преступность" | Иркутский район
Загрузка...