Иркутский военный авиационный инженерный институт (ВШАТ, ИВАТУ, ИВШАМ, ИВВАИУ, ИВВАИИ) — военное учебное заведение (1931-2009), осуществлявшее подготовку инженеров и техников для Военно-воздушных сил СССР и Военно-воздушных сил Российской Федерации. Находилось в Иркутске.
Решение об организации в Иркутске первого на территории Сибири и Дальнего Востока военного учебного заведения для подготовки авиационных специалистов принято в 1929. С этого времени началась подготовка зданий бывшего кадетского корпуса и военного пехотного училища царской армии для размещения авиационно-технической школы. 1 мая 1931 приказом по ВВС РККА школа получила наименование – 4-я военная школа авиационных техников (ВШАТ). Начальником ее был комиссар И. И. Михайлов. Занятия начались в январе 1932, а в октябре состоялся выпуск 94 авиационных техников.
Становление школы проходило в трудных условиях. Не хватало преподавателей и учебных пособий, не было оборудованных для занятий учебных помещений, отсутствовало электричество. Поэтому личный состав школы учился и строил. Восстанавливались здания, оборудовался учебный аэродром, аудитории, мастерские, лаборатории, казармы. Приказом Народного комиссара обороны 13 мая 1938 ВШАТ была преобразована в Иркутское военное авиационное техническое училище (ИВАТУ). В 1940 училище сделало пять ускоренных внеочередных выпусков.
В годы Великой Отечественной войны весь учебный процесс был перестроен в соответствии с требованиями военного времени. Училище было преобразовано в Иркутскую военную школу авиационных механиков (ИВШАМ). Была введена сокращенная программа обучения, резко увеличивался набор курсантов, расширялся объем учебного времени. В 1941–1945 школа готовила авиационных механиков на бомбардировщики Ту-2, штурмовики Ил-2 и Ил-10, истребители Ла-5, Ла-7 и Як-3. Всю войну группы курсантов работали на оборонных предприятиях Иркутска: авиационном, патронном, заводе тяжелого машиностроения. 77 самолетов и 299 двигателей отремонтировали они за годы войны. По приказу командования в 1942 направляются на фронт два полнокровных подразделения курсантов под командованием командиров батальона майоров Г. А. Павлова и В. И. Самодая под Сталинград, а позднее участвовали в разгроме японской Квантунской армии. Преподаватели, инструкторы и курсанты отремонтировали для фронта 77 самолетов и 290 моторов. Выпускники училища в эти суровые годы проявили себя как подлинные патриоты Родины и хорошие специалисты своего дела. В. Г. Киселев – обслуживал самолет, на котором совершал свои подвиги трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин; А. А. Власевский – воевал в составе авиационного полка «Нормандия-Неман», обслуживая самолет будущего генерала ВВС Франции Пьера Пуйяда; В. Ф. Цветков – готовил к бою самолет И-16 Героя Советского Союза В. Талалихина, на котором был совершен первый в истории авиации ночной таран в небе Москвы с 6 на 7 августа 1941; С. И. Озеркова – закончила войну в Германии старшим инженером женского авиационного полка в звании полковника. 14 выпускников училища были удостоены звания Героя Советского Союза:
А. П. Рубцов,
Н. Д. Миоков,
К. В. Новоселов,
В. Ф. Дураков,
С. X. Марковцев,
М. И. Рыбак,
В. А. Земских,
А. И. Белоус,
И.Е. Середа,
И. К. Сачко,
М. П. Цисельский,
Н. Д. Пахотищев,
В. Р. Евсеенко,
А. Е. Дурновцев.
Подполковнику в отставке Виктору Петровичу Зубову в год 50-летия Победы за боевые заслуги в годы войны присвоено звание Героя Российской Федерации.
10 января 1949 школа авиамехаников вновь преобразуется в ИВАТУ. В мае 1949 состоялся первый послевоенный выпуск офицеров, младших техников-лейтенантов, прошедших ускоренный курс по подготовке специалистов на реактивную технику. В 1949–1975 училище представляло собой самое крупное в ВВС среднее авиационно-техническое учебное заведение. В 1953 срок обучения увеличился до трех лет. В начале 1950-х училище получило первые реактивные самолеты Су-9, Су-15, Ил-28 и Миг-15, позже – Ту-16.
В 1973 ИВАТУ преобразовано в Высшее военное авиационное инженерное училище (ИВВАИУ) с пятилетним сроком обучения. Первый набор произведен в 1975. Первоначально подготовка инженеров для ВВС проводилась на единственном факультете летательных аппаратов. За большие заслуги в подготовке офицерских кадров для вооруженных сил и в связи с 30-летием Победы в Великой Отечественной войне 30 апреля 1975 училище было награждено орденом Красной Звезды.
В 1975 был осуществлен первый набор курсантов на факультет пилотируемых летательных аппаратов, а в 1976 на факультет оборудования пилотируемых аппаратов. В 1976 сформирован факультет авиационного оборудования, в 1987 – авиационного радиоэлектронного оборудования, в 1992 – авиационного вооружения.
Наряду с подготовкой авиационных инженеров и техников на самолеты с начала войны в Афганистане в училище стали готовить инженеров для вертолетных частей.
В 1998 ИВВАИУ преобразовано в Иркутский военный авиационный инженерный институт (ИВВАИИ) – полнопрофильное военное авиационное учебное заведение. С 2005 – вновь становится инженерным училищем. В 2008 было принято решение о присоединении ИВВАИУ к Воронежскому военному авиационному университету. В 2009 ИВВАИУ прекратило свое существование, как учебное заведение.
Начальниками училища в разные годы были:
военинженер 2-го ранга Иван Иванович Михайлов (1931–1933);
комбриг Павел Григорьевич Фесенко (1933–1938);
военинженер 2-го ранга Константин Васильевич Иващенко (1938–1942);
генерал-майор Иван Михайлович Щелочилин (1942–1959);
генерал-майор Василий Макарович Грищенко (1959–1970);
генерал-майор Солтан Гетагазович Калицов (1970–1982);
генерал-майор Борис Иванович Рожков (1982–1991);
генерал-майор Александр Григорьевич Барсуков (1991– 2000 гг.);
генерал-майор Владимир Вячеславович Федоров (2000–2004);
генерал-майор Игорь Иванович Величко (2000–2009).
За время существования в ИВВАИУ было подготовлено свыше 60 тысяч авиационных специалистов. Среди выпускников 16 генералов, десятки докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов, руководители инженерно-авиационной службы ВВС.
В марте 2013 стало известно, что на базе ИВВАИУ в Иркутске будет создано Суворовское училище.[1]
С момента расформирования ИВВАИУ каких только проектов не обсуждалось. Сначала в стенах училища предполагалось открыть филиал Московского технического университета, после — президентский кадетский корпус, Суворовское училище. Однако, несмотря на многочисленные обращения, совещания и переговоры, ни одному из проектов не суждено было сбыться.
Земельный вопрос и стал, судя по всему, камнем преткновения в реализации проекта по созданию музея авиации в Иркутске. Сразу после ликвидации ИВВАИУ, в попытке спасти крылатую технику от неминуемой гибели, летная общественность города развернула активную деятельность. В результате 10 авиамашин были переданы из ведения Минобороны в собственность региона, а в декабре 2010 года областное государственное бюджетное учреждение «Музей авиации Иркутской области» было официально зарегистрировано.
Однако если с техникой вопрос решился, то с площадкой под экспозицию — нет. Три года музей представлял собой пару кабинетов в одном из офисных зданий с несколькими сотрудниками-энтузиастами и десять самолетов, сиротливо стоящих на закрытом аэродроме бывшего ИВВАИУ. Переговоры с Министерством обороны о передаче самого аэродрома в собственность региона результата, к сожалению, не возымели.
В итоге в январе текущего года музей, как госучреждение, был ликвидирован. Сейчас техника стоит на взлетном поле бывшего ИВВАИУ. Часть же учебного аэродрома занимает в настоящее время штрафплощадка УМВД России по городу Иркутску.2
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей