Внутренний водный транспорт, представленный плавучими средствами на оз. Байкал и его крупных притоках, таких как реки Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара, оказывает определенное воздействие на экосистему озера. Но оно значительно ниже, чем влияние промышленных отраслей хозяйства.
Судоходство по оз. Байкал появилось еще в начале XVII столетия. С этого времени по водному пути Селенга – Байкал – Ангара на сплавных судах и паузках до Енисейска, затем в европейскую часть России перевозились чай, мануфактура и другие товары российско-китайской торговли, с нерчинских заводов – свинец. Этот путь просуществовал около 200 лет, до прокладки через Сибирь Московского тракта. Первое пароходное движение по оз. Байкал и по реке Селенге до Усть-Кяхты открылось в 1868 году для транспортного обслуживания российско-китайской торговли. Однако оно не получило дальнейшего развития в связи с открытием Суэцкого канала, позволившего значительно сократить транспортный путь доставки товаров из Китая через г. Одессу.
Некоторое оживление судоходства по Байкалу наблюдалось в период строительства Транссибирской железнодорожной магистрали, особенно в период строительства Кругобайкальского участка в 1900–1905 гг. Для этих целей был построен ледокол «Байкал», считавшийся вторым по величине ледоколом в мире. К 1917 году по озеру Байкал ходило 8 пароходов с 13 баржами, на реке Селенге – 5 пароходов с 6 баржами.
Следующий этап развития судоходства в Байкальском бассейне начался в предвоенные пятилетки, связанные с развитием торговли с Монгольской Народной Республикой и развитием производительных сил в глубинных районах БПТ. Так, было организовано Байкало-Селенгинское пароходство с центром в г. Улан-Удэ, судоходство осуществлялось на реках Чикой, Баргузин, Верхней Ангаре. В это же время был построен судостроительный завод в г. Улан-Удэ. Однако в связи со строительством в 1950 году железной дороги Улан-Удэ – Наушки – Улан-Батор объем перевозок по р. Селенге и оз. Байкал значительно сократился. Новый импульс развитие судоходства на оз. Байкал получило в 60-е годы XX века в связи с освоением лесных ресурсов Прибайкалья и транспортировкой леса сначала в плотах, а затем судами, а также в период строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
В 90-х годах XX века начался кризисный этап в развитии судоходства на Байкале. Объемы перевозок резко сократились; регулярное судоходство, не только грузовое, но и пассажирское, прекратилось. Это имело положительное значение для экосистемы озера Байкал, особенно актуален был запрет молевого сплава круглого леса. Однако прекращение работ по регуляции русел судоходных рек провоцирует более частое возникновение наводнений.
Протяженность водных путей по оз. Байкал, по данным «Перечня внутренних водных путей РФ», составляет 2356 км. По данным классификационного учета, в 2006 году на оз. Байкал насчитывалось 300 типов различных судов. В том числе по формам собственности: ведомственных – 38, коммерческих организаций – 158, личного пользования – 104; по типам судов: буксиры – 37, служебно-разъездные – 179, грузопассажирские – 30 и т.д.
Самым крупным судовладельцем на оз. Байкал является ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» (ВСРП). В 2006 году им перевезено 34,3 тыс. тонн груза, 85,4 тыс. пассажиров. Перевозка пассажиров осуществляется на «Комете» (судно на подводных крыльях) по маршруту порт Байкал – пос. Нижнеангарск, по Иркутскому водохранилищу и в акваториях порта Байкал и поселка Листвянка; грузы перемещаются по заказу предприятий и организаций. В состав пароходства на озере Байкал входят порт Байкал, пристани Култук, Усть-Баргузин, Нижнеангарск.
В соответствии с Федеральным законом «Об охране озера Байкал», все суда, за исключением маломерных, должны иметь устройства по сбору и хранению нефтесодержащих, льяльных, хозяйственно-бытовых сточных вод и отходов производства и потребления, а затем сдавать для утилизации предприятиям по их очистке. Для сбора и утилизации хозбытовых и подсланевых вод к порту Байкал приписано судно «Самотлор». Все суда ВСРП обязаны сдавать свои загрязненные воды этому судну, а суда других организаций обслуживаются на договорной основе. В 2006 году на «Самотлоре» собраны и утилизированы 1220 тонн сточных вод. Между тем, как показали проверки Государственного экологического надзора, в 2006 году более половины из проверенных судов на оз. Байкал нарушали природоохранное законодательство. Выявлено, что некоторые суда зарегистрированы как маломерные, могущие не иметь устройства по сбору загрязненных вод и отходов. Кроме того, в местах причаливания судов должны быть организованы приемники для хозбытовых, загрязненных вод и мусора для дальнейшей утилизации на очистных сооружениях и мусоросборниках поселков, что, к сожалению, в силу различных причин не осуществляется.
Определенное влияние на экосистему озера оказывает эксплуатация маломерных судов. К таковым относятся:
Контроль за использованием маломерных судов на акватории озера Байкал осуществляют центры Государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС по Иркутской области и Республике Бурятия. В 2006 году на акватории оз. Байкал зарегистрировано 5191 судно, в том числе: – по Иркутской области – 1274 судна; – по Республике Бурятия – 3917 судов.
Проблема охраны и воздействия на природные комплексы озера Байкал маломерных судов остается пока нерешенной, поскольку сложно оценить уровень химического, шумового и др. видов их воздействия на водные экосистемы озера. Необходимо усилить экологический контроль, принять регламентирующие нормативно-правовые документы, обеспечить переориентацию деятельности на экологически приемлемые формы.
Источник: Байкал: природа и люди : энциклопедический справочник / Байкальский институт природопользования СО РАН ; [отв. ред. чл.-корр. А. К. Тулохонов] – Улан-Удэ : ЭКОС : Издательство БНЦ СО РАН, 2009. – 608 с.: цв. ил.
Постоянный флот, перевозящий грузы и пассажиров появился на Байкале в середине ХVIII в. и был представлен небольшими парусными судами. К началу ХХ в. перевозками занимались 40 различных судов, в том числе 15 пароходов. В советский период регулярные пароходные рейсы совершались от портов Байкал, Култук, Листвянка до Хужира, Нижнеангарска, Северобайкальска и др. После сооружения БЦБК и Селенгинского картонного комбината в составе грузопотоков стал преобладать лес, буксируемый в больших морских плотах-сигарах, которые во время сильных штормов нередко разбивались, и озеро и берега засорялись древесиной. В 70–80-е гг. пассажирский флот пополнился скоростными судами на подводных крыльях. В настоящее время на Байкале зафиксировано 300 единиц судов.
Судоходство является одним из источников загрязнения вод Байкала. При эксплуатации судов формируются различные отходы и в том числе подсланевые воды, образующиеся на самом дне трюма под сланями. Эти воды относятся ко II классу экологической опасности. Возникает проблема утилизации и хозфекальных вод.
Одним из наиболее крупных судовладельцев на Байкале является ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» (ВСРП).
Суда ВСРП сдают загрязненные хозбытовые и подсланевые воды на очистку в специальное судно «Самотлор» в порту Байкал. Прием сточных вод от сторонних организаций обслуживается на договорных началах. Так, за навигацию 2006 г. «Самотлор» принял около 450 т сточных и 773 т нефтесодержащих вод. Сброс очищенных вод осуществляется в р. Ангаре на 6 км ниже истока, а нефтепродукты сжигаются в котельной установке. Сбор мусора производится в береговые контейнеры в местах базирования судов с дальнейшим вывозом на свалки.
К сожалению, многие судовладельцы не заключают договоры на сдачу подсланевых и хозфекальных вод и сбрасывают их в Байкал. Такие нарушения трудно выявить и проконтролировать.
Кроме крупных судов, на Байкале (на конец 2007 г.) зарегистрировано 5638 маломерных, в том числе по Иркутской области – 1431 и по Республике Бурятия – 4207 1, которые вносят свой вклад в загрязнение вод озера.
Государственный надзор за предотвращением загрязнения водных путей Байкала осуществляет Восточно-Сибирское бассейновое управление.
Источник: Байкаловедение : учеб. пособие / Н. С. Беркин, А. А. Макаров, О. Т. Русинек. – Иркутск : Изд-во Ирк. гос. ун-та, 2009.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей