ЕВРЕИ (самоназвание на иврите — йегудим, на идиш — йид или айид). Этноним Евреи через церковнославянский язык восходит к греческому эбрайос («еврей»), происходящему от ивритского иври («перешедший через что-либо»).
Как этническое обозначение в Библии впервые применено к праотцу Аврааму, предположительно перешедшему реку Евфрат, затем к евреям периода Исхода и до первых царей (конец II — начало I тыс. до н. э.). Русский этноним евреи принадлежит книжной библейской традиции. В живом изустном употреблении обычны различные эндо- и экзоэтнонимы, этимологически восходящие к ивритскому yehudi («иудей, житель Иудеи»), ставшему самоназванием евреи середины I тыс. до н. э.
В Сибири евреи впервые появляются в 1630-е гг. Это были уроженцы Речи Посполитой, захваченные во время Смоленской войны 1632—34. После окончания военного конфликта между Россией и Польшей и обмена пленными некоторые евреи остались в Сибири. В 1659 из Немецкой слободы (Москва) в Сибирь были высланы иудеи, плененные в период Русско-польской войны 1654—67, в Москве разрешили остаться только крещеным евреям. В первой четверти XVIII в. началась массовая ссылка на восток страны политических и уголовных преступников, в том числе евреев. Приговоренные к каторжным работам направлялись на Ачинский, Нерчинский, Зерентуйский и другие рудники. Во второй половине XVIII в. в связи с первым разделом Речи Посполитой, по указу Екатерины II (1785) польские евреи, ставшие подданными Российской империи, получили право вести торговлю на ее территории, включая Сибирь. Однако в начале 1790-х гг. государство значительно ограничило для евреев свободу миграции и выбора места жительства. В 1791—94 была установлена «черта еврейской оседлости». Границы проживания и передвижения еврейского населения ограничивались территорией Белоруссии и юга Украины (исключая Киев). Таким образом, евреям был запрещен доступ во внутренние губернии Российской империи, в том числе в Сибирь. Исключение составляли евреи, принявшие православие. Евреи-иудеи могли попасть на сибирские земли в качестве ссыльных, каторжан, нелегальным путем или по особому разрешению. На каторжные работы ссылались преимущественно в Восточную Сибирь — Иркутскую губернию, Якутскую и Забайкальскую области.
Несмотря на правовые ограничения миграционного движения евреев, введенные в последние годы правления Екатерины II, в конце XVIII — первой половине XIX в. в Сибири и Зауралье численность еврейского населения устойчиво росла за счет евреев-христиан, ссыльных и самовольных переселенцев. В отдельных случаях власти предоставляли право переселения и постоянного проживания в сибирских губерниях лицам, обладавшим дефицитными профессиями или занимавшимся коммерцией. В процессе формирования еврейских этнических общностей на востоке страны существовали региональные различия. В Восточной Сибири, в частности, в Иркутской губернии, Забайкальской и Якутской областях, на этот процесс оказывал влияние прежде всего интенсивный приток ссыльных и каторжников. В начале XIX в. значительные группы евреев, освободившихся из заключения, осели в Канске и Нижнеудинске. В Западной Сибири еврейское население формировалось, как правило, за счет вольных переселенцев, законно или нелегально покинувших разрешенные для проживания территории (черту оседлости).
В первой половине XIX в. в Сибири начинается самоорганизация еврейской общинной жизни, оформление внутреннего самоуправления, появление синагог и погребальных братств (Хевре-кадиша). Одна из первых общин в Западной Сибири появилась в Каинске Томской губернии. В 1816 в городе проживало около 100 евреев, владевших 23 домами. Община имела молитвенный дом и собственное кладбище. В 1820-е гг. небольшие группы евреев образовались в Тобольске (128 человека), Томске (69 человек) и других городах. В 1827 общая численность еврейского населения в Западной Сибири составляла 607 человек, в 1835 — 1 735. Его основная масса (1 039 человек, 60% евреев Тобольской губернии), главным образом ссыльнопоселенцы, была сосредоточена в сельской местности. Наиболее крупная еврейская земледельческая колония (256 человек), возникла в 1830-е гг. в Тюкалинском округе Тобольской губернии. В Восточной Сибири еврейские общины первоначально сложились в городах Енисейской губернии. В 1822 в Красноярске открылась молитвенная школа, в 1824 — еврейское кладбище. В 1828 представители местной диаспоры впервые избрали старшину, собиравшего подати и подчинявшегося губернской администрации. В 1840—50-е гг. этнические евреи появились в сельской местности Байкальского региона. Одной из первых на территории Иркутской губернии возникла община в селе Кутлик Балаганского уезда. В Забайкальской области общины первоначально образовались в селах Верхне-удинского и Баргузинского уездов.
В предреформенный период основными занятиями сибирских евреев были земледелие, ремесло и мелочная торговля. Несмотря на формирование еврейской диаспоры, общинная организация в Сибири не получила значительного распространения, причиной этого была минимальная концентрация еврейских мужчин в одном населенном пункте, что не позволяло образовать миньян (собрание 10 человек, достигших религиозного совершеннолетия, не моложе 13 лет, присутствие которых обязательно для совершения общественного богослужения).
До второй четверти XIX в. центральные и местные власти не вмешивались во внутренние дела еврейских сообществ. В 1817 был издан закон, разрешавший сибирским евреям вступать в брак с женщинами-нехристианками. С середины 1820-х гг. правовое положение евреев стало ухудшаться в связи с введением для них ограничений в сфере экономической деятельности, вмешательством государства в их частную жизнь. В 1824 Александр I издал указы о запрете евреям заниматься золотодобычей и их «нетерпимости» на горных заводах. При Николае I началось распространение повинностей, которые ранее несло только русское православное население, на представителей других конфессий. В 1827 был введен Устав рекрутской повинности и военной службы евреев, согласно которому с каждой тысячи человек набиралось 10 рекрутов. После окончания 25-летней службы еврейские рекруты получали право на проживание в Сибири. Из них сформировалась особая социальная группа «николаевских солдат». В 1827 евреям было запрещено следовать в Сибирь за сосланными женами. В 1836 еврейкам, отправлявшимся вслед за осужденными мужьями, разрешалось брать с собой малолетних детей мужского пола до 5 лет и женского до 10 лет. С 1834 евреи, проживавшие в Сибири, а также члены их семей, могли получить свидетельство о приписке к купеческой гильдии лишь с разрешения Министерства финансов.
В отдельных случаях законодательные инициативы центральной власти носили противоречивый характер. 20 ноября 1836 по указу Николая I о порядке переселения евреев в Тобольскую губернию и Омскую область был выделен земельный фонд в 15 154 десятин. Переселенцы снабжались за счет казны орудиями труда, рабочим скотом, домашней утварью, освобождались на 25 лет от военной службы и прочих повинностей. 5 января 1837 процесс переселения евреев и колонизации ими районов Западной Сибири был прерван по указанию императора. Все евреи, не успевшие добраться до нового местожительства, направлялись в сельскохозяйственные колонии Херсонской губернии. Право постоянного проживания в Сибири и занятия хлебопашеством получили лишь 1 367 колонистов, успевших осесть на отведенных землях. Они образовали одну из специфических групп сибирских евреев — свободных земледельцев, потомки которых продолжали заниматься сельским хозяйством.
Окончательный запрет на поселение евреев в Сибири был установлен законом «О мерах против переселения евреев в сибирские губернии и для уменьшения числа поселенных уже в Сибири евреев» от 15 мая 1837. В виде исключения в Иркутскую губернию и Забайкальскую область разрешалось направлять ссыльных евреев в возрасте от 40 лет и старше. Несовершеннолетние сыновья каторжников принудительно зачислялись в кантонистские школы для военной подготовки, где насильно обращались в православие. Выпускники школ поступали на службу в войсковые формирования. Оснновные кантонистские заведения располагались в Иркутске, Тобольске, Томске. 11 ноября 1847 евреи, поселившиеся в Сибири до 1837, лишились права на смену местожительства и выезд в другие районы без разрешения местных властей. Данные ограничения привели к значительному сокращению притока еврейских мигрантов в восточные регионы страны. В конце 1830-х — начале 1850-х гг. формирование отдельных групп сибирских евреев шло за счет ссыльных, рекрутов и кантонистов. Представители данных категорий населения образовали общины в городах и селах Томской, Енисейской, Иркутской губерний и других районах. В 1859 общая численность еврейского населения в Западной Сибири составляла 3 874 человек.
В эпоху реформ Александра II правовое положение сибирских евреев несколько улучшилось. С 23 февраля 1857 они получили право вступать на общих основаниях в купеческие гильдии, 1 ноября 1858 — переходить из сословия государственных крестьян в мещанство. В конце 1850-х гг. были упразднены кантонистские школы, а их совершеннолетние воспитанники направлялись на военную службу в войсковые формирования центральных губерний. В 1859 сибирским евреям разрешили переселяться в губернии черты оседлости. В 1860 были изданы указы императора о запрете ссылки евреев в Сибирь за бродяжничество, на въезд ссыльных и членов их семей в 100-верстную пограничную полосу и районы золотых приисков. 28 июня 1865 Александр II утвердил решение Государственного совета о разрешении проживания вне черты оседлости для евреев из среды предпринимателей и ремесленников, в 1867 — нижних чинов и отставных солдат. К категориям еврейского населения, имевшего право на жительство в Сибири, относились также лица с высшим образованием или учеными степенями, медицинскими профессиями, потомки кантонистов, «николаевские солдаты», купцы 1-й гильдии. В 1866 детям еврейских ссыльнопоселенцев и евреям, высланным в восточные районы страны без лишения прав состояния, разрешалось записываться в податные сословия и купечество, в 1872 — заниматься частными разработками золотых россыпей в Сибири. В 1874 по указу Александра II они получили возможность вести питейную торговлю. В 1883 сибирские евреи были уравнены в правах с христианами. Либеральные веяния эпохи «великих реформ» способствовали унификации правового статуса еврейской диаспоры с положением других этноконфессионных общностей. Одновременно власть стремилась ограничить ее свободы, особенно в экономической и миграционной сферах.
В 1880—90-е гг. государство вновь взяло курс на проведение дискриминационной политики в отношении еврейского населения. В 1887 представителям еврейской диаспоры запрещалось заниматься питейной торговлей и винокурением. С 1890, согласно Уставу о паспортах, всем евреям из европейской части России воспрещалось добровольное переселение в Сибирь. На границах сибирских губерний, пристанях и железнодорожных станциях появились кордоны, не пропускавшие еврейских мигрантов в восточные районы страны. В 1897 сибирским евреям было запрещено покидать пределы своего округа или уезда без санкции полиции. В начале XX в. ужесточение законодательства, регламентировавшего миграцию евреев и выбор ими местожительства, достигло апогея. В 1903 Сенат лишил еврейских купцов 1-й гильдии возможности переселяться в Сибирь и направлять туда своих торговых представителей. В 1907 въезд в нее был запрещен и для евреев с высшим образованием. Местные власти использовали многочисленные ограничения и запреты для притеснения еврейских общин, сопровождавшегося уголовным преследованием, насильственным выселением, жесткой регламентацией передвижения. Наиболее характерно это было для политики приморского генерал-губернатора Н.Л. Гондатти (1911-17).
Во второй половине XIX в. во многих городах Сибири сформировались компактные этнические группы евреев. В начале 1860-х гг. крупные еврейские общины существовали в Томске (734 человек), Каинске (460 человек), Тобольске (445 человек), Красноярске (362 человек), Иркутске (283 человек), Енисейске (211 человек), Ачинске (161 человек). В 1870 в Чите проживало 317 евреев, Верхнеудинске — 148, Баргузине — 124, Нерчинске — 60. В еврейских сообществах повсеместно создавались общины с органами самоуправления. Государство в значительной мере контролировало еврейские общины, при этом на органы внутриобщинного самоуправления была возложена организация религиозной, благотворительной, образовательной и хозяйственной деятельности. Самоуправление включало в себя институт раввината и духовное и хозяйственное правление, решало не только коллективные, но и частные повседневные проблемы членов общины.
Духовные правления составлялись из старосты (габу), казначея (нейман) и ученого еврея. Участие в выборах должностных лиц принимали члены общины, вносившие средства в общинную кассу. В ряде городов (например в Томске) в 1870—80-е гг. институты самоуправления формировались в ходе борьбы между различными социальными группами евреев — бывшими «николаевскими солдатами», кантонистами, ссыльными, мещанами, купечеством. Сибирская специфика управления общинами заключалась в нехватке казенных раввинов. В связи с этим огромным влиянием пользовались старосты. Они выступали посредниками между общиной и местной властью, регулировали внутриобщинные отношения. В 1860—80-х гг. духовные правления действовали в Каинске, Томске, Мариинске. В 1890-е гг. духовные правления были реорганизованы в хозяйственные. Министерство внутренних дел на основе Правил о синагогах С.-Петербурга образца 1877 разработало положение для еврейских молитвенных учреждений сибирских городов. В соответствии с ним внутреннее управление общинами строилось на коллегиальных началах.
Во второй половине XIX — начале XX в. под влиянием буржуазных реформ евреи включались в различные сферы экономики. Их основными занятиями являлись ремесло, извоз, погрузка пароходов и железнодорожных составов, торговые операции, кустарные промыслы. Еврейский капитал наиболее активно проникал в мелкое промышленное производство, торговлю, транспорт. Вследствие этого процесса значительно возрос удельный вес евреев в составе сибирского купечества. В 1897 их доля среди представителей купеческого сословия Тобольской губернии достигала 5,6% Томской — 16,5, Енисейской — 19,7, Иркутской — 26, Забайкальской областях — 38% К числу крупных томских предпринимателей относились владельцы винокуренных и пивоваренных заводов Хотимские, Фуксманы, пароходов — Ельдештейны. Среди тобольских купцов еврейского происхождения выделялись Фришманы, торговавшие мануфактурными, бакалейными и мелочными товарами, владельцы магазинов — Гудович и Немецкий. В Тюмени вели активную предпринимательскую деятельность владельцы торговых фирм С.И. Азейнштадт, Л.Х. Брандт, И.Л. Альтшуллер, В.А. Гирман, Ш.М. Овершток, В.И. Рабинович. В Омске торговлей еще в 1870-е гг. занимались братья Хаим и Абрам Хаймовичи, владевшие известнейшим в Сибири винокуренным заводом. В начале XX в. значительную роль в экономическом развитии Новониколаевека сыграли товарищества «Братья Григорий и Исай Абрамовичи», «Абрамович и К0», «Братья Шлеймович», специализировавшиеся на кожевенном и маслодельном производстве, комиссионных операциях и извозе. Еврейские финансисты и купечество внесли значительный вклад в развитие добывающей промышленности. Банкирская семья Гинцбург, торговые дома «Давид Рафалович», «Федор Рафалович и К0» являлись основными пайщиками в золотодобывающих предприятиях Алтая, Забайкалья и Якутии.
В отдельных районах Сибири экономическая и общественная деятельность представителей еврейской диаспоры противоречила интересам правительства. В Алтайском горном округе, находившемся в ведении Кабинета Его Императорского Величества, евреям запрещалось открывать предприятия, вести торговлю и добычу полезных ископаемых. На его территории могли проживать лишь врачи и отставные солдаты. Несмотря на официальный запрет, отдельные еврейские купцы, используя чужие фамилии или через подставных лиц, открывали на Алтае питейные заведения, закупали машины на горнодобывающих заводах Кабинета.
Несмотря на государственную политику по ограничению миграций еврейского населения, его численность в восточных районах Российской империи неуклонно росла. По переписи 1897, в Сибири насчитывалось 34477 евреев (0,6% населения). В Приморской области численность местной диаспоры составляла 591 человек (0,71 %), Амурской — 392 (0,3%), Забайкальской — 7 973(1,2%), Якутской-6 321 (0,23%), Иркутской губернии -7 481 (1,5%), Енисейской - 6 167 (1,1%), Томской - 7 947 (0,4%), Тобольской - 2 489 человек (0,17%). Абсолютное большинство сибирских евреев проживало в городах (в Западной Сибири — 68,14%). В общине Иркутска числилось 3 610 человек (7,1%), Томска-3 214(6,4%), Омска - 1 138(3%),
Красноярска - 1 137 (4,2%), Тобольска - 1 251 (6%),Читы - 1 200 (10,4%), Каинска - 930 (6,3%), Владивостока - 290 (1,0), Тюмени - 262 человек (0,9%). Число евреев, занятых в торговле, достигало 3 792 человек, в промышленности — 2 810, в сельском хозяйстве— 825, занимающихся извозом — 585, слугами и поденщиками были 507 евреев, людьми свободных профессий, служащими государственных учреждений и общественных организаций — 322, в армии служили 446. В начале XX в. проявилась тенденция к незначительному снижению численности еврейской диаспоры в Сибири. В 1909—13 число евреев, проживавших в городах западносибирских губерний, сократилось с 16 559 до 13 028 человек. В 1913 в Омске насчитывалось 3 692 евреев, Томске — 3 497, Тобольске — 971. Одновременно крупные еврейские общности формировались в новых населенных пунктах городского типа, в том числе Боготоле (1 608 человек), Новониколаевске (1 177 человек).
Во второй половине XIX — начале XX в. под влиянием модернизационных процессов в духовной жизни сибирского еврейства произошли глубокие изменения. В 1868 государство предоставило еврейским общинам право на создание культовых сооружений. В 1870—90-е гг. в городах Сибири и Дальнего Востока появились синагоги и молитвенные дома. Активное участие представителей еврейских диаспор в социально-экономической и духовной жизни сибирского общества в условиях интенсивного развития капитализма обусловливало создание в общинах также и светских учреждений, в том числе образовательных. Евреи не имели возможности обучать детей в традиционных национальных учебных заведениях — хедерах и иешеботах. До середины 1870-х гг. они учились в начальных бесплатных школах для бедных и осиротевших мальчиков — талмуд-торах. Одним из основных предметов являлся иврит, который преподавался на основе изучения молитвенника. В 1874 на базе томской талмуд-торы открылось первое в Сибири одноклассное еврейское училище III разряда. Первоначальное обучение носило религиозный, затем — национально-ориентированный характер. В число изучаемых предметов входили краткая история еврейского народа, катехизис на русском языке, гимнастика, теория музыки, еврейское письмо, Закон Божий. В 1897 при училище открылась первая и единственная женская субботняя школа (просуществовала до 1908), в которой обучались ученицы в возрасте 12—35 лет. В конце XIX — начале XX в. еврейские училища возникли в Омске, Мариинске, Красноярске, Иркутске и других городах. В 1911/12 в Сибири и на Дальнем Востоке действовали более 20 учебных заведений различного типа — хедеры, талмуд-торы, школы при синагогах, русско-еврейские школы. Всего в них обучалось 532 человек.
К началу XX в. под воздействием политических, социально-экономических, демографических, социокультурных и других факторов сформировался особый менталитет сибирских евреев. Оторванность от европейских общественно-политических и еврейских культурных центров способствовала их глубокой интеграции в сибирское общество. Интеграция включала в себя билингвизм, постепенно переходящий в использование преимущественно русского языка, сибирские евреи носили в основном русские фамилии и предпочитали одеваться по-русски. Сибирские евреи демонстрировали новые поведенческие стереотипы, тяготели к светским ценностным приоритетам, гораздо сильнее были подвержены процессам ассимиляции и аккультурации. Вместе с тем они сохраняли основные этнические черты, традиции, чтили религиозные нормы, охраняя свою этнокультурную самобытность, что выражалось в массовом неприятии христианства и смешанных браков. Их основными социально-психологическими характеристиками являлись предприимчивость, высокая деловая активность и мобильность, толерантность, индивидуализм, сочетавшийся с корпоративностью и коллективизмом. В Сибири в условиях взаимодействия различных этноконфессионных общностей стремление еврейской диаспоры к сохранению самобытности воспринималось представителями других народов более терпимо, чем в европейской части страны. В связи с этим еврейские погромы в восточных районах России были редки. В годы революции 1905—07 лишь в Томске и Иркутске произошли крупные антисемитские выступления, жертвами которых стали несколько десятков евреев.
В конце XIX — начале XX в. рост национального самосознания сибирских и дальневосточных евреев способствовал их включению в общественно-политическую жизнь восточных провинций Российской империи. Основу еврейского общественного движения составляли сионистские организации. В Восточной Сибири наиболее крупной из них являлась Читинская, насчитывавшая до 500 членов. Для развития национальной культуры и образования, оказания социальной помощи нуждавшимся сионисты создавали учебные и духовные учреждения, благотворительные и культурно-просветительские общества. В Омске в 1901 возникли 2 сионистских кружка: «Ришон-Лецион» и «Мевасерес-Цион». В 1903 в Томске прошел съезд сионистских организаций Сибири, на котором обсуждались проблемы самоуправления и культурного развития общин. Реакция центральной власти на активизацию еврейского национального движения имела негативный характер. В июне 1903 циркуляром министра внутренних дел В.К. Плеве сионистские организации были запрещены. Вплоть до Февральской революции они продолжали существовать на нелегальной основе.
В конце XIX в. в Сибири и на Дальнем Востоке возникло еврейское левое движение. Ссыльные участники еврейские социал-демократические партии Бунд вошли в состав Сибирского социал-демократического союза (1901). Его делегаты В.Е. Посадовский (Мандельберг) и Л.Д. Троцкий (Бронштейн) приняли участие во II съезде РСДРП в 1903. В начале XX в. в Сибири появились организации еврейской социал-демократической рабочей партии Поалей-Цион и Сионистской социалистической рабочей партии. Наибольшей активности деятельность евреев-социалистов достигла в годы революции 1905—07. В Красноярске и Чите действовали социал-демократы В.С. Гоштовт, М.С. Урицкий, И.А. Вайнштейн, Э.В. Цупсман. Во Владивостоке в центре революционных событий оказались евреи из младшего офицерского состава, состоявшие во Владивостокской военной организации партии социалистов-революционеров и «Военном союзе Владивостокского гарнизона». После революции большая часть левых организаций, в которых евреи играли заметную роль, прекратила существование. В 1907—14 в Восточной Сибири функционировали лишь 2 подпольные ячейки бундовцев.
В годы Первой мировой войны в жизни евреев произошли значительные перемены. Военная обстановка обусловила стремительный рост миграции еврейского населения с западных окраин Российской империи в Сибирь и на Дальний Восток. В августе 1915 Совет министров отменил запрет на проживание евреев вне черты оседлости. Однако, несмотря на решение правительства, губернские власти продолжали политику дискриминации в отношении представителей еврейской диаспоры. Их въезд и поселение, смена местожительства и передвижение по-прежнему осуществлялись только с санкции губернаторов. Сохранение административных ограничений, часто обусловленных антисемитизмом местной бюрократии, усиливало оппозиционные настроения среди евреев. Активизировалась деятельность подпольных кружков Бунда, Поалей-Циона, Сионистской социальной рабочей партии, отделений Еврейского комитета помощи жертвам войны и культурно-просветительских организаций. К 1917 в Сибири и на Дальнем Востоке возникли крупные центры еврейского общественного движения, направленного против национальной политики самодержавия.
Февральская революция обусловила ликвидацию всех форм дискриминации народов и этнических групп, проживавших на территории бывшей Российской империи. 20 марта 1917 Временное правительство приняло постановление «Об отмене вероисповедальных и национальных ограничений». Прекращение национального гнета способствовало росту общественно-политической активности евреев. Весной 1917 в среде еврейской интеллигенции началась дискуссия о статусе, устройстве и функциях общины. Представители различных политических сил в своих взглядах на решение вопроса о ее правовом положении объединились вокруг 2 платформ. Сионисты выступили с лозунгом «демократической, самоуправляющейся, единой еврейской общины», сохранявшей конфессионный характер. Имея широкую автономию в различных сферах общественной жизни, она должна была объединять всех евреев иудейского вероисповедания независимо от их социального положения и мировоззрения. Партии Поалей-Цион и Бунд стремились к созданию демократической и светской общины, из компетенции которой следовало изъять религиозные функции. В частности, бундовцы считали, что общине нужно придать статус публично-правового института всего русского еврейства с широкими полномочиями в сфере культуры и образования.
Для осуществления своих политических интересов евреи принимали участие в выборах в городские думы. Летом 1917 в городах Дальнего Востока представители местных общин составили блок «сионистов и беспартийных», который возглавляли крупные предприниматели С.Л. Скидельский, Х.А. Циммерман, С.И. Струмиловский, И.Б. Дубровнинский. Евреи участвовали в местных думских выборах и как члены общероссийских партий. Наиболее активную роль они играли в деятельности левых политических организаций — большевиков, меньшевиков, эсеров. В конце 1917 — начале 1918 евреи, состоявшие в РКП(б) и других радикальных социалистических партиях, участвовали в установлении и формировании органов советской власти в районах Сибири и Дальнего Востока. Весной 1918 Дальневосточный краевой комитет совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и Дальсовнарком возглавил большевик Е.М. Ярославский, комиссариат финансов — Г.И. Калманович, комиссариат по иностранным делам — Н.М. Любарский.
После падения советской власти в Сибири в 1918 широкий размах приобрело движение за национально-культурную автономию еврейских общин. В январе 1919 в Иркутске состоялся Общесибирский съезд представителей еврейских общин Сибири и Урала. Его делегаты, представлявшие сионистские организации, рассмотрели проблемы самоуправления общин и выступили за создание при общинных советах палестинских комиссий для подготовки эмиграции евреев в Палестину. Съезд избрал Национальный совет, стоявший на антибольшевистских позициях, который установил тесные отношения с правительством А.В. Колчака, декларировавшим национальную и религиозную терпимость. Евреи также входили в администрацию белых правительств: П.Я. Дербер был председателем Временного правительства автономной Сибири, М.Я. Линдберг — членом Западно-Сибирского комиссариата, Г.Б. Патушинский — министром юстиции Российского правительства. В этом правительстве товарищем министра внутренних дел работал Н.Я. Новомбергский. В противовес сионистам Бунд и другие социалистические партии образовали Сибирскую лигу еврейской культуры «Цукунфт». В конце 1919 — начале 1920, после восстановления советской власти в Западной и отчасти Восточной Сибири, центр еврейского национального движения переместился в Забайкалье и на Дальний Восток. В короткий период существования Дальневосточной республики (ДВР) одной из краеугольных проблем национального строительства являлся вопрос о самоопределении народов. В феврале 1921 была принята Конституция ДВР, провозгласившая национально-культурную автономию для малых народностей и отдельных этнических групп. В соответствии с ее положениями евреи получили право на самоуправление. Их национальным языком стал идиш. В Министерстве по национальным делам ДВР создается еврейский отдел под руководством Л.Г. Мелицева. Согласно его рекомендациям, правительство ДВР признало общинные советы органами еврейского национального самоуправления. Основная борьба в них развернулась между сионистами и партией Поалей-Цион. В сентябре 1921 в Чите состоялось совещание представителей сионистских организаций по вопросам устройства общин и проведения общееврейского съезда. Сионисты, выступавшие с общедемократической платформой и за миграцию евреев в Палестину для создания собственного государства, пользовались широкой поддержкой еврейской диаспоры. Они играли значительную роль в жизни общин, в частности, занимались правовой и социальной защитой их членов, культурно-религиозной деятельностью, налаживали связи с зарубежными сионистскими центрами. Партии Поалей-Цион и Бунд, опираясь на «еврейские трудовые элементы», выступали за участие евреев в социальном строительстве, но их влияние на общественное сознание еврейского населения было незначительным.
В годы Гражданской войны еврейские общины Дальнего Востока выступали против массовых антисемитских выступлений на Украине, помогали беженцам и пострадавшим от голода. Благовещенский общинный совет организовал лотерею, в ходе которой было собрано 1 тыс. руб. золотом и на 300 руб. золотом вещей. Помощь детям, оставшимся без родителей, оказывал Центральный еврейский комитет помощи сиротам — жертвам погромов.
Восстановление советской власти в восточных районах страны привело к значительным переменам в жизни сибирских евреев. Сворачивание рыночных отношений в условиях «военного коммунизма» нанесло удар по основным сферам еврейского предпринимательства — кустарной промышленности и торговле. Помимо социально-экономических издержек политика большевиков содержала элементы национальной и политической дискриминации. Большинство еврейских общин было упразднено. Часть из них получила статус религиозных организаций. Наряду с институтами общинного самоуправления ликвидировались еврейские партии и движения. В конце 1922 — начале 1923 в Приморье произошел самороспуск последних сионистских организаций. Партии социалистической ориентации — Бунд, Поалей-Цион и другие — были включены в состав РКП(б). В первой половине 1920-х гг. в Сибири и на Дальнем Востоке ведущее место в общественно-политической и культурной жизни евреев заняли еврейские коммунистические секции. Они создавались при местных комитетах большевистской партии для осуществления ее курса по советизации еврейской диаспоры. Деятельность этих секций имела целью борьбу с еврейскими традициями путем распространения «пролетарской культуры». Основными направлениями работы являлись искоренение иврита и переход на идиш, атеистская пропаганда и переоборудование синагог в культурные и спортивные учреждения, секуляризация школ, образования. В конце 1920-х гг., после окончательной ликвидации элементов внутрипартийного плюрализма и превращения ВКП(б) в монолитную политическую организацию, еврейский секции были упразднены.
В 1920-е гг. в условиях новой экономической политики правовое и социально-экономическое положение еврейского населения Сибири и Дальнего Востока оставалось противоречивым. Частичное восстановление рыночных отношений, сопровождавшееся легализацией частной торговли и денационализацией мелких и средних предприятий, способствовало возрождению предпринимательства. Евреи — промышленники и торговцы служили одним из источников формирования категории нэпманов. Как представители буржуазии, они не имели избирательных прав и облагались высокими налогами. В конце 1920-х гг. в связи с началом форсированной индустриализации и коллективизации в составе еврейской диаспоры исчезла прослойка предпринимателей.
В 1920-е гг. осуществлялись первые целенаправленные попытки адаптации еврейского населения к практике строительства социалистического общества. В январе 1925 было образовано Всесоюзное общество по земельному устройству трудящихся евреев в СССР (ОЗЕТ). Его основной задачей являлось привлечение еврейской бедноты к сельскохозяйственному труду, а также содействие созданному в 1924 при Президиуме Совета национальностей ЦИК СССР специальному комитету по привлечению евреев к земледелию (КОМЗЕТ). В условиях широкого распространения коллективных форм ведения хозяйства одним из направлений решения данной проблемы стал эксперимент по организации еврейских национальных колхозов. Так, в мае 1927 в Ачаирском районе Омской области местным отделением ОЗЕТ были созданы 3 коллективных хозяйства — «Равенство», «Самодеятель» и «Труженик», которые имели сообща 2 046 га земли и работали по единому производственному плану. Еврейские хозяйства сразу же оформились как единое национально-автономное образование: имели собственный сельсовет, в них обязательно отмечали еврейский Новый год, дни поста, днем отдыха считалась суббота, в деловых бумагах иврит употреблялся наряду с русским языком. В этих колхозах широко использовался наемный труд, что противоречило процессу начинавшейся коллективизации деревни. В качестве наемных работников выступали жители соседних деревень. В мае 1929 в 12 верстах от Ялуторовска был создан еврейский колхоз, называвшийся «ОЗЕТ». В Ишимском районе действовал еврейский колхоз «Энергия». В январе 1930 Центральное правление ОЗЕТ сделало заявление о нецелесообразности организаций отдельных еврейских колхозов в местностях, где нет компактных масс еврейской бедноты. Деятельность ОЗЕТ в Сибири закончилась в начале 1930-х гг.
В годы нэпа противоречивые тенденции развития страны оказывали влияние и на общественную жизнь евреев. В Сибири и на Дальнем Востоке продолжали действовать их духовные и культурные учреждения, учебные заведения, благотворительные общества. Вместе с тем центральные и местные власти закрывали еврейские школы, конфисковывали имущество синагог и молельных домов, следствием чего являлось свертывание культурно-религиозной автономии еврейской диаспор.
По переписи 1926, численность еврейского населения Сибири составляла 32 750 человек, в том числе в Иркутском округе — 9 083, Томском — 5 505, Омском — 4 389, Читинском — 3 878, Красноярском — 3 040, Новосибирском — 2 301, Барабинском — 2 227, Ачинском — 1 740, Капском — 1 197, Тулунском — 1 220 человек. В середине 1920-х — начале 1930-х гг. еще одним направлением интеграции евреев в советское общество являлось создание еврейской национальной автономии путем колонизации слабозаселенных районов Дальнего Востока. КОМЗЕТ заключил договоры с американо-еврейской агрономной корпорацией «Агро-Джойнт», Еврейским колонизационным обществом и Обществом земельного ремесленного труда, которые обязались предоставить средства для переселения евреев в Приамурье. В 1927 был определен район будущей колонизации — междуречье Биры и Биджана. 28 марта 1928 по постановлению СНК СССР «О закреплении за КОМЗЕТом для нужд сплошного заселения трудящимися евреями свободных земель в приамурской полосе Дальневосточного края» в ведение КОМЗЕТ было передано 4,5 тыс. га приамурских земель. В юго-западные районы Дальневосточного края стали направляться еврейские мигранты. В апреле—мае 1928 в район Виры и Биджана прибыла 1-я группа еврейских переселенцев (650 человек). Местами их расселения стали Бирское опытное поле, Валдгейм, Амурзет. Обслуживанием поселенцев занимались КОМЗЕТ, ОЗЕТ, Биробиджанский переселенческий отряд при Дальневосточном краевом переселенческом управлении. Несмотря на проведение организационных мероприятий, многие из первых мигрантов возвращались в прежние места проживания. Причинами их возврата являлись суровые климатические условия, неподготовленность к приему переселенцев, перебои в их снабжении товарами первой необходимости. 7 марта 1929 СНК СССР заключил договор с американским обществом еврейской колонизации «ИКОР» об оказании помощи трудящимся евреям, расселявшимся на юге советского Дальнего Востока. Биробиджанский район посетила комиссия, состоявшая из американских ученых, командированных «ИКОР». Эксперты пришли к выводу о перспективности «биробиджанского проекта». В начале 1930-х гг. приток еврейских колонистов в Приамурье значительно возрос. В 1929 в междуречье Биры и Биджана переселилось 555 человек, в 1930 — 680, в 1931 — 3 231, в 1932 — 14 тыс. человек. 20 августа 1930 был образован Биробиджанский национальный район, 7 мая 1934 — Еврейская АО. После 1939 число евреев в Еврейской АО сократилось на 19% а их удельный вес в общей численности населения области снизился почти в 2 раза — с 16,2 до 8,8% (численность — с 17,7 тыс. до 14,3 тыс. человек).
В конце 1920-х—1930-е гг. советское государство полностью ликвидировало сохранившиеся элементы этноконфессионной автономии евреев. В Сибири и на Дальнем Востоке были закрыты последние еврейские культурно-образовательные и религиозные учреждения.
В 1939—41 в Сибирь и на Дальний Восток депортированы тысячи евреев с территории Западной Украины, Западной Белоруссии, Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины. Значительное количество евреев эвакуировали в Сибирь из западных районов страны в годы Великой Отечественной войны. Местное и эвакуированное еврейское население внесло вклад в организацию и развитие сибирского тыла. Несколько тысяч сибирских евреев сражались на фронте, 7 человек награждены Золотой Звездой Героя Советского Союза. Сталинское правительство активно использовало видных представителей еврейской интеллигенции для организации получения помощи из-за границы. В 1942 под председательством С.М. Михоэлса для вовлечения в борьбу с фашизмом «еврейских народных масс во всем мире» создается Еврейский антифашистский комитет. Активное участие евреев в обороне страны от фашистской агрессии способствовало смягчению репрессивной политики Сталинского государства в отношении представителей еврейской диаспоры. 19 ноября 1944 СНК СССР установил порядок открытия духовных учреждений для различных конфессий, в том числе иудейской. В городах Сибири и Дальнего Востока были восстановлены еврейские религиозные общины, открыты синагоги и молитвенные дома. Официально функционировали синагоги в Омске, Новосибирске, Иркутске и Биробиджане. Наряду с официальными синагогами в городах, где проживало еврейское население, существовали нелегальные молитвенные дома, организованные на частных квартирах.
Однако в конце 1940-х — начале 1950-х гг. репрессивная политика Сталинского режима приобрела черты антисемитизма. В ходе кампании по борьбе с космополитизмом и «низкопоклонством» перед Западом были вновь закрыты еврейские общины и культовые учреждения, многие из принадлежавших к иудейской конфессии и их родственников репрессированы. В 1949—52 среди населения Прибалтики и Западной Украины, депортированного в восточные районы СССР, оказались евреи, участвовавшие в антисоветском движении. За 1940—50-е гг. вследствие общей подвижности населения из европейской части СССР на Север, Урал, в Сибирь и на Дальний Восток численность евреев в этих районах существенно выросла: в Западной Сибири — в 1,8 раза, в Камчатской области — в 2,1, Сахалинской — в 10 раз.
В 1950—80-е гг. в общественной жизни еврейских диаспор Сибири и Дальнего Востока произошли значительные перемены. Реформы Н.С. Хрущева, сопровождавшиеся прекращением репрессий и частичной легализацией деятельности еврейских общин, создали предпосылки для возрождения национального самосознания и участия евреев в оппозиционном движении. В 1970-е — первой половине 1980-х гг. еврейская интеллигенция включилась в борьбу за национальные права, создавала кружки по изучению иврита и истории Израиля. В данный период государство проводило дискриминационную политику в отношении евреев, высылало за рубеж активистов диссидентских организаций. Часть еврейского населения эмигрировала из СССР в Израиль, страны Западной Европы и Северной Америки.
Во второй половине 1980-х гг. в условиях развития демократических процессов в СССР активизировалась общественно-политическая и культурная жизнь еврейских диаспор. Несмотря на позитивные явления в общественной жизни, часть сибирских евреев эмигрировала за рубеж. В 1990-е — начале 2000-х гг. поток еврейских эмигрантов, выезжавших из РФ в страны дальнего зарубежья, значительно возрос. В это время происходила массовая репатриация сибирских евреев в Израиль. Представители еврейской диаспоры также активно эмигрировали в США, Канаду, Германию.
Тем не менее еврейское население Сибири и Дальнего Востока постепенно адаптируется к новым социально-экономическим и политическим реалиям. Его наиболее активные представители включаются в различные сферы рыночной экономики, деятельность политических партий и общественных движений. Одновременно евреи участвуют во внутреннюю жизни своей диаспоры. Деятельность еврейских общин способствует развитию национальной культуры и образования. В 1990-е гг. в Еврейской АО состоялось 5 фестивалей еврейской культуры. В начале XXI в. еврейские средние школы работают в Хабаровске, Новосибирске, Биробиджане, функционирует Биробиджанский еврейский университет. Возрождаются иудейские религиозные учреждения. Синагоги действуют в различных городах Сибири и Дальнего Востока, в том числе Биробиджане, Владивостоке, Иркутске, Омске, Томске, Тюмени.
В годы перестройки в Сибири и на Дальнем Востоке возникли организации, способствовавшие развитию национальной культуры, образования и религии еврейской диаспоры. В первой половине 1990-х гг. шел процесс организационного оформления еврейских общин, прежде всего в крупных городах региона. В 1989— 90 появились первые общества еврейской культуры в Красноярске, Омске, Новосибирске. В 1991 зарегистрированы Омское иудейское религиозное общество «Ор Хадаш», Красноярское еврейское религиозное объединение, Новосибирское общество еврейской культуры, Алтайский краевой центр еврейской культуры (Барнаул); в 1992 — хабаровское краевое общество еврейской культуры «Менора», омское еврейское культурное общество «Шалом», Общество еврейской культуры Кемеровской области, Клуб еврейской культуры Иркутской области, Якутское общество еврейской культуры. В 1993 оформились хабаровская еврейская религиозная община «Мизрах», Еврейский национальный культурный центр Республики Бурятия в Улан-Удэ, Общество еврейской культуры Новокузнецка. В 1994 — Томское общество возрождения еврейской культуры и новосибирская иудейская религиозная община «Ятад», в 1995 — еврейская религиозная община Владивостока «Бейттшува», хабаровское еврейское культурно-просветительское общество «Шолом» и Еврейская национальная общественная организация Братска.
По данным переписи 2002, численность евреев в Сибирском федеральном округе составляла 14 577 человек (0,07 % от всего населения округа). Наибольшая численность евреев зафиксирована в Новосибирской (3 329 человек, или 0,1 %от всего населения области), Иркутской (2 487 человек, или 0,1 %), Омской (2 397 человек, или 0,1%) областях, в Красноярском (1 841 человек, или 0,06%) и Алтайском (1 103 человек, или 0,04%) крае. В Дальневосточном федеральном округе насчитывалось 7 392 евреев (0,1 %). Наибольшая их численность отмечалась в Хабаровском крае (2 394 человек, или 0,2%), Еврейской АО (2 328 человек, или 1,2%) и Приморском крае (1 103 человек, или 0,05%).
В условиях интеграции России в мировое сообщество в Сибири и на Дальнем Востоке появились представительства еврейских международных организаций, в том числе Еврейского агентства «Джойнт». Своей главной задачей «Джойнт» считает оказание помощи в возрождении и укреплении местных еврейских общин. Деятельность «Джойнта» в Сибири и на Дальнем Востоке курируется региональным отделением в Красноярске. В 1999 в Красноярске открылся еврейский институт социальных и общинных работников Сибири и Дальнего Востока. Расширение связей с различными политическими и культурными центрами современного мира остается особенностью развития сибирской еврейской диаспоры в начале XXI в. См. Иудаизм.
Лит.: Островский Ю. Сибирские евреи. СПб., 1911; В семье единой, дружной: Еврейская автономная область. Хабаровск, 1968; Гройсман А.Г. Евреи в Якутии. Якутск, 1995. Ч. 1; 1999. Ч. 2; Мучник Ю.М. Из истории евреев в досоветской Сибири (по материалам Томской губернии): Очерки. Томск, 1997; Кальмина Л.В.. Курас Л.В. Еврейская община в Западном Забайкалье (60-е гг. XIX — февраль 1917). Улан-Удэ, 1999; Рабинович В.Ю. Евреи и иркутское общество (конец XIX — начало XX в.). // Нетерпимость в России: старые и новые фобии. М., 1999; Романова В.В. Власть и евреи на Дальнем Востоке России: история взаимоотношений (вторая половина XIX — 20-е гг. XX в.). // Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока. Красноярск, 2001. Вып. 7; Кальмина Л.В. Евреи Восточной Сибири: «духовная территория» (середина XIX — 1917). Красноярск, 2002; Она же. Еврейские общины Восточной Сибири (середина XIX — февраль 1917). Улан-Удэ, 2003; Нам И.В., Наумова Н.И. Еврейская диаспора Сибири в условиях смены политических режимов (март 1917 — февраль 1920) //Евреи в Сибири. Красноярск, 2003. Вып. 3; Клюева В.П. Евреи в Западной Сибири: политика государства и проблемы адаптации в сибирском обществе (XVII — начало XX в.) //«Приезд и водворение в Сибирь евреям воспрещается...». Из истории еврейской общины в Тюмени. Тюмень, 2004; Савиных М.Н. Законодательная политика российского самодержавия в отношении евреев во второй половине XIX — начале XX вв. Омск, 2004; Гончаров Ю.М. Очерки истории еврейских общин Западной Сибири (XIX — начало XX в.). Барнаул, 2005; Галашова Н.Б. Евреи в Томской губернии во второй половине XIX — начале XX в. Красноярск, 2006.
Р.Е. Романов, В. П. Клюев
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей