Иркутское адмиралтейство — центр военного кораблестроения (сначала на реке Иде, позже — на Ангаре), основанный в XVIII. Включало в себя верфи, мастерские, склады для строительства, снаряжения и ремонта военных кораблей. Основано в 1754, упразднено в 1839.
Первые постоянные перевозочные суда – небольшой пакетбот и лодка – появились на Байкале в 1726. С 1735 байкальское судоходство было передано в ведение Адмиралтейц-коллегии. Для строительства судов в Иркутск были присланы ластовых судов мастера. Для обучения местных мореходов из казаков один из руководителей Камчатской экспедиции А. И. Чириков командировал в 1742 в Иркутск двух матросов и боцмана Трубицина, который управлял байкальскими судами до 1750.
В 1753 в связи с готовящейся «секретной» Нерчинской экспедицией по изучению верховий Амура встал вопрос о развитии судоходства на Байкале и в Забайкалье. 29 июня 1754 последовал указ об открытии в Иркутске особой адмиралтейской команды, в ведение которой передавались судоходство на озере и организация снабжения всем необходимым тихоокеанских портов.
Иркутское адмиралтейство существовало с 1754 по 1838. Первоначально оно размещалось на правом берегу р. Ушаковки недалеко от ее устья. В 1804 его перенесли на 1,5 версты выше по течению за мельницу купца Киселева. Здесь разместились жилые помещения, канцелярия, хозяйственные постройки. Место оказалось выбранным неудачно, постоянно заливалось водой. Уже в 1815 подняли вопрос о новом переносе. В 1824–1825 казармы и производственная база – канатный и прядильный заводы, кузница, смоловарня – были перемещены за Знаменский монастырь, где на берегу Ангары находился эллинг для строительства судов.
Адмиралтейское хозяйство было разнообразным. В его ведении находились пристани в Николе, на Лиственичном рейде, в Посольске.
Главной задачей иркутской команды, численность которой в начале XIX достигала 86 человек, считалось поддержание перевоза через Байкал казенного груза, почты, пассажиров, партий ссыльных.
С 1764 около Иркутска стали строить морские парусные суда – боты или, как их называли здесь, галиоты по чертежам и планам, разработанным в Петербурге. Они были с острым килем и несли морской такелаж. За весь период существования адмиралтейства на воду было спущено 15 таких судов. В условиях Байкала они были малоэффективны. П.С. Паллас в 1772 отмечал в своих записках, что «по узкому такому морю галиоты ходить не могут, а вместо того полезнее маленькие полугалеры или другие суда, чтобы на веслах ходить было можно». Не случайно поэтому значительную конкуренцию казенному судоходству составляли частные судовладельцы, которые на однопарусных плоскодонных дощаниках перевозили не только купеческую кладь, но и значительную часть казенного груза.
С развитием русско-китайской торговли и рыболовства частное судоходство все более сосредотачивается в руках крупнейших иркутских купцов Сибиряковых, Дудоровских, Шигаевых. Содержание казенных судов, морской команды и самого адмиралтейства доставляло казне одни убытки. Неоднократно предпринимались попытки передать казенные суда в частные руки, но желающих не находилось.
В 1836 капитан-лейтенант Васильев сделал представление генерал-губернатору Восточной Сибири Руперту о нецелесообразности дальнейшего существования морской команды в Иркутске. В ноябре 1839 адмиралтейство было упразднено, имущество его распродано, а команда переведена в Охотск. В городе был оставлен с небольшой группой капитан-лейтенант Трескин, которому и поручалось распорядиться имуществом адмиралтейства. Казенные суда-галиоты, покупателей на которые так и не нашлось, были брошены на байкальском берегу. В Иркутске же о существовании адмиралтейства напоминала с тех пор разве что «адмиралтейская» роща за Ушаковкой.
Среди начальников адмиралтейства было немало заслуженных моряков, опытных исследователей сибирского края – будущих адмиралов, участников многих морских сражений. В 1803–1812 А. возглавлял Д. И. Бабаев, с июля 1808 по декабрь 1809 иркутской морской командой временно управлял будущий декабрист В. И. Штейнгейль; в 1812–1815 – Л. А. Гагемейстер, участник трех кругосветных плаваний, главный правитель Русской Америки в 1818; в 1815–1822 – исследователь М. И. Кутыгин; в 1822–1823 – А. С. Валронт; в 1824–1829 – П. С. Лутковский; в 1830–1833 – Э. И. Стогов.
Иркутск. Историко-краеведческий словарь. 2011
Иркутское адмиралтейство возникло по трём причинам:
c увеличением российских политических и торговых интересов на Дальнем Востоке в начале царствования императора Александра I;
в связи с усилившейся колонизацией в Охотский край и Камчатку;
в связи с успехами в торговле Российско-Американской компании.
Исходя из этих обстоятельств, правительство нашло необходимым основать в Охотске военный и торговый порт, для чего в 1802 был командирован вице-адмирал Фомин Иван Константинович.
Устройство порта в пустынном месте было сопряжено с большими трудностями, и Фомин решил основать в Иркутске вспомогательный пункт, где происходила бы заготовка и сбор для порта всего нужного.
Иркутск являлся в то время почти единственным промышленным пунктом Восточной Сибири; здесь в 1803 на реке Иде было основано Иркутское адмиралтейство, хотя постройкой судов оно и не занималось. Здесь изготовлялись для Охотской флотилии канаты, кораблестроительные материалы, якоря, имелся прядильный завод, смоловарни, пеньковые магазины и пр.
Заведование адмиралтейством находилось в ведении флотского офицера, который являлся и начальником нескольких судов Байкальской флотилии, существовавших для перевозки почты, пассажиров и преследования местных пиратов, занимавшихся грабежом побережий. Адмиралтейство заготовляло все нужное для Охотска и доставляло по мере надобности сухопутным путем.
В 1824 адмиралтейство было перенесено на реку Ангару, более судоходную, и здесь для местных нужд было выстроено несколько речных судов для почтовой и транспортной службы. В 1839, когда Охотский порт развился, Иркутский порт был признан излишним и упразднен, Байкальская флотилия передана в ведение местного начальства.
Парусный Байкальский флот два века не уступал место пароходам. В 1660-х в верховьях реки Лены появился отряд казаков с промышленными и гулящими людьми под предводительством пятидесятника Курбата Иванова. В 1643 русские впервые вышли на берег Байкала. В то время по крутым волнам сибирского моря порхали легкие лодки бурят, сшитые из нерпичьей кожи. Казаки принялись за сооружение кораблей по русскому уставу. Вскоре от западного берега Байкала в районе Малого моря отчалили несколько шитиков (лодки больших размеров) и один коч (одномачтовое поморское судно с парусом). На еловой мачте взвился желтый парус, состеганный из кож изюбрей. Это был первый парус на Байкале. С этого началась для Байкала новая эпоха — эпоха летучих парусников.
Первый бот и маяк
Первый военный бот с парусом в 1738 на Байкале спустил мастер-корабельщик Козлов. Козлов оставался в распоряжении иркутского начальства до 1760 года и построил еще два бота.
Первый бот был построен по всем правилам мореходного кораблестроения и имел несколько парусов, позволявших лавировать под углом к ветру. Парусное вооружение казачьих шитиков состояло только из одного прямого паруса брифока, поэтому управлять ботами казаки не умели. На помощь им в 1742 предписанием свыше был командирован боцман Трубицин с двумя матросами из экипажа талантливого русского мореплавателя Алексея Чирикова. Боцман Трубицин командовал первым ботом и управлял Байкальской флотилией до 1750.
Далее события, связанные с казенным судоходством на Байкале, развивались довольно сложно. В 1754 последовал указ Сената о назначении в Иркутск особой адмиралтейской команды. Управление морской частью и навигационной школы было поручено штурману Михаилу Татаринову. Он осмотрел единственный бот на Байкале и, найдя его в плохом состоянии, донес об этом иркутскому губернатору, который по этому вопросу списался с тобольским губернатором, а тот — с Сибирским приказом. После этого Сибирский приказ предписал Иркутской канцелярии для плавания через Байкал сыскать два прочных судна.
Чтобы обезопасить плавание у берегов Посольского монастыря, был построен маяк у входа в залив Прорва. Это был бревенчатый конус высотой 9 метров с мостом наверху, где на земляной насыпи ночью жгли дрова. Огонь маяка виднелся на 15 верст и поддерживался двумя казаками. Однако к строительству судов еще не приступали. Об этом периоде директор Кяхтинской таможни Пятов писал:
"На Байкале никаких судов не было, кроме единственного малого бота, для чего купцы принуждены были переправлять свои товары на дощаниках, которые плавали по рекам, и то, ежели оные найдут, и от случившихся штормов теряли многие свои товары и принуждены были ждать долгое время".
Появление адмиралтейства
Только в 1763 в Иркутске подмастерье Попов и мастер Лапин заложили два бота длиной 50 футов (фут равен 30,48 см). Один из них назвали "Кузьма-святогородец", другой — "Борис и Глеб". Из Иркутска боты были приведены лошадьми на бичеве к Никольской пристани, находившейся на Ангаре в одной версте от ее истока. Здесь обычно зимовал парусный Байкальский флот. Судя по рисунку на карте Байкала выпуска 1806, эта пристань представляла собой неглубокий залив, защищенный от северо-западных ветров невысоким мысом и мощной крутолобой горой. Никаких специальных сооружений на рисунке не показано.
В 1765 штурман Татаринов с помощью ссыльных подготовил место для адмиралтейства, построил эллинги для судов и казармы для рабочих. Все строения находились в устье реки Ушаковки у Знаменского монастыря.
Лес для судов заготовляли в 13—20 верстах от города вниз по Ангаре и вверх по впадающей в нее Ушаковке. На лесозаготовках обычно работали вольнонаемные или казаки. К месту строительства лес вывозился несколькими десятками подвод из ближайшей деревни Куды и Иркутского конного полка.
Расходы на содержание
Постройка первых двух судов стала казне по 1200 рублей каждый, содержание адмиралтейств обходилось в 2100 рублей в год, ремонт ботов — в 200 рублей. Железо тогда стоило очень дорого, 1 рубль 90 копеек за пуд, и было привозным. Из-за дороговизны металла отслужившие суда обычно сжигали на железо. Когда осенью 1772 года бот "Св. Кузьма" был выброшен на восточный берег Байкала у Посольского монастыря и поврежден, с него собрали железа на 370 рублей 58 копеек. Говоря о судовом железе, нельзя не сказать и о том, что Байкал у Посольского берега частенько давал возможность собирать его в достаточном количестве с разбитых кораблей. Так, в 1879 бот "Адриан и Наталья" сорвало с якорей, выбросило на Посольскую каргу и закидало льдом. Там же выбросило на берег боты "Николай" и "Ермак". В том же районе затонул транспорт "Иркутск", построенный в 1833.
Трудности судовождения
Главной причиной гибели многих судов было то, что Адмиралтейств-коллегия не учитывала особенностей озера, его ветров и волн, давала предписания строить обычные морские боты. А между тем сибирское море, зажатое в центре материка горными цепями со снежными вершинами, лежащее между тайгой и монгольскими степями, рождало совсем не морские ровные ветры, катящие пологие длинные валы, а ветры резкие, порывистые, самого неожиданного направления, с крутыми и короткими волнами.
Нужны были суда с надежным простым парусным вооружением, которое позволяло бы быстро менять галс (курс судна относительно ветра), смотря по обстановке уменьшать площадь парусов или моментально убирать их совсем. Судно должно было иметь корпус небольших размеров, достаточно высокий и острый нос, а также киль под днищем, который препятствовал бы боковому дрейфу, уменьшал бортовую качку. Большинство же судов Байкала были плоскодонными, без киля.
Поэтому в 70-х годах XVIII века талантливый и деятельный штурман Татаринов, изучив озеро, представил в Санкт-Петербург чертежи двух судов специально для Байкала. Но они были признаны негодными. Вместо них Адмиралтейств-коллегия прислала два своих чертежа галиотов (парусных судов с двумя мачтами и водоизмещением 200—300 тонн) и одного палубного бота. Татаринов справедливо отмечал, что для Байкала такие суда слишком велики, так как предназначались для больших грузов и требовали многочисленной опытной команды. Здесь же была необходимость только в перевозке почты, курьеров, ссыльных и небольших партий казенного груза. Он предложил генерал-губернатору строить суда по его чертежам. Дело передали в Сенат, но ответа не последовало.
Известно, например, что частные дощаники с одним парусом переходили Байкал за 10—15 часов, а тяжелые боты с их сложной парусной оснасткой, надеясь на лавировку, выходили в море при любой погоде, но, бывало, по трое суток держали пассажиров в рейсе. Кроме того, не хватало штурманов, матросов, корабельных мастеров.
Императорский парусник
Всего со времени организации регулярного судоходства на Байкале до 1839 года было построено в Иркутске 23 больших парусных судна. Из них один швербот, 3 большие почтовые лодки, 1 дощаник, 1 шхойт, 1 пакетбот, 1 галиот, 4 транспорта и 11 ботов. Остались недостроенными два швербота. Судно "Посольск" было построено у Лиственничного зимовья. Самым маленьким детищем Иркутского адмиралтейства был открытый ботик "Бурят", а самым большим — построенный в 1826 транспорт "Ермак". Его длина составляла более 30 метров.
Управлявший адмиралтейством лейтенант Бабаев считал, что самый надежный корабль для Байкала — пакетбот. Такое судно было построено после окончания войны с Наполеоном и названо в честь победителя "Александр". Он был заложен в день коронации государя около каменных триумфальных ворот в Иркутске и 9 мая 1814 года с церемонией и пушечной пальбой спущен на воду только что освободившейся от льда Ангары. Это был самый красивый парусник на Байкале, он имел щегольскую отделку (одно оснащение стоило 6801 рубль) и удивлял иркутян совершенно новой конструкцией.
Неизвестно, много ли пришлось бороздить леденящие волны Байкала этому "щеголю", но просуществовал он долго — 13 лет, в то время как большинство судов ходили в среднем по 10. Самым же счастливым судном был бот "Адриан и Наталья". Он ходил больше всех — 14 лет. Не зря после крушения его переименовали в "Эверс", что значит "вечный".
Уничтожение флотилии
Последним казенным парусником на Байкале был транспорт "Иртыш", построенный в 1837. Наступало время уступить место пароходам. Эту мысль впервые высказал еще в 1823 инженер-полковник Розен. К тому же окрепли частные предприниматели, имевшие большие парусные лодки на Байкале, Ангаре, Селенге, способные поддерживать регулярное судоходство на озере.
В 1838 в Иркутск из Петербурга приехал капитан-лейтенант Васильев, которому было наказано "сообразить на месте, не встретится ли возможность уничтожить на Байкале военные суда". Васильев, подсчитав убытки по постройке и содержанию Байкальской флотилии, подал рапорт в Адмиралтейств-коллегию, откуда пришел указ продать оставшиеся суда частным лицам. Охотников на торги, однако, не нашлось, и в 1839 казенное судоходство на озере прекратили.
В целом же морские парусники Байкала, ходившие 200 лет по его крутым волнам, сыграли значительную роль в развитии края.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей