Первые полёты на аэроплане над Усть-Ордой состоялись в 1926 году. Среди пассажиров одного из рейсов был старый бурятский шаман.
В начале 1920-х годов в Иркутске был создан Добролет — организация добровольных помощников воздушного флота. Одна из задач организации заключалась в том, чтобы привлечь в свои ряды как можно больше рабочих и крестьян и таким образом увеличить поступление денежных средств на строительство новых самолетов. С этой целью представители Добролета разъезжали по городам и селам.
В 1926 году в Усть-Ордынский аймак на аэроплане под управлением летчика Кальвица приземлилась агитбригада. Подавляющее большинство жителей поселка впервые увидели самолет.
Вокруг аэроплана мгновенно собралась огромная толпа. Одни с восхищением разглядывали колоритного человека, одетого в черную кожаную куртку, шлем и краги на руках, другие с настороженностью приближались к летательному аппарату, на котором приземлились незнакомые для них люди.
— «Меня зовут Отто Артурович Кальвиц, — произнес авиатор. — Я прилетел к вам в гости из Иркутска на вот этой стальной птице. Кто хочет посмотреть с большой высоты на свой поселок, подходите ко мне. После полета я и товарищ Зарев, корреспондент из газеты "Бурят-монгольская правда", расскажем вам о советском воздухоплавании».
Через несколько минут трое желающих откликнулись на предложение авиатора. Это были два местных жителя и шаман. Через несколько дней товарищ Зарев опубликовал в газете статью, где передал свои личные впечатления об этом историческом полете.
«У местного населения популярность авиации была настолько велика, что от соблазна подняться в небо не удержался даже шаман. Худой, бледный, с бородкой под нижней губой, он явился в Добролет, выразив желание попробовать бег чудесной, невиданной стальной птицы. Машина готова. Первым летит шаман. Широкий круг над поселком — и машина идет обратно над домами. Среди людей шепот: неужели сядет на крыши? Аэроплан с жутким звоном касается земли и катит по полю все тише и тише, а затем повертывает обратно. Шаман выходит, улыбаясь, и с восторгом делится впечатлениями».
Следующими полетели местные жители, и с ними товарищ Зарев. Вот что написал он об этом в газете "Бурят-Монгольская правда":
«Пишу с высоты 1300 метров при скорости 140 км/ч. Внизу стелется унылая пустынная степь с вкрапленным лесом, мелькают игрушечные поселки. Несутся квадраты полей, прорезываемые ровным как линейка трактом. Машина идет ровно. Настроение великолепное. Удобнее и спокойнее автомобиля. Воздух чист, яркое солнце, безоблачное небо. Разговариваем, читаем, смотрим вниз и даже закусываем. Осталось верст 20. В Усть-Ордынском пустые улицы оживают, бежит народ, животные кто куда. Ветра нет. Идем вниз без мотора. Ощущение необыкновенной легкости. Скачки — и мы останавливаемся. Нас ждет толпа крестьян. На часах 7 с половиной. Полчаса в пути».
Примечательно, что, по официальной версии, свой отсчет летопись авиации в Иркутском округе начинает с октября 1938 года. Именно тогда для обслуживания воздушной магистрали Москва — Владивосток был открыт запасной аэропорт Усть-Орда, который возглавил инженер Александр Герасимов. Однако еще задолго до этой официальной даты в небе над окружным центром поднимал свой самолет авиатор Отто Кальвиц.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей