В конце февраля 1926 Сибирский крайком принял постановление о необходимости открытия воздушной линии Иркутск – Якутск и обратился за помощью к правительству.
13 января 1928 Совет Труда и Обороны СССР признал «целесообразным открыть в 1928 эпизодические воздушные полеты на линии Иркутск – Якутск», обязал АО «Добролет» «обеспечить указанную линию всем необходимым наземным и прочим оборудованием». Выполняя это решение, «Добролет» направил в Иркутск директора-распорядителя правления Н. Погодина. Иркутское отделение Нефтесиндиката поставило 45 т бензина и авиамасла, горисполком выделил помещения для управления и авиамастерских, окрисполком ассигновал 30 тыс. р. на организацию воздушной линии Иркутск – Бодайбо.
Распоряжением правления «Добролета» от 17 мая 1928 в Иркутске создано управление Сибирских воздушных линий, в подчинение которым передавалась Бурят-Монгольская и вновь создаваемая Якутская воздушные линии. Начальником управления назначен Г. Н. Волобуев, техническим руководителем – С. Я. Корф, начальником Бурят-Монгольской линии – пилот В. Д. Шабаев. Таким образом, с 1928 Иркутск становится центром авиационного строительства в Сибири и на Дальнем Востоке.
Управление приняло энергичные меры по установлению воздушной связи с Якутском и Бодайбо. Гидроаэропорт в Иркутске был оборудован на Ангаре, чуть выше впадения в нее Ушаковки – единственное близ города место с прямым руслом, достаточным для взлета самолета.
Первый почтово-пассажирский рейс Иркуск – Бодайбо – Иркутск был выполнен пилотом А. С. Демченко и бортмехаником М. И. Винниковым 10-13 августа 1928. Первый полет в Якутск был совершен за 7 дней – с 21 по 27 августа. Этими рейсами воздушный транспорт связал далекую Якутию и Бодайбо с Транссибирской железнодорожной магистралью.
За короткую летнюю навигацию удалось выполнить семь рейсов в Якутск и четыре в Бодайбо, которыми было перевезено: в Якутск – три пассажира, 283 кг почты и 143 кг грузов, а в Бодайбо – три пассажира, 76 кг почты и 164 кг грузов.
С окончанием летней навигации перед управлением Сибирских воздушных линий встала проблема организации регулярных полетов в Якутск и Бодайбо не только летом, но и зимой. 16 янв. 1929 пилот О. А. Кальвиц с бортмехаником Я. Г. Савиным совершили первый зимний полет в Бодайбо, а 14 февраля пилот А. С. Демченко с бортмехаником Ф. Ф. Леонгардтом совершили полет в Якутск. Зимние полеты закончились 17 апреля. С середины марта из-за таяния снега каждый самолет, вылетая из Иркутска на лыжах, вез с собой колеса, которые оставляли в Грузновке. На обратном пути самолеты здесь «переобували», и летчики производили посадку в Иркутске на колесах. За три зимних месяца было выполнено 10 рейсов в Якутск и 7 в Бодайбо; 83 пассажира и 1600 кг почты и грузов перевезли ирк. авиаторы.
Жизнь настоятельно требовала установления воздушной связи между Иркутском и Москвой. В Иркутск прибыли пилоты Е. А. Ардазиани, А. В. Мансветов, И. С. Лапоногов и три самолета для полетов на участке Иркутск – Красноярск. 15 мая 1929 был совершен первый рейс на почтовой сибирской магистрали Иркутск – Москва.
В годы первой пятилетки в Иркутске впервые в стране было положено начало применению авиации в борьбе с вредителем леса – шелкопрядом. С 8 мая по 26 июня 1929 пилот С. В. Лялин и бортмеханик П. И. Карасев опылили с воздуха в районе Култука пораженный шелкопрядом участок кедрового леса на площади 1615 га. Результаты превзошли все ожидания – смертность гусениц шелкопряда составила почти 100%.
В 1930 авиаторами впервые был выполнен важный заказ проектировочного бюро «Ангарстроя»: с воздуха произвели фотосъемку водораздела р. Ангары и ее порожистой части. Если в 1929 в управлении эксплуатировались 5 самолетов, то в 1932 – 26, количество авиаработников возросло с 84 до 339 чел., в т. ч. в ирк. авиамастерских 120 человек. В эти годы в Иркутск были направлены опытные летчики М. Т. Слепнев, И. В. Доронин, Д. Н. Тарасов, Л. М. Порцель, У. К. Бергстрем, А. Ф. Лоськов и другие. Все это создавало необходимые условия для роста авиаперевозок. Всего за пятилетку воздушным транспортом перевезено 3937 пассажиров, 60,9 т почты и 106 т грузов. В 1929-1932 авиаторы установили регулярную воздушную связь по маршрутам: Иркутск – Бодайбо, Иркутск – Якутск, Иркутск – Красноярск, Иркутск – Москва, Иркутск – Улан-Удэ – Чита – Могоча. Протяженность воздушных линий возросла с 540 в 1927 до 7343 км в 1932. К концу первой пятилетки летний и технический состав накопил опыт эксплуатации самолетов в Восточной Сибири, стал более регулярно совершать полеты по трудным сибирским трассам. Иркутск превратился в крупный центр воздушных сообщений с собственной строительной и ремонтной базами.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей