Пятидесятники — евангельские христиане, последователи одного из направлений в протестантстве. В Иркутской области представлены двумя организациями — Региональное объединение Церквей Христиан Веры Евангельской пятидесятников Иркутской области и Региональное объединение Церквей Христиан Веры Евангельской Иркутской области.
В 1901 г. в баптистских общинах США возникло течение под названием "Движение святости", положившее начало быстро распространившемуся движению пятидесятников, которое получило название харизматического ( от греч. Charisma — харизма — теологический термин для обозначения особых даров Святого Духа, излитых им на апостолов). Адепты практикуют "говорение на иных языках" во время молитвенных собраний, веря в то, что в "говорящего" вселяется действительно Дух Святой. Численность пятидесятников в мире оценивается в 279 млн, из них в США около 20 млн[1]. Местные общины и национальные объединения входят в состав всемирной организации пятидесятников — Ассамблеи Бога со штаб квартирой в США.
Источник вероучения: Библия — Ветхий и Новый Завет (в их собственном понимании). Согласно учению пятидесятников, Святой Дух постоянно нисходит на Церковь Христову, а каждый христианин после водного крещения проходит крещение Духом Святым, получая его дары, такие, как дар исцеления больных, дар пророчества, дар знания незнакомых языков. Особое значение пятидесятники придают проповеди близости второго пришествия, конца света и тысячелетнего царства Христа, а также следованию заповеди "не убий", с чем связано их резко отрицательное отношение к войне и военной службе.
Основные формы культовой практики: крещение, молитвенные собрания, детские воскресные школы, Библейские институты, школы, миссионерская и благотворительная деятельность.
Руководит Церковью епископ, председатель Союза Христиан Веры Евангельской России.
В структуру Союза ХВЕ России входят 23 региональных объединения, охватывающих области, края и республики Российской Федерации. Только 10% общин имеют молитвенные дома, остальные проводят богослужения в арендуемых помещениях.
Духовные учебные заведения: Московский теологический институт, Иркутский теологический институт, Библейские школы в регионах. В Новосибирске действует семинария, занимающаяся подготовкой молодых членов к пасторскому служению.
Союз издает журналы: "Примиритель", "С верой, надеждой, любовью", имеет объединенную редакцию Христианских радиотелепрограмм.
Первые пятидесятнические организации возникли в России в 1907 г. на территории Финляндии, входящей в состав Санкт-Петербургской губернии Российской империи. В столице Российской империи Санкт-Петербурге общины пятидесятников появились в 1913 г. В 1924 г. в Одессе был созван 1-й областной съезд ХЕВ, на котором был основан "Одесский областной союз христиан евангельской веры". К 1924 г. общины появились почти во всех областях Украины, а также в Ташкенте, на Урале и даже в Сибири. Вскоре учение пятидесятников распространилось практически по всей России.
Особая роль принадлежит И.Е. Воронаеву, сумевшему из разрозненных общин создать пятидесятническое движение.
В 1926 г. состоялся I всеукраинский съезд пятидесятников, где пятидесятники начали именоваться Всеукраинский Союз Христиан Евангельской Веры. К 1927 г. Союз ХЕВ насчитывал 350 общин с более чем 17000 прихожан. Из-за притеснений 1920-х гг. Союз ХЕВ переходит на нелегальное положение.
В 1930 г. И.Е. Воронаев, В.Р. Колтович и многие другие братья были репрессированы. Их посадили в тюрьму, а затем сослали в Сибирь. Союз христиан евангельской веры был снят с регистрации, а его деятельность прекращена. К началу 1940-х гг. численность пятидесятников в СССР увеличилась за счет присоединения территории Западной Украины, где действовали их общины.
В 1940-е годы XX в. власти страны ввели режим тоталитарного преследования христиан протестантского направления. Закрывались молитвенные дома, десятки тысяч людей были арестованы, погибли в тюрьмах и лагерях. Но впоследствии в годы войны правительство несколько ослабило жесткую опеку над религиозной жизнью народа. В 1944 г. баптисты и евангельские христиане объединились в союз, получивший название Церковь Евангельских Христиан-Баптистов (ЦЕХБ). Во главе союза стал Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). С момента этого объединения пятидесятники получили право собираться на служение в молитвенные дома евангельских христиан-баптистов.
В 1955-1956 гг. вследствие положительных изменении в политике правительства СССР христиане, осужденные за религиозную деятельность, были освобождены из мест лишения свободы (часть священнослужителей, освободившися из лагерей, продолжала отбывать срок в ссылках в Сибири). Вернувшиеся на свободу служители начали труд по восстановлению разрушенных церквей, рукоположению священнослужителей, освящению членов Церкви.
В 1990 г. был созван I съезд союза пятидесятников России, который принял свой устав и наименование — Союз Христиан Веры Евангельской РСФСР (позднее Российской Федерации)
27 марта 1991 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации была зарегистрирована Церковь Союза ХВЕ России (свыше 100000 учтенных приверженцев Церкви, более 600 общин). Национальный состав Союза ХВЕ России: русские, украинцы, белорусы и представители более 100 национальностей России. Общины есть во всех 78 субъектах Российской Федерации. В 2004 г. Союз ХВЕ был переименован в Российскую Церковь Христиан Веры Евангельской.
С началом перестройки из Швеции в Россию пришло зародившееся в США одно из неопятидесятнических или неохаризматических “Движений веры”, также известное под названием “Теология процветания”. Наиболее характерные названия групп, принадлежащих к этому движению, таковы: “Слово жизни”, “Живая вода”, либо “Новая жизнь”, “Живой родник”, “Слово истины”, “Церковь нового поколения”, “Церковь Завета”, “Церковь прославления”, “Живая вера” и т. п. “Движение веры” не выстроено в виде жесткой структуры, но внутри каждой секты, основанной каждая в своем городе, контроль не меньший, чем если бы они входили в централизованную структуру.
Особенно большое количество организаций данного направления на северо-востоке России и в Сибири. Центр располагается в Абакане, где находится их “Школа пасторского служения”. В центре проходят обучение проповедники, также издается газета “Голос веры”.
Первые группы евангельских христиан в духе апостольском (пятидесятников) существовали в Сибири с середины 1920-х гг. Существенный рост общин и групп христиан веры евангельской (ХВЕ), как и многих других протестантских и евангелических групп, приходится на послевоенное время. Рост обусловлен миграционным фактором (реэмигранты, переселенцы, спецпоселенцы, ссыльные и др.).
Под нажимом государства в 1945 г. состоялось слияние евангельских объединений (баптистов, евангельских христиан и пятидесятников) в единый легитимный союз. Объединение во всех регионах СССР не проходило безболезненно. Внушительная часть ХВЕ в Сибири отказалась от слияния. В Омской области все общины и группы отторгли союз, на каждом совещании руководителей ХВЕ, подтверждая свое решение. Не пошли на компромисс ряд общин Алтайского края. Сохранила автономию крупная община в Красноярске.
Бывшие члены ХВЕ в идейном противоборстве с баптистами, как правило, будучи меньшинством, в то же время оказывали существенное воздействие на психологический климат в организации, нередко навязывая свои стереотипы большинству. Так, лидер группы пятидесятников В.Е. Нужный еще в 1946 г. был избран помощником пресвитера кемеровской общины ЕХБ. Находясь в составе ЕХБ, пятидесятники сохранили свою организационную и конфессиональную структуру, проводя на базе молитвенного дома самостоятельные богослужебные собрания и исповедуя дары Святого Духа. Кроме этого, они осуществляли миссионерскую деятельность среди верующих общин ЕХБ, что вызывало крайнее недовольство руководящего состава последних.
Совет по делам религиозных культов при СМ СССР не случайно предостерегал местные советские органы, о том, что закрытие крупных общин ЕХБ может привести к негативным последствиям, в том числе усилению влияния пятидесятников на верующих незарегистрированной общины. Действительно, фактически во всех регионах Сибири отмечены факты перехода баптистов в пятидесятники. Нередко влияние одного харизматического лидера-пятидесятника на некоторое время определяло конфессиональные особенности региона. Так, в Тюмени группа (а затем община) ХВЕ возникла в результате деятельности высланной в 1945 г . из Свердловской области А.П. Шапошниковой.
Более широкому распространению и динамичному развитию конфессии мешало отсутствие организационного центра и единства внутри организации. Так, уполномоченный по делам религиозных культов по Алтайскому краю отмечал, что общего руководства у ХВЕ в крае нет. Общины и группы имеются в Барнауле, Рубцовске, в Завьяловском и Тальменском районах, но “секта неоднородна; в ней имеется много групп, неприязненно относящихся друг к другу”. Для Иркутской области, где фиксировалось до 400 пятидесятников, также была характерна разобщенность. Собиралась община мелкими группами, как правило, один раз в неделю.
В середине 1950-х гг . в связи с временным “потеплением” религиозной политики пятидесятники стали в массовом порядке выходить из состава ЕХБ. В 1961 г., к началу этапа ужесточения государственной политики по отношению к нелегальным религиозным “сектам”, незарегистрированные общины и группы пятидесятников фиксируются фактически в каждом сибирском регионе. На 1 января 1962 г. в Иркутской области было 17 религиозных организаций (6 общин и 11 групп), всего 315 человек.
Организация ХВЕ в тот период была одной из самых молодых в демографическом отношении конфессией. Соответственно, доля работающих граждан была достаточно высока. Так, в Красноярском крае на 1 января 1963 г. пятидесятников насчитывалось 428 человек. Из них в возрасте старше 60 лет – 11%, а работающих – 50%. Для сравнения, среди ЕХБ доля работающих составляла 40%, а иеговистов – 30%. Среди пятидесятников эта тенденция долгое время сохранялась. В 1969 г . ХВЕ в Хакасии — 140 человек, из них работало 64 человека. (45,7%). Плюс к этому в молениях принимали участие 22 человека в возрасте от 16 до 22 лет, которые формально не являлись членами общины, т.е. не приняли обряда крещения. Уполномоченный отмечал, что если у баптистов на молитвенных собраниях присутствовали дети в количестве 2–4 человек, то у ХВЕ до 20–40 детей, в том числе и школьники. Данное обстоятельство неизменно вызывало недовольство у государственных структур, в еще большей степени содействовало конфронтации.
В настоящее время в Иркутской области действует две централизованные религиозные организации. Первая по времени возникновения - Региональное объединение церквей христиан веры евангельской Иркутской области, в которой более 40 церквей и групп, около 2000 прихожан. Боярчук Анатолий Леонидович - старший епископ РОЦИО. Объединение входит в Российскую церковь христиан веры евангельской (до 2006 г. - Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) России). Для пятидесятничества характерна конгрегациональная система устройства. Четыре церкви зарегистрированы в Иркутске — “Христианская Церковь “Благословение”, “Церковь Христа Спасителя”, “Церковь Святой Троицы”, “Церковь Еммануил”. Зарегистрированы церкви в Ангарске, Братске, Усолье-Сибирском, Шелехове, Саянске. Общины действуют в Слюдянке, Байкальске, Зиме, Черемхово, Свирске, селе Савватеевка Ангарского района, в поселке Средний и поселке Мишелевка Усольского района.
Важным направлением деятельности РОЦИО является активная миссионерская работа и создание реабилитационных центров. Реабилитационные центры существуют в Слюдянке, Шелехове, Иркутске, Ангарске, селе Савватеевка Ангарского района, Усолье-Сибирском, поселке Средний Усольского района, поселке Михайловка Черемховского района, Свирске, Зиме, Саянске, Куйтуне, селе Батама Зиминского район, Нижнеудинске, Тайшете, Братске, селе Кобляково Братского района, Усть-Куте, Усть-Илимске.
Среди пятидесятников много потомков западных украинцев и западных белорусов, но по мере роста численности этого течения увеличивается доля этнических русских, бурят и др. Много пятидесятников среди корейской диаспоры: церковь “Благодать во Христе”.
Вторая религиозная централизованная организация - “Региональное объедение Церквей Христиан Веры Евангельской Иркутской области” (РОЦХВЕ ИО). Их называют неопятидесятниками. Структурное объединение четырех религиозных организаций и трех церквей произошло в 2004 г. РОЦХВЕ ИО, которое входит в Российский объединенный союз христиан веры евангельской (РОСХВЕ), образовали следующие религиозные организации: церкви христиан веры евангельской “Слово Жизни” г. Иркутска, “Иркутский Молитвенный Центр “Мировая Жатва”, “Путь к Истине”, “Слово Жизни” г. Ангарска. Также в состав РОЦХВЕ ИО вошли церкви “Слово Жизни” г. Усолье-Сибирское, Саянска и Черемхово. Сейчас в РОСХВЕ ИО 18 церквей, объединяющих 1640 верующих. Как и у остальных пятидесятников, структура ХВЕ конгрегациональна - Объединение оказывает организационную, информационную, консультативную, правовую и другую необходимую помощь поместным церквям при сохранении их внутренней самостоятельности.
Для христиан веры евангельской характерна активная миссионерская и духовная образовательная деятельность. Концепция социальной помощи включает программу всесторонней помощи бездомным людям и детям, лишенным попечения родителей, стратегию работы по реабилитации и адаптации людей, попавших в наркотическую и алкогольную зависимость, а также освободившихся из мест лишения свободы. Реабилитационные центры существуют в поселке Большой Луг Шелеховского района, поселке Большая Речка Иркутского района, поселке Зуй Ангарского района и др.
В Иркутской области активно действует религиозная община, относящаяся к Движению веры, — “Слово жизни” (швед. Livets Ord, дословно англ. Word of Life). “Слово жизни” является и международным объединением поместных протестантских пятидесятнических общин. На конфессиональном поле “Слово жизни” позиционионируют как протестантское движение умеренно-харизматического направления, а также как неопятидесятническое движение.
Летом 1991 г. поезд с миссионерской командой данной организации прибыл в Иркутск. В 1992 г. миссионерами от "Слова Жизни" в Швеции Рюне и Кари Боргсе в Иркутске была начата церковь, а 10 сентября 1993 г. церковь была зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации. 23 ноября 1993 г. в Иркутске прошла первая Конференция Веры, на которой была провозглашена Церковь "Слово Жизни" г. Иркутска, апостолом и евангелистом из Швеции Карлом Густавом Северином.
В мае 1996 г. пастором церкви был назначен Дмитрий Анатольевич Маслак, член межконфессионального совета при правительстве Иркутской области, председатель Регионального Объединения Церквей Христиан Веры Евангельской Иркутской области (в составе — около 40 церквей).
Администрация Иркутска выделила церкви земельный участок площадью 0,7 га в безвозмездное срочное пользование для строительства духовно-культурного центра. На участке земли предполагается возвести несколько сооружений — здание храма церкви с залом на 1200 сидячих мест, множеством офисных и подсобных помещений, а также здание детского социального центра. В данный момент строительство находится на уровне разработки проекта и получения согласований под строительство.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей