Новости

Катастрофа Bell 407 на Байкале 10 мая 2009

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Крушение вертолёта Bell 407 на Байкале — авиационная катастрофа, произошедшая 10 мая 2009. Вертолёт  с четырьмя людьми на борту, выполняя полет над окрестностями Байкала, потерпел крушение в 18 км от посёлка Листвянка в районе урочища Малышкино. Все находившиеся на борту погибли.

Катастрофа произошла в 00:13 (Иркутское время). Информация о происшествии поступила в Центр МЧС по Иркутской области только в 13.30 (Иркутское время). По данным Восточно-Сибирского следственного комитета прокуратуры, полет не был согласован с диспетчерской службой Иркутского аэропорта.

Поисково-спасательный вертолёт смог приземлиться только в 2 км от места катастрофы. Для дальнейшего расследования сотрудники МЧС вырубили вертолётную площадку на месте происшествия, где последующие три дня велись экспертные работы, после чего обломки вертолёта были доставлены в аэропорт Иркутска для дальнейшего исследования. 18 мая была завершена работа по выкладке сохранившихся фрагментов вертолёта и двигателя.

На борту вертолёта находились: губернатор Иркутской области Игорь Есиповский, первый заместитель председателя Правительства Иркутской области Михаил Штонда, сотрудник ВОХР Александр Шостак (телохранитель) и пилот Виктор Кунов.

По сообщению председателя Правительства Иркутской области Сергея Сокола, в ходе рабочей поездки губернатор намеревался осмотреть побережье Байкала в районе Большого Голоустного, где планируется создать особую экономическую зону.

14 мая на месте крушения были найдены три карабина предположительно марки «Тигр» и магазин патронов калибра 7,62 мм.

По факту крушения вертолета было возбуждено уголовное дело по статье 263, ч. 3 УК РФ — «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлёкшее по неосторожности смерть двух или более лиц». Расследование вело Восточно-Сибирское управление на транспорте Следственного комитета прокуратуры РФ. Была создана специальная комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК), в состав которой вошли представители Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), Федеральной аэронавигационной службы (Росаэронавигации), Ространснадзора и других ведомств, а также канадские представители разработчика вертолёта и двигателя, прибывшие в Иркутск 14 мая. Курировал расследование министр транспорта РФ Игорь Левитин.

По решению Законодательного Собрания Иркутской области день 12 мая 2009 был объявлен днём траура.

19 мая 2011 стало известно, что следственное управление СКР по СФО прекратило расследование уголовного дела о крушении в 2009 вертолета Bell-407 в связи со смертью пилота, поскольку других подозреваемых в этом деле не было.

Информация о воздушном судне

По данным начальника вертолетной базы, к которой была приписана машина, вертолет приобрели за два дня до аварии, и он находился в личном пользовании Есиповского. До этого борт проходил техническое обслуживание в Германии.

По сообщению пресс-службы Министерства транспорта Российской Федерации, вертолёт принадлежал жителю Московской области.

Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна № 5951 от 05 марта 2009 года, выданное Федеральным агентством воздушного транспорта (ФАВТ). Регистрационный номер свидетельства 0010333. Сертификат летной годности воздушного судна за № 2021090216 от 06 мая 2009 года. Сертификат типа воздушного судна № СТ 171- Bell-407 от 24.05.1999 года.

Тип ВС Bell 407
Изготовитель Bell Helicopter Textron Canada, Ltd
Серийный номер 53691
Бортовой номер RA-01895, ОПР/АОН
Собственник Физическое лицо: Шмаков Сергей Александрович

Версии

Изначально следствие рассматривало три версии:

  1. человеческий фактор (ошибка пилотирования)
  2. техническая неисправность воздушного судна
  3. метеоусловия

Вскоре после крушения первый заместитель губернатора Сергей Сокол заявил журналистам, что вертолёт был новый, в хорошем состоянии и официально зарегистрирован. Вертолёт принадлежал частному лицу и использовался Администрацией Иркутской области по договорённости на коммерческой основе. В обломках вертолёта комиссия обнаружила электронный блок системы управления двигателем, который фиксирует информацию о его работе. Было установлено, что отказов в работе систем вертолета и двигателя до аварии не было.

Комиссия установила, что в день катастрофы были вполне подходящие метеоусловия для полёта, несмотря на небольшой шторм в районе Байкала: ветер 310-3300 5-7 м/с, видимость 10 км, облачность 2 октанта кучево-дождевая, нижняя граница 600 метров, температура +8 °C.

По свидетельству очевидцев, вертолёт летел слишком низко над землей и, задев деревья, взорвался в воздухе. Такой же вывод сделала комиссия МАК, заявив, что вертолёт задел дерево высотой до 25 м. Эксперты фирм «Bell Helicopter A Textron Company» и «Rolls-Royce» видимых признаков отказа авиационной техники в полете не установили. Анализы проб топлива из емкостей с места заправки вертолета и из емкостей топливозаправочного комплекса аэропорта Иркутск, по данным МАК, показали его кондиционность.

В качестве причины катастрофы эксперты назвали недостаточный для полетов на вертолете типа Bell-407 уровень подготовки пилота (он летал только на российских Ми-1 и Ми-2, а также американском Robinson R44) и его неправильное решение на выполнение несанкционированного ночного полета в лишенной ориентиров горной лесистой местности, на высоте, значительно ниже безопасной. Вдобавок он не использовал задатчик опасной высоты радиовысотомера — устройство сигнализирует о прохождении определенной отметки. Изначально в вертолёте должны были лететь 5 человек, однако второй пилот решил отказаться от полета, так как он не был согласован с наземными службами. Тем не менее полёт был осуществлен, несмотря на то, что для управления данным типом ВС обязательно требуется два пилота.

Читайте в Иркипедии

  1. Авиакастрофа 9 февраля 1976 года под Иркутском
  2. Авиакастрофа 1976 года: свидетельство бортпроводницы Галины Ушаковой
  3. Катастрофа Ту-154 под Иркутском 3 января 1994 года
  4. Катастрофа Ту-154 под Иркутском: свидетельства из первых уст
  5. Катастрофа аэробуса А310 в Иркутске
  6. Катастрофа Ан-124 в Иркутске 6 декабря 1997 года
  7. Крушение «Руслана»: память о трагедии
  8. Авиакатастрофа А310 в Иркутске 9 июля 2006 года
  9. Катастрофа Bell 407 на Байкале 10 мая 2009 года
  10. Авиакатастрофы над Иркутском: один миг и целая вечность

Ссылки

  1. Сергей Сокол провел брифинг по факту крушения вертолета, на котором совершал рабочую поездку губернатор Игорь Есиповский // пресс-релиз Правительства Иркутской области. 2009. 11 мая
  2. На месте гибели иркутского губернатора найдены карабины // Известия
  3. 12 мая объявлен днем траура // Вести-Иркутск
  4. Расследование гибели губернатора Иркутской области Игоря Есиповского прекращено // Интерфакс
  5. Вертолет принадлежит жителю Московской области // AVIA.RU
  6. Катастрофы: Смерть губернатора // Lenta.ru

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия / Русская Википедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 января 2023

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Обзорные статьи по теме "Чрезвычайные происшествия и преступность"