Новости

Жбанов, Константин Маркович

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Оглавление

Константин Маркович Жбанов (21 марта 1867, г. Иркутск, Российская империя – ?) — сын иркутского купца 1 гильдии М. А. Жбанова, надворный советник. Иркутский городской голова (22 октября 1910 – 1914). Гласный Иркутской городской думы (1898 – 23 января 1901, 12 февраля 1902 – 24 октября 1906, 7 января 1910 – 1913).

Сын купца, бывшего гласным Думы в 1870–1894 гг., надворный советник, православный. Наследник недвижимости, оставленной после смерти отца. Имел собственный дом на Большой улице.

В 1893 окончил медицинский факультет Московского университета. После окончания 1 ноября 1893 г. приказом министра внутренних дел направлен в Иркутск, где в 1893–1903 состоял городским санитарным врачом, которым был до 15 августа 1903 г. Как и отец, активно участвовал в общественной жизни города. С 1898 г. – член думских комиссий: училищной; о пользах и нуждах общественных; по рассмотрению обязательных постановлений думы; член городского санитарного совета. С 1902 г. – член думских комиссий: ревизионной; по размещению и содержанию больных и раненых. С 1906 г. – член комиссии по благоустройству Иркутного предместья. Дважды отказывался от звания гласного по собственному желанию. Состоял гласным иркутской городской думы в 1898–1906, был членом городского санитарного совета.

Выборы городского головы состоялись 22 января 1910 г. Жбанов набрал 34 голоса, а другой кандидат Б. Савицкий – лишь один голос. 3 мая 1910 г. он был утвержден в должности, однако вступить в нее смог только 12 октября 1910 г. из-за болезни – расширения сердца. Несколько месяцев он находился под наблюдением врача К.И. Русанова. С 1910 г. – председатель комиссии по постройке постоянного моста через Ангару, член комиссий: по устройству и выкупу водопровода у водопроводного товарищества; железнодорожной; по вопросу о ремонте Московских триумфальных ворот.

Был участником многих общественных организаций города: председатель общества сибирских охотников, почетный попечитель Кладищевского и Троицкого городских начальных училищ, член комитета иркутского общества земледельческих колоний и ремесленных приютов для несовершеннолетних и малолетних преступников.

В мае 1912 присутствовал в Москве на торжествах по случаю открытия памятника Александру III и возложил венок от Иркутска.

В феврале 1913 г. присутствовал в Санкт-Петербурге на юбилейных торжествах по случаю 300-летия дома Романовых. Член прогрессивной партии. С 1914 г. – концессионер Иркутско-Ленской железной дороги. Наследник недвижимости, оставленной после смерти отца. Имел собственный дом на Большой улице. Был награжден серебряной медалью на Станиславской ленте «за отлично усердную службу». Жена – православная крестьянка Тульской губернии Ольга Ефимовна, урожденная Давыдова. Детей не было.

Состав городской думы 1910–1913 гг. в своем большинстве если и не объединился, то в вопросах народного образования, оздоровления города и подачи медицинской помощи населению занимал единую позицию. За все время его деятельности не было случая, когда бы то или иное ассигнование, связанное с развитием школьного образования, было бы отклонено. Количество школ увеличилось с 13 в 1911 г. до 22 в 1913 г. Расходы города на образование стали занимать второе место в расходной смете. В 1912 г. училищной комиссией был составлен полный план школьной сети г. Иркутска, необходимый для получения субсидий и ссуд от министерства согласно законам 3 мая 1908 г. и 22 июня 1909 г. о введении всеобщего начального обучения. На основании этого плана Иркутское городское общественное управление предполагало ввести в г. Иркутске всеобщее начальное обучение при поддержке Министерства народного просвещения. Общий план осуществления всеобщего обучения в г. Иркутске был рассчитан на 10 лет, с 1913 по 1922 г., стоимость содержания и оборудования новых школ, по расчету комиссии, выражалась в сумме до 1 297 397 руб., в том числе 454 126 руб. 40 коп. из средств Министерства народного просвещения и 843 271 руб. должны были составить расходы города. Однако приступить к введению всеобщего обучения в г. Иркутске в 1913 г. оказалось невозможным из-за отсутствия средств.

В 1909 г. было сделано первое постановление об ассигновании 18 тыс. руб. на открытие медико-санитарного бюро, которое начало функционировать в 1910 г. Лишь с этого момента можно считать, что деятельность городской врачебно-санитарной организации стала на твердую почву. До этого врачебная организация города сводилась лишь к тому, что город имел у себя на службе одного-двух санитарных врачей, относительно слабую амбулаторную помощь и стационарное лечение в Ивано-Матренинской, Солдатской, Медведниковской и частью в Кузнецовской больницах.

Необходимо отметить, что городской голова К.М. Жбанов сам работал городским санитарным врачом, поэтому Дума под его руководством большое внимание уделяла санитарному состоянию города. Именно при нем в Иркутске появились общественные отхожие места. В течение года ни одно из торговых заведений города Иркутска, ни одно из производств или мест общественного пользования не миновали городского санитарного надзора. В 1911 г. было проведено обследование физического развития учащихся в народных школах Иркутска городскими санитарными врачами М.А. Блюменфельдом и Френкелем. Работы были проведены по программе, разработанной совместно с другими членами санитарной организации. Общее количество осмотренных школьников в 11 городских училищах составило 1 299 чел. Кроме этого, было осмотрено 113 чел. учащихся еврейской школы. Это были первые труды в области школьной санитарии и гигиены. Также был поднят вопрос о реорганизации больничного дела в Иркутске. При врачебно-санитарном совете была образована особая комиссия врачей, которая пришла к выводу, что при данных количества населения г. Иркутска, для правильной и успешной подачи стационарной помощи населению города необходимо иметь 625 больничных коек, в то время как теперь город располагал всего лишь 136-ю, т. е. недоставало 489 коек. Принимая население Иркутска в 125 тыс. человек, комиссия пришла к заключению, что для обеспечения населения больничной помощью необходима постройка новой соматической больницы на 360 коек. Стоимость этого сооружения с полным оборудованием, считая по 3 000 руб. на койку, обходилось в 1 080 000 руб.

Соответствующий доклад санитарного совета был передан в комиссию по благоустройствам и нуждам города, которая первоначально и приняла эту сумму при расчете предполагаемого в то время общего займа, но ввиду изменения плана займа и уменьшения его в пределах всего двух предприятий трамвая и рынка, комиссия вынуждена была исключить эту сумму и остановиться лишь на возможном расширении существующих больниц. Одной из основных санитарных задач города являлось устройство канализации и водопровода. Для устройства в городе канализации в 1911 г. была избрана особая исполнительная комиссия подготовительных работ в составе всех городских врачей, инженеров и некоторых гласных.

В ноябре 1912 г. в думе был заслушан разработанный доклад о займе. По расчету комиссии стоимость канализации первой очереди обошлась бы в 2 940 тыс. руб. Район, который должна была охватить канализация, ограничивался Иерусалимской горой, Ангарой и Ушаковкой. Комиссия выдвинула вопрос о необходимости сооружения водопровода, поскольку оба предприятия, как водопровод, так и канализация, – совершенно неразрывные, и сооружение первого дает толчок к сооружению второго.

Существовавший тогда водопровод обслуживал лишь частично нужды городских обывателей и не отвечал предъявляемым требованиям. Думой было принято решение возбудить перед Министерством внутренних дел ходатайство о разрешении городу Иркутску займа на устройство канализации и водопровода в сумме 5 490 000 руб.

В 1910 г. правительство решило соединить Сибирскую магистраль с Приленским краем железной дорогой и ассигновало 67 000 руб. на производство изысканий в направлении Тулун–Усть-Кут и другим предполагаемым вариантам. В ноябре 1910 г. в городской думе была образована специальная железнодорожная комиссия под председательством В.М. Посохина, которая приняла решение возбудить перед правительством через сибирских депутатов ходатайство о включении в работы инженеров от правительства по изысканию направления железной дороги от Сибирской магистрали на Лену варианта Иркутск–Жигалово. Это ходатайство было удовлетворено. Вначале думская комиссия сама собирала статистические сведения о районе планируемой железнодорожной линии через рассылку анкетных листков в Приленский край и опроса 70 торгово-промышленных предприятий в Иркутске. Летом 1911 г. по поручению думы была отправлена экспедиция под руководством И.И. Серебренникова для экономического обследования района проектируемой железной дороги Иркутск – Жигалово (Усть-Илга) – Бодайбо. После окончания экспедиции И.И. Серебренников не только сделал официальный доклад для членов комиссии Иркутской городской думы по вопросу о проведении железной дороги, но и в 1912 г. опубликовал «Записку об экономическом положении района железной дороги Иркутск – Жигалово (Усть-Илга), вероятном грузообороте этой железной дороги и о продолжении ее до г. Бодайбо».

В 1911 г. Дума приняла решение выделить для нужд будущей железнодорожной линии из г. Иркутска в Ленский бассейн необходимое количество земли до 120 000 кв. саж. на сумму приблизительно 200 000 руб. В 1912 г. Дума командировала в Санкт-Петербург К.М. Жбанова и В.М. Посохина, чтобы они в случае отказа министерства строить за счет казны ширококолейную дорогу Иркутск–Жигалово (Усть-Илга) смогли поддержать перед правительством предлагаемый комитетом учредителей узкоколейной железной дороги Иркутск–Жигалово (Усть-Илга) проект постройки концессионным путем узкоколейной подъездной железной дороги с правительственной гарантией. Тогда же Дума избрала особую депутацию с целью ходатайствовать перед генерал-губернатором, губернатором и командующим войсками округа о поддержании ими в правительственных сферах ленского железнодорожного варианта с отправным пунктом «Иркутск». Во время посещения различных комитетов Санкт-Петербурга Жбановым и Посохиным иркутский генерал-губернатор оказал поддержку перед министром финансов проекту другой железной дороги Иркутск–Верхоленск–Бодайбо. Кроме этого, оказалось, что строить необходимо ширококолейную железную дорогу, потому что правительство гарантий на узкоколейные дороги никогда не давало и относилось к ним неодобрительно. Записка И.И. Серебренникова признавалась всеми хорошим и солидным трудом, но она не захватывала всего нового варианта и была составлена не по той форме, которая была принята на тот момент в министерстве.

Вследствие этого было принято решение текст записки министру изменить и дополнить новыми данными, а само представление отложить до осени. Дума приняла решение ассигновать 12 000 руб. по смете 1912 г. на расходы, связанные с ходатайством о проведении Ленской ширококолейной железной дороги. Предполагалось выделить 5 000 руб. на постоянного представителя в Петербурге для защиты иркутского варианта в Комиссии о новых дорогах. Показателем важности вопроса проведения Ленской железной дороги через Иркутск являлся тот факт, что сам Жбанов стал в 1914 г. концессионером этой дороги.

В 1911 г. городская дума постановила возбудить ходатайство о снятии с города расходов на полицию и квартирное довольствие войск. В 1912 г. Жбанов лично передал ходатайство министру внутренних дел. Министр дал ответ, что аналогичное ходатайство Иркутским городским общественным управлением возбуждалось и ранее и согласно заключению министра финансов и иркутского генерал-губернатора Селиванова было признано не заслуживающим удовлетворения. Не усматривая во вновь возбужденном ходатайстве каких-либо новых данных и имея ввиду, что Иркутску наравне с другими городами империи в ближайшем будущем будет оказана значительная льгота в деле выполнения издержек на полицию, а именно на основании п. 2 отд. IX и отд. XI закона 5 декабря 1912 г. об улучшении земских и городских финансов, Иркутск с 1 января 1913 г. подлежал освобождению от половины расходов, которые он нес на содержание полиции, причем отношение этих издержек к бюджету города, не превышающее пяти процентов, понизилось до 2,5 процентов, министерство внутренних дел не нашло возможным признать настоящее ходатайство думцев также заслуживающим уважения.

В 1912 г. К.М. Жбанов был командирован Думой на торжества открытия памятника императору Александру III. По дороге в Петербург выяснилось, что торжества были отложены из-за смерти датского короля. Однако Иркутская городская дума не пожелала продлить полномочий городского головы и отозвала его в Иркутск. К.М. Жбанов поручил возложение венка московскому городскому голове и вернулся в Иркутск.

В пути в Петропавловске он получил телеграмму, что Дума постановила продлить его полномочия, но городской голова продолжил обратный путь: «Позволяя себе думать, что я не мальчик и не курьер, которого ежеминутно можно посылать то в ту, то в другую сторону, а городской голова, не представляя с какими глазами мог бы я прийти к тому же московскому голове и взять венок обратно, я решил продолжать путь, хотя было и обидно и неловко».

В начале января 1913 г. состоялось заседание думской комиссии по постройке постоянного моста через р. Ангару под председательством К.М. Жбанова. Комиссия пришла к заключению, что для удешевления строительства моста, наиболее соответствующего потребностям города, необходимо построить таковой против Троицкой улицы, параллельно существующему понтонному мосту, расположив его ниже по течению реки по продолжению виадука через железнодорожные пути станции Иркутск.

К 1913 г. Дума решила построить мост только для трамвайного, экипажного и пешеходного движения, а железнодорожное движение пока отменить. В связи с этим имеющийся у Думы проект инженеров А.А. Лушникова и Н.И. Крылова оказался не самым удачным. Железнодорожная комиссия приняла решение оплатить им 40 000 руб. за их ходатайства по утверждению министерствами попудного сбора и займа для постройки моста, а для проекта строительства моста объявить новый конкурс.

В начале 1913 г. городская дума в связи с переходом в ведение города пожарных команд постановила учредить при городской управе Пожарный совет. Совет составил инструкцию для Иркутской городской пожарной команды. 17 сентября 1913 г. К.М. Жбанов от лица городского управления в числе других представителей ВСОИРГО, иркутского генерал-губернатора, Биржевого комитета приветствовал в парадных комнатах вокзала известного путешественника и ученого Ф. Нансена, следовавшего проездом на Дальний Восток.

Это было одним из последних мероприятий К.М. Жбанова на посту городского головы. На выборах в Думу в декабре 1913 г. Жбанов набрал 244 голоса и стал кандидатом в гласные, однако отказался от участия в городском управлении. 17 гласных выдвинули его кандидатуру на пост городского головы. Она рассматривалась на заседании 4 февраля 1914 г., но и здесь Жбанов не дал своего согласия. 18 февраля его вновь выдвинули в городские головы 14 записками, и вновь последовал отказ. Всего в 1914 г. он председательствовал в 19 заседаниях думы. 1 июля 1914 г. в должность городского головы вступил И.М. Бобровский.

Литература

  1. Гаращенко А., Гаврилова Н., Колмаков Ю. Городские головы // Земля Иркутская. — 2001. — № 16. — С. 35.
  2. ГАИО. Ф. 70. Оп. 3. Д. 3448. Л. 15-18.
  3. Исцеленнов И.Ф. Всеобщее общедоступное, начальное образование. Иркутск: Паровая типолитография П. Макушина и В. Посохина, 1909. С. 10.
  4. Иркутская городская училищная комиссия. Доклад о введении в г. Иркутске всеобщего начального обучения. Иркутск: [Б.и.]. 1912.
  5. Вестник Иркутского городского общественного управления. 1913. №1. С. 15-18; № 2. С. 3, 5; № 3. С. 5-9; № 4. С. 1.
  6. Известия Иркутской городской думы. 1911. Т. 2. № 11-12. С. 252, 362; 1912. Т. 1. № 1-2. С. 70-79; Т. 1. № 3-4. С. 286; Т. 1. № 5-6. С. 610; Т. 1. № 7-8. С. 812, 815; Т. 2. № 11-12. С. 1173; Т. 2. № 19-20. С. 639; 1913. Т. 1. № 1. 2 янв. Приложение. С. 11-12; Т. 1. № 7-8. С. 381-382; Т. 1. № 9-10. С. 446.
  7. Гаврилова Н.И., Гаращенко А.Н., Колмаков Ю.П. Городские головы // Земля Иркутская. 2001. № 16. С. 35.
  8. Иркутская летопись 1661–1940 / Составитель Ю.П. Колмаков. Иркутск: Оттиск, 2004. С. 261, 265.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркутск. Историко-краеведческий словарь. - Иркутск, 2011 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 09 августа 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.