Осетрово (речной порт)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Осетро́во, Осетро́вский речной порт — речной порт (до 1958 — пристань Осетрово) на реке Лене, крупнейший речной порт в СССР и России[1]. Расположен в городе Усть-Куте Иркутской области преимущественно на левом берегу (кроме ремонтно-эксплуатационной базы). Общая протяжённость грузовых причалов свыше 1500 м. Располагает значительной крытой складской площадью. Имеется пассажирский вокзал. Порт награждён орденом Трудового Красного Знамени (1971).

Основные характеристики

местонахождение

Усть-Кут, Иркутская область

грузооборот

600 тыс. тонн

пропускная способность

1,6 млн тонн,
18 тыс. пассажиров

время навигации

125—170 сут.

форма управления

ОАО,
доля государства — 51 %

к-во и длина причалов

1500 м

наличие собственного флота

самоходный (47 ед.),
несамоходный (44 ед.),
плавучие краны (4 ед.)
(Верхне-Ленское речное пароходство)

транспортные развязки

Ленский транспортный узел

и. о. исполнительного директора

Толмачёв Н. В.

коммерческий директор

Червинский А. В.

ближайшие порты

Качуг (Ю), Киренск (С)

ближайшая ж/д станция

Лена

ближайший аэропорт

Усть-Кут

Расположение

Осетровский речной порт расположен в городе Усть-Куте Иркутской области на левом берегу реки Лены (кроме РЭБ).

Работает в едином технологическом процессе со станцией Лена (Усть-Кут).

Описание

Период навигации, обусловленный резко континентальным климатом, составляет 125—170 суток[1]. Годовой объём грузооборота — 600 тыс. тонн. Мощности предприятия позволяют перевезти за одну навигацию 18 тысяч пассажиров и 1700000 тонн груза.

Общая протяжённость грузовых причалов превышает 1500 м. На 2009 год мощности распределены по трем районам:

  1. Западный грузовой район — специализируется на переработке технических грузов, тяжеловесов массой до 160 т (грузоподъёмность крупнейшего в порту крана «Деррик»), металлолома, леса.
  2. Северный грузовой район — специализируется на перегрузке среднетоннажных и крупнотоннажных контейнеров.

Имеет в распоряжении собственный флот:

  1. 7 ед. — самоходный;
  2. 14 ед. — несамоходный;
  3. 4 плавучих крана.

Имеет развитую железнодорожную инфраструктуру, ремонтно-эксплуатационную базу флота. В распоряжении находятся причалы, крытые и открытые склады, плавучие и портальные краны, автопогрузчики, перегружатели.

Пассажирское сообщение вверх по Лене до посёлка Жигалово, вниз — до посёлка Пеледуй (с 2009). Осуществляется теплоходами типа «Заря» и «Полесье», а также прогулочными судами.

Для обслуживания пассажиров в центре города имеется речной вокзал «Осетрово» (в обиходной речи в Усть-Куте также встречается «водный вокзал»).

Значение

Осетрово — единственный объект Ленского бассейна, сообщающийся с железной дорогой, вследствие чего его называют «воротами на север».

Основная роль порта — обслуживание северного завоза. В 1970—80-х годах обеспечивал перевалку и отправление речным транспортом до 80 % грузов, предназначенных для северных районов Иркутской области, Якутии и прибрежных арктических районов от Хатанги до Колымы.

В 2006—2009 годах стал основным местом перевалки грузов для строительства нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» на участках, проходивших по территориям Иркутской области и Якутии.

Порт города Усть-Кута является предприятием, обеспечивающим работой около 1 тысячи человек.

Большую социальную значимость имеют пассажирские перевозки через Осетрово из-за полного отсутствия иных путей сообщения на участках Жигалово — Усть-Кут (выше по течению) и АлексеевскЛенск (ниже).

История

Пристань Осетрово была основана в 1929 году на базе пристани Усть-Кут. Последняя, хоть и носила название села Усть-Кут, на самом деле находилась в 7 км от одноимённого села ниже по течению реки — в селе Осетрове. Недоразумение было исправлено при основании новой пристани. Однако в 1954 году село было присоединено к Усть-Куту, ставшему городом, при этом название пристани сохранилось.

В 1930 году объём перевозимых через пристань грузов составил 10 тысяч тонн. Грузы в Осетрово доставлялись преимущественно санным путём с Ангары либо на малогабаритных судах с верховьев Лены. Перегрузка велась вручную при помощи тележек. К 1940 году грузооборот вырос в 4 раза и составил 41 тысячу тонн.

Очередной этап развития порта был предопределен строительством железнодорожного участка ТайшетЛена (см. БАМ). Осетрово стало единственным местом на Лене, где возможна перевалка грузов с железной дороги на речные суда, и остаётся им до сегодняшнего дня.

В конце 1950 года было начато строительство новых портовых объектов. Ключевыми задачами порта стали: перевалка и перегрузка с железной дороги и обратно; транспортировка и получение грузов местного значения; букировка речных судов и пассажирские перевозки. В 1951 году в порт был доставлен первый портальный подъёмный кран. В 1954 году территория порта вошла в состав вновь образованного города Усть-Кута.

В 1957 году основана Осетровская РЭБ (ремонтно-эксплуатационная база) флота, построен второй грузовой район[2].

4 августа 1958 года пристань Осетрово переименована в Осетровский речной порт Ленского пароходства.

В 1962 году отстроен Центральный грузовой район, сдано в эксплуатацию здание речного вокзала[2]. В 1970 завершено строительство Западного грузового района. В эти годы порт имел уже около 100 портовых кранов и стал крупнейшим в СССР. С 1964 года речной порт и железнодорожная станция Лена работают в едином технологическом процессе.

В 1971 году порт награждён орденом Трудового Красного Знамени. Грузооборот порта в течение предыдущих 20 лет возрос в 20 раз[1].

В 1980-е годы порт продолжает развиваться, внедряются новые технологии, появляются новые грузовые районы.

В 1993 порт был акционирован, на его базе создано ОАО «Осетровский речной порт». Общий экономический упадок в стране сказался и на его работе. В 1990-х — начале 2000-х годов упал грузооборот, на предприятии были нередки задержки заработной платы, а местные СМИ сообщали об опасности рейдерских захватов и угрозе банкротства порта.

До конца 1990-х годов порт состоял из пяти грузовых районов, сложившихся естественным образом из-за специфики переваливаемых и отгружаемых грузов: центрального, западного, восточного, северного и Ленского. В 1998—1999 годах по решению руководства ОАО «Осетровский речной порт» произошло укрупнение грузовых районов в целях экономии.

Осенью 2009 года прекратилась процедура банкротства[3], проводившаяся в отношение порта в течение 2000-х.

Экономика

Осетровский речной порт является акционерным обществом. Контрольным пакетом (51 %) владеет государство[4].

28 октября 2009 года была завершена процедура банкротства в отношении ОАО «Осетровский речной порт». Кредиторам выплачено более 92 млн рублей основного долга, а также 86,6 млн рублей пени и штрафов. На сегодняшний день предприятие полностью рассчиталось с долгами. Заработная плата и налоги отчисляются своевременно[4].

Грузовые перевозки

По итогам навигации 2009 план грузоперевалки по отношению к 2008 году выполнен на 115 %. Отгружено на воду 614 тыс. тонн грузов. Ожидают отправки железной дорогой 5 тысяч тонн.

Собственным флотом порта в 2009 перевезено 173,3 тыс. тонн грузов (также выше прошлогодних показателей).

Пассажирские перевозки

По итогам навигации 2009 через порт перевезено 15 300 человек.

Примечания

  1. Большая советская энциклопедия (3-е изд.) : Онлайн-версия на портале «Яндекс». Статья «Ленского бассейна речные порты».
  2. Родной Усть-Кут. Здесь БАМ берёт начало… — Усть-Кут: Типография «Новая», 2009.
  3. «Мы это сделали!» // Ленские вести : газета. — 13 ноября 2009.
  4. Герои навигации—2009 // Диалог-ТВ : сайт. — 13 ноября 2009.

Ссылки

  1. ОАО «Осетровский речной порт»

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия / Русская Википедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Русская Википедия | Усть-Кут | Транспортный комплекс