Новости

Иркутская агломерация

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Схемы Иркутской агломерации

Источник: Архитектурный вестник : журнал
Автор: Egor Kurlyuk
Источник: ru.wikipedia.org

Большой Иркутск

Автор: NASA
Источник: U.S. Geological Survey
Автор: Валерий Панфилов
Источник: Иркипедия
Автор: Валерий Панфилов
Источник: Иркипедия
Ангарск
Ангарск
Автор: Неизвестен
Источник: www.chertown.ru

Иркутская (Иркутско-Черемховская) агломерация ("Большой Иркутск") — моноцентрическая (но со значительной долей иных городов помимо города-ядра Иркутска) городская агломерация, расположенная на юге Иркутской области вдоль Транссибирской магистрали.

Иркутская агломерация: общие сведения

Возникла в советские годы в результате формирования тесных связей между Иркутском и городами-спутниками: Шелехов, Ангарск, Усолье-Сибирское и Черемхово, и стала одной из нескольких миллионных (1,1 млн.) агломераций вокруг городов численностью населения менее миллиона. Уступая Красноярску и его агломерации, является вторым межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения Восточной Сибири. В Сибирском федеральном округе Иркутскую агломерацию по численности населения опережают Новосибирская, Омская, Красноярская и Новокузнецкая агломерации.

Населённые пункты агломерации

Пункты с населением от 100 000 чел.

  1. Иркутск — 580 708 (2010)

  2. Ангарск — 240 580 (2010)

Пункты с населением от 10 000 до 100 000 чел.

  1. Усолье-Сибирское — 85 570 (2010)

  2. Черемхово — 53 592 (2010)

  3. Шелехов — 49 937 (2010)

  4. Свирск — 14 211 (2010)

Пункты с населением менее 10 000 чел.

  1. Мегет — 9 014 (2010)

  2. Михайловка — 7 433 (2010)

  3. Марково — 6 912 (2010)

  4. Смоленщина

  5. Пивовариха

Расстояние от Иркутска до других городов Иркутской агломерации, км

Город по железной дороге по автодороге водным путём по прямой
Иркутск
Шелехов 20 18 15
Ангарск 38 44 58 39
Усолье-Сибирское 67 75 84 67
Черемхово 130 148 124
Свирск 150 158 134 108

История проекта Иркутской агломерации

До начала XX века будущая агломерация была представлена в виде разрозненных поселений — Иркутска (основан в 1661 г) и прилегающих деревень. В связи с развитием отдельных промыслов были основаны поселения, давшие начало Усолью-Сибирскому (1669 г), и Черемхову (1772 г). Ключевым этапом в развитии агломерации стало строительство Транссибирской железной дороги в начале XX века и бурное развитие промышленности в середине XX века. С образованием городов Ангарск (1951) и Шелехов (1962) агломерация начала приобретать современные черты. Ускорением развития агломерации в настоящее время занимается Фонд регионального развития Иркутской области.

Население Иркутской агломерации

Основная часть населения сконцентрирована в двух крупнейших городах агломерции — Иркутске и Ангарске (821,7 тыс. чел. из 1,1 млн). После значительного спада в начале 90-х годов численность населения стабилизировалась. На территории агломерации проживает около 40 % населения Иркутской области и более 50 % её городского населения.

Концепция развития Иркутской агломерации

В 2007 была разработана концепция развития Иркутской агломерации в составе г. Иркутск, Иркутский район, Ангарский район, Шелеховский район (Иркутская агломерация в данном составе носит также наименование «Большой Иркутск»). Концепция включает в себя следующие основные направления:

  1. Финансирование проектов усиления транспортной связности в рамках потенциальных агломераций или проекты создания высокоскоростной связи между крупными городами.

  2. Размещение в границах агломераций крупных инвестиционных проектов, рассчитанных на использование в первую очередь человеческих ресурсов, возможностей масштабного и динамичного регионального рынка труда.

  3. Создание новых крупных образовательных учреждений федерального значения и развитие на их базе региональных модулей национальной инновационной системы.

  4. Поддержка реализации проектов комплексного освоения территорий и проектов модернизации городской среды.

  5. Внесение необходимых изменения в законодательство РФ и легализация агломерации с приданием ей определенного правового статуса.

  6. Территориальное планирование и размещение инфраструктур.

  7. Формирование площадок для привлечения инвестиций и развития новых производств.

  8. Развитие современного рынка труда.

  9. Создание благоприятной для развития агломеративных процессов институциональной среды, а также внедрение согласованного порядка планирования развития поселений, входящих в состав агломерации, включая упорядочение бюджетного процесса, стимулирование притока инвестиций в определенные сектора экономики.

  10. Активный маркетинг территории, направленный на привлечение инвестиций, продвижение региональных проектов на национальном и международном уровне.

  11. Реализация проектов модернизации городской среды, приведение её в соответствие с международными стандартами развития крупных городов и агломераций.

Сторонники и противники Большого Иркутска

Проект создания еще одного сибирского города-миллионера поддержали многие политические деятели, в том числе и на федеральном уровне. «За» высказались мэры всех трёх городов. Не поддержал идею объединения экс-губернатор Иркутской области Юрий Ножиков. Иркутская газета "Пятница" вела ряд дискуссионных публикаций, где с критикой выступали как известные люди, так и жители городов объединения.

После ухода вотставку в 2008 губернатора Тишанина проект Большого Иркутска был снят с повестки дня социально-экономической жизни региона.

Транспорт

  1. Транссибирская железная дорога

  2. Автомобильная трасса "Байкал"

  3. Международный аэропорт "Иркутск"

Ссылки

  1. Фонд регионального развития Иркутской области
  2. База данных показателей муниципальных образований // Росстат
  3. Иркутск должен был слиться с Ангарском ещё в 80-е годы // СМ Номер один : газета.
  4. Большой Иркутск освоит более 300 млрд рублей инвестиций
  5. Объединение Иркутска, Ангарска, Шелехова // АС Байкал ТВ
  6. Проект агломерации должен быть готов к марту // АС Байкал ТВ
  7. Чиновники о предстоящей агломерации // АС Байкал ТВ
  8. Александр Тишанин о развитии Иркутской области // АС Байкал ТВ
  9. Иркутская область представит свои проекты на экономическом форуме в Санкт-Петербурге // АС Байкал ТВ
  10. Начинается выставка МИПИМ-2007 // Вести-Иркутск
  11. В Англии завершил работу десятый российский экономический форум // Вести-Иркутск
  12. Концепция развития Иркутской агломерации
  13. Концепция развития Иркутской агломерации (документ)
  14. Из Иркутска — в Большой Иркутск // Стройинформ
  15. Деревни хотят в город // Пятница : газета.
  16. Референдум в Шелеховском районе // АС Байкал ТВ
  17. Законопроект о статусе и границах Шелеховского городского округа нуждается в серьезной доработке// АС Байкал ТВ
  18. В 2010 году начнут строить новый аэропорт // Вести-Иркутск
  19. Создание агломерации обойдется почти в 300 миллиардов рублей // НТС. Новости «По будням»
  20. Правительство поддерживает агломерацию // Вести-Иркутск
  21. В Министерстве регионального развития прошла презентация проекта Иркутской агломерации // АС Байкал ТВ
  22. Объединение Иркутска, Ангарска и шелехова в один мегаполис рационально, считает Виктор Игнатенко // АС Байкал ТВ
  23. Мэр Иркутска высказался о возможном мегаполисе // НТС. Новости «По будням»
  24. Критика объединения // Пятница : газета.
  25. Деревни хотят в город // Пятница : газета.

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.