Православие в Иркутской губернии

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Вадим, митрополит Иркутский и Ангарский (Лазебный Владимир Анатольевич)
Вадим, митрополит Иркутский и Ангарский (Лазебный Владимир Анатольевич)
Автор: Не известен
Святитель Иннокентий (Кульчицкий)
Святитель Иннокентий (Кульчицкий)
Автор: Не известен
Автор: Неизвестен
Крестовоздвиженская церковь, Иркутск
Крестовоздвиженская церковь, Иркутск
Автор: Не известен
Автор: Не известен
Автор: Не известен
Автор: Борис Слепнёв
Автор: Не известен
Автор: Не известен
Автор: Sergius Caesar

Православие течение христианства, представленное в Иркутской области Русской Православной Церковью. Появилось на территории области во времена освоения и заселения ее русскими людьми в первой половине XVII в. В настоящее время православие является ведущей религией, около 210 тыс. жителей области являются прихожанами храмов РПЦ, из них 120 тыс. регулярно посещают службы. Заинтересованных православием 73% жителей.

Возникновение православия в Сибири

Первым этапом проникновения православия в Сибирь стал поход дружины Ермака и последовавшее затем строительство первых сибирских городов. Летописец, говоря о походе Ермака в Сибирь и появлении там христианства, называл “костелами” мусульманские мечети:

“И посла их Бог очистити место, где быти святыне, и победити бусурманского царя Кучюма, и разорити богомерзкие и нечестивые их капища и костелы... И от казаков поставишася грады и святыя Божия церкви воздвигошася и благочестие просияша. Отпаде вся бесовская служба и костелы, и требища идольская вся разорися и сокрушися и боговидение всадися...”

Это прямое указание летописца на главную цель похода — очищение сибирской земли от “богомерзостей”. И нет речи о расширении Руси и присоединении к ней территории соседнего государства. О “прирастании России Сибирью” будет заявлено много позже. Летописец же воспринимает деяние дружины Ермака именно как подготовку сибирской земли к приходу туда православия. Следовательно, деяния дружины Ермака необходимо воспринимать не только как подвиг воинский, но и духовный, нравственный. В летописях, описывающих этот поход, имеются слабые намеки на присутствие в войске монахов, священников, походной часовни и пр.

Ко следующему этапу вышеназванного процесса можно отнести учреждение Сибирской епархии с размещением архиерейской кафедры в Тобольске и назначение на нее (8 сентября 1620 г.) первого архиепископа — Киприана (Старорусенина). Этому предшествовало открытие во вновь основанных сибирских городах православных храмов и монастырей при их подчинении в разное время епископам Казанской, Ростовской или Вологодской епархий.

Иркутская епархия: создание, миссионерство и рост территории

В Восточной Сибири первая церковь была воздвигнута в 30-е г. XVII в. в Якутске. В последующие десятилетия церкви строятся в Верхоленске, Киренске, Илимске, Братске, Нерчинске, Албазине и др. В Иркутске, будущем центре епархии, первую церковь (Спасскую) построили в начале 70-х гг. XVII в. Вскоре была построена церковь Богоявления. В начале XVIII в. в городе насчитывалось уже 7 православных храмов, всего на территории будущей епархии было около 40 церквей. Во второй половине XVII  в. в Восточной Сибири основываются первые монастыри. В 1662 г. под руководством старца Иосифа началось строительство самого первого из них - Якутского Спасского. Через год началось строительство Киренского Троицкого монастыря. В 1672 г. недалеко от Иркутска старец Герасим основал крупнейший впоследствии в Восточной Сибири Иркутский Вознесенский монастырь. В 1693 году началось строительство единственного женского монастыря на территории Восточной Сибири - Иркутского Знаменского.

В XVII - начале XVIII вв. церкви и монастыри Восточной Сибири входили в состав Сибирской епархии (с 1668 г. - митрополии), которая к концу XVIII в. почти достигала естественных границ Сибири. На западе границей митрополии стал Уральский хребет, на севере - Ледовитый океан, на востоке - северо-восточное побережье Тихого океана, на юге - владения Китая и казахские степи. Общая площадь Сибирской митрополии превышала 10,5 млн. кв. м. В начале XVIII в. на этой территории проживало всего лишь около 300 тыс. чел., из них не более половины исповедовали православие.

В административном отношении для удобства Сибирскую митрополию делили на три разряда: Тобольский, Верхотурский и Енисейский, которые охватывали ее западную часть. В восточной части, на территории будущей Иркутской епархии, были образованы отдельные церковные благочиния (десятины), подчиненные непосредственно митрополиту. К началу XVIII в. их было 6: Илимское, Киренское, Якутское, Иркутское, Селенгинское, Даурское.

Если в Западной Сибири в течение XVII в. распространение православия и христианизация коренного населения проходили более или менее успешно, то в Восточной Сибири православная церковь столкнулась с рядом сложных проблем. Распространению и укреплению православия мешали прежде всего огромные пространства и редкая заселенность территории. Отрицательно сказывался и недостаток профессиональных священников. Зачастую прихожане, построив храм, были вынуждены сами избирать их из своей среды. Такие священники, не имевшие профессиональной подготовки, не знавшие богословия, нередко вообще не умевшие читать и писать, не могли полноценно выполнить свою миссию.

В Восточной Сибири православная церковь столкнулась и с очень низкой христианской культурой русского населения, поскольку среди русских землепроходцев, проводивших колонизацию края, было немало авантюристов, имевших очень отдаленные представления о христианской морали и нравственности. Среди священнослужителей были распространены пьянство, вымогательство, воровство, злоупотребления и беспорядки.

Наконец, перед РПЦ в Восточной Сибири стояла очень сложная и важная задача христианизации коренного населения. К ее решению в XVII в. церковь только приступила.

Все это требовало изменения системы управления церковью на территории Восточной Сибири. В 1707 г. митрополит Филофей учредил Иркутское викариатство, которое являлось непосредственным предшественником епархии. Образованию епархии способствовало и выделение в 1724 г. Восточной Сибири в самостоятельную административную единицу в составе Сибирской губернии - Иркутскую провинцию. В провинцию вошли города: Иркутск, Селенгинск, Нерчинск, Якутск, Охотск с уездами, а также Камчатка, где находились Большерецкий, Верхнекамчатский и Нижнекамчатский остроги.

15 января 1727 г. императрица Екатерина I утвердила указ Синода об образовании Иркутской епархии и назначении Иннокентия Кульчицкого епископом Иркутским и Нерчинским. Первоначально в духовное управление епископу определили города Иркутск и Нерчинск с уездами, Иркутский Вознесенский, Посольский Преображенский, Нерчинский Успенский мужские монастыри и Иркутский Знаменский женский - всего 42 церкви и 4 монастыря. Из них лишь один храм был каменным - Спасская церковь в Иркутске, также велось строительство собора Богоявления.

В 1731 г. после ходатайства Иннокентия Кульчицкого Синод указом причислил к Иркутской епархии города Балаганск, Илимск, Якутск, Охотск с уездами, а также Киренский Троицкий, Якутский Спасский и Селенгинский Троицкий монастыри. Иркутская епархия стала самой крупной в Российской империи, охватив территорию общей площадью более 6,5 млн. кв. м. На этой территории в 1731 г. находилось 73 церкви, 6 мужских монастырей и 1 женский.

Несмотря на активное строительство церквей, в Восточной Сибири их было явно недостаточно. Особенно остро этот недостаток чувствовался на северо-востоке епархии. Из-за отсутствия храмов иркутские епископы были вынуждены регулярно посылать якутских священников с объездом этих территорий. Обычно такие поездки занимали около 5 лет. Православным приходилось годами ждать исполнения обрядов.

Иннокентий Кульчицкий решал вопрос и по улучшению количественного и качественного состава священно- и церковнослужителей, а также воспитанию нравственной паствы. Иннокентий предписал отдавать церковнослужителям своих детей для обучения в Славяно-русскую школу при Иркутском Вознесенском монастыре. Вопреки указу Синода епископ принимал в школу учеников из разных сословий. А в 1780 г., благодаря усилиям Михаила Миткевича, Иркутская епархия обрела свое собственное среднее учреждение - духовную семинарию. В 1781 г.в Иркутске открылась школа для детей сибирских обывателей, в 1782 г. - училище для детей всех сословий.

Распространению православия среди сибирских народов мешало незнание церковниками языков коренных жителей. Проповедь христианства они были вынуждены осуществлять через переводчиков. Много внимания миссионерской деятельности уделял епископ Иннокентий Нерунович. В 1734 г. он посетил Забайкалье и лично крестил бурят, живших на р.Джиде. Поддерживал миссионерство он и в Якутии и на северо-востоке страны. Во время путешествий в 1735 г. и 1741-1743 гг. Иннокентий крестил якутов в устье р.Витим, в окрестностях Якутска и в районе Верхневилюйского острога. Общее число новообращенных епископом превысило 450 человек. В то же время, в донесении в Синод в 1742 г. Нерунович указывал на трудности распространения православия среди коренного населения. Желающие принять христианство ожидали от церкви богатых подарков, а без них отказывались креститься. Между тем, правительство не выделяло Иркутской епархии средств для этого (в то время, как в Европейской России на эти цели ежегодно выделялось по 10 000 рублей и 5 000 четвертей хлеба на каждую губернию). Епископу пришлось за счет своих личных средств купить всем новообращенным кресты, а также одежду на подарки. Епископ Софроний в 1758 г. просил Синод для активизации миссионерской деятельности в Якутии прислать иконы для новокрещенных якутов и учителей для обучения якутских детей.

Происходит и территориальное расширение Иркутской епархии. В 1796 г. в ее состав включили “Русскую Америку” (Аляску и Алеутские острова). Наиболее известна миссионерская деятельность выпускника Иркутской семинарии, знаменитого впоследствии священника и ученого Иннокентия Вениаминова, ставшего митрополитом Московским. В период пребывания на Аляске до возведения в сан епископа Камчатского и Алеутского в 1840 г. Вениаминов обратил в христианство около 15 000 алеутов и эскимосов.

При Михаиле Бурдукове положение Иркутской епархии значительно изменилось. После разделения в 1822 г. Сибирского генерал-губернаторства на Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское было решено территорию Тобольской епархии совместить с территорией первого, а территорию Иркутской епархии соответственно с территорией Восточно-Сибирского. В связи с этим в состав Иркутской епархии вошла территория Енисейской губернии (Красноярское, Енисейское и Канское духовные правления). В результате самая крупная в стране епархия стала еще крупнее, а ее территория (около 10,5 млн. кв. м.) охватила почти половину Российской империи. После этого было повышено место Иркутской епархии в классификации епархий. Ее отнесли ко II классу и соответственно иркутского епископа Михаила Бурдукова 22 августа 1826 г. возвели в сан архиепископа.

В 1834 г. была образована Томская епархия, в состав которой из Иркутской отписали территорию Енисейской губернии. Инициатором образования выступил иркутский архиерей Мелентий. Причиной послужило укрепление позиций православной церкви в регионе и увеличение числа церквей. Этот архиерей запомнился также своей миссионерской деятельностью. В связи с распространением ламаизма среди забайкальских бурят, он первым в истории РПЦ активно выступил с проповедями против этой разновидности буддизма перед бурятским населением.

Распространением православия среди бурят занимался и архиепископ Нил Исакович. Он изучил бурятский язык, составил его грамматику и перевел часть богослужебных книг. Также он организовал проведение богослужения на бурятском языке в основанной им в 1845 г. в Саянах Ниловой пустыни (Тунка). По его распоряжению Иркутская духовная консистория приняла решение о предоставлении на 3 года льгот бурятам, принявшим крещение. Успешной миссионерской деятельности во многом способствовал и тот факт, что к середине XIX в. иркутская семинария была единственной среди 47 семинарий России, в программу которой входило преподавание монгольского языка.

В 1840 г. была образована Камчатская и Алеутская епархия, в которую вошли церкви Камчатки, Аляски и Алеутских островов, а в 1852 г. и Якутия. После разделения в Иркутской епархии осталось 229 церквей. Таким образом, к середине XIX в. территория епархии сократилась почти до тех размеров, которые ей определили в момент образования в 1727 г., и включала лишь территорию Иркутской губернии и Забайкальской области. Территориальное сокращение было связано прежде всего с укреплением положения православной церкви в Восточной Сибири.

28 января 1894 г. было создано Читинское викариатство и 12 марта того же года выделено в самостоятельную епархию. Так, к началу XX в. Иркутская епархия входит в границы схожие с современными.

 Иркутская епархия в первой половине XX в.

На 1912 г. епархия насчитывала около 400 000 человек православного населения, что составляло 83,3% от общего числа жителей. Насчитывалось 326 церквей, 205 часовен и молитвенных домов, 4 монастыря. Штат церковнослужителей состоял из 17 протоиереев, 266 священников, 77 диаконов, 262 псаломщиков.

Известие об октябрьском перевороте было получено в Иркутске 26 октября 1917 г. А в январе 1918 г. началось претворение в жизнь декретов и постановлений нового правительства, в т.ч. и декрета СНК “Об отделении церкви от государства” от 23.01.1918. В марте начались первые попытки национализации в Иркутском Вознесенском монастыре.

В июле 1918 г. власть в Иркутске перешла Сибирскому Временному Правительству, которое сделало серьезную политическую ставку на Церковь в борьбе с большевиками: с аннулированием советских декретов Церкви были возвращены конфискованные земли и имущество, в школах возобновилось обязательное преподавание Закона Божия. Казалось бы, церковная жизнь постепенно возвращалась в обычное русло, 6 октября был заложен новый храм, был возобновлен выпуск “Иркутских епархиальных ведомостей”.

Но уже 24 декабря 1919 г. эсеровский “Политический центр” в Иркутске инициировал вооруженное восстание против режима Колчака (он будет расстрелян в Иркутске 9 февраля 1920 г.), полностью захватил город к 5 января 1920 г., а 24 января власть в Иркутске перешла к большевистскому ревкому. Одним из первых его распоряжений в городе с военным положением стало закрытие 28 января 1920 г. всех домовых церквей и роспуск церковных советов. Готовясь к обороне, большевики превратили храмы и монастыри в боевые укрепления.

13 февраля 1920 г. в Иркутске, когда угроза реванша белых миновала, военное положение было снято. Вновь началось методичное претворение в жизнь декрета об отделении Церкви от государства: в этот же день упразднены все иркутские духовные школы. В училищах и гражданских школах отменено преподавание Закона Божия, чтение молитв и т.д. 26 марта состоялась первая реквизиция имущества Вознесенского монастыря. Начались первые репрессии против духовенства: 22 марта еп. Зосима (“за контрреволюционную деятельность в прошлом и настоящем”), о. Михаил Концевич, М. М. Стразов (“за содействие созданию добровольческой дружины Св. Креста в 1919 г. для борьбы с советской властью”) были арестованы губернской ЧК. О. Михаил и М. М. Стразов были осуждены 30.11.1920 г. на 5 лет пребывания в концлагере (вместо концлагеря о. Михаил 3,5 года пробыл в иркутской тюрьме).

В июле 1920 г. национализированное “народное имущество” приходов было поставлено на учет (для этого при губревкоме был создан “стол по отделению церкви от государства”), а затем губревком приступил к заключению договоров с общинами верующих. Полномочиями по взаимодействию прихода с властью наделялся “исполнительный орган религиозного культа” (позже именовался “распорядительным комитетом”). Монастыри продолжили свое существование под видом трудовых артелей.

Следующим шагом в государственно-церковной политике стала кампания по борьбе с нетленными мощами. Главной святыней Иркутской епархии были нетленные мощи ее первого епископа – свт. Иннокентия Иркутского), почивавшие в Вознесенском монастыре. Решением губернского Съезда Советов 24 января 1921 г. мощи свт. Иннокентия были кощунственно вскрыты. Но, как свидетельствует протокол вскрытия, абсолютная нетленность произвела обратный эффект: предубежденное настроение многих присутствовавших, ожидавших увидеть ватную или восковую куклу, сменилось удивлением и глубоким интересом к мощам, а “изобличители векового обмана” были заметно сконфужены и растерянны. Вскоре мощи были тайно отправлены в Москву, и почти на 70 лет православные иркутяне лишились святыни.

Вместе с этими событиями в Иркутске началось становление обновленческого раскола, который был официально оформлен созданием 15 сентября 1922 г. неканонического Иркутского Епархиального Управления. Инициатором создания местной “живистской” организации стал кафедральный прот. Михаил Фивейский, а первый живоцерковный архиерей (“архиепископ” Василий Виноградов) прибыл в Иркутск 26 мая 1923 г. Активную помощь обновленцам оказывала и гражданская власть, будучи заинтересованной в развитии раскола. Часть храмов была насильно отнята у канонической Церкви и передана обновленцам.

В 1927 г. православный Иркутск постигла первая волна организованных репрессий по сфабрикованным ОГПУ делам: 12 апреля 1927 г. еп. Ираклий с группой активного духовенства (в частности, настоятель Благовещенской церкви в г. Иркутске Я. Я. Галахов, протоиереи В. Н. Флоренсов, И. М. Косцюкевич, С. М. Телятьев) были арестованы. Им инкриминировалась организация “нелегального Комитета взаимопомощи сосланному духовенству” и “распускание разных провокационных слухов, направленных на подрыв советской власти”, а также “нелегальные собрания”. 1 июля 1927 г. за антисоветскую агитацию по ст. 58-13 (в редакции 1926 г.) все они были подвергнуты высылке из Иркутской губернии сроком на три года.

8 апреля 1929 г. ВЦИК и СНК РСФСР принял закон ”О религиозных объединениях”, который носил запрещающий характер, делал невозможным социальную деятельность Церкви, ставил существование и функционирование приходов в полный контроль государства, стал юридической базой для массового закрытия храмов, которое, собственно, и началось в 1929 г.

Преследованию подвергались также сами священнослужители: мерами “воздействия”, помимо тюремного заключения и ссылок, было усиленное (часто непосильное) налогообложение; лишение избирательных прав, что влекло за собой соц. ограничения, например, лишение продовольственных карточек, возможности покупать продукты по льготному тарифу; психологическое воздействие на семьи священников; невыполнимые сельхоззадания; вообще, оскорбления и издевательства со стороны властей. Верующие также подвергались преследованию: введение пяти– и шестидневной рабочей недели, выдуманные срочные сельхозработы накануне праздников, угроза снижения нормы выдачи продуктов в случае посещения церкви. Часто на селе запрещалось хождение в церковь на праздник (наказание – списывание 10 трудодней или штраф с единоличника 100 руб. в 1933 г.).

В г. Иркутске на 1929 г. действовало 14 храмов канонической церкви. Начиная с 1929 г. ежегодно власти закрывали 1-2 храма, а в 1934 г., помимо закрытия 2 церквей, передали обновленцам Владимирский собор. К 1937 г. в городе и пос. Ленино осталось 4 храма. Помимо этого, в 1930-1931 гг. иркутским отделом НКВД совместно с горсоветом была проведена тщательно спланированная варварская акция по снятию колоколов. Многие храмы уничтожались и взрывались. От прославленного Вознесенского монастыря осталась лишь надвратная церковь. Также огромной и невосполнимой потерей для города стал взрыв в 1934 г. одного из его православных символов – изъятого у обновленцев кафедрального собора.

В феврале 1937 г. начинаются аресты, принявшие с октября массовый характер. Накануне ареста клир епархии насчитывал 77 человек. Дальнейшая судьба примерно трети из них (22 человек) неизвестна. Участь оставшихся 54 весьма печальна: 39 (более 70%) человек расстреляно или погибло в тюрьме (как сам архиеп. Павел и прот. Иннокентий Образцов), 7 (ок. 13%) были осуждены на 10 лет ИТЛ или различные сроки лишения свободы, причем дальнейшая судьба всех их, за исключением иером. Евгения (Красноперова), неизвестна.

В 1939-40 гг. в Иркутске функционировали Преображенская и Никольская нагорная церкви. К 1939 г. уничтоженная Иркутская епархия практически перестала существовать. Следствием прекращения существования храмов стало возникновение неофициальных, тайных форм религиозной жизни.

Восстановление церковной жизни на территории Иркутской области

31 мая 1943 г. Иркутский горисполком зарегистрировал общину, правда, родную Преображенскую церковь бывшим прихожанам не отдали: 7 июня с Горкомхозом был подписан договор о передаче верующим Крестовоздвиженской церкви – одной из центральных в городе, незадолго до этого в ней находился антирелигиозный музей. С открытием данной церкви и началось возрождение православия на Иркутской земле. В это же время, 20 июня 1943 г., была восстановлена Новосибирская кафедра с назначением на нее архиепископа Варфоломея (Городцова), во временное церковное подчинение которому были переданы территории всей Сибири и Дальнего Востока.

Постепенно открываются иркутские храмы. И наконец 3 июня 1948 г. управляющим вновь восстановленной Иркутской и Читинской епархией (включающей Иркутскую, Читинскую области, Якутскую АССР, а с ноября 1948 г. и Бурятскую АСС) был назначен архиепископ Ювеналий (Килин).

Подводя итог особенностям открытия храмов в Иркутской области, необходимо отметить, что столь малое количество открытых храмов по сравнению с другими, особенно центральными регионами, было вызвано низким уровнем религиозности населения, недостатком инициативных и грамотных руководителей религиозных групп, отсутствием в области архиерея в 1944-1947 гг. С 1948 г., как показало “закрытие” практически восстановленного и готового к освящению Троицкого храма г. Иркутска (в 1949 г. здание храма и дома при храме было окончательно отдано для оборудования планетария), открытие новых приходов стало практически абсолютно невозможным на несколько десятилетий.

С октября 1958 г. церковно-государственные отношения стали принимать принципиально новый характер – в СССР началась антирелигиозная кампания, инициированная новым политическим руководством страны во главе с Н.С. Хрущевым.

Первый удар пришелся непосредственно на церковные финансы. Налог на доходы свечного завода Иркутского епархиального управления после постановления СовМина СССР от 16.10.1958 г. увеличился более чем в 5 раз. Следующим шагом был запрет материальной помощи священно– и церковнослужителям.

Правящий в то время архиерей Вениамин (Новицкий), уделял большое внимание кадровой политике. Владыка сразу же начал расширение штата за счет приема клириков из других епархий, которое сопровождалось сильным процентным увеличением клириков из областей Западной Украины в Иркутской области. Немало священников, рукоположенных архиепископом Вениамином в епархии в 1960-70-е гг., во многом именно ему были обязаны возможностью начать церковное служение. Он обратил внимание и на запущенное состояние одной из главной церквей епархии – Крестовоздвиженской.

Что касается ситуации в целом по епархии, то уровень религиозности был весьма низким: по данным уполномоченных в 1961 г. в Иркутской области в среднем было 7% крещений детей до года, 4,5% – в Хабаровском крае. Обусловлено это было, в первую очередь, недостаточностью и удаленностью церквей от многих населенных пунктов и, как следствие, “очаговым” характером религиозной жизни. Порой добраться до отдаленного храма было весьма проблематично, а вызовы священника с требами на дом были запрещены, этот запрет тщательно контролировался. Если в окрестностях была церковь, то показатели религиозности в несколько превышали раз средние по региону.

1970-80 гг. стали для Иркутской епархии временем своеобразного “застоя”, все происходило как бы по инерции – развиваться церковь дальше при существующем укладе церковно-государственных отношений не могла. Отношения годами практически не менялись ни в худшую, ни в лучшую сторону, приняв при этом бюрократическо-формальный характер.

19 июля 1988 г. было принято Постановление Святейшего Патриарха и Свящ. Синода о назначении на Хабаровскую и Владивостокскую епархию епископа Гавриила (Стеблюченко) – Хабаровская епархия вновь стала самостоятельной. В Иркутской епархии теперь насчитывалось (на 01.01.1990) 20 приходов и 30 священнослужителей (из них: 27 священников и 3 диакона).

26 января 1990 г. архиепископ Хризостом был назначен в Виленскую и Литовскую епархию, а 4 февраля 1990 г. во епископа Иркутского был хиротонисан архим. Вадим (Лазебный) (р. 1954), по сей день в сане митрополита занимающий Иркутскую кафедру. За один только 1990 г. к 20 существовавшим приходам Иркутской епархии прибавилось 13. Последним знаковым событием уходящего времени, свидетельствующим об окончании советской эпохи в жизни епархии, стало возвращение мощей свт. Иннокентия, которые, после обнаружения в Ярославле, были на поезде перевезены в Иркутск и 3 сентября 1990 г. торжественно внесены в Знаменский кафедральный собор.

В 1993 г. из ведения Иркутской кафедры была также выделена самостоятельная Якутская епархия, в 1994 г. - Читинская епархия. 

Иркутские архипастыри

  1. Игнатий (Смола) (8 сентября 1721 - 1 октября 1721)
  2. свт. Иннокентий I (Кульчицкий) (8 августа 1727 - 26 ноября 1731
  3. Иннокентий II (Неронович) (25 ноября 1732 - 26 июля 1747)
  4. свт. Софроний (Кристалевский) (18 апреля 1753 - 30 марта 1771)
  5. Михаил (Миткевич) (2 августа 1772 - 1 августа 1789)
  6. Вениамин I (Багрянский) (9 сентября 1789 - 8 июня 1814)
  7. Михаил (Бурдуков) (18 сентября 1814 - 5 июня 1830)
  8. Ириней (Нестерович) Серб (26 июля 1830 - 18 мая 1831)
  9. Свт. Мелетий (Леонтович) (18 июня 1831 - 22 июня 1835)
  10. Иннокентий III (Александров) (22 июля 1835 - 23 апреля 1838)
  11. Нил (Исакович) (23 апреля 1838 - 24 декабря 1853)
  12. Афанасий (Соколов) (24 декабря 1853 - 3 ноября 1856)
  13. Евсевий (Орлинский) (3 ноября 1856 - 29 августа 1860)
  14. Парфений (Попов) (13 сентября 1860 - 21 января 1873)
  15. Вениамин II (Благонравов) (31 марта 1873 - 2 февраля 1892)
  16. Макарий (Дарский) 1892 в/у, еп. Селенгинский
  17. Тихон (Троицкий-Донебин) (28 марта 1892 - 29 июня 1911)
  18. Серафим (Мещеряков) (25 июля 1911 - 11 декабря 1915)
  19. Иоанн II (Смирнов) (21 января 1916 - 16 декабря 1918)
  20. Зосима (Сидоровский) (20 декабря 1918 - 1919) в/у, еп. Киренский
  21. Иаков (Пятницкий) (29 мая - 12 июля 1920)
  22. Анатолий (Каменский) (12 июля 1920 - май 1922, 1923 - 1 февраля 1924)
  23. Иоанн (Братолюбов) (23 июля 1924 - 17 августа 1924) в/у, еп. Березовский
  24. Гурий (Степанов) (февраль 1924 - 10 декабря 1925)
  25. Ираклий (Попов) (1925 - 1926) в/у, еп. Киренский
  26. Евсевий (Рождественский) (1926 - 1927) в/у, еп. Ейский
  27. Киприан (Комаровский) (15 сентября 1927 - 7 мая 1929) в/у, еп. Ниженеудинский
  28. Варсонофий (Лузин) (7 мая 1929 - 8 июля 1930)
  29. Дионисий (Прозоровский) (8 июля 1930 - 16 июня 1933)
  30. Павел (Павловский) (24 июня 1933 - сентябрь 1937)
  31. Филипп (Ставицкий) (ноябрь 1943 - 1943)
  32. Варфоломей (Городцов) (26 февраля 1943 -3 июня 1948) в/у, архиеп. Новосибирский и Барнаульский
  33. Ювеналий (Килин) (3 июня 1948 - 21 февраля 1949)
  34. Палладий (Шерстенников) (21 февраля 1949 - 20 февраля 1958)
  35. Вениамин (Новицкий) (21 февраля 1958 - 31 мая 1973)
  36. Владимир (Котляров) (31 мая 1973 - 17 апреля 1975)
  37. Серапион (Фадеев) (17 апреля 1975 - 24 апреля 1980)
  38. Мефодий (Немцов) (27 апреля 1980 - 16 июля 1982)
  39. Ювеналий (Тарасов) (16 июля 1982 - 26 декабря 1984)
  40. Хризостом (Мартишкин) (26 декабря 1984 - 26 января 1990)
  41. Вадим (Лазебный) (c 4 февраля 1990)

Викарные епархии

  1. Кадьякская (недейств.)
  2. Читинская (ныне самостоятельная)
  3. Селенгинская (недейств.)
  4. Киренская (недейств.)
  5. Нижнеудинская (недейств.)

Современное состояние РПЦ в Иркутской области

Во время Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Кирилла в епархии Сибири и Дальнего Востока архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим и губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев обратились к Патриарху с просьбой учредить еще одну епархию на территории Иркутской области — Братскую и Усть-Илимскую. Данный вопрос был рассмотрен на одном из ближайших заседаний Священного синода. 5 октября 2011 г. были созданы Братская и Усть-Илимская, а также Саянская и Нижнеудинская епархии. Иркутская митрополия была создана на следующий день, 6 октября. 8 октября 2011 г.  Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был возведен в сан митрополита архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим. Он является временно управляющим Саянской и Нижнеудинской епархией. Игумен Максимилиан (Клюев) был избран епископом Братским и Усть-Илимским.

Монастырь

  1. Иркутский Знаменский (женский)

Епархиальные отделы

  1. по благотворительности и милосердию

  2. по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами

  3. по пастырскому окормлению заключенных

  4. по катехизации и религиозному образованию

  5. по образованию в общеобразовательных школах и ВУЗах

  6. по реставрации, строительству и архитектурному надзору

  7. миссионерский

  8. по связям с общественностью

  9. по правовому сотрудничеству

  10. по борьбе с наркоманией и алкоголизмом

  11. по делам молодежи

Учебные заведения

  1. епархиальное училище

  2. 2 православные гимназии в Иркутске и Братске

  3. 8 православных школ

  4. воскресные школы при большинстве приходов

Церковные СМИ

  1. Братский православный вестник

  2. Благовестник, г. Саянск

  3. приходские газеты Верую, Иркутск; Усть-Илимский ковчег; Братск православный; Православный вестник Байкальска

  4. телепередача Беседы о религии (ИТТРК).

Общественные организации

  1. отделение Всероссийского православного молодежного движения

  2. братство православных следопытов

  3. молодежная студенческая община прихода прп. Сергия Радонежского при Иркутском техническом университете

Статистика

  1. общее количество храмов ― 234

  2. монастырей ― 1 (женский)

  3. общее количество штатных клириков ― более 180

Действуют Богословско-катехизаторские курсы, 3 православные гимназии, 41 воскресная школа и 11 православных библиотек.

Резиденция митрополита:
Иркутский Знаменский женский монастырь
Адрес: г. Иркутск, ул. Ангарская, 14
Телефон: 8(3952) 77-81-26
Факс: 8(3952) 77-83-41
Web-сайт: http://iemp.ru
E-mail: eparhia_irkutsk@mail.ru 

Епископы Русской православной церкви. Читайте в Иркипедии:

  1. Агафангел (Преображенский)
  2. Анатолий (Каменский)
  3. Афанасий (Федотов)
  4. Вадим (Лазебный)
  5. Варлаам (Коссовский)
  6. Варсонофий (Лузин)
  7. Вениамин (Багрянский)
  8. Вениамин (Благонравов)
  9. Вениамин (Новицкий)
  10. Герасим (Добросердов)
  11. Дионисий (Прозоровский)
  12. Даниил (Шерстенников)
  13. Евсевий (Орлинский)
  14. Зосима (Сидоровский)
  15. Иаков (Домский)
  16. Иннокентий (Кульчицкий)
  17. Иннокентий II (Нерунович)
  18. Иннокентий III (Александров)
  19. Иоанн (Смирнов)
  20. Ираклий (Попов)
  21. Ириней (Нестерович)
  22. Кирилл (Соколов)
  23. Макарий
  24. Максимилиан (Клюев)
  25. Мартиниан (Муратовский)
  26. Мефодий (Немцов)
  27. Михаил (Бурдуков)
  28. Михаил (Миткевич)
  29. Модест (Стрельбицкий)
  30. Павел (Павловский)
  31. Палладий (Шерстенников)
  32. Парфений (Попов)
  33. Серапион (Фадеев)
  34. Серафим (Мещеряков)
  35. Синезий (Зарубин)
  36. Софроний (Кристаллевский)
  37. Тихон (Данебин-Троицкий)
  38. Хризостом (Мартишкин)
  39. Ювеналий (Килин)

Архиепископы и епископы "от обновленцев". Читайте в Иркипедии:

  1. Алексий (Копылов)
  2. Василий (Виноградов)
  3. Зосима (Сидоровский)
  4. Илия (Фокин)
  5. Николай

Читайте в Иркипедии:

  1. Вознесенский монастырь
  2. Знаменская церковь
  3. Покровская церковь
  4. Спасо-Преображенская церковь
  5. Спасская церковь
  6. Тихвинская церковь
  7. Троицкая церковь
  8. Харлампиевская церковь

Литература

  1. Наумова О.Е. Иркутская епархия XVIII- первой половины XIX вв. (монография). — Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 1996.
  2. Софронов В.Ю. Распространение православия в Сибири. XVI—XVII вв.
  3. Степан Бажков Иркутская епархия в советский период (дипломная работа)
  4. Иркутская епархия // сайт "Открытая православная энциклопедия “Древо”
  5. Сайт Московского патриархата РПЦ
  6. Церковно-исторические события Иркутской епархии // сайт Иркутской епархии

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркипедия | Конфессии | Имперский период (1721-1917)