Иркутск в 1949 году

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Зима 1949-го года выдалась на редкость теплой. До возведения Иркутской ГЭС река Ангара в районе Иркутска по обыкновению замерзала. Но этот год оказался необычным.

Весна: запоздалый лёд и землетрясение

Ледообразование на верхнем участке Ангары от Усолья до Иркутска развивалось слабо. Обычно кромка льда на этом участке продвигалась за 17 дней. Самое медленное ледообразование наблюдалось в 1932 году — 30 дней. В 1949 году до иркутской пристани «Звездочка» ледообразование шло 41 день (до 20 февраля). Но уже на следующий день лед отступил назад на 300 метров ниже Ангарского моста, а 4 марта Ангара вскрылась до устья реки Ушаковки. В районе города Иркутска льда практически не было в течение всей зимы. Подобной задержки с ледоставом не наблюдалось здесь на протяжении 240 лет.

10 апреля в 20 часов 4 минуты 55 секунд местного времени в Иркутске отмечено землетрясение. Эпицентр находился в районе юга Байкала на расстоянии 70 км. Сила толчков достигала четырех баллов.

В ночь с 18 на 19 мая резко похолодало. Северо-западный ветер принес дождь и снег. В треугольнике Зима-Иркутск-Баяндай образовался сплошной зимний покров.

Темпы городского строительства

В 1949 году городским властям приходилось решать множество острых и безотлагательных проблем. Главным по-прежнему оставался жилищный вопрос. В то время в Иркутске насчитывалось 20 строительных управлений и трестов, главные из них — тресты «Иркутскстрой» и «Коммунстрой» с объемом работ по 10 млн. рублей в год каждый. Однако эти организации из года в год не выполняют планов по строительству жилья.

Так, трест «Иркутскстрой» строительную программу 1946 года выполнил на 85%, 1947 года — на 71%, а 1948 года — на 77%. Этот ведущий трест города, не располагающий необходимой материально-технической базой, не имеющий достаточного количества рабочих, вел работы более чем на 20 объектах и в том числе на 7 пусковых. План 1948 года был выполнен только по двум объектам. Основное же строительство велось индивидуальным методом: в 1949 году так было построено 470 домов.

Среди основных объектов строительства 1949 года следует упомянуть затянувшееся уже на несколько лет строительство жилого 28-и квартирного дома «для стахановцев и ИТР» на углу улиц Карла Маркса и 5-й Красноармейской (ныне — Богдана Хмельницкого). В конце марта дом пребывал еще в надоевших всем строительных лесах, все еще без крыши. К декабрю, наконец, леса убрали, смонтировали крышу и начали внутренние отделочные работы на третьем и четвертом этажах.

К августу завершено строительство трехэтажного жилого дома МГБ на 18 квартир по улице Карла Маркса (недалеко от Пролетарской). Еще один солидный административный корпус МГБ возводится по улице Колхозной (ныне — Чехова). Его фасад украсил портик с четырьмя колоннами. К ноябрю строители приступили к установке стропил для крыши.

Еще в прошлом, 1948 году, на улице Горького, № 8, в 13 метрах друг от друга стояли два одноэтажных дома. Ныне здесь возвышается красивое трехэтажное здание треста «Сибгеолнеруд» (архитектор Д.М. Гольштейн). Стены облицованы глазурованной плиткой. На портике — государственный герб СССР. Заканчивается отделка внутренних помещений.

На улице Карла Маркса приступили к строительству трехэтажного административно-жилого дома «Золоторазведки». К концу года завершены фундаментные работы.

Близок к началу эксплуатации комплекс филармонии на углу улиц Дзержинского и Ленина.

Продолжается строительство зданий Управления ВСЖД и Воссибугля.

Благоустройство города

В 1949 году городские власти планировали покрыть асфальтом 100 тыс. м² дорог и тротуаров. В том числе завершить асфальтирование улицы Красной Звезды (Сухэ-Батора), Ленина, Дзержинского, Карла Маркса, проездов возле завода им. Куйбышева, часть улицы Горького, Чкалова, 5-й Красноармейской. Планировалось полностью оградить Иерусалимское кладбище; продолжить строительство стадиона «Авангард», начать строительство стадиона «Локомотив», построить в Жилкино новый стадион «Пищевик»; разбить сквер на углу 1-й Советской и Депутатской, а также — площадь Декабристов.

В 1949 году в Иркутске появился первый после войны фонтан в садике напротив Управления ВСЖД.

До войны функционировал фонтан возле стадиона «Динамо» (а также летний бассейн). Ныне стадион пребывает в плачевном состоянии. Велотрек ветшает. Открытый бассейн разрушен. От душа остались одни столбы. На весь стадион — лишь восемь скамеек, два-три киоска с крайне ограниченным ассортиментом прохладительных напитков и кондитерских изделий. Прежде здесь было излюбленное место отдыха молодежи: множество клумб, на аллеях — скамейки, красивые беседки. Правда, совсем недавно здесь построили танцплощадку, огороженную по каким-то соображениям глухим забором.

Парк у стадиона пребывает в полнейшем запустении: со стороны реки Ушаковки сюда беспрепятственно заходит попастись домашний скот. Рядом расположена станция детской железной дороги «Солнечная». Здесь все чисто и аккуратно. Однако площадь, занимаемая станцией, очень мала. «Солнечная» отгорожена от стадиона высоким некрасивым забором. Юным пассажирам негде побегать, поиграть в ожидании поезда.

Новые улицы

В 1949 году присвоены наименования новым улицам: Чайковского, проезд Никитина, Офицерский переулок (Свердловский район), Саянский переулок — в Нагорном (Октябрьском) районе; улицы Дежнева, Вторая Кирпичная, Ватутина и переулок Лебедева — в Сталинском[1] районе; улицы Калинина, Мичурина, Инженерная, Авиационная, Первая и Вторая Планерные — в Ленинском районе.

За три года (1946-1948) построен береговой коллектор канализации, а также коллекторы по улицам Карла Маркса и Франк-Каменецкого.

Иркутск строится. Конечно, не столь интенсивно, как многие города центральных и западных районов СССР. Каждый новый кирпичный дом иркутяне встречали с радостью. Эти настроения горожан в какой-то мере отразил в стихотворении «Первый дом» Юрий Левитанский. Вот несколько строк:

Здания нет еще и в помине.
балки в осеннего цвета глине
только мечтают об этажах.
Архитектурная стройность линий
еще покоится в чертежах.
Здания нет.
Но к площадке строительной,
где вдохновением
камень всходит,
снова под вечер
походкой стремительной
зодчий в солдатской шинели приходит.
Здесь он простаивает часами,
шагом меряет мостовые.
Смотрят сочувствующими глазами
всё понимающие постовые.

Транспорт

Трамвай

В конце мая началось строительство вторых путей трамвая от вокзала до улицы Степана Разина, а также — от 1-й Советской до Центрального рынка. К началу 1950 года уложено 5 км рельсов. Общая длина маршрута достигла 10 км, связав четыре района города. По городу курсирует 14 трамваев. Большая часть парка скомплектована за счет поставок вагоностроителей Ленинграда.

В 1948 году ленинградцы подарили Иркутску 6 вагонов. В ответ на это иркутяне направили в город на Неве 10 вагонов высококачественной лиственницы.

В 1949 году рабочие Ленинградского первого вагоноремонтного завода отправили в Иркутск вторую партию из 4 трамвайных вагонов, украшенных надписью: «Трудящимся Иркутска от ленинградцев». Еще 4 вагона поступило из Челябинска.

С начала движения (3 августа 1947 года) до 1950 года иркутский трамвай перевез 11 млн. пассажиров.

Иркутское трамвайное депо освоило капитальный ремонт вагонов: 1 августа 1949 года в эксплуатацию пущен первый трамвай, отремонтированный собственными силами. Похоже, что иркутяне не очень-то берегли новый вид городского транспорта, так как современники часто жаловались на убогий внешний и внутренний вид вагонов, на постоянные нарушения расписания движения, на необорудованность остановок. Тем не менее, трамвай пришелся иркутянам по душе. Иркутские поэты посвящали ему стихи. Вот отрывок из стихотворения Анатолия Ольхона, которое так и называется: «Иркутский трамвай».

Горный ветер затих пред зарей.
Потускнело мерцание звезд.
Над хрустальной рекой Ангарой
В небо врезался каменный мост.
Как тунгусский натянутый лук,
Изогнувшись между берегов,
Он гранитный взметнул полукруг,
Чуть коснувшись опорных столбов.
Ранним часом, когда солнцевсход
Красит охрою облачный край,
Над разливом грохочущих вод
Появился первый трамвай.

Автобусный парк

В 1949 году городская автобаза № 2 получила два новых комфортабельных автобуса «ЗиС-154» на 60 мест и с мягкими сиденьями на 32 пассажира. Машины произвели подлинный фурор: за десять дней 38 тысяч человек опробовали новинку.

Но и автобусный транспорт вызывал нарекания иркутян. Люди жаловались на плохую организацию движения. На промежуточных остановках попасть в машину было чрезвычайно трудно. Как правило, автобусы проходили мимо остановок и не останавливались. Ждать на остановке приходилось до 50 минут и более. Кондукторы по отношению к пассажирам нередко вели себя грубо, часто обсчитывали. А некоторые районы города (например, предместье Рабочее) все еще не были связаны с центром города автобусным транспортом. Не было налажено автобусное движение из центра города в аэропорт. Сотни жителей вынуждены добираться туда пешком, отмеряя несколько километров по пыльным и неудобным дорогам.

Транспортные проблемы

Единственным массовым средством сообщения между центром города и Ленинским районом был пригородным железнодорожный поезд. Утром из Иркутска II до Иркутска пассажирского состав выходил в 7 и в 9-20, вечером – в 17-40 и в 19-40. С Иркутского вокзала до Иркутска II, в свою очередь, поезд отправлялся в 21-30 и в 1-00. Особенно сложно было попасть на утренний поезд в Иркутск: люди висели на подножках, взбирались на буфера и т.п.

По расписанию последний выезд городского трамвая осуществлялся в 23 часа 38 минут. Автобусы курсировали до 20 часов. При этом два автобуса ходили после 21 часа, и лишь одна — до 23 часов.

Такси

В 1949 году в городе появился новый вид транспорта: легковое такси. В начале лета Иркутск получил 5 новеньких «Побед» для этих целей. Местами стоянок были определены: угол улиц Литвинова и Карла Маркса, у Дома пилота на улице Горького, у железнодорожного вокзала, а также угол улиц Тимирязева и Колхозной (ныне — Чехова). Такси также можно было вызвать по телефону с 7 утра до часу ночи.

Речной транспорт

18 апреля на Ангаре открылась навигация. Сезон открыл пароход «М. Фрунзе». За ним отправились «XX-й МЮД» и «Улан-Батор». Целью назначения всех их была пристань Макарьево. Пароход «Баргузин», в свою очередь, перевозил иркутян с одного берега Ангары на другой.

Состояние дорог

Весьма непросто было добраться из Иркутска по тракту до поселка Лиственичное на озере Байкал. На отдельных участках 66-и километрового пути дорога была практически непроходимой. От села Щукина до поселка Пашки ежедневно от 15 до 20 машин простаивали по 3-4 часа.

Авиация

Основным авиационным средством транспорта в 1949 году был «Ил-12». Утром в 8 часов 45 минут машина вылетала из Иркутска и на следующие сутки в 14 часов 25 минут совершала посадку в Москве, находясь в воздухе 18 часов 10 минут. Воздушный перелет до Свердловска занимал 10 часов, до Омска – 8, до Новосибирска — 6, до Якутска — 7. С мая месяца самолет на Москву стал вылетать в 5 час. 45 минут утра с тем, чтобы уже в те же сутки быть в столице.

Торговля

Продукты питания

Городская торговля постепенно набирает размах, но дефицит являлся привычным и неотъемлемым злом повседневной жизни. Иркутский горисполком безуспешно пытается решить проблему административными мерами: установлен «ассортиментный минимум» для неспециализированных магазинов. Отныне в каждом магазине должно продаваться не менее 131 наименования продуктов, из них 20 мясопродуктов, 16 — рыбы, масел, сыров, 20 — кондитерских изделий. Вместе с тем в продаже не бывает сметаны, сливок, минеральной воды, очень мало пива и многих видов рыбных консервов. В городе работает свой дрожжевой завод, но как ни удивительно, дрожжи приобрести практически невозможно. На центральном рынке расположен единственный на весь город киоск от завода. Но он работает очень ограниченное время, только по вечерам, собирая вокруг многочасовые очереди.

С весны в городе стали продавать молоко, но крайне редко. На углу улиц Карла Маркса и 4-й Красноармейской (ныне – Киевской) открылся первый в городе специализированный молочный магазин. Но и здесь молоко бывает от случая к случаю. А вот новинка года – начался выпуск расфасованного масла по 300 граммов и эскимо в красочных этикетках.

С хлебом положение более-менее удовлетворительное: Иркутский хлебозавод выпускает до 30 наименований продукции.

Лоточная торговля в городе развита очень слабо: большинство лоточников сконцентрированы по улице Карла Маркса: от Красной Звезды до Пролетарской.

С товарами «ширпотреба» традиционно нелегко. Не стихают жалобы о том, что в магазинах города нет одежды для мальчиков, невозможно купить чемодан. Ни разу после войны не продавались топоры, нет детских резиновых мячей, лыж…

Мебель

Производством мебели в Иркутске заняты артели «Прогресс» и «Мебельстрой», а также фабрика Облмеспрома. Все они выпускают мебель в ограниченном количестве, очень низкого качества и высокой стоимости. В 1949 году освоен выпуск полумягких стульев и шифоньеров с зеркалами. «Мебельстрой» обещает выпустить за год 1700 стульев и 100 шифоньеров нового образца. Капля в море ненасыщенного спроса.

Искусство и образование

В городе всего одна нотариальная контора, а которую ежедневно обращается более 200 человек. Толпы людей часами простаивают в очереди. Весной развернулась политическая компания борьбы с «космополитизмом и формализмом» в литературе и искусстве. В марте в вузах города прошли партийные собрания о вредительской деятельности космополитов. Особой критике подверглись художники Жибинов и Лебединский.

524 выпускника школ получили аттестаты зрелости, среди них 16 золотых и 11 серебряных медалистов. Около 4000 учеников (12%) оставлены на второй год или на осень. Успеваемость достигла 87% – на 2 процентных пункта выше, чем в прошлом учебном году.

В кинотеатрах города шли «заграничные» фильмы: «Под чужим именем», «Жизнь Рембрандта», «Знакомые мелодии», «Грезы». В прокате появился новый цветной отечественный фильм «Мичурин». Особый успех снискала кинолента «Сталинградская битва», которая демонстрировалась с 9 по 27 мая: за первые 6 дней фильм посетило 35200 человек в кинотеатрах «Гигант» и «Художественный».

Спектакль иркутского драматурга П.Г. Маляревского «Канун грозы» рекомендован к постановке по всей стране, а его спектакли «Чудесный клад» с успехом идет в Москве, Ростове на Дону, Житомире, Горьком, Ленинграде, в Улан-Баторе. По сценарию этого спектакля в Москве снимается одноименный мультипликационный фильм.

В помещении ТЮЗа в июле месяце состоялась художественная фотовыставка «Город Иркутск», на которой представлено 90 снимков о старом Иркутске из фондов краеведческого музея, а также 170 работ Е.Е. Богдановского об Иркутске 1940-х годов.

В августе в салоне «Художник» впервые после революции организована выставка живописи и графики из частных собраний, на которой представлены работы Айвазовского, Бенуа, Корзухина, Левитана, Куинжи и других живописцев, всего – 156 произведений.

В сентябре в Иркутске прошла творческая конференция писателей области.

Закончена реставрация памятника на могиле писателя-историка А.П. Щапова, а также памятника Г.И. Шелехову и братской могилы борьцов революции на горе возле Иерусалимского кладбища.

21 декабря исполнилось 70 лет «Отцу всех народов». Иркутский телеграф передал в эти дни на имя И.В. Сталина 1,5 тысяч телеграмм. А всего за год иркутяне отправили и получили 14.275.800 писем, 527.400 телеграмм и 297.200 посылок.

Мы попрощаемся с Иркутском 1949 года строками из стихотворения И. Молчанова-Сибирского: «Утро». Вот какие «моментальные снимки» удалось сделать нашему земляку:

Равняясь в шеренги строятся
Дома. Возле них тополя.
Асфальтом горячим кроется
На улицах земля…
Еще по привычке сутулится
Самый старый дом…
Бежит по зеленой улице
Трамвай в холодке голубом.
Стоит, ухмыляясь в бороду,
Наш кедр ста шестнадцати лет…
По небу к старому городу
Проходит и тает след.

В этом стихотворении заключены две маленькие загадки. Первая: что это за «сутулый и самый старый дом Иркутска»? И вторая: что ныне известно о «кедре ста шестнадцати лет»? Теперь ему должно быть под сто семьдесят. Жив ли еще «наш бородач»?

Примечания

  1. С 1961 года — Кировский район.

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Селищев Александр | Источник(и): Восточно-Сибирская правда, газета | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркутск | Библиотека по теме "История"