Авиация в Иркутской области стала делать первые шаги в начале XX века.
В 1910 в селе Черемхово инженер С. С. Цапенко получил патент во Франции на изготовление и усовершенствование конструкций аэроплана. В селе Кутулик инженером Горниковым было получено охранное свидетельство на привилегию на управляемый воздушный корабль собственной системы.
Начиная с зимы 1910 года, в России идет сбор добровольных пожертвований на военно-воздушный флот. В Иркутске для этих целей создается центр для сбора пожертвований. Сборы проводились путем продажи особых нагрудных знаков, золотого и серебряного.
7 марта 1910 года было назначено учредительное собрание клуба аэронавтов-любителей. 25 марта в честь нового общества были пущены два воздушных шара с экипажами. 25 апреля в малом зале Общественного собрания состоялось первое общее собрание членов-учредителей и действительных члены Иркутского Всероссийского аэроклуба для торжественного открытия отделения. На собрании присутствовало 40 человек. Весной 1911 активисты клуба организовали особую «гимнастическую и воздухоплавательную дружину», получившую название «Иркутский сокол».
Иркутская авиация начиналась с постройки любителями моделей летательных аппаратов. В 1911 году Иркутский аэроклуб провел даже конкурс поделок «с выдачею ценных призов», и, кстати, в следующем году подобная выставка должна была состояться в Петербурге. В 1911 местное отделение насчитывало более 150 человек. Всероссийский аэроклуб постановил выдать Иркутскому отделению большую субсидию для строительства собственного аэроплана. Летом этого же года на ипподроме местного общества коннозаводства прошли полеты авиатора Я. И. Седова.
После 1917 развитие авиации осуществлялось при поддержке «Общества друзей воздушного флота», впоследствии «Авиахим» и «Осоавиахим».
Иркипедия
С 17 июля 1911 года по вечерам на иркутском ипподроме происходили неординарные события. По приглашению клуба Общества поощрения коневодства совершал полет авиатор Я.И. Седов на аппарате «Фарман».
Первый полёт
Первые самолеты иронично называли этажерками, и «Фарман» Седова полностью отвечал этому названию.
Аппарат был назван в честь француза Мориса Фармана, создателя первого пассажирского самолета.
Это было сложное ажурное двукрылое сооружение с кучей растяжек и мотором в 45 л.с. Турне началось с Харбина («русской столицы» Китайско-Восточной железной дороги), затем — Иркутск и далее на запад.
От города к городу аэроплан в разобранном виде везли по Транссибирской магистрали.
Именно Седов стал первым человеком, увидевшим Сибирь буквально «с высоты птичьего полета». Он не просто демонстрировал чудеса техники, но и читал лекции всем, кто интересовался полетами и чудо-машинами. Пассажиров практически не брал, так как самолет не был рассчитан на лишний вес, превышающий 100 кг. Тогда сибиряки буквально пережили шок.
Лётчик Попов
Аэропорт Иркутска был сооружен в деревне Боково (окраина Иркутска-II) и представлял небольшую площадку. Именно сюда приземлились участники перелета по маршруту Москва – Иркутск – Улан-Батор – Пекин, по идее обществ «Добролет» и «Авиахим» в июне 1925 года.
Первым начальником аэропорта был А. В. Попов. Александр Вениаминович начал летать с 1916 года на самолетах «Фарман» и «Ньюпор». В 1917 году окончил курсы повышения квалификации во Франции и получил высокое звание пилота международного класса, подтвержденное свидетельством и отличительным нагрудным знаком.
Перелёт Москва – Пекин
Областная газета «Власть труда» о перелете писала:
"Ночь с 23 на 24 июня. У всех на душе слегка тревожно. Возле редакции «Власть труда» толпятся люди. Еще с вечера над домами пролетел «Сопвич». Весь город следил за самолетом. Неожиданно у крыла самолета что-то лопнуло и белым дождем полетело вниз. Это были листовки авиахима. Люди хватали их на лету, в листовках сообщалось, что завтра на Боковском аэродроме должна приземлиться группа самолетов, выполняющих перелет Москва - Пекин.
Еще по городу каланчист не пробил четыре часа, а на центральной, Марксовской, бывшей Большой, кое - где уже мелькают человеческие фигурки, в половине пятого у городского театра, губпрофсовета скопились толпы людей. День обещает быть хорошим. Грузовики набиты битком. Все спешат на аэродром. На Ангаре - глухой рев парохода. У Иркутного моста с пыхтением движется паровоз, в сторону Боково в одиночку и группами движутся пешеходы, велосипедисты, автомобили. Тепло, на аэродроме уже много народу, играют аж три оркестра, поле пестрит от праздничных разноцветных рубашек и платков. Издалека по Московскому тракту длинной вереницей организованно со знаменами движутся колонны. Далее из Михеевских лагерей стройными рядами проходят серо-зеленые части Красной Армии.
На аэродроме нам сообщают: первый самолет вылетел из Нижнеудинска в 3 часа 10 минут. Летят вдоль железной дороги. Для летчиков это самый хороший ориентир. Около бензиновой землянки стоит наш «Сопвич». Помощник начальника железной дороги оборудовал у землянки полевой телефон. По линии до самого Нижнеудинска дано распоряжение с каждой станции сообщать о пролетающих самолетах. Распорядитель встречи Мельников мечется по аэродрому. Чтобы умерить напор толпы — цепью раскинулись части Красной Армии.
Звонок телефона. Говорят из Заларей. Эскадрилья пролетела в 6 часов 15 минут. Через несколько минут - новый звонок. «В 6 часов 52 минуты эскадрилья пролетела Черемхово», «7 час. 2 минуты. Пролетели станцию Половину.
— Алло! Станция Мальта. Пролетели...
— Алло! Китой. Пролетели в 7 часов 20 минут.
На всех концах поля запалили костры, чтобы по дыму эскадрилья определила аэродром.
— Алло! Станция Батарейная. Пролетели...
Это уже совсем близко. Всего несколько верст. Все люди на аэродроме смотрят в одну точку. Вдруг неожиданно на горизонте появляются четыре движущиеся точки. Сделав несколько кругов над городом, самолеты приближаются к аэродрому. Издали они похожи на больших распластавших крылья птиц. Ниже, ниже. Аэродром замер. Легко коснувшись колесами земли, самолет несется по полю. Затем делает круг и заворачивает к месту стоянки. Матовый круг вращающегося пропеллера. На крыльях повисло несколько человек.
— Держи его!
Куда там. Колыхая крыльями, самолет подбегает к бензиновой будке и останавливается. Над аэродромом разносится громовое:
— Уррра! Уррра!
Гремят оркестры. На аэродром садятся остальные самолеты. Из кабинки под громкие крики выходит начальник экспедиции товарищ Шмидт. Комендант иркутского аэродрома в Боково товарищ А.В. Попов и начальник 3-го участка воздухопути делают ему рапорт.
По аэродрому, словно прибой, разносится громовое «ура!»".
Регулярные полёты
Так Иркутск встретил на своем аэродроме участников перелета Москва — Пекин. А потом с аэродрома Боково начались регулярные полеты по сибирским трассам. Этот день 24 июня 1925 года считается днем рождения Иркутского аэропорта. На самолете «Моссовет» Ю-13 в августе 1928 года был выполнен первый почтово-пассажирский рейс по гидроавиалинии Иркутск — Бодайбо. 30 декабря 1954 года Иркутскому аэропорту присваивается статус международного. А 26 декабря 2007 года аэропорт Иркутск принял миллионного пассажира.
В 1934 году в городе запускается авиационный завод, который в последующие годы выпустил более двадцати типов самолетов, машины поставлялись не только на внутренний рынок, в тридцати семи странах четырех континентов летали и летают наши иркутские «воздушные корабли».
Рудольф Берестенев. Иркутская земля: яркий почерк светописцев. Фотообразы времени. — Иркутск, 2008.
Алтунин Е. В. Крылья Сибири. Иркутск, 1981; Надежные крылья Сибири. — Иркутск, 1986.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей