Новости

Хризостом (Мартишкин)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Автор: Неизвестен
Источник: drevo-info.ru

Хризосто́м (Георгий Фёдорович Мартишкин; 3 мая 1934, с. Казинка Горловского района Рязанской области, РСФСР, СССР) — православный священник, епископ.

Биографическая справка

Родился в крестьянской семье. Окончил неполную среднюю школу, работал в колхозе. В 1951–1961 работал реставратором памятников архитектуры. Окончил Московскую духовную семинарию (1965), Московскую духовную академию (1969, по заочному сектору).

С 12 сентября 1964 — диакон. 31 октября 1966 пострижен в монашество, с 4 ноября 1966 — иеромонах. Был рукоположён митрополитом Никодимом (Ротовым), келейником которого ранее был. Считает себя учеником владыки Никодима. С 1 марта 1968 служил в храме во имя преподобного Пимена Великого в Москве. С 1 декабря 1969 служил в храме в честь Всех Святых в Москве. 15 июля 1971 был назначен заведующим канцелярией Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского патриархата. С 2 августа 1971 архимандрит.

С 23 апреля 1972 епископ Зарайский, викарий Московской епархии (хиротонию возглавил митрополит Никодим). В 1972–1981 заместитель председателя ОВЦС. С 3 сентября 1974 епископ Курский и Белгородский. С 2 сентября 1977 архиепископ. С 26 декабря 1984 архиепископ Иркутский и Читинский, в 1984–1988 также временно управлял Хабаровской епархией. С 26 января 1990 архиепископ Виленский и Литовский, с 25 февраля 2000 митрополит.

В 1970–1980-е постоянно конфликтовал с уполномоченными Совета по делам религий, считался «неблагонадёжным». Рукополагал священников из числа выпускников светских высших учебных заведений, а также евреев, что вызывало резкое недовольство государственных органов. Во время служения в Иркутске смог поднять авторитет православия в Сибири, находил взаимопонимание как с русскими националистами, так и с либеральными диссидентами.

Сторонник экуменического движения, считает, что «Двадцатый век — это век экуменизма, единения христианских церквей». В интервью «Московским новостям»1 заявил:

«пусть меня обвинят в ереси (я этого не боюсь!), тем не менее… я глубоко убежден, что католическая церковь такая же спасительная для католиков, как православная для нас. Тысячу лет западные и восточные христиане были единой церковью. Все основные догматы, изложенные в Символе веры, общие».

Один из самых либеральных архиереев Русской православной церкви. Полагает, что вопросы богослужебного языка и календарного стиля, которые «не имеют догматического значения», часто становятся камнем преткновения, в результате чего «мы превратились в фарисеев, худших, чем те, что были при жизни Христа».

24 декабря 2010 по собственному прошению почислен на покой2.

Награды: Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени; орден преподобного Сергия Радонежского II степени; орден святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского II степени; орден преподобного Андрея Рублёва II степени.

Отношения с КГБ

Единственный архиерей Русской православной церкви, публично признавший (в 1992) факт сотрудничества с КГБ (в 1972–1990 под псевдонимом «Реставратор»). Объяснял это своё решение необходимостью защиты интересов церкви:

«Если я что-то и делал, работая с ними, то исключительно в стратегических целях, спасая церковь».

Кроме того, со своими связями в центральном аппарате КГБ он мог не опасаться интриг со стороны региональных чекистов во время служения в Курске и Иркутске. По словам владыки Хризостома, в качестве одного из руководителей ОВЦС он предоставлял «органам» информацию внешнеполитического характера. Так, после посещения Эфиопии в составе официальной церковной делегации в январе 1974 года, он на основании общения с местными религиозными деятелями пришёл к выводу о непрочности монархического режима и возможности революции в этой стране (которая вскоре и произошла). Прекратил связи с КГБ после перевода в Вильнюс в начале 1990 года. В 2002 году ещё раз подчеркнул, что не использовал свои связи с КГБ в ущерб церкви и верующим:

«Что касается меня, то я входил в контакт с КГБ, но не был стукачом. Например, я, как епископ, получал согласие КГБ на назначение на приход священников. Я доказывал «сотрудникам» правоту своих действий и не пел те песни, которых они от меня ждали: про справедливость строя и мудрость правителей»34 .

Деятельность в Литве

Будучи назначен архиепископом Виленским и Литовским в 1990 году, активно поддержал движение за независимость Литвы. Некоторое время был членом совета сейма движения «Саюдис», вышел из него после того, как оно начало трансформироваться в политическую партию. Резко осудил действия союзной власти во время драматических событий в Вильнюсе в январе 1991 — позднее был награждён медалью «В память 13 января» (государственной наградой Литвы). Деятельность владыки Хризостома по поддержке литовской независимости вызвала резкое неприятие со стороны части верующих, которые требовали от Патриархии его увольнения. Позднее владыка вспоминал:

«Меня тогда не приняли крикуны, которые защищали советскую власть. Да, я присутствовал на заседаниях Верховного Совета вместе с протестантским архиепископом. Мои недруги назвали меня «саюдистом». Их не интересовало, что я там говорю, каковы мои убеждения. Меня огульно обвинили в измене русской нации, «пролитовской позиции». А я лишь был солидарен с народом, желавшим обрести независимость».

Политическая позиция, занятая архиепископом Хризостомом во время событий 1990—1991 годов, оказала положительное влияние на судьбу православия в независимой Литве. Так, по Конституции Литвы Православие вошло в список из девяти традиционных для края религиозных конфессий, обладающих широкими юридическими правами, в том числе правом на получение из бюджета материальных средств для строительства молельных домов и на другие религиозные нужды. По Закону о возвращении собственности епархия получила часть недвижимости, которой она владела до 1940 года, в частности, пять жилых многоэтажных зданий в Вильнюсе, несколько церковных зданий в провинции, жилые постройки, принадлежавшие отдельным приходам. Православным были переданы Александро-Невская и Екатерининская церкви в Вильнюсе, за счёт государства восстановлена древнейшая вильнюсская Пятницкая церковь, заложенная в XIV веке. В школах с русским языком обучения православные учителя-катехизаторы преподают «Основы религии».

За период управления митрополитом Хризостомом Виленской епархией в ней построены несколько новых православных храмов (что значимо для католической страны), открыты десять приходских воскресных школ, учреждено епархиальное Православное братство Литвы, ведётся активная работа с молодёжью — организуются летние православные лагеря, проводятся паломничества молодых людей к святым местам, проходят фестивали молодежных творческих коллективов. Изданы несколько книг по истории православия в Литве.

Литература

  1. Журнал Московской патриархии. — 1971, № 10, с. 1.
  2. Журнал Московской патриархии. — 1972, № 5, с. 1, 10; № 6, с. 1-12, 14-19; № 8, с. 17-18; № 9, с. 24; № 10, с. 11, 14, 16; № 12, с. 12, 17.
  3. Журнал Московской патриархии. — 1973, № 4, с. 7; № 7, с. 11, 13; № 9, с. 11; № 10, с. 15; № 11, с. 9.
  4. Журнал Московской патриархии. — 1974, № 1, с. 18, № 2, с. 2, 4, 5; № 3, с. 27; № 5, с. 4, 38-39, 48-52; № 7, с. 3; № 9, с. 36; № 10, с. 22; № 11, с. 3, 9; № 12, с. 6.
  5. Журнал Московской патриархии. — 1975, № 6, с. 10, 15; № 7, с. 14; № 8, с. 17-19; № 10, с. 32; № 11, с. 14.
  6. Журнал Московской патриархии. — 1976, № 5, с. 17; № 6, с. 6; № 7, с. 16; № 9, с. 5.
  7. Журнал Московской патриархии. — 1977, № 2, с. 30, 31; № 3, с. 16-17, 34; № 4, с. 16-18; № 5, с. 25; № 8, с. 4; № 10, с. 2, 9; № 11, с. 2, 3, 6, 44; № 12, с. 8.
  8. Журнал Московской патриархии. — 1978, № 1, с. 11, 26; № 2, с. 7; № 3, с. 47; № 4, с. 29; № 10, с. 7; № 12, с. 10.
  9. Журнал Московской патриархии. — 1979, № 1, с. 11; № 8, с. 6; № 9, с. 3-8; № 10, с. 2, 44; № 12, с. 6.
  10. Журнал Московской патриархии. — 1980, № 5, с. 17; № 6, с. 42; № 8, с. 5; № 9, с. 13; № 11, с. 2, 6, 12; № 12, с. 28, 30, 58.
  11. Журнал Московской патриархии. — 1981, № 1, с. 6; № 2, с. 4, 12, 15; № 5, с. 5, 7, 11, 41; № 8, с. 21; № 10, с. 4, 34, 36.
  12. Журнал Московской патриархии. — 1982, № 10, с. 38.
  13. Журнал Московской патриархии. — 1984, № 12, с. 44.
  14. Журнал Московской патриархии. — 1985, № 2, с. 11.

Примечания

1. от 15 июля 1997

2. Журналы заседания Священного Синода от 24 декабря 2010 года

3. Поздняев М. "Я сотрудничал с КГБ … но не был стукачом " (интервью архиепископа Виленского и Литовского Хризостома) // Русская мысль. — 1992. — 24 апреля

4. Велихов Л. «Контакты с КГБ бывали во имя пользы церковной, а бывали — во имя личной» // Совершенно секретно. — 2003. — № 7/170 — июль

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия / Русская Википедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 31 августа 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.