Иркутское авиационное училище, история

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

История военного училища в Иркутске уходит в далекий 1872 год. В то время российская военная мощь, которая держала в трепете всю Европу, на Дальнем Востоке была представлена совершенно незначительными силами. Через Сибирь тянулся бесконечный Московский тракт с редкими ямскими станциями, с многодневными перегонами от одного поселения к другому. Почта в Иркутск шла около полугода, а сообщение с Камчаткой занимало до полутора лет в один конец. Неудивительно, что офицеров, горевших желанием служить в этих краях, практически не было. Помимо чудовищной удаленности от Центральной России, службу в сибирских и дальневосточных землях осложняли суровый климат и очень тяжелый быт.

Иркутское юнкерское училище

Еще до прокладки Великого Сибирского пути правительство выбрало самый простой и мудрый способ решения проблемы: для службы в «диких краях» готовить офицеров из числа местных жителей, для которых служба здесь не воспринималась бы как каторга.

В 1872 году по инициативе генерал-губернатора Восточной Сибири и командующего войсками Восточно-Сибирского военного округа генерала от кавалерии Н.П. Синельникова было учреждено и 20 сентября 1874 года открыто Иркутское юнкерское училище. Это стало большим событием. Губернский город, управлявший Восточной Сибирью и Дальним Востоком, стал теперь еще и центром военного образования.

С самого основания училища его юнкера и офицеры активно включились в жизнь Иркутска. Они участвовали в обеспечении безопасности общественных мероприятий, помогали при ликвидации последствий стихийных бедствий. В летописи Иркутска сохранились строки о мужестве юнкеров, участвовавших в борьбе с пожаром летом 1879 года, когда Иркутск выгорел дотла.

В начале ХХ века выпускникам училища пришлось проявить свои профессиональные качества: новый век начинался новыми войнами. Первые георгиевские кресты были пожалованы выпускникам Иркутского училища за участие в китайском походе и Русско-японской войне. В годы Первой мировой войны войсковые командиры в своих письмах на имя начальника училища отмечали дисциплинированность, смелость, самоотверженность и неприхотливость воспитанников Иркутского военного училища. История сохранила имя выпускника 1903 года Николая Федоровича Компанейцева, ставшего одним из первых военных летчиков. В 1915 году за бесстрашные авиационные разведки Компанейцев был награжден именным георгиевским оружием.

До революции военное училище занимало здания на Троицкой улице и в Юнкерском переулке (ныне 5-й Армии и Ярослава Гашека). В 1910 году военным ведомством было принято решение о строительстве новых корпусов для военного училища и кадетского корпуса. Но юнкера никогда не учились в этих зданиях — просто не успели. Первые фундаменты зданий заложили в 1911 году, но основное строительство развернулось только в 1914-м. Начавшаяся мировая война мобилизовала со стройки квалифицированных работников. Им на смену пришли австрийские военнопленные и наемные китайские рабочие. Темпы работ резко упали. Тем не менее к 1918 году практически все здания были возведены, пришел черед кровельных и отделочных работ. Но - началась революция, стройка была заброшена.

Октябрьскую революцию училище встретило в штыки в прямом смысле этого слова. 8 декабря 1917 года юнкера выступили против большевиков и через неделю уличных боев принудили новую власть к созданию коалиционного губернского совета. Но уже на следующий день к красногвардейцам подошли подкрепления, и восстание юнкеров было подавлено.

Первый приход советской власти в Иркутск был недолгим: 11 июля 1918 года город заняли белые. Училище немедленно возобновило работу. В нем обучалось около 500 человек. Выпускниками того смутного времени были известный деятель Красной армии Семен Иванович Венцов-Кранц и литератор Владимир Яковлевич Зазубрин, один из основателей знаменитого литературного журнала «Сибирские огни».

Пятого января 1920 года белые покинули Иркутск. Часть юнкеров и преподавателей ушла вместе с отступавшей армией, другие, не пожелавшие продолжать войну против соотечественников, остались в городе. В Иркутске установилась советская власть. Сначала это были советы, куда входили меньшевики, эсеры, представители земства и крестьянства. Затем, 24 января, власть перешла к большевистскому ревкому. Главнейшей заботой новых властей была борьба с каппелевцами и разрозненными белогвардейскими отрядами. До училища не доходили руки, и оно осталось предоставленным самому себе. Последние документальные свидетельства о нем относятся к февралю 1920 года: юнкера признали советскую власть и добровольно взяли на себя охрану общественного порядка в городе.

Вскоре после того, как угроза возвращения белых миновала, военное училище в Иркутске было закрыто окончательно. Это произошло, судя по всему, весной или летом 1920 года.

ИВАТУ

Новая жизнь училища

Десять лет недостроенные казармы и корпуса простояли в абсолютном запустении. Местные жители унесли со стройки все, что можно было снять или оторвать. К концу 1920-х годов это был мрачный, грязный пустырь, каждое лето зараставший густым бурьяном.

В 1929 году в Иркутск прибыл председатель Реввоенсовета СССР, народный комиссар по военным и морским делам Климент Ефремович Ворошилов. Он осмотрел город, провел совещание с руководителями. И в частности, поднял вопрос о необходимости создания за Уралом центра подготовки кадров для авиации. Иркутск вполне годился для этой цели по своему географическому положению, да и заброшенные здания военного училища и кадетского корпуса как нельзя кстати подходили для решения новой задачи.

Соответствующие решения были приняты, и в начале января 1931 года весь комплекс вместе с территорией был передан Наркомату обороны для создания на этой базе первой на всей территории от Урала до Владивостока авиационно-технической школы.

Полковник Щелочилин, назначенный командовать Иркутской школой авиамехаников, получил звание генерал-майора лишь в мае 1954 года. За организацию подготовки авиационных специалистов в годы войны Иван Михайлович был награжден двумя орденами Красной Звезды (1944 и 1945), орденом Красного Знамени (1945). В 1950-м — орденом Ленина. Тогда награды давали не просто так, а генеральские погоны вручали лишь за заслуги, проявленные в должности, но не за саму должность.

Целых 18 лет он командовал училищем. За такой срок лейтенант может дорасти до полковника. При нем 10 января 1949 года школа авиамехаников вновь — на целых четверть века! — стала авиационно-техническим училищем, знаменитым ИВАТУ.

На эпоху Щелочилина пришелся переход на реактивную технику. Самолеты Ил-28, МиГ-15, Як-28 были освоены в кратчайшие сроки. Преподаватели и инструкторы ИВАТУ творили чудеса, устанавливая турбореактивные двигатели на старые поршневые самолеты: получались вполне надежные тренажеры. На таких «гибридах» обучали курсантов, причем так, что уже через неделю-другую после прибытия в часть иркутских лейтенантов допускали к самостоятельному обслуживанию полетов.

Пришедший в январе 1960 года на смену генералу Щелочилину Василий Макарович Грищенко (прежде бывший заместителем начальника) командовал ИВАТУ 10 лет. При нем продолжалась стабильная, кропотливая работа, со своей суровой сибирской спецификой подготовки кадров. Аэродромная практика курсантов — в самые лютые морозы. В увольнение — только через подтягивание на турнике. В караул — с полотенцем вместо шарфика... В 60-е окончательно выработался, оформился, отшлифовался тот уникальный иркутский стиль, почерк, по которому легко было отличить иватушника от выпускника любого другого училища.

«Грамотные, спортивные, пробивные офицеры. Командиры видели результаты работы техников и их добросовестное, хозяйское отношение к самолетам»; «Иркутяне — славные парни! От выпивки, правда, не отказывались. В жены красавиц себе выбирали, о семье заботились. На тяготы военной службы не роптали, командиров не обсуждали. Старшие по возрасту и опыту всегда помогали младшим в их становлении»

— так в форуме «Иватушники.ру» пишут выпускники тех лет.

Прорыв на высший уровень

В ноябре 1970 года училище возглавил Солтан Гетагазович Калицов. Фронтовик с огромным опытом службы «на бетонке» — это именно тот командир, который был нужен училищу для следующего шага вперед. Приняв лучшее техническое училище страны, генерал Калицов твердо вознамерился сделать его высшим.

Он сумел заразить этой смелой идеей подчиненных. Работа закипела. Нужно было доказать, что ИВАТУ сумеет готовить инженеров. Уже в 1973 году треть выпускников-техников получила дипломы с отличием. В 1974 году весь выпускной батальон курсантов добился звания отличного. Заметим, что натянуть оценку было невозможно: экзамены принимала государственная комиссия.

За большие заслуги в подготовке офицерских кадров для Вооруженных сил и в связи с 30-летием Победы в Великой Отечественной войне 30 апреля 1975 года ИВАТУ было награждено орденом Красной Звезды. В том же году училище получило статус высшего и стало называться ИВВАИУ. Новое название оказалось труднопроизносимым, и последующие три десятилетия жители Иркутска (да и сами сотрудники) называли училище по старинке — ИВАТУ.

Итак, в 1975-м состоялся первый набор будущих инженеров по эксплуатации самолетов и двигателей. С 1976 года началась подготовка инженеров по авиационному оборудованию. Конкурс на «вышку» был 4 человека на место! Сегодня, по прошествии почти 36 лет, можно сказать, что те первые наборы дали, пожалуй, самый большой процент руководителей инженерно-авиационной службы в полках и дивизиях ВВС и авиации флота, а также кандидатов и докторов наук, профессоров.

Последние отцы-генералы

Генерала Калицова курсанты называли папой, откровенно побаивались его, свято помня, что любая кривая короче прямой, проходящей мимо начальника. Папина «Волга» всегда появлялась там, где ее меньше всего ждали, а дать разгон провинившимся Солтан Гетагазович умел. Даже сейчас пятидесятилетние полковники хоть и с улыбкой, но внутренне поеживаясь вспоминают свои курсантские встречи с грозным генералом. Калицов командовал училищем 12 лет.

В 1982 году ИВВАИУ возглавил генерал Борис Иванович Рожков. При нем в училище стали проводиться крупные научные конференции ВВС. Разработки иркутских преподавателей рекомендовались другим авиационным вузам страны для внедрения.

В 1980-е училище традиционно привлекалось к крупным общегородским мероприятиям, среди которых вспоминается празднование в 1986 году 300-летия присвоения Иркутску статуса города. На стадионе «Труд» прошло показательное выступление физкультурников, напомнившее безукоризненной слаженностью еще не забытые сцены открытия Олимпиады-80 в Москве. В роли физкультурников выступали курсанты ИВВАИУ...

В 1987 году открылся факультет радиооборудования, в 1988-м — собственная адъюнктура. Мечта генерала Калицова об иркутской Жуковке приобретала зримые черты.

В 1991 году должность начальника ИВВАИУ принял Александр Григорьевич Барсуков. Он стал последним из славной плеяды отцов-командиров. На его долю пришлись непростые времена распада СССР, начало так называемого реформирования армии. Тем не менее под руководством генерала Барсукова было сделано очень многое. Открылся факультет авиационного вооружения, и училище встало в один ряд со знаменитыми инженерными вузами ВВС. Увеличился набор адъюнктов, начал действовать собственный диссертационный совет. Открылся авиационный лицей, фактически игравший роль кадетского корпуса при военном училище. Быстро строилось жилье для постоянного состава.

В смутные девяностые ИВВАИУ пришлось столкнуться со всеми проблемами нового времени: от наркомании, просочившейся в курсантскую среду, до рэкета. Но решимости командиров и запаса нравственного здоровья курсантов хватало, чтобы вовремя и выявлять, и безжалостно отсеивать дурное семя. Научившись защищать себя от «ветров перемен», училище вошло в третье тысячелетие на подъеме, на пике своей формы.

Первого апреля 2010 года Иркутское высшее военное авиационное ордена Красной Звезды училище окончательно прекратило свое существование и было официально расформировано.

Авиация в Иркутской области. Читайте в Иркипедии

  1. Авиационный транспорт в Сибири
  2. Зарождение гражданской авиации в Иркутской области
  3. Гражданская авиация в Иркутской области: история
  4. Иркутское отделение всероссийского аэроклуба
  5. Первый иркутский аэродром
  6. Иркутский гидропорт
  7. Первый полет над Усть-Ордой
  8. Кальвиц, Отто Артурович — пионер авиации Приангарья
  9. С камерой в историю. Аэродром // Берестенёв Р.Г. Фотообразы времени
  10. Баранов, Юрий Иванович — автор гимна дальней авиации
  11. Иркутский военный авиационный инженерный институт
  12. Авиаремонтный завод 403 гражданской авиации
  13. Аэропорт Иркутск: главные сведения
  14. Иркутск-Восточный (аэродром)
  15. Иркутск-Новый (аэропорт)

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Давыдов Андрей | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 23 ноября 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Загрузка...