«Известия Иркутской городской Думы» — журнал, печатный орган Думы города Иркутска. Издавался с 1886 по 1913 с периодичностью два раза в месяц, тираж — 100 экземпляров, подписная цена — 4 рубля.
29 июля 1885 Иркутской городской Думе и управе было разрешено издавать «с дозволения предварительной цензуры» журнал.
В предисловии к первому номеру журнала было отмечено:
"«Известия Иркутской городской Думы» имеют целью знакомить читателей с положением и ходом городских общественных дел, а также служить справочною книгою по всем вообще вопросам, имеющим отношение к городскому самоуправлению".
Излагалась и программа, по которой было разрешено издавать «Известия…». Она включала следующие положения о публикации документов и материалов:
По сути своей «Известия…» — первое доступное для жителей Иркутска справочно-информационное издание, с которым они могли познакомиться в городской публичной библиотеке (ныне ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского), если не имели возможности подписаться на него. «Известия…» раскрывали для иркутян практически все вопросы организации городской жизни. Для историков это поистине неоценимый кладезь сведений о развитии города в конце XIX- начале XX веков.
Редакторами «Известий…» в разное время были иркутские городские головы и видные гласные городской Думы: В. П. Сукачёв, В. И. Вагин, В. В. Жарников, Б. П. Шостакович, П. Я. Гаряев, А. А. Юзефович, И. Ф. Исцелёнов, А. П. Артюшков, К. М. Жбанов.
В 1913 журнал был реорганизован и переименован в «Вестник Иркутского городского общественного управления» и под этим названием выходил до 1916.
Листая подшивки журнала разных лет издания, можно узнать много любопытных и интересных сведений о жизни города. Привлекают внимание сведения, рассказывающие о бытовых условиях жизни иркутян прошлых веков, тех, которые мы ныне именуем аббревеатурой «ЖКХ».
Вот некоторые из этих сведений, отражённых на страницах «Известий…».
После опустошительного пожара 1879 года в городе уделялось серьёзное внимание вопросам пожарной безопасности. В марте 1880 центральная часть города была разделена на пожарные участки, в каждом из которых зажиточные горожане сооружали на своих усадьбах водокачки. В мае 1890 вопрос об организации городского водопровода рассматривался на заседании Думы, но проект, предложенный архитектором В. А. Рассушиным по строительству водокачек, осуществлён не был.
Зимой на Ангаре и Ушаковке делали проруби двух видов: для забора питьевой воды и для хозяйственных нужд (полоскания белья и проч.). Существовали даже специальные обогреваемые и освещаемые будки для полоскания белья с отоплением железными печами. К примеру, у дома генерал-губернатора и у Троицкого перевоза (в районе нынешнего Глазковского моста), было ежедневное освещение до 8 часов вечера.
В 1893 Дума утвердила правила, по которым осуществлялся в городе водовозный промысел. Этим промыслом мог заниматься любой человек, имеющий в городе вид на жительство и лицензию городской управы. Вместе с разрешением, водовоз получал два жестяных номера. Водовоз должен был всегда чисто одет, носить фартук. Бочки должен был иметь лиственничные или кедровые, хорошего качества и без шпаклёвки, с медным или цинковым, обязательно чистым, краном. Воду следовало набирать исключительно в указанных управой местах. Вода должна быть всегда чистая и свежая, для чего бочки предписывалось два раза в неделю мыть. За исполнением этих правил следил чиновник городской управы, который не реже одного раза в месяц проводил инспектирование.
В начале XX века в городе появляются канализационные трубы. В основном канализацией оснащаются частные дома и склады. Существовала и небольшая городская канализационная сеть, принадлежащая акцизному управлению для отвода дождевых вод с улицы. Специально для поливки улиц устанавливались поливные краны. Их насчитывалось до 30 штук. Краны эти были собственностью граждан.
Губернский город не мог не иметь транспорта. В Иркутске конца XIX - начала XX вв. транспорт был развит слабо. Переправы через Ангару осуществлялась на плашкоутах и карбазах (подобие парома). По городу пассажиров перевозили извозчики.
Городская Дума определяла места стоянок, они сдавались в наём с торгов. Были определены правила перевозок и требования к извозчикам. Извозчиков было в городе около 260, а стоянок — 21. Каждый извозчик должен был иметь при себе знак на право извоза. Он представлял собой латунную табличку, на которой обозначался год уплаты сбора и номер.
В соответствии с правилами извозчики для перевозки должны были использовать обученных смирных подкованных лошадей. В холодные дни на стоянках их следовало накрывать попонами. Извозом запрещалось заниматься несовершеннолетним, плохо говорящим по-русски. Извозчик должен был быть трезвым, вежливым с пассажирами в любой ситуации.
На основании «Правил…» извозчики должны были соблюдать порядок и чистоту в местах стоянок: не шуметь, периодически подметать улицу от навоза, кормить лошадей из специальных торб, не гонять по улицам, даже, если пассажиры их об этом просят. Раз в год лошади и экипажи проходили своеобразный "техосмотр", который осуществляла полиция при участии извозничьих старост.
На рубеже веков появился в Иркутске новый вид транспорта — двенадцатиместные омнибусы, запряжённые лошадьми. Их можно считать тогдашними "маршрутками". На страницах "Известий Иркутской городской Думы" можно найти цены на проезд в омнибусах, утверждённые городской властью. Они были такими: проезд днём в Вознесенский монастырь — 1 рубль 25 копеек, на дачи по Иркуту — 80 копеек, на дачи по реке Кае — 1 рубль 50 копеек, в Лисиху — 60 копеек днём и 80 ночью.
14 февраля 1913 Дума вводит новые тарифы для пассажирских перевозок. Они были обязательны для всех, независимо от уровня предоставляемого "сервиса", то есть качества экипажей и лошадей. Плата за проезд была следующая: за поездку в город в нижней его части — 25 копеек днём и 50 ночью, из города в Глазковское предместье — 90 копеек днём и 1 рубль 20 копеек ночью, за почасовую езду — 60 и 90 копеек соответственно. По договорённости оплачивались поездки на дачи, в Лисиху, военный городок и др.
В начале XX века в городе появилось немало велосипедистов. В 1906 были разработаны специальные правила езды для велосипедистов. На страницах "Известий..." находим сведения о том, что велосипедисты должны были получать свидетельство на велосипед в городской управе, сдав экзамен по технике вождения. Велосипед нужно было оборудовать номерным знаком и фонарём для езды в тёмное время. Запрещалась езда по тротуарам, городским садам и рынкам, нельзя было ездить по городским улицам наперегонки.
В 1909 году Дума рассмотрела несколько предложений о постройке электрического трамвая, но они не были приняты из-за отсутствия необходимых средств.
Пристальное внимание уделялось и чистоте городских улиц, что также нашло отражение на страницах "Известий...". Дума утвердила правила о содержании городских улиц. Весь сбор и вывоз мусора осуществляли домовладельцы. До 7 часов утра они должны были выметать улицы и тротуары, прилегающие к домам. В зимнее время домовладельцам предписывалось заравнивать на улицах ухабы, не допускать перед домами сугробов, очищать тротуары от снега и во время гололёда посыпать их песком.
Были разработаны правила для освещения улиц. Так, из договора с подрядчиком об освещении улиц в 1890 можно узнать, что на центральных улицах было 208 фонарей. По договору подрядчик должен был все 208 фонарей зажечь в течение 25 минут, керосин иметь хорошего качества. Указывалось в договоре и время освещения улиц в каждом месяце. За освещение ненадлежащего качества и неработающие фонари городская управа могла оштрафовать подрядчика.
Освещение керосиновыми фонарями было неэффективно, к тому же из фонарей систематически исчезали керосиновые лампы. В октябре 1893 на заседании Думы рассматривался вопрос о строительстве городской электростанции, но тогда вопрос не был решён, посчитали, что это "роскошно и дорого". Через восемь лет, в 1901, этот вопрос поднимается вновь. Создаётся комиссия по устройству электростанции. А 20 мая 1910 городская электрическая станция дала первый ток. В последующие годы идёт электрификация городских предместий: Глазковского, Нагорной части и т. д. Всё это находило отражение на страницах "Известий Иркутской городской Думы".
"Известия..." периодически публиковали сведения о ценах на различные виды продовольствия, или, как писали в то время, "разные припасы, строительные материалы и рабочие руки". К примеру, в январе 1886 цены на мясо были следующие: скотское (говядина): лучшее — 3 руб. 60 коп., среднее — 3 руб. 20 коп., низшее — 2 руб. 80 коп. Свинина продавалась дороже — 5 руб. за фунт. На рынках в то время была в изобилии рыба: осётр, таймень, муксун, ленок, сиг, щука, караси, окунь, омуль.
В "Известиях..." приводились и сведения о подённой оплате труда. Самым оплачиваемым — 3 рубля — был труд столяра и обойщика. Слесарь, печник, маляр получали в день 2 руб. 50 коп., пильщик дров — 1 руб. 50 коп., плотник — 1 руб. 20 коп.
Знакомство с документами, материалами и объявлениями, представленными в выпусках "Известий..." позволяют заключить, что Иркутск довольно быстро и успешно оправился от последствий пожара 1879 года и стал одним из самых развитых сибирских городов того времени, что неоднократно отмечали посещавшие его гости.
Следует отметить, что благодаря "Известиям...", иркутяне могли получать информацию о работе Думы, городской управы, их постановлениях и решениях, регламентирующих жизнь города. И, хотя деятельность городской Думы и управы часто подвергалась критике в газетах того времени, определённая гласность в работе этих органов, благодаря выпускам "Известий...", была.
В советское время не было специального издания о деятельности исполнительной и законодательной городской власти. И лишь в 1995 стали издаваться «Ведомости нормативных актов органов городского самоуправления», где публикуются все постановления мэра и решения Думы.
В "Ведомостях..." можно найти Устав Иркутска, различные положения, на основании которых осуществляется деятельность администрации города, целевые программы, действующие в городе, ежегодные бюджеты и отчёты об их исполнении и много другой полезной информации, в первую очередь, нормативные акты городской Думы и мэра. Тираж "Ведомостей…» - 40-50 экземпляров, в свободную продажу они не поступают. В соответствии с "Положением о нормативных правовых актах мэра Иркутска, городской Думы Иркутска» они передаются как обязательный бесплатный экземпляр в ЦГБ им. А. В. Потаниной, ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского, Научную библиотеку ИГУ.
Информация о жизни города освещалась до 1996 в газете "Восточно-Сибирская правда", где была сменная страница об областном центре. С 1996 до середины 2004 для жителей города к газете "Восточно-Сибирская правда" выходило специальное приложение "Иркутск". С середины 2004 еженедельная газета "Иркутск" была своеобразным приложением к газете "Комсомольская правда".
С 2005 начал выходить еженедельник "Иркутск официальный", издателем которого также являлось "Агенство Комсомольская правда-Байкал".
С 2011 года издателем газет "Иркутск" и "Иркутск официальный" стало ООО "РОМИ". Учредителем этих газет была и остаётся администрация Иркутска.
В "Иркутске официальном" можно найти сведения о торгах, аукционах по продаже муниципального имущества, тендерах на поставку различного оборудования в муниципальные учреждения. Здесь даётся информация о социально значимых маршрутах городского транспорта, периодичности его поездок. Опубликован план противопожарных мероприятий на объектах социальной сферы и другие материалы.
Редакция обновлённого "Иркутска" в первом номере за 2011 обратилась к иркутянам:
"Уважаемые земляки! У вас в руках первый номер обновлённого "Иркутска". Жители города великих мастеров, учёных, писателей... имеют право на издание с таким названием, что приходит к читателю не вкладышем или приложением, а самостоятельной городской газетой, которой в Иркутске в новой истории, по сути, и не было.
Иркутянам нужна своя газета, которая правдиво расскажет, что и как происходит в областном центре. Оперативно "сканирует" суть самых важных для горожан событий и поможет решать проблемы наверняка и без бюрократических проволочек. Даст ценный совет и честный ответ. Предоставит возможность поделиться мыслями и творчеством. Покажет, что конкретно предлагает власть и чего она не видит, а чего может быть, в круговерти жизни не видят горожане. Поможет сравнить — а как там у них, соседей по региону, в стране, и почему у нас не так. Именно этим — желанием делать самостоятельную городскую газету об иркутянах и для иркутян — и вызвано объединение при "Иркутске" в некое городское содружество известных журналистов, представителей власти и бизнеса областного центра для выпуска и продвижения газеты. Мы рассматриваем "Иркутск" как социальный проект, как наш общий вклад в юбилей города. Надеемся, что в этом поддержите нас и вы. Заказчик-то, по большому счёту у нас у всех один — иркутяне.
Нужно ли говорить о тематическом спектре обновлённого "Иркутска"? Полагаем, что нет. Вы увидите это на полосах в следующих номерах.
Кто решил, что приезд министра важнее, чем цена трамвайного билета, а "пятно" на рубахе чиновника или шоумэна интереснее, чем рассказ участника судьбоносного для города события или крик отчаявшейся души? Да никто. В борьбе за чистоту во дворах нельзя забывать о наведении порядка в головах. Если город устал в ожидании душевной чистоты, если городу нужны силы для качественного рывка вперёд, то ему надо помочь. Приходите к нам, как вам удобно: лично, письмом, звонком, по электронке... Мы, редакция, вас об этом даже не просим. Мы настаиваем. Ведь все мы иркутяне, это наш город. И все мы хотим, чтобы Иркутск был местом, где хорошо и безопасно жить, где витает дух самобытности, чтобы он был красивым и современным, комфортным для проживания и перспективным городом, которым можно гордиться и не стыдно оставить детям и внукам".
"Ведомости органов местного самоуправления Иркутска" и "Иркутск официальный" продолжают традиции "Известий Иркутской городской Думы", а газета "Иркутск" — традиции газет "Сибирь" и "Восточное обозрение", издававшихся в XIX веке.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей